Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf
Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 281
Скачиваний: 5
- развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности детей и воспитывать уважение к работе народных мастеров.
Предшествующая работа:
- рассматривание дымковских игрушек и беседа о них;
- рассматривание альбома «Дымковские игрушки»;
- рисование элементов дымковского узора;
- составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются дымковские игрушки;
- разучивание стихотворений.
Материал:
- картина зимнего пейзажа (старинные избы, из труб идет дым, деревья в зимнем наряде);
- дымковские игрушки (индюк, барыня, птичка, конек).
Для каждого ребенка:
- игрушка – птичка, вылепленная из соленого теста;
- гуашь;
- тычки;
- салфетки.
Методические приемы:
- показ и объяснение воспитателя;
- игровая мотивация;
- музыкальное сопровождение;
- напоминание о технике рисования;
- наблюдение за работой детей;
- индивидуальные объяснения;
- анализ работы воспитателем и детьми.
Музыкальное сопровождение: аудиозапись русских народных мелодий.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать? Вот и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие! А в путешествие мы с вами отправимся на ковре-самолете. (Воспитатель расстилает ковер).
Воспитатель: А куда отправимся – это вы отгадаете сами. Будет для вас загадка.
Воспитатель: Усаживайтесь на ковер поудобнее, крепко возьмитесь за руки и закройте глаза. Итак, наше удивительное путешествие начинается! (Звучит музыка, дети сидят на ковре с закрытыми глазами, а воспитатель быстро переодевается в костюм дымковской барыни).
Входит воспитатель в костюме дымковской барыни.
Воспитатель: Здравствуйте, дети! А теперь посмотрите на меня и вокруг, и догадайтесь, куда вы попали?!
Воспитатель: А попали мы в село Дымково!
(На экране появляется картина села Дымково).
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Воспитатель: А сейчас ребята, я вас приглашаю в мини – музей дымковской игрушки (Снимаю полотно со шкафа).
Есть на Вятке слобода
Зовется Дымково она.
Там на ярмарке весной
Ждут игрушки нас с тобой.
Барыни и мужики,
Поросята, индюки.
Ярко все наряжены,
Пестро разукрашены.
Любит их и стар и млад,
Каждый тем игрушкам рад!
Воспитатель: Посмотрите, Индюк!
ИНДЮК
Вот Индюк нарядный!
Весь такой он ладный!
Всех нарядом удивил,
Крылья важно распустил!
***
БАРЫНЯ
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
***
КОНЬ
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
***
ПТИЧКА
С виду, птичка – невеличка.
Только птичка не порхает –
В небеса не улетает.
Красотою удивляет!
Воспитатель: И по сей день дымковская игрушка продолжает удивлять нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерам.
Также можно отметить, что педагогами МДОБУ д/с №44 в работе с старшими дошкольниками была использована тематика праздничного календаря, потому что в народных (календарных) праздниках воплощены общечеловеческие ценности, история и поэзия, творчество. Организуя проведение народных (календарных) праздников учитывали то, что народный праздник – это проявление всех форм культуры и творчества коллектива, начиная от норм поведения и заканчивая демонстрацией нарядов и обрядов.
Необходимость проведения вышеперечисленных мероприятий по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством существует, так как мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта, игрушек и т.д. У ребят мало возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д. Поэтому перед воспитателями стояла цель, подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки и работы с кистью, познакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента [31].
Важным направлением всей работы, обеспечивающей эффективное развитие творческих способностей дошкольников, педагоги считают интеграцию.
Под этим термином следует понимать более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей.
Такая связь обеспечивает более глубокое и разностороннее познание предметов и явлений действительности, формирование ассоциаций и их активизацию в процессе творчества в разнообразных формах изобразительной деятельности.
Интеграция разных видов деятельности для развития творческих способностей объясняется возможностью образно передавать объекты и явления действительности в разных видах декоративно-прикладного искусства, с использованием специфичных средств изображения и выражения [31].
