Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В развитии  сюжета ролевой игры ребята широко используют знания, полученные из книг, кинофильмов. Ролевые игры детей 9 — 11 лет отличаются значительно большей сюжетной насыщенностью, приближённостью к жизни, чем у учеников 1 — 2 классов. Учащиеся 3 — 4 классов по возможности стремятся соединить творческие игры с реальной общественно-полезной деятельностью. Например, игры в школу часто одновременно становятся дополнительными занятиями (хорошо успевающая ученица берёт на себя роль учителя, учащиеся её класса — слабоуспевающие ученики). Играя в детский сад, учащиеся 3 — 4 классов всегда выполняют роли воспитателей, врачей. Они занимают младших детей играми, чтением, физкультурными занятиями.[14]

Игра — метод воспитания.

Игра затрагивает все стороны личности ребёнка — его ум, чувства, воображения, волю. В творческой игре содержатся наилучшие возможности для перевода внешних требований воспитателя во внутренние требования самого ребёнка. Как школьник ребёнок весьма равнодушен к своему внешнему виду, хотя воспитатель постоянно предъявляет ему требования, делает замечания, но зато как космонавт, пограничник, моряк ребёнок сам за своей выправкой — этого требует роль. Кроме того, дежурный офицер может сделать ему замечание.

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Одна из важнейших особенностей игры детей начальной школы — воспроизведение трудовой деятельности взрослых, их взаимоотношений. В этом вхождении в человеческие отношения, в их освоении детьми через ролевые действия заключается главная воспитательная функция ролевой игры. Поэтому педагог может применять игру, основой которой являются ролевые действия как упражнения для формирования положительных моральных качеств, а также для проверки и закрепления усвоенных норм и правил поведения. Например, длительная игра в космонавтов может выполнять функции упражнений в воспитании у детей прилежания, сдержанности, организованности. Развёрнутая творческая игра охватывает сравнительно небольшую группу ребят. Это позволяет создать между играющими атмосферу дружбы, доброжелательности, взаимопонимания по поводу разыгрываемых в игре событий. Именно поэтому творческая игра может быть использована педагогом для формирования коллективистических отношений между детьми.


Игра является средством для установления атмосферы взаимопонимания и доброжелательности между детьми и воспитателем. Если педагог выступает перед школьниками в позиции человека, заинтересованного игрой, это сближает его с детьми. Особенно ценной является позиция воспитателя, взявшего на себя какую-нибудь роль.[15]

Руководство игровой деятельностью детей предполагает использование в психологическом и педагогическом процессе ряда конкретных методов и приёмов, с помощью которых воспитатель осуществляет руководящую роль в воспитании и развитии дошкольников в процессе игры. Развитие игровых интересов требует от педагога внимательного, чуткого отношения к играм детей, личной заинтересованности в них.

2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ, КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ ФОРМЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ГОДА ЖИЗНИ, НА ОСНОВЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

2.1 Формирование сюжетной игры у детей пятого года жизни

Пятый год жизни – период интенсивного становления самостоятельности дошкольников в доступных им формах деятельности, в том числе и в игровой.

В этом возрасте у детей происходят значительные изменения в познавательной деятельности.

Все творческие игры младшего школьного возраста можно разделить на несколько групп:

1. Игры на бытовые сюжеты - в семью, в гости, в день рождения, в столовую. Они характерны для детей 7 — 9 лет, особенно часто их затевают девочки.

2. Игры на сюжеты из жизни детей - в детский сад, в школу, в театр, в библиотеку. Эти игры специфичны для учащихся 1 — 2 классов. В этих играх дети стремятся отобразить то, что кажется им особенно привлекательным в обычной жизненной обстановке: интересные уроки в школе, возможность с успехом выступить в театре, музыкальные занятия в детском саду.

3. Профессиональные сюжеты творческих игр увлекают детей на протяжении всего школьного возраста. Они играют в шофёров, врачей, пожарных, строителей, портных. Выбор сюжетов этой группы игр зависит от профессионального окружения (родителей, близких), от наблюдений детей, от впечатлений, которые получают из жизни, книг, кинофильмов.

4. Игры на героико-романтические сюжеты - самые любимые и интересные для младших школьников. У детей 10 — 11 лет возникает острый интерес к героическим сюжетам и романтическим переживаниям. Они мечтают о подвиге, и творческая игра даёт им возможность пережить в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Они играют в лётчиков, пограничников, разведчиков, моряков.


5. Игры на сюжеты из книг, кинофильмов, телепередач - интерес к ним возрастает к концу младшего школьного возраста и сохраняется у подростков. По содержанию эти игры чаще всего сливаются с героико-романтическими. Дети охотно разыгрывают сюжеты сказок, приключенческих книг.

Особенности творческой игры детей 7 -9 лет и 10 — 11 лет.

Характер протекания ролевой игры у детей 7 — 9 лет незначительно отличается от игры старших дошкольников. В то время  как у детей 10 — 11 лет творческая игра всё более приближается к игре специфичной для подростков.

В ролевых играх учеников 1 — 2 классов нет последовательного развивающегося сюжета, дети не всегда стремятся к конечной игровой задаче, они по несколько раз повторяют один и тот же эпизод. Например, играя в семью, повторяют обед и сон. Играя в больницу — выслушивание, уколы, измерение температуры. Как и у дошкольников, в ролевых играх первоклассников особо важное место отводится игровой атрибутике, игрушкам, поделкам. Дети вообще не смогут играть, если у них нет каких-либо поделок или просто предметов, помогающих им создать воображаемую ситуацию и развернуть роль. Дети этого возраста затевают игры, в которых для выполнения функции действующих лиц используются игрушки, ребёнок выступает в роли режиссёра.  Например, девочка берёт на себя роль врача, все куклы и мишки лечатся в больнице. Это типичная игра дошкольного возраста, но она бытует и в ранние школьные годы.

До начала игры дети 7 — 9 лет распределяют роли (иногда только главные) — c этого начинается игра. Часто активные ребята, пользующиеся всеобщим признанием, предлагают себя на ведущие роли — командира, учителя, врача, мамы. И все играющие принимают это как должное. Иногда на главные роли предлагают других детей, руководствуясь при этом такими мотивами: «Настю давайте мамой, её все будут слушаться!» Дети часто предлагают кандидатуру по внешним признакам: «Пусть Лена будет мамой, она выше всех». Иногда роли меняются в процессе игры. Например, в игре в семью Лёша взял роль папы. Побыв немного в этой роли, он принимает другую роль — сына. Аналогичные приёмы бывают и в других играх — в пограничниках, в школу, в гости. Почему у детей возникает потребность взять другую роль? Ребёнок удовлетворяется игрой только в том случае, если разыгрывает игровые действия, привлекательные для него. Если по ходу игры развивается сюжет, где ребёнок не может через свою роль отобразить то, что является для него привлекательным, он берёт другую роль, которая даёт такую возможность. Так Лёша сменил роль папы на роль сына в тот момент игры, когда дети начали соревноваться, кто сильнее. Смена роли в процессе игры происходит и в том случае, когда ролевые действия ограничены, ребёнок не знает, что ему дальше делать, и принимает на себя другую, более интересную роль. Например, в игре в школу дети, бравшие на себя роль нянечки, дав звонок, растерянно смотрели по сторонам, не зная, что делать дальше, затем садились за парты и становились учениками. Следовательно, роль для ученика — та основа игровых действий, без которых немыслима творческая игра.


Наконец, следует отметить, что ученики 1 — 2 классов занимаются игрой с чисто детской непосредственностью, не стесняясь играть в присутствии взрослых. Здесь они также ни чем не отличаются от дошкольников.

2.2 Констатирующий эксперимент

Экспериментальной площадкой для ведения предварительной работы стал МДОБУ д/с 5 п. Веселый Иркутской области. Исследование прошло в средней группе. В процессе участвовало 15 детей в возрасте от 4 до 5 лет, воспитатели группы, владеющие среднее специальное (педагогическое) образование, стаж работы 18 лет, 30 лет.

Были определены такие задачи:

- определить уровень развития сюжетной игры у детей средней группы;

- сделать анализ состояния предметно-игровой среды в средней группе детского сада;

- определить факторы руководства воспитателями сюжетными играми детей.

В практике воспитательной работы применяются отдельные компоненты творческой игры, которые включают различные виды деятельности — учебную, трудовую, спортивную, художественную. Особенность такого применения игр в том, что её вводят в какую-либо деятельность детей по инициативе педагога. При включении игры в другие виды деятельности всегда преследуется одна или несколько воспитательных целей.

1. Длительная игра, организованная педагогом.

Длительной называют такую коллективную игру, в которой продолжительное время сохраняются сюжет и роли. Длительная игра связана с неигровой деятельностью. Особенность её в отличие от развёрнутой игры заключаются в том, что здесь игровой мотив неизбежно переплетается с мотивами реальной деятельности. Типичным мотивом длительной игры является игра, описанная в книге А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Такую игру на сравнительно продолжительный отрезок времени (1 — 1,5 месяца) включают в организацию коллективной жизни детей.

2. Игровая форма.

Игровая форма организации какой-либо деятельности — это такое включение игры, при котором намеренно создаётся игровое оформление реальной деятельности игрового коллектива. Оно стимулирует детей к наилучшему выполнению игровой деятельности. Например, игровая организация работы по трудовому воспитанию — мастерская Деда — Мороза, швейное кукольное ателье. Игровая организация познавательной деятельности — «В гостях у лесовика». Игровая организация работы по художественному воспитанию — «Малая Третьяковка». Игровая организация детского утренника – «В гостях у Мойдодыра».


Игровая форма характеризуется меньшими возможностями для свободного разыгрывания ролей, чем творческая сюжетно-ролевая игра. Фактически ролевое поведение детей заключено в выполнении реальной, в большинстве случаев трудовой или интеллектуальной, деятельности. В педагогической литературе такое применение игры называют серьёзной, деловой игрой.

Игровую форму организации деятельности вводят в следующих случаях: а) когда обычная организация деятельности у большинства детей не вызывает интереса (бытовой или ручной труд. «Комбинат бытового обслуживания»);

 б) когда реальная цель привлекательна, но нет ощутимых результатов (труд по прополке овощей); в) когда дело само по себе интересно, но для того, чтобы добиться большего эмоционального воздействия оно облекается в форму игры (утренник, праздник).

3. Элементы игры.

В данном случае в организацию коллективной деятельности детей вводится один из компонентов игры, чтобы придать игровую окраску этой деятельности и активизировать её. Таким компонентом может быть либо роль, либо воображаемая ситуация. Чтобы придать более привлекательную эмоциональную окраску какой-либо деятельности, воспитатель ставит ребёнка в новую ролевую позицию. Игровая позиция придаёт игровой смысл реальной детской деятельности - трудовой (цветовод, зелёный патруль, разведчик полезных дел), художественной  (директор кинотеатра, артист цирка, экскурсовод), спортивной (главный судья, тренер первоклассников). В таких случаях основой игрового поведения является роль, сюжет только подразумевается.

Существуют также компоненты игры, связанные с воображаемой ситуацией. Например, в лагере при прополке овощей, когда работа приближается к концу, но ребята уже порядком устали, воспитатель создаёт воображаемую ситуацию: «Внимание! Перед вами злой враг, имя ему — сурепка. Слушай мою команду: к наступлению подготовиться! В бой на врага, ура!»

Приёмы, способствующие изменению положения ребёнка  в коллективе с помощью игры.

1.Коллективная оценка ролевого поведения в игровой ситуации.

В длительных играх, организованных самим педагогом, создаются специальные игровые органы, которые способствуют формированию у детей общественного мнения: в игре «в школу» — педсовет, в игре «в космонавтов» — штаб. В педагогической разработке длительных игр эти рабочие органы надо специально планировать для того, чтобы ребята могли свободно высказывать друг другу свои мысли об успехах и неудачах в разыгрывании ролей. Фактически это та коллективная оценка, которая позволит внести коррективы в положение отдельных детей — показать непривлекательность поведения одних, публично похвалить и обрадовать других — тех, кто особенно нуждается в коллективном признании и одобрении. Возможность назначения на новую роль должна коллективно обсуждаться. Такое обсуждение должно стать толчком к изменению позиции ребёнка в коллективе