Файл: Формирование эстетических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с народными промыслами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 288

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

В старшем дошкольном возрасте дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме (синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.). Они способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонкий узор снежинок, кружева.

В старшем дошкольном возрасте детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

Таким образом, используя разнообразные методы и формы работы с детьми с декоративно-прикладным искусством позволяют развивать в детях умения декоративно работать с цветом, создавать изделия из глины, добиваться лаконичными средствами остроты пластического решения, обогащать графическую выразительность детских работ.

Вся работа с детьми старшего дошкольного возраста проводится в трех направлениях:

1. Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

2. Обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

3. Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.


Формы организации работы с детьми:

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

- один подлинный предмет (например, дымковский конь);

- предметы одного вида (дымковские игрушки);

- предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

- сравнение двух-трех видов [22, с.13].

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию.

- создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям;

- сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа;

- использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета;

- упражнения в начале занятия с детьми 5-7 лет при изображении новых элементов или сложных после их рассматривания. Впоследствии листок для упражнений дети используют по желанию, если у них появляется в этом потребность;

- показ способов изображения новых элементов для детей 4-5 лет и наиболее сложных для детей 5-7 лет;

- использование фланелеграфа для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения;

- проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...").

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков. Детям старшего дошкольного возраста предлагается сравнить два изделия декоративно-прикладного искусства. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, используем его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей.


При знакомстве детей с декоративно-прикладным искусством необходимо использовать в своей работе богатый зрительный ряд. Это в первую очередь подлинные предметы народного искусства. Организованные выставки интересны своим разнообразием. Это и выставка самоваров, хохломы, гжели, дымковской игрушки, матрешки, шкатулок. Эти выставки интересны и детям, и их родителям, и педагогам. В работе с детьми и взрослыми нужно добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активно включались в работу.

Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Детей воспитывает все, и прежде всего, то, что их окружает. Начинать нужно постепенно. Подобрать познавательную литературу о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучение их росписи. Использование средств декоративно-прикладного искусства в воспитательном процессе дает возможность познакомить старших дошкольников с народными традициями, вызвать у них чувство гордости за русский народ, воспитать у детей уважение к традициям своего народа, приобщить их к миру общечеловеческих ценностей. Обращение к данному виду искусства неслучайно, постоянный интерес к достояниям культурного наследия предков обнаруживается как в повседневной жизни, так и в организованном педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений [15, с.28].

В заключение отметим, что восприятие произведений декоративно-прикладного искусства побуждает стремление ребёнка передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые ему понравились, способствует развитию созидательной активности, эстетических чувств и художественного вкуса, эстетической оценки результатов труда народных мастеров, становлению художественных и интеллектуальных способностей.

2.4. Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами народного декоративно-прикладного искусства в МДОБУ д/с №44

пос. Чунский Иркутской области

В соответствии с Приказом № 1155 от 17.11.2013 Минобрнауки России утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к организации дошкольного образования.


Стандарт направлен на решение определенных задач дошкольного образования. Одной из главных задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [27, с.78].

Для развития творческих способностей у дошкольников 5-7 лет на базе дошкольного образовательного учреждения МДОБУ д/с №44 пос. Чунский Иркутской области посчитали целесообразным использовать народное декоративно-прикладное искусство.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 44 р.п. Чунский Чунского района Иркутской обл. (далее – МДОБУ №44) расположен по адресу: Иркутская обл, Чунский р-н, Чунский рп, Матросова, 4.

Основы деятельности детского сада:

- охрана жизни, укрепление здоровья детей и формирование ценностей здорового образа жизни;

- социально-личностное развитие ребенка и подготовка его к естественному вхождению в окружающий его мир;

- интеллектуальное развитие детей.

В работе детского сада используются программы дошкольного образования:

- программа воспитания, обучения в детском саду (под ред. Васильевой М.А.), детство (Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.), приобщение детей к русской культуре (Маханева М.Д.)

Развивающая среда детского сада соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивает:

- физкультурно-оздоровительную работу с детьми;

- художественно-эстетическое развитие детей;

- познавательное развитие ребенка.

Детский сад  хорошо оборудован для всестороннего развития ребенка. В МДОБУ д/с №44 есть:

- центры здоровья во всех группах;

- оборудованный спортивный зал;

- бассейн;

- спортивная площадка на территории детского сада;

- экологические центры в группах;

- мини-музей куклы;

- огород, цветники, экологическая тропа;

- площадка ПДД;

- оборудованный музыкальный зал;

- музыкальный салон;

- музыкально-театральные уголки в группах;

- изостудия (наглядные пособия, образцы народных промыслов) ;

- центры творчества в группах.

В детском саду работают двадцать два воспитателя, большая часть которых имеет высшее педагогическое образование. В состав педагогического коллектива детского сада входят старший воспитатель, психолог, музыкальные руководители, логопеды, воспитатель и инструктор по физической культуре, воспитатели по театрализованной и изобразительной       деятельности. В каждой возрастной группе работает по два воспитателя и помощник воспитателя.  В детском саду по плану проводятся  праздники, досуги и развлечения по разным тематикам и временам года, работают мини-музеи, осуществляется проектная деятельность по группам. В детском саду регулярно проводятся оздоровительные мероприятия: проведение диспансеризации один раз в год, вакцинация согласно возрасту ребенка и по индивидуальному плану,  курсы медицинского массажа,  ежедневное закаливание и др. Также огромное значение воспитатели придают эстетическому развитию дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.


Когда говорят о народном декоративно-прикладном искусстве в детском саду, особое внимание обращают на предметы традиционных видов народного искусства. Действительно, изделия народных умельцев, такие, как резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра и чеканка, стекло и керамика, тканые, кружевные и вышитые изделия, народная игрушка, – это проявление таланта, мастерства и неиссякаемого оптимизма художников-творцов из народа. Прекрасные образцы декоративно-прикладного искусства помогают воспитывать у детей уважение и любовь к культуре своего народа, Родине, своему краю, развивают творческие способности детей [28, с.50].

Изучение работы воспитателей по развитию способностей детей старшего дошкольного возраста средствами ДПИ проходило в период с 01.09.2017-30.09.2017 гг.

Для проявления творческой активности детей 5-7 лет в групповой комнате МДОБУ д/с №44 был организован творческий центр. В данном центре имеется открытый стеллаж для красивых вещей и изделий народного декоративно-прикладного искусства. Шкаф для изобразительных материалов, дидактических игр, литературы который доступен детям. Мольберт, магнитная доска, доска для рисования маркером и мелом. Предметная среда групповой комнаты детского сада позволяла сформировать у детей стремление узнать новое, привлечь внимание к народному декоративно-прикладному искусству. В данном центре дети имели возможность знакомиться с предметами народного декоративно-прикладного искусства: скульптурой, народными куклами, посудой, материалом, который используется для изготовления данных предметов. В творческом центре для знакомства с народным декоративно-прикладным искусством имеются, тематические альбомы по народным костюмам, народным игрушкам, предметам быта и т.д.

Такое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства сопровождается положительными эмоциями и развивает познавательный интерес у детей, так как дети могут потрогать их руками, неоднократно возвращаясь к тому, что их заинтересовало.

Детям постоянно доступны материалы для творчества: цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, кисти и т.д.; гуашь для самостоятельной деятельности по желанию детей накладывает педагог в палитры, давая детям возможность смешивать цвета; пластилин в наборах с досками стеками и другим необходимым материалом.

В дошкольном образовательном учреждении МДОБУ д/с №44, в специально отведенном помещении, организован мини-музей народного творчества, посещая который, дети могут более углубленно знакомиться с изделиями народных художественных промыслов, узнать символику русского народного декоративно-прикладного искусства. В мини-музее представлена коллекция русских народных костюмов, головных уборов, глиняная посуда, народная игрушка, изделия из соломы, тканые изделия, вышивка, предметы быта и т.д.