Исходя из вышесказанного, воспитатели МДОБУ д/с №44 сгруппировали разные виды народного декоративно-прикладного искусства в своеобразные циклы содержательной работы с детьми. Выбирали такое содержание, которое интересно детям, вызывает у них положительное эмоциональное отношение, позволяет проявлять воображение, фантазию, вызывает творческую активность. Интеграция позволяла им варьировать формы работы с детьми (свободная самостоятельная деятельность, прогулка, кружковые, студийные и др.) и методы организации работы (вся группа, подгруппы, индивидуально). Используя интегративный подход в развитии творческих способностей у детей средствами народного декоративно-прикладного искусства, создало им возможности: для расширения ассоциативных связей; для творческого осмысления темы; для наиболее полного ее отражения с помощью средств выразительности специфичных для проявления творчества; обеспечило глубокое познание и эмоциональное переживание ребенком созданных образов. На протяжении всей работы по развитию творческих способностей у детей осуществлялось педагогическое взаимодействие с родителями воспитанников. Учитывая, что современные родители грамотны, информированы, но вместе с тем очень заняты, возникла необходимость в поиске новых продуктивных форм взаимодействия с родителями.
Под включением родителей в деятельность по развитию творческих способностей детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством педагоги понимали их участие в: собраниях, мастер-классах, досугах и т.д. В Таблице 1 представлены некоторые формы организации работы с родителями по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством.
Взаимодействие педагогов детского сада с родителями по проблеме развития творческих способностей у детей средствами ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством изменило установки родителей; помогло сконцентрировать внимание на самих детях, усилило чувство удовлетворения процессом воспитания и обучения детей.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством, позволяют сделать выводы о позитивных результатах развития творческих способностей детей. У ребят появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, стали проявлять инициативу и творчество. Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной аттестационной работе мы рассмотрели теоретические аспекты эстетического воспитания. В работе было рассмотрено понятие и критерии эстетического воспитания, декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания, методы и формы эстетического воспитания.
Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса.
Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка. Его поступки, трудовая деятельность, отношения с людьми в общественной и личной жизни, его отношение к своей одежде и внешнему виду - все это очевидные и убедительные свидетельства степени эстетической воспитанности человека.
Также мы определили важность декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании ребенка. В исследовании подробно раскрыты методы и формы ознакомления дошкольников как с декоративно-прикладным искусством, так и с искусством вообще. Эти методы помогут выстроить работу по эстетическому воспитанию дошкольников.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать ввод о том, что знакомство детей старшего дошкольного возраста с предметами народного творчества и декоративная лепка оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества. Характер народного искусства, его эмоциональность, декоративность, разнообразие — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка в целом.
Творчество народных мастеров не только воспитывает у ребят эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой.
Дети постепенно начинают уважать и любить это искусство, разбираться в его пластике, орнаменте, цветовых сочетаниях, в разнообразии форм и образов.
Игрушки всех народных промыслов различаются по стилю и манере исполнения, и со временем ребенок начинает отличать игрушки одного промысла от другого, выделять характерные особенности, причём делает это он самостоятельно. И уже в старшей и подготовительной группе у детей под влиянием обучения появляется желание самим сделать игрушки по образцу тех, которые им показывали на занятиях.
Таким образом, народные игрушки стимулируют детей к самостоятельным действиям. Знания, полученные в процессе занятий и игр с предметами народного творчества, расширяют возможности самостоятельной деятельности детей в области декоративной лепки.
В процессе работы мы раскрыли понятие эстетического воспитания, формы и методы эстетического воспитания старших дошкольников средствами ДПИ, изучили педагогический опыт по эстетическому воспитанию, раскрыли понятие и классификацию ДПИ, тем самым цель – изучить и проанализировать теоретический материал по теме, была достигнута.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Астахова Т.В. Категории и отрасли дошкольной педагогики // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2013 .— №5 .— С. 50-51.
- Бутенко Н.В. Педагогическая технология как эффективный механизм художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста // Междунар. журн. эксперимент. образования. – 2013. – № 11 – С. 265-267.
- Безрукова Е. В. Инновационные технологии как одно из слагаемых художественно-эстетического воспитания дошкольников // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» . – 2014. - 25 мая. – Загл. С экрана. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/550594/.
- Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 272 с.
- Белова Е. В. Программа "Радость творчества": художественно-эстетическое развитие детей разных возрастных групп // Воспитатель дошк. образоват. учреждения. - 2012. - № 11. - С. 6-18.
- Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников: учебник. – М. : Феникс, 2011. - 448 c.
- Волошина Л. Н. Современные тенденции и проблемы развития системы дошкольного образования // Психолого-пед. поиск. - 2012. - № 23. - С. 73-78.
- Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 380 с.
- Галянт И. Г. Художественно-творческое воспитание детей дошкольного возраста в условиях интеграции образовательного процесса: монография / М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. бюджетное образоват. учреждение высш. проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т". – Челябинск. : Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2012. - 167 с.
- Головко-Витанис О. В. Реализация успешности дошкольников средствами художественно - эстетического воспитания // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. - 2011. - № 7. - С. 77-83.
- Гуревич Л.М. Программа развития и воспитания детей в детском саду: учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2012. – 200с.
- Гончарова О. В. Пути и средства художественно-эстетического развития ребенка в дошкольном детстве // Грани познания : электрон. науч.-образоват. журн. - 2014. - № 3 (8). - С. 3-5.
- Доева Д. К. Педагогические условия художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольников на современном этапе // Науч. проблемы гуманитар. исслед. - 2011. - № 8. - С. 114-120.
- Дошколенок.ru: сайт для воспитателей дет. сада. – 2015. - Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/.
- Дошкольная педагогика: архив журн. – 2015. – Режим доступа: http://www.doshped.ru/archive/.
- Дошкольное воспитание: архив журн. – 2015. – Режим доступа: http://dovosp.ru/shop/magazine_preschool_education.
- Дошкольное образование: архив журн. – 2015. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/.
- Ермолаева Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа; Детство-Пресс - Москва, 2011. - 160 c.
- Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд // Дошкольное воспитание: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 72-76.
- Зырянова Р.С. Развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства // Актуальные проблемы развития и образования личности: сб. науч. тр. : в 2 ч. / Новокузнец. гос. пед. ин-т. - Новокузнецк: НГПИ, 2011. - С. 39-46.
- Зырянова С.М. Формирование представлений о художественном образе у детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. - Шадрин. гос. пед. ин-т. - Шадринск: Исеть, 2010. – 135 с.
- Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания / [С. Н. Теплюк и др.] ; Под ред. Н. В. Микляевой. – М. : Творческий центр Сфера, 2013. - 127 с.
- Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12-25.
- Кутергина Н.В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС // Актуальные проблемы современного дошкольного и начального образования, перспективы его развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Оренбург, 30 марта - 2 апр. 2013 г.). - Оренбург, 2013. - С. 78-84.
- Киселева С.Л. Ребенок–дошкольник: инновационный подход к развитию воображения в изодеятельности // Вестн. Моск. ун–та МВД России. – 2014. – № 2. – С. 12–14.
- Коротаева, Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
- Лебедева Л.А. особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте // Материалы VII Междунар. студенческой электронная науч. конф. «Студенческий научный форум» . – 2015. - 14 апреля. – Загл. С экрана. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/1348/7542.
- Лебедева С.А. Проблемы и пути развития дошкольного образования // Науч. поиск. - 2012. - № 3. - С. 6-10.
- Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
- Никитина, С.В. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика: журнал . - 2013 . - №3 . - С. 12-13.
- Павловская Л.С. Художественно–эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС (из опыта работы) // Наука и образование: новое время. – 2015. - 11 марта. – Загл. С экрана. – Режим доступа: http://articulus-info.ru/assets/docs/ej_5_2014/5_2014_Pavlovskaya%20L.S..pdf.
- Пантелеева Н.Г. Художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях : V Междунар. науч.-практ. конф., 3-4 апр. 2012 г. - М. ; Пушкино, 2012. - С. 184-188.
- Радынова О.П. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве: метод. рекомендации. - М. : Дрофа, 2014. - 382 с.