Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 282

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование эстетического вкуса - проблема не только эстетическая, поэтому проблему рассмотрения категории эстетического вкуса исследовали философы: Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.А. Разумный, С.Л. Рубинштейн, А.С. Молчанова, Б.Г. Ананьев и другие; педагоги: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Как отмечают исследования данных ученых, это проблема эстетического воспитания в целом.

Отметим, что Кант утверждал, что эстетический вкус - это явление не только индивидуальное, но и по своей природе общественное. Эта природа и есть постоянный источник не утихающих споров об эстетических вкусах: симпатиях и антипатиях, тяги к одним явлениям и предметам, при полном равнодушии или даже неприязни к другим. Споры об эстетических вкусах никогда не исчезнут, ибо весьма устойчива индивидуальность, субъективность любых вкусов, а тем более, эстетических. Острота не утихающих и горячих споров отражает тот идеологический аспект, который всегда в той или иной форме выражается в эстетических вкусах. Эта острота определяется и тем, что сфера эстетического всегда задевает людей «за живое», порождая глубокие переживания [26, с.120].

Установлению связи между эстетическим вкусом и категориями (эстетический идеал, эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическое восприятие, эстетическая оценка) большое внимание уделяли философы-материалисты. Вопреки идеалистам, считающим эстетический вкус либо врожденной, либо чисто субъективной интуитивной способностью личности, марксистская эстетика рассматривает эстетический вкус исторически, как продукт общественных отношений, созидательной деятельности людей. «Эстетический вкус представляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального» [26, с.121].

Опосредованно эстетический вкус воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. «Только вкус, - отмечал Ф.Шиллер, - вносит гармонию в общество, так как он создает гармонию в индивиде. Все другие формы представления разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа. Именно через эту гармонию эстетический вкус раскрепощает чувственные и умственные силы человека, действительное проявление которых осуществляется в творчестве.

Таким образом, эстетическое - это лишь категория, через которую личность наполняется внутренним содержанием и проявляется во всем своем многообразии. Для нас эстетический вкус, как одна из категорий эстетического, - это проблема педагогического воздействия на личность, и как результат этого воздействия - развитие личности, которая решается индивидуально через аспекты воспитательной деятельности со стороны образовательного процесса [14, с. 116].


С точки зрения педагогики под категорией нами понимается форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемого процесса формирования эстетического вкуса. Тогда, строя свое утверждение, исходя из исследований И.А. Колесниковой и В.Н. Сагатовского, мы рассматриваем эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое восприятие, эстетическую потребность и эстетическую оценку как педагогические категории. В исследованиях В.Н. Сагатовского и И.А. Колесниковой подчеркивается, что «педагогическое понятие может претендовать на название категории при условии, если оно обладает такими характеристиками, как: универсальность, то есть возможность соотнесения с разными смысловыми контекстами; мировоззренческая значимость; способность выполнять методическую функцию по отношению к данной области знания». В ходе исследования нами будут раскрыты характеристики эстетического вкуса, которые и подтвердят принадлежность к понятию категория.

Чрезвычайно широко эстетический вкус проявляется в процессе эстетического восприятия и деятельности. Об этом пишут Л. Н. Коган, Е. П. Крупник, Ю.А. Лукин, И.Л. Маца, А.С. Молчанова, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Л. Н. Столович. Критерием хорошего или дурного вкуса, как верно отмечает Л.Н. Столович, выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или несоответствие её с этой ценностью [14, с.116].

Чем большую возможность предоставляют мировоззренческая позиция человека, его эстетический опыт, его индивидуальное развитие для того, чтобы эстетически вкусовая оценка могла основываться на правильном отражении эстетического объекта, тем полнее в субъективном выражается объективное. А значит, и более высоким, истинным и прогрессивным является эстетический вкус.

Эстетический вкус - это способность чувствования, понимания и оценки эстетических явлений. Он есть диалектическое единство и взаимодействие разума и чувств, опирающееся на определенные представления об искусстве и мире, исходящее из соответствующего общественно - эстетического идеала. Значит, чем более верны эти представления, тем вернее и объективнее вытекающие из них приговоры вкуса [40, с.30].

Отмечаем, что воспитательная деятельность существует в процессе педагогической деятельности образовательного процесса, значит, эстетический вкус будет формироваться в процессе образовательной деятельности. Понятие «образовательная деятельность» мы рассматриваем как педагогическую категорию, которая будет так же обладать такими характеристиками, как: универсальность, мировоззренческая значимость; способность выполнять методическую функцию по отношению к области эстетического воспитания.


Итак, сознание соотносится с мировоззрением людей и существует в русле педагогических категорий, которые охватывают как наиболее общие понятия эстетического в жизни и искусстве, так и саму область эстетического сознания. Нас интересует, как те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека, ведь «формирование эстетического вкуса - одна из задач эстетического воспитания» [40, с.30].

Отсюда следует, что все эстетические категории, которые мы рассмотрели как педагогические категории, оказывают существенное влияние на духовное развитие каждой личности, и их развитие будет зависеть от того, как осуществлять образовательный процесс эстетической деятельности и на что этот процесс направить.

Раздельное толкование категорий есть операция чисто умозрительная, необходимая для облегчения понимания сути интересующих нас явлений. При всем этом нельзя забывать, что есть такие категории педагогики, которые для эстетического образования и воспитания имеют первостепенное, особенно действенное значение. Таковой категорией является эстетический вкус, как эстетическая оценка, определяющая действенные задачи эстетического воспитания.

Принимая за основу выводы И.А. Колесниковой и В.Н. Сагатовского о категориях, все категории эстетического сознания нами будут рассматриваться как необходимые педагогические категории, раскрывающие внутренние, существенные стороны процесса формирования эстетического вкуса.

Эстетические чувства выражают способность личности к эстетическому восприятию и изменению мира. Эстетическая потребность есть шаг к реализации этой способности, она понимается как потребность в определении эстетического наслаждения, как осознание необходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношении с другими людьми, художественного творчества с целью получения эстетической радости, эстетического удовлетворения [49, с.45].

Учеными установлено, что на развитие процесса эстетического восприятия существенное влияние оказывает широта кругозора и мировоззрение человека, но также и специальная подготовка, предваряющая знакомство человека с тем или иным эстетическим явлением, умение чувствовать, осознавать и осваивать красоту. Эти возможности раскрывает категория - эстетическое чувство, раскрытию которой посвящены работы Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Б.Г. Ананьева, Ю.Б. Борева, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова, П.М. Якобсона и других.


Русский демократ В.Г. Белинский отводил чувствам особую роль. Без них, считал он, идеи холодны, они светят, а не греют, лишены жизненности и энергии, не способны перейти в дело. В.Г. Белинский ценит не вообще чувства людей, а только деятельное чувство. Только те люди имеют общественную ценность, у кого чувства связаны с делом.

Эстетическое чувство - это непосредственно эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех её видах, включая художественное творчество. Суть такого переживания - эмоционально- духовная и одновременно познавательная. «Эстетически эмоциональная реакция предполагает определенную гармонию чувств и мыслей субъекта. В процессе эстетического отражения эмоции через переживания перерастают в эстетическое чувство» [49, с.45].

Таким образом, эстетическое чувство связано с переживанием, эмоциями (радостью, печалью, восторгом, удивлением, страхом, восхищением); следовательно, в нем наряду с объективным содержанием получают выражение субъективное отношение человека к миру, в решающей степени определяемое его общественной практикой. Значит, эстетическое чувство - продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания, что очень важно в определении подходов к пробуждению эстетического чувства учащихся [49, с.45].

Итак, все категории эстетического сознания нами рассмотрены как необходимые педагогические категории, раскрывающие внутренние, существенные стороны процесса формирования эстетического вкуса в образовательном процессе. Эстетический вкус - это обязательная составная часть эстетического сознания, которая в свою очередь является частью процесса эстетического воспитания.

Нужно отметить, что научная основа эстетического воспитания за последнее время развивается очень интенсивно (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Н.А. Дмитриева, А.К. Дремов, А.Я. Зись, Л.Ф. Каптерев, Е.В. Квятковский, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев, И. А. Масеев, А. Натеев, Б.М. В.А. Разумный, В.А. Стоюнин, Б.В. Сафронов и другие). К вопросу по эстетическому воспитанию в школе обращаемся к исследованиям Е.В. Квятковского, В.Д. Остроменского, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта и др.; в начальной школе Е.С. Ковалевой, Н.И. Фатеевой, Ш.А. Амогашвили и др.; в семье Л.Т. Бабий, Л.Ф. Спирина, П. М. Якобсона и др.. О связи эстетического воспитания и искусства - М.М. Бахтина, Б.А. Бекач, И.Ф. Гончарова, Ю.У.Фохт-Бабушкина и другие.

Известно, что в процессе формирования эстетического вкуса вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к ним. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, которые выражают свободное развитие человека, то функции эстетического воспитания (формирование эстетическо-ценностной ориентации и развитие эстетико-творческих способностей) гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера.


Эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. В работах Б.В. Сафронова, И.А. Масеева цели и задачи эстетического воспитания состоят в формировании активной творческой личности, стремящихся к созданию прекрасного во всех сферах жизни - к свершению возвышенных дел и героических поступков, к созданию красивых вещей и высокохудожественных произведений искусства. Эти цели и задачи будут распространяться и на процесс формирования эстетического вкуса, как части эстетического воспитания [49, с.46].

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие, очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной гармонически развитой и творчески активной личности. Воспитание эстетического вкуса в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства. Итак, мы полагаем, что произведения искусства формируют и развивают эстетический вкус в целом. Искусство пробуждает и развивает понимание эстетических ценностей в человеческой жизни, любовь к природе. Оно является существенным фактором развития эстетического вкуса, как факта эстетического сознания, как стимулятора общественной практики [45, с.86].

1.2. Художественно-эстетическое воспитание

в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ)

В настоящее время в образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству [46, с.12].