Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Игровые элементы, связанные с юмором.

Успешно воздействовать на отдельных детей  можно с помощью игровых элементов, основанных на создании забавной ситуации. С использованием юмора связана педагогическая разработка игры в «доктора Айболита». Суть этой игры заключается в том, что старшеклассники, выполняющие поочерёдно роль Айболита, приходят к младшим ребятам, осматривают их, выслушивают, ставят диагноз и некоторым (по заданию педагога) выписывают рецепты от лени, от хвастовства, от лживости. Приём у Айболита всегда сопровождается шутками в адрес больных. Тексты рецептов составляет педагог при участии старшеклассников. Рецепт от лени, например, таков: 1) Главное — заставь себя вовремя и очень старательно делать уроки. 2) Заведи тетрадь и каждый день рисуй в ней звёздочку, если тебе удалось преодолеть свою лень и нолик, если не удалось. Тетрадь покажешь Айболиту. (Доктор Айболит приходит к первоклассникам неожиданно, расспрашивает о здоровье и даёт рецепты).

Такая работа с элементами игры стимулирует детей на самоконтроль и способствует улучшению отношения к ним в коллективе. С помощью педагогического применения творческой игры меняется позиция ребёнка в коллективе. 

Вывод: игра является для ребёнка эмоционально привлекательным видом деятельности, стимулирует его на активное самовыражение через роль. Успехи, достигнутые ребёнком в игре, могут улучшить его позицию в коллективе. Общественное одобрение поведения отдельных детей в игре способствует перестройке отношения к ним в коллективе. В тех случаях, когда ребёнок сам не может добиться эмоционально благополучной позиции в коллективе через игровую роль, педагог занимает скрытую для детей, но активную позицию и обеспечивает ребёнку успех в игре.

Исследование по представленной теме проводилось с февраля 2016 г. - март 2016 г. Для определения уровня развития ролевой игры детей пяти лет было проведено наблюдение за игровой работой детей. Работа велась во вторую половину дня.

Создание ситуаций, ценных в воспитательном отношении.

а) Воспитатель проводит этическую беседу, в которой акцентирует внимание на предлагаемом ролевом поведении (совпадающем с теми воспитательными задачами, ради решения которых проводится творческая игра).

б) Педагог может направлять ролевое поведение детей, стимулируя их на игровые поступки, адекватные воспитательным задачам. Педагог не навязчиво, тактично вмешивается в ход игры. Педагог может создать в игре нужную ситуацию и другим способом — он берёт на себя командную игровую роль. Например, идёт игра «в школу». Первоклассники несколько утрированно изображают порядок и деловитость на уроке и беспорядок — на перемене: шумят, прыгают, бегают по партам. Воспитатель берёт на себя роль директора и вызывает учителя к себе в кабинет. Он советует ей проводить с детьми на перемене игры, хороводы, рассказывает, как это сделать. Под влиянием творческой игры первоклассники и свои реальные перемены стали проводить организованнее - водили хороводы, затевали игры. Таким образом, педагог может находить различные пути влияния на ход игры, создавая ситуации, ценные в воспитательном отношении. 


в) Взрослый организатор игры может использовать также приём обсуждения только что прошедшей творческой игры. Это позволяет акцентировать внимание детей на положительном ролевом поведении, связанном с выполнением воспитываемых норм. Младшие школьники с большим увлечением поддерживают любой разговор взрослого об их играх. Обсуждение игры даёт возможность внести коррективы, изменить, поправить неверную ролевую позицию в разыгрывании отдельных ситуаций.

Вывод: Игровая деятельность привлекательна для ребёнка, чувства, которые он испытывает, глубоки и неподдельны. В процессе творческих игр формируются положительные мотивы поведения. 

Для повышения воспитательной эффективности творческой игры необходимо длительное проведение игр на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом. Игры - забавы важны для физического развития – проводятся на вечерах досугах, спортивных праздниках. Это веселое зрелище, развлечение для детей, но требует от участников двигательных умений, ловкости, сноровки. В своей работе использую с детьми следующие подвижные игры: «Смелые мышки», хоровод «Огуречик», «У медведя во бору», «Поезд», «Колпачок», игры на развитие памяти, внимания «Подбери пару», «Чего не хватает?», «Что за предмет?». Игры на развитие двигательной координации «Большие ноги шли по дороге», «Карусель», игры – забавы, заводные игрушки, хоровод с куклами, мыльные пузыри. Оказывая детям помощь в организации игр нельзя подавлять их инициативу и навязывать свои идеи, необходимо сочетать контроль с представлением свободы и самостоятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, а позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Предварительная работа:

Беседа «Кто нам помогает быть здоровым»? (Обращение к личному опыту детей.)

Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Айболит», стихи о здоровье.

Рассказ воспитателя о профессии врача с использованием демонстрационного материала.

Посещение медицинского кабинета детского сада.

Беседа «На приеме у врача» с использованием мультимедийного оборудования.

Беседа «Опасные лекарства».

Беседа с использованием демонстрационного материала «Что нам нужно для здоровья».


Чтение художественной литературы: К.И. Чуковский «Мойдодыр», стихи о здоровье.

Дидактические игры «Что для чего» (что необходимо врачу для работы), «Что нам нужно для здоровья» (полезные привычки), «Можно-нельзя» (опасные предметы вокруг нас: лекарства, домашнее медицинское оборудование).

Логоритмические игры «Веселая зарядка», «Быть здоровыми хотим».

Беседа «Кто живет в лесу» (дикие животные).

Имитационные игры (движения животных).

Игры на развитие эмоциональной сферы: «Лисичка веселая-грустная», «Пожалей зайчика», «Медвежонок в лесу» (веселые и грустные животные).

Игры парами (развитие диалога).

Игры на сплочение коллектива: «Кто к нам пришел?» (животные), «Лучики», «Капельки».

Подвижные игры (средняя степень подвижности) «Где чей дом», «На лесной полянке».

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о профессии врача (формирование первичных представлений о труде взрослых).

Помочь детям объединиться в общей игре, определить общий игровой замысел, распределить роли, согласовать свои действия с действиями сверстников, передавать в игре действия, эмоциональные состояния и характер игровых образов и ролей (развитие игры как самостоятельного вида деятельности).

Ввести в речь детей слова «фонендоскоп», «термометр», содействовать активизации в речи детей слов «таблетки», «микстура», «капли», «шприц», «бинт», «вата» (расширение и активизация словарного запаса).

Закрепить через игру правила поведения у врача, правила обращения с лекарственными средствами (воспитание положительных качеств личности детей, формирование навыков безопасного поведения).

Общность игровых навыков оценивалось по схеме, разработанной Комаровой Н.Ф.: содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре и их самостоятельность.

При проведении начальной диагностики, анализ наблюдений показал следующее: - как правило, дети в играх объединялись в группы из 2-3 человек, но чаще всего их игры носили индивидуальный характер;

- в играх дети в основном отражали сюжеты, близкие их личному опыту: «Семья», «Больница», «Шоферы»;

- в совместных играх с взрослым вносились сюжеты «Парикмахерская», «Магазин»;

- все игры детей были непродолжительными, дети быстро теряли интерес к ним.

В соответствии с психоаналитической теорией Зигмунда Фрейда, проблемы взрослых людей закладываются в детстве и вызваны проблемами психосексуального развития. По мнению Фрейда, инстинктивные потребности организма принципиально антиобщественны. Однако все, к чему стремится человек, существует в социальном мире, и он должен адаптироваться к нему, но цена такой адаптации — тревога или невроз.


Изучая воспоминания своих пациентов о детстве, Фрейд пришел к выводу, что ребенок на разных возрастных этапах проходит определенные стадии психосексуального развития. При этом, согласно теории, основной этап развития личности человека приходится на период от рождения до пятилетнего возраста, и неудачи адаптации в раннем детстве сказываются в течение длительного времени. По той основной эрогенной зоне, с которой связано ощущение удовольствия в соответствующем возрасте, Фрейд назвал их — оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии.

Одна из проблем связана с половой самоидентификацией и характерна для третьей стадии — фаллической (3-6 лет). На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы, у него возникает сексуальное влечение к родителю противоположного пола. В понимании Фрейда, мальчик эротически привязан к матери и стремится обладать ею (Эдипов комплекс), а отца воспринимает как соперника и преграду для осуществления данного желания. У девочки ситуация обратная и носит название «Комплекс Электры».

При нормальном психосоциальном развитии дети преодолевают бессознательное влечение к родителю противоположного пола, и происходит половая самоидентификация — мальчик стремится к идентификации с отцом, девочка — с матерью. Вот почему так важно, чтобы дети росли в полных семьях, особенно это важно для мальчиков (Фрейд, 1905; Шэффер, 2003; Берк, 2006).

Возникает вопрос, какие конкретно механизмы обеспечивают процесс половой самоидентификации и нормальное психосоциальное развитие?

Ответ на этот вопрос можно найти, анализируя периодизацию стадий развития ребенка по типу ведущей деятельности, разработанную Д.Б. Элькониным. Для каждого возрастного периода ребенка, считает Эльконин, характерна определенная ведущая деятельность, именно ее выполнение является необходимым условием нормального детского развития. В дошкольном возрасте такой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, она выполняет множество функций, которые меняются на протяжении дошкольного детства (Эльконин, 1971).

В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят производственную и бытовую деятельность взрослых и отношения между ними: «Поиграем в больницу (поезд, самолет). Я буду доктор (машинист поезда, летчик…)». В таких играх дети используют разнообразные предметы, замещающие (имитирующие) реальные предметы деятельности взрослых.


Сравнение стадий психического развития

Возраст

Д. Б. Эльконин

0 — 1 год

непосредственное эмоциональное общение

1 — 2 года

предметная деятельность

3 — 6 лет

игровая деятельность
(сюжетно-ролевая игра)

7 — 12 лет

учебная деятельность

12 — 16 лет

интимно–личностное общение со сверстниками

Сопоставляя стадию психического развития детей 3-6 лет по З. Фрейду с периодизацией, разработанной Б.Д. Элькониным, мы видим, что на фаллической стадии ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра.

В одной из таких самых ранних и хорошо известных ролевых игр — «Дочки-матери» — и происходит подражание реальным отношениям взрослой жизни, связанным с ролями мамы и папы. Именно эти первые ролевые игры, как и последующие, которые реализуются через действия подстановки себя на место другого, имеют значение в формировании идентификации с родителем своего пола и являются механизмом решения возрастной задачи преодоления конфликтов фаллической стадии.

Хочется напомнить, что сюжетно-ролевая игра является для ребенка реальной жизнью, и ни просмотр мультфильмов, ни компьютерные игры не могут заменить ее значения для полноценного развития личности ребенка.

Первую подгруппу (высокий уровень) составили 3 ребенка (20 % от общего количества детей). Это дети, у которых довольно часто наблюдалось самостоятельное возникновение игровых замыслов (Вика С.: «Давай играть в «дочки-матери»…), замыслы игр были разнообразными: ожидание гостей и подготовка к их встрече; болезнь дочки (куклы), посещение врача и др. В играх детей этой подгруппы наблюдалось разнообразие самостоятельных игровых задач, количество которых достигало от 4 до 7 («Давай к нам сегодня придут гости, мы будем готовить салат. Иди в магазин, а я пока уберусь…»).

Эти дети принимали роль, действовали согласно роли, ролевые высказывания детей были выразительны, возникали по инициативе детей. Вика С., обращаясь к Лизе И.: «Я буду мамой, а ты – дочкой»… «Нет, я лучше буду сестрой, а дочками у нас будут куклы»…Вика С..: «Ой, как я устала убирать комнату. Надо еще стол накрыть. Ой, опять доченька плачет». Подходит к люльке и качает ее: «Спи, не плачь»… Также в играх этих детей появлялась ролевая беседа. Приведем пример такой беседы: