Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вика С.: - Сестра, помой фрукты и овощи.

Лиза И.: -Зачем фрукты, мы будем салат делать?

Вика С.: - Ну, что ты не понимаешь? Можно сделать фруктовый салат.

Лиза И.: - Хорошо, а где тарелки?..

Дети этой подгруппы охотно вступали во взаимодействие со сверстниками и взрослыми, с удовольствием ставили другим игровые задачи, но сами не всегда принимали игровые задачи, поставленные сверстниками. Взаимодействия в играх были длительными, если дети играли со сверстниками из этой же подгруппы; в играх с другими детьми, которых мы отнесли ко второй подгруппе, взаимодействия были кратковременными.

Приведем пример из протокола наблюдений:

Женя С.: «Оля, ты будешь моей дочкой. Давай ты будешь в детском саду, а я за тобой приду поздно, как- будто я на работе».

Оля И.: «Нет, давай ты пойдешь в магазин и придешь за мной».

Женя С.: «Нет, я буду на работе. Иди в сад»…

Вторую подгруппу (средний уровень) составили 6 детей (40 % от общего количества детей). У детей второй подгруппы самостоятельное возникновение замыслов наблюдалось редко. Чаще всего эти дети принимали тему, предложенную сверстниками-лидерами или взрослыми. Воспитатель: «Настя, будешь играть в доктора». Девочка кивает головой в знак согласия. Воспитатель: «Хорошо, вот тебе халат. А Алёна с дочкой придет к тебе на прием» (дает Алене куклу). Алёна, молча, берет куклу. Настя: «Алёна, дай мне куклу, я ее буду лечить». Алёна отдает куклу, при этом, не говоря ни слова. Настя осматривает куклу: «Я ее послушаю (слушает фонендоскопом), ей надо таблетки пить и не гулять. На, Алёна, неси ее домой, а мне принеси другую куклу, ну, дочку, я ее тоже буду лечить».

Дети второй подгруппы вступали во взаимодействие в игре с взрослым и со сверстниками, которое было, как правило, кратковременным.

Третью подгруппу (низкий уровень) составили также 6 детей (40 % от общего количества детей). У детей третьей подгруппы замысел игры, в основном, возникал по инициативе взрослого, но были отмечены случаи, когда у детей возникал свой замысел в индивидуальных играх. В таких играх дети самостоятельно ставили разнообразные взаимосвязанные игровые действия. Приведем пример из протокола наблюдений: «Катя К. играет в игровом уголке. Она расставляет посуду на столе, расставив ее, раскладывает на тарелки овощи, затем складывает их обратно корзину, посуду по одному предмету относит на «кухню» в тазик. Сложив все посуду, делает круговые движения рукой, как будто моет под водой. Затем по одному предмету расставляет все в буфет. Когда последняя тарелка поставлена на полку, Катя уходит».


У детей третьей подгруппы не было зафиксировано ни одного взаимодействия со сверстниками в игре, взаимодействия с взрослым встречались крайне редко. Игры детей были кратковременными.

2.3 Экспериментальная работа по формированию развития ролевого поведения детей среднего дошкольного возраста

Исследование по представленной теме проводилось с марта 2016 г - апрель 2016 г). На этапе формирующего эксперимента были выдвинуты следующие задачи:

- воздействовать на ролевое поведение детей с помощью программы основанной на развитии сюжетно – ролевых игр, но сначала нужно было подготовить воспитателей;

- сформировать у воспитателей представления об особенностях руководства сюжетной игрой у детей среднего возраста;

- совместно с воспитателями разработать методику руководства сюжетными играми детей.

Для третьего семинарского занятия воспитателям было предложено изучить и проанализировать новые подходы к руководству игровой деятельности по методической литературе: статьи Зворыгиной Е.В. и. Комаровой Н.Ф из книги «Игра дошкольника» и книгу Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А. «Организация сюжетной игры в детском саду». На основе анализа литературы воспитатели выделили условия, необходимые для руководства сюжетной игрой дошкольников на разных этапах ее развития. Материал, составленный педагогами, был представлен на семинарском занятии, который был использован для обсуждения данной проблемы. Повышению знаний также способствовало участие всех педагогов детского сада в составлении подробных аннотаций методической литературы по проблеме развития сюжетной игры у детей на разных возрастных этапах, Последнему семинарскому занятию, которое носило практический характер, предшествовали открытые показы воспитателями приемов руководства сюжетных игр в разных возрастных группах. На семинарском занятии мы проанализировали увиденное, определили достоинства и недостатки, просмотренных показов руководства игровой деятельностью. Затем воспитателям было дано задание – смоделировать ситуации руководства сюжетными играми детей в соответствии с этапами, выделенными Михайленко Н.Я., а именно: этап формирования игровых умений, этап формирования ролевого поведения и этап сюжетосложения. Воспитатели использовали разные сюжеты, предложенные в методике Михайленко Н.Я.:

-на этапе формирования условных действий одноперсонажный сюжет («воспитатель» берет на себя роль шофера, стул – это машина; педагог играет, проговаривая свои действия вслух, привлекая к такой же роли «ребенка»);


-на этапе формирования ролевого поведения многоперсонажный сюжет, (сюжет - «путешествие на корабле»; второстепенная роль у «воспитателя» – пассажир, у «ребенка» - капитан; при этом по ходу игры «воспитательница» поменяла свою роль на другую второстепенную роль - матроса);

- на этапе формирования сюжетосложения воспитателем был развернут «многотемный» сюжет, который был разыгран в игре-придумывании (воспитателям было предложено рассказать свою сказку, по очереди придумывая сюжет; начало давалось им готовое).

Таким образом, на семинарских занятиях педагоги получили теоретические знания и практические умения по проблеме руководства игровой деятельностью детей.

В исследовании использована и такая эффективная форма методической помощи, как консультации. Учитывая, что для развития самостоятельной сюжетной игры существенное значение приобретает правильная организация предметно-игровой среды, и она создается воспитателями и детьми под руководством взрослых, мы подготовили и провели коллективную консультацию на тему «Предметно-игровая среда как условие для развития самостоятельной игровой деятельности детей в дошкольном учреждении». В данной консультации мы использовали материал, предложенный Новоселовой С.Л. и Реуцкой Н.А.

Консультации проводили дифференцированно, с учетом опыта работы педагога и возрастной группы, в которой он работает. Так, для воспитателей средней группы нами была подготовлена и проведена консультация по перспективному планированию игровой деятельности, с использованием материала Зворыгиной Е.В. и Комаровой Н.Ф. Это было обосновано тем, что у педагогов были затруднения в планировании своей работы по игровой деятельности.

Воспитателям средней группы было предложено познакомиться и проанализировать перспективные планы по формированию игры, представленные в книге «Игра дошкольника» под редакцией Новоселовой С.Л. На основе анализа воспитателям было дано задание составить перспективные планы к сюжетным играм в своей возрастной группе. Затем эти планы были проанализированы с воспитателями и даны рекомендации к использованию этих планов в практике работы по формированию игровых умений у детей пятого года жизни.

Кроме того, для воспитателей экспериментальной группы была проведена консультация по теме: «Формирование ролевого поведения дошкольников в сюжетных играх». С целью данной консультации было формирование у воспитателей представлений о том, что ролевое поведение дошкольников формируется успешно при условии, что первоначально воспитатель включается в совместную игру с детьми; воспитатель в игре не руководитель, а партнер; игра должна развертываться так, чтобы у ребенка открылась необходимость соотнесения его роли с другими ролями; в игре у ребенка должна быть возможность смены роли для развертывания интересного сюжета; использовать игры, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными ролями, и в игре должно быть больше персонажей, чем участников.


На консультации воспитатели познакомились со структурами сюжетов, которые использовали в своих исследованиях педагоги Михайленко Н.Я. и Короткова Н.А. Воспитателям, было предложено разработать аналогичные схемы сюжетов для их возрастной группы.

Таким образом, у воспитателей были сформированы представления о методах и приемах руководства сюжетными играми дошкольников. Учитывая, что успешное формирование игры в среднем возрасте будет зависеть от преемственности в содержании и педагогических приемах всех компонентов комплексного руководства игрой, на втором этапе формирующего эксперимента мы использовали перспективные планы по формированию и активизации игры детей, разработанные воспитателями и проанализированные на консультации. По завершению запланированной работы с воспитателями начала проводиться целенаправленная работа с детьми.[16]

Работа с детьми проводилась воспитателями под руководством методиста. Работа проводилась по четырем направлениям:

1) обогащение социального опыта детей в повседневной жизни;

2) обогащение игрового опыта детей (здесь мы использовали совместные с воспитателем игры по методике Михайленко Н.Я.);

3) изменение предметно-игровой среды;

4) игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.[17]

2.4 Контрольный эксперимент

Для выявления эффективности проведенной нами работы и подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен контрольный эксперимент с апреля 2016 г.- май 2016 г. В контрольном эксперименте были использованы те же методы, что и на констатирующем. Данные контрольного эксперимента позволили выявить позитивные изменения в сюжетных играх детей. Они стали чаще играть в сюжетные игры, сюжеты обогатились, стали содержательнее. Так, если на этапе констатирующего эксперимента в основном наблюдались однотипные действия и сюжеты («Семья», «Больница»), то на этапе контрольного эксперимента было отмечено, что дети играли в такие игры, как «Шоферы», «Больница», «Семья», «Автобус», «Магазин» и др. Дети стали самостоятельно ставить игровые задачи, распределять роли, количество ролей увеличилось (с 2 до 6-8), игровые действия детей стали разнообразнее, в игре все чаще стала присутствовать содержательная ролевая беседа, взаимодействия в играх стали более длительными, в играх дети помимо игрушек стали чаще использовать предметы-заместители.

Количество детей с высоким уровнем развития игровой деятельности составили – 9 детей – это 60% от общего количества детей; со средним уровнем развития игровой деятельности составили - 4 ребёнка – это 26%; с низким уровнем развития игровой деятельности составили - 2 ребёнка – это 13% от общего количества детей.


Сопоставительные данные позволяют установить, что значительное количество детей перешло со среднего уровня развития игровой деятельности на высокий.

Таким образом, путём экспериментального исследования мы получили подтверждение выдвинутой ранее гипотезы: «Что сюжетно- ролевая игра способствует развитию ролевого поведения детей среднего дошкольного возраста при прямом и косвенном участии педагога», то есть мы подтвердили, что игра является развивающей формой ролевого поведения ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Удивителен феномен игры. В разных формах игра сопровождает человечество на всём пути его исторического развития - от древности до современности.

Игра – основной вид деятельности ребенка вплоть до младшего школьного возраста. Игра постоянно привлекательна для ребенка, позволяет ему осуществить свои стремления. Зачастую в игре ребенок открывает в себе те качества, которые не были раньше заметны ни ему, ни окружающим, открывает в себе новые возможности. Игра лучший способ тренировки тех или иных навыков.

Через игру можно развить познавательные характеристики ребёнка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. Волков Г.Н. говорит, что «игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры - уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнёру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей».

Таким образом, из всего сказанного выше и из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Значение сюжетных игр заключается в том, что они влияют на развитие всех психических процессов, в том числе на творческое воображение и мышление, благодаря игре происходят преобразования интеллектуальной сферы ребенка, кроме того игра является носителем социального опыта дошкольников и способствует формированию их нравственной стороны.

2. Сюжетная игра в своем развитии проходит ряд этапов: от предметно- действенного этапа к этапу ролевого поведения и от него к сюжетосложению, где центральным содержанием игры является выполнение действий, отражающих социальные и межличностные отношения. Каждый этап требует определенной методики руководства.

3. Условиями, способствующими развитию сюжетных игр детей среднего возраста, являются: обогащение знаний об окружающем мире, организация предметно-игровой среды и совместные игры с взрослым, обучающие ролевому поведению детей (режиссерские и сюжетно-ролевые игры).