Файл: Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры дошкольников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.06.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Методическая работа по организации руководства сюжетными играми дошкольников заключается в обогащении представлений воспитателей о значении игры в жизни ребенка, этапах становления игровой деятельности детей и особенностями руководства на каждом этапе (планирование, организация предметно-игровой среды, организация игровых действий ребенка адекватных соответствующему этапу игровой деятельности).

Обсуждение на педагогическом совете вопросов изучаемой проблемы позволил выявить степень теоретической и практической подготовленности педагогов. Главным критерием оценки теоретической и практической подготовленности воспитателей было выделено активное участие в выступлениях и обсуждениях вопросов.

Повестка включала следующие вопросы:

- Значение сюжетных игр в развитии личности ребенка.

- Особенности сюжетных игр на каