Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика педагогического применения развёрнутой творческой игры.

Под развёрнутой творческой игрой понимается творческая игра как самостоятельный вид деятельности в свободное от других занятий время. Обязательные её компоненты - роль, воображаемая ситуация, сюжет.

1. Выбор сюжета.

Определяется конкретной воспитательной целью. Если воспитательная цель игры — формирование коллективных отношений, изучение индивидуальных особенностей детей или сближение с ними, то может быть проведена игра на любой сюжет:  «в школу», «в полярников», «в космонавтов». Если цель игры: использовать игру в качестве упражнения положительных моральных качеств или проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения — то игра «в гости» или» в день рождения» (сущность ролевого поведения в этих играх заключается в проявлении внимания, заботы о гостях и виновнике торжества). Таким образом, правила, скрытые роли ставят детей перед необходимостью быть вежливыми.

Редко можно встретить учителя первого класса, который не проводил бы на уроках математики игру «в магазин», потому что в этой игре содержание ролей продавца и покупателя ставит детей перед необходимостью совершать вычислительные операции. Дети покупают, взвешивают, отмеряют, получают сдачу. И насколько легче считать, и каким интересным кажется урок!

В творческих играх, где дети разыгрывают роли, связанные с героическими, романтическими профессиями — космонавта, пограничника, полярника — они самой ролью поставлены перед необходимостью совершать в воображаемой ситуации поступки. То есть они должны проявлять выдержку, выносливость, организованность, решительность. Следовательно, выбор сюжета предстоящей игры зависит от конкретных воспитательных задач.

2.Подготовка к игре.

Как же предложить игру детям на намеченный педагогом сюжет, чтобы избежать ненужного навязывания роли воспитателя? Есть игры, желанные всегда, глубоко волнующие всех детей, особенно мальчиков. Это игры на героические, романтические сюжеты — «в геологов», «пограничников», «разведчиков». Не удивительно, что предложение воспитателя: «Давайте играть в разведчиков», — встречает у детей одобрение. Гораздо сложнее предложить игры на бытовые сюжеты: «в семью», «в школу», «в столовую», «в больницу», «в театр». Эти игры больше привлекают девочек, мальчики не всегда охотно воспринимают их. Как же быть? Прежде всего, обязательно играть с теми детьми, кто изъявил желание, постепенно привлекая к игре остальных.


Как можно предложить игры на бытовые сюжеты? Сначала следует провести коротенькую беседу: «Кто из вас дома играет в дочки — матери? Расскажите, как вы играете в эти игры? Кто из вас хотел бы в школе после уроков играть в эти игры?» Выяснив, что желающих достаточно, воспитатель обещает на следующий день организовать с ребятами такую игру и просит детей принести всё, что нужно для игры. Игра может проводиться в среднем один раз в неделю. Атмосфера общей увлечённости  и обсуждение интересно прошедшей игры сделают своё дело, мальчики один за другим тоже включатся в игру.

Один из распространённых способов привлечения ребёнка в игру — предложение роли, которая отвечала бы его потребностям и привязанностям. Вот в городском лагере в дождливую погоду девочки 8 — 9 лет затеяли игру в больницу. Мальчикам тоже предложили включиться в игру, но они отказались. Через некоторое время в ходе игры потребовалось отправить тяжело больного на операцию. Воспитатель сказал: «А кто же у нас поведёт скорую помощь?» Нужны ещё и санитары. Мальчики, наблюдавшие игру, сами попросили эти роли и с интересом их разыгрывали.

Главный инструмент воспитательного воздействия игры — роль. Часто дети 7 — 8 лет, разыгрывая роли, воспроизводят только чисто внешние действия: врач осматривает больного и делает ему укол, затем то- же самое следующему больному. Или библиотекарь выдаёт книги, читатели их обменивают. Совершенно очевидно, что бедность и ограниченность ролевого поведения нейтральны в воспитательном отношении. Вот почему так важно подготовить детей к игре, наполнить игровые роли интересным содержанием, которое соответствовало бы воспитательным задачам. Такая подготовка может проводиться в форме бесед, экскурсий, встреч с людьми тех профессий, роли которых детям предстоит разыгрывать. Полезным будет также чтение книг, просмотр кинофильмов на сюжеты, совпадающие с сюжетами игр. Например, если педагог организует игру «в библиотеку» для воспитания у детей интереса к чтению, бережного отношения к книге, он начинает с экскурсии в библиотеку. Работники библиотеки проводят беседу, дети знакомятся с правилами работы библиотеки. Педагог обращает внимание на сохранность книг, на спокойный доброжелательный тон общения библиотекаря с читателями, их взаимную вежливость. Всё это является подготовкой детей к разыгрыванию ролей в предстоящей игре.


3. Распределение ролей и составление плана игры.

В творческих играх распределение ролей важный и ответственный момент начала игры. Содержание роли ставит ребёнка в ту или иную игровую позицию: командира, старшины, боцмана, юнги, врача, больного, медсестры. В каждой роли содержатся неодинаковые возможности для самовыражения играющего ребёнка и проявления личных качеств — творческого воображения, сообразительности, инициативы, оперативности. Есть роли, в которых содержатся функции организатора игры — командир, учитель, мама, врач. Это самые активные роли. От их исполнения зависит ход игры и её содержание. Есть роли, тесно переплетающиеся с основными. В этих ролях играющие дети выполняют функции помощников — медсестра, старшина, боцман. Это роли средней активности. И наконец, есть рядовые роли — матрос, больной, ученик. В таких ролях содержится меньше возможности для самовыражения ребёнка через роль. Но это вовсе не означает, что дети, разыгрывающие пассивные роли, пассивны в игре: матрос совершает смелый поступок, дочь помогает матери по хозяйству, заботится о малышах. И всё-таки при распределении ролей большинство детей стремится к активной позиции в игре. Как же правильно подойти к распределению ролей? Существует несколько приёмов. Наиболее распространённый — свободное распределение ролей самими детьми. Но этот приём не всегда приемлем. Дело в том, что положение ребёнка в игре часто совпадает с его реальным положением в детском коллективе. Поэтому свободное распределение ролей, как правило, влечёт за собой устойчивое закрепление активных ролей за активными детьми. Чаще всего самые привлекательные роли достаются авторитетным в коллективе ребятам. Младшие школьники сами предлагают таких детей на «командные роли». Вот почему при проведении игр, организованных педагогом, логичным становится условие о периодическом распределении ролей между всеми играющими.

Может быть и третий вариант. Воспитатель объявляет конкурс на самое интересное разыгрывание привлекательной роли. В некоторых играх такой вариант распределения ролей просто незаменим. Так при играх в цирк или детский театр право быть ведущим артистом, клоуном или конферансье завоёвывается на конкурсе. 

Для того, чтобы игра могла развернуться, необходимо наметить план совместных действий детей в воображаемой ситуации. Роли уже распределены, поэтому детям надо условиться, что именно они будут разыгрывать в игре. Младшие школьники всегда начинают составление плана с создания воображаемой ситуации. Руководит «сговариванием», как правило, тот, кто выполняет «командную» роль. На всё это ребята не тратят много времени, им важно условиться о главном. Все игровые действия возникают непроизвольно, в ходе самой игры. Вот как происходило «сговаривание» перед игрой в «пограничников». Играли в городском лагере 15 детей в возрасте 9 — 10 лет. 


Слава (командир): «Теперь слушай меня. Там, где кусты — граница. За детской площадкой уже фашисты. А мы тут охраняем. Расставим засады, а шпионы пусть идут». 

(Ребята хором, перебивая друг друга): «Шпионы, идите! Только, чур, сразу не лезть, ещё не игра! Айда в засаду!»

Таня (санитарка): » А где будем мы?»

Слава: «Стройте санчасть. Сами ищите место, где хотите».

У детей 7 — 8 лет составление плана сводится только к созданию воображаемой ситуации. После этого сразу начинается игра. Например, затевая игру «в дом», девочки прежде всего условились, где у них будет спальня, где кухня. Затем всё оборудовали, украсили. Кормили детей, укладывали их спать — игра шла полным ходом.

Какова же роль воспитателя в составлении плана игры? Вот примерные вопросы при обсуждении с  детьми  плана  игры «в пограничников»: 1) Где будет находиться командир заставы? Ведь он должен командовать всеми пограничниками. (Так подаётся идея об оборудовании штаба). 2) А как командир узнает, что происходит на границе? Ведь вы сами сказали, что он в штабе. (Это наталкивает детей на мысль о введении роли связных). 3) Куда же вы будете принимать раненых? (Мысль об оборудовании санчасти). Все санитарки, вы сказали, будут в санчасти. 4) А если кто- то будет ранен на границе? (Так дети решают двух санитарок отправить на границу оказывать помощь раненым).

В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры.

- Взаимосвязь игрового действия, образа и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.

Основные структурные элементы игры представлены на рисунке 1.1.

Игровой замысел

Правила, диктуемые игрой

Сюжет или содержание

Игровые действия

Рисунок 1.1 - Основные структурные элементы игры[10]

Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что сюжетно-ролевая игра - ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра - активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.


Ролевая игра – это своего рода школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе. Поэтому специалисты должны постоянно решать психолого–педагогические проблемы, возникающие в процессе игры детей.

1.4 Психолого-педагогические проблемы развития ролевого поведения дошкольников в сюжетно- ролевой игре

В центре внимания психологов и педагогов постоянно находятся проблемы игры как формы организации жизни и деятельности детей. Анализ исследований (Выготский Л. С., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Жуковская Р. И., Усова А. П., Менджерицкая Д. В. и др.) позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью. В ней создаются наиболее благоприятные условия для общего психического, в том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Сюжетно-ролевая игра как никакая другая деятельность приближает ребенка к миру взрослых, моделирует их отношения. Жуковская Р. И. рассматривала игру как средство воспитания. По ее мнению, «игра – это форма индивидуального, творческого отражения действительности, условного ее преобразования, средство всестороннего воспитания».[11] Жуковская Р. И. разработала теорию и методику развития речи детей в играх; развития воображения; формирования интересов детей, волевых черт характера, таких, как целеустремленность, самостоятельность; воспитание волевых черт характера у детей робких, рассеянных, недисциплинированных; воспитания чувства коллективизма.[12]

Каковы же психологические особенности творческой игры у школьников 10 — 11 лет? Прежде всего, чем старше возраст, тем больше игра характеризуется последовательным развитием сюжета, доведением его до конца. Дети стремятся изображать разыгрываемую ситуацию ближе к жизни и требуют друг от друга правильного поведения в соответствии с взятой на себя ролью. У детей этого возраста, в отличие от 7 — 9 летних, распределение всех ролей (основных и второстепенных), а также составление плана игры — обязательный и ответственный момент начала игры. Однако и у них имеют случаи смены ролей по ходу игры, а также слияние игровых сюжетов. Особенно часто это происходит, когда школьники играют не со сверстниками, а с младшими детьми. Например, Нина в игре в семью была мамой. Когда она проводила детей в школу, возникла игра на другой сюжет — в школу, и Нина стала учительницей. После окончания школьных занятий, она опять взяла на себя роль мамы.[13]