Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

1.2 Развитие игровой деятельности детей

В дошкольные годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Доктор Эли, психиатр из Национального института душевного здоровья, выступая на ежегодной конференции Ассоциации исследователей детства, сказал: «Разобраться в устройстве атомной бомбы - это детская игра по сравнению с тем, чтобы разобраться в детской игре!» Как он был прав! Игра маленького ребенка так сложна, так разнообразна, во многих отношениях так загадочна, что педагоги, психологи и психиатры уже много лет считают ее интереснейшей областью исследования. В последние тридцать-сорок лет были сделаны сенсационные открытия о значении игры в жизни маленьких детей. Зигмунд Фрейд в своей работе «За пределами принципа удовольствия» писал:

Когда Фрейд сделал это наблюдение, оно было революционным - мы ощущали себя на пороге восхитительных открытий; оказывается, инстинкт игры служил весьма реальным, прекрасным целям - для ребенка это способ изучать мир и себя самого. Это вовсе не бессистемное, случайное занятие, не выплеск детской энергии, а важнейшая, насущнейшая жизненная задача. Эту точку зрения с полной определенностью подтверждают исследования и эксперименты в психиатрии, которые привели к развитию. У маленьких детей, как мы выяснили, есть эмоциональные проблемы, но для детей ранние экспериментальные методы терапии взрослых не годятся, ведь нельзя сказать трехлетнему ребенку:

«Лягте па кушетку и говорите все, что придет вам в голову». Психотерапия, независимо от конкретной школы или направления, и на заре своего становления, и сейчас строится в основном на вербальной коммуникации, а у маленьких детей язык еще слишком ограничен и слишком нов, чтобы на него полагаться. Чем больше Фрейд и его последователи узнавали о бессознательных чувствах взрослых, тем больше они выясняли и о том, что чувствовали эти взрослые в детстве; понемногу мы скопили солидный запас знаний о детских чувствах и потребностях, о которых сами дети не могут нам рассказать, однако эти начали понимать, что, если дети не говорят о своих чувствах и проблемах, они в них играют; игра - язык, на котором ребенок выражает свои неосознанные чувства и потребности, и если мы будем достаточно чуткими и внимательно прислушаемся и присмотримся к детским играм, игра может стать языком, на котором ребенок рассказывает об этом взрослым.


Прекрасно помню, какой восторгу меня вызывали первые наблюдения о детских играх, которые начали публиковать в 1930-1940-х годах, Анна Фрейд и другие ученые. Они обнаружили, что все чувства, которые вспоминаются во время психотерапевтического лечения взрослых, отчетливо видны в детских играх.

Насколько сильно значение игры в жизни маленьких детей?

Первые ученые-психиатры, в частности, обнаружили, что дошкольники сталкиваются с проблемой конкуренции; в младенчестве они были центром мироздания, однако, подрастая и умнея, они понимают, что любовью и вниманием придется делиться, и это открытие вызывает у них сильный гнев - а гнев приводит к чувству вины. Располагая такими знаниями, мы наблюдаем, как четырехлетняя Джейн играет с куклой; сначала она целует ее, гладит, дает бутылочку - чистейшая материнская любовь.

А потом безо всякого перехода девочка хватает куклу за ногу, бешено крутит над головой и визжит: «Ну, вредная девчонка, я сейчас оторву тебе голову, а потом утоплю в ванне!» Тем же вечером мама девочки купает ее маленькую сестренку. Она просит Джейн посмотреть за Джуди, пока она сходит за полотенцем. «Безо всяких причин», как представляется маме, Джейн кричит: «Нет, нет, не оставляй меня с малышкой!»

Девочка не на шутку испугалась. Если мы хотим понять, почему Джейн вдруг стало так страшно, стоит ли нам расспрашивать ее? Нет: нельзя ожидать, чтобы маленький ребенок понял, какой скрытый смысл стоит за его поведением, если даже мы, большие, умные взрослые, разбирающиеся в психологии, никак не можем сообразить, что к чему! На каком же «языке» Джейн сообщила нам о своих чувствах? Что она «рассказала», когда играла с куклой? Девочку обуревают крайне противоречивые чувства - любовь и ненависть, стремление защитить и жестокая враждебность. Наблюдая за ее играми, мы поймем, отчего она отказалась даже на минуту остаться наедине с маленькой сестрой: Джейн боится, как бы злые чувства не пересилили любовь.

Дошкольники, как мы узнали в первые годы психиатрических исследований, сердятся и на взрослых, но поскольку взрослые такие большие и всемогущие, дети изо всех сил стараются скрыть этот гнев. Нужно его куда-то выпускать, так что иногда его «энергия», «сила» или напряжение, которое он вызывает, выражается нехорошо - страшными снами, мокрой постелью.

А иногда ребенок «прорабатывает» это чувство более спокойными способами, например, когда лепит из пластилина, и далеко не всегда делает при этом такие уж тонкие намеки! Например, он говорит: «Я слеплю маму и папу», а спустя пять минут, весело откручивает головы объектам своего обожания. Или заявляет: «Я большущая грозовая туча, как загремлю, все испугаются!» В игре ребенок выражает некоторые свои чувства касательно всемогущества взрослых и свой страх и гнев из-за того, что он пока так мал и беспомощен.


На первом году жизни сенсорное развитие ребенка в значительной мере осуществляется в процессе хватания предметов и манипулирования ими. Поэтому наиболее интенсивно формируется восприятие величины предметов. Когда же ребенку исполнится годик, родители должны не только познакомить его с величиной предметов, но и научить сравнивать предметы разной величины, приближая их друг к другу (сличая), и выполнять простейшие действия с предметами, учитывая их размер. Слова большой и маленький ребенок понимает и даже сам употребляет. Чтобы убедиться, что у него сформированы понятия большой и маленький, проведите следующее занятие. Ваш малыш за первый год жизни научился многому: сидеть, стоять, ползать, ходить, пить из чашки, он пользуется 5—10 словами, а понимает гораздо больше. Он узнает своих близких и привязан к ним, у него бывает разное настроение, он повторяет за взрослым простые действия с игрушками, с удовольствием и подолгу играет — манипулирует — с ними. И чем бы он ни занимался, все направлено на познание окружающего мира! Малыш приобретает знания тремя способами: он наблюдает, он общается с мамой и взрослыми, и, наконец, он исследует окружающий мир — выполняет разнообразные практические действия. Но задача родителей в это время — не только обеспечить ребенка всем необходимым для наблюдений и исследований. Если предметы просто находятся перед глазами ребенка и даже рассматриваются им, этого недостаточно. Малыша нужно учить действовать с предметами, воспринимать их свойства. Для этого родителям необходимо развивать умение сравнивать, сопоставлять предметы по величине, цвету, форме, фактуре. Предложенные игры-занятия помогут решить вам эту задачу. Для каждого занятия вам понадобятся различные материалы. Приобретите заранее наборы цветного картона, маркеры на водной основе, цветные карандаши, гуашь, бумагу для рисования, красивые бумажные пакетики, пластилин или глину для лепки. Не оставляйте подготовленные для занятий материалы и инструменты в доступном для ребенка месте, убирайте их в шкаф и доставайте только для занятий. Следите за тем, чтобы мелкие и острые предметы (все, что представляет опасность для малыша) не оказались в руках у ребенка! Для проведения некоторых игр лучше «приглашать» игрушку-помощницу. Пусть к вам в гости приходит какой-нибудь персонаж — кукла — и приносит с собой в красивом бумажном пакете дидактический материал для занятий. Таким гостем может быть игрушка, с которой ребенок мало играет (не нужно брать на игры-занятия совсем новую игрушку, потому, что в этом случае все внимание малыша будет сосредоточено на ней). Пусть вместо вас с ребенком говорит кукла: объясняет, спрашивает, играет. В конце занятия, попрощавшись и поблагодарив, гость уходит. Такой мини-театр очень хорошо воспринимается детьми, которые с радостью и нетерпением ждут новой встречи с веселыми персонажами.


На разных этапах развития детям свойственны разные игры – в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается.

В дошкольное время имеют место сюжетные игры, первой формой которых определяют ролевые игры ребенка.

Ролевым играм присущ двойственный символический характер. Например, играющий мальчик одновременно и «шофер автомобиля» и ребенок на стуле. При этом не только ребенок символизирует деятельность взрослого шофера, но и сам стул становится символом, заменяющим автомобиль из мира взрослого. Ребенок, хотя и относится к своей роли вполне серьезно, в то же время одновременно и верит, что он шофёр, и не верит, понимая, что это не «взаправду», а «понарошку». Ролевые игры связаны не только с отдыхом и тренировкой. Они способны воссоздавать конфликтные отношения взрослых, решение которых в практической сфере или затруднено или невозможно. Игра выступает как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. У некоторых детей раньше, у других позже это предпочтение одинокой игры начинает перерастать в интерес к товарищам, к групповой игре.

Из приведенного материала можно сделать вывод об особо важной роли игры в развитии личности ребенка и ее влиянии на усвоение им социального опыта. И если конкретно рассматривать игру как развивающую форму ролевого поведения ребёнка, то особое значение в жизни ребёнка имеет сюжетно – ролевая игра.[8]

1.3 Своеобразие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

В сюжетные игры взрослые не играют. Временного отрезка в 20 лет достаточно, чтобы забыть, что это такое. Если вспомнить детство, в памяти всплывают любимые игрушки, в лучшем случае – любимые темы игры, но сам процесс остаётся неуловимым. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами, а сюжетная игра остаётся без внимания. А наиболее развивающее значение в дошкольном возрасте всё же имеет сюжетная игра.

Сюжетно – ролевая игра – это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. подчеркнул, что «Эта игра - есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка с взрослым. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество»[9].

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребёнка не остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности.


В процессе ролевой игры ребёнок раскрывает себя как личность: он обнаруживает свои стремления, интересы, особенности характера. Следовательно, игра может быть использована для изучения нового состава учащихся или для более глубокого изучения коллектива.

Каждая игра при направляющей роли педагога, помимо выполнения главной воспитательной задачи — той, ради которой она проводится, оказывает комплексное воспитательное воздействие на учащихся. В этом  году я проводила с детьми третьих классов серию периодически повторяющихся игр в школу.

В играх  дети воспроизводили  школьные занятия — уроки и перемены. Они поочерёдно выступали в роли учеников и учителей. Наблюдение за их ролевым поведением показало мне что слабо успевающие и недисциплинированные дети в роли учеников в обстановке игры вели себя совершенно по-иному: они были прилежными, дисциплинированными, стремились получить отличные оценки или похвалу «учителя». По-видимому, каждый слабо успевающий ученик хотел бы стать прилежным и всеми уважаемым, но в реальной жизни существуют и реальные трудности, которые он пока не мог преодолеть. Зато участие в творческой игре даёт такому ребёнку возможность в воображаемой ситуации пережить то, чего он не может добиться в действительности. Отсюда большой эмоциональный подъём, каждая полученная в игре пятёрка радует такого школьника не меньше, чем, если бы он получил её в действительности. В обстановке игры, я заметила, нарушение кем-либо из играющих правил скрытых в игровой роли, вызывало возмущение остальных детей. Дети требовали выполнять правила игры или выйти из неё. Такая оценка партнёров по игре действовала на ребят, нарушавших правила, магически — они были вынуждены сдерживаться, так как выходить из игры не хотели.

В содержание игровых уроков дети — «учителя», как правило, включают тот учебный материал, который проходят в данное время в классе. На что-либо другое у них не хватает ни фантазии, ни сообразительности. И это имеет особо важное значение для слабо успевающих: фактически к ним предъявляются те же требования, что и в реальной в жизни. Но в облегчённых условиях игровой обстановки — меньшая продолжительность уроков, более лёгкие задания, возможность получить высокую оценку в игре. Наконец, тот факт, что это игра и «учитель» — тоже ученик — психологически облегчает процесс умственной деятельности. Именно поэтому периодически повторяющаяся игра «в школу способствует улучшению успеваемости отдельных учеников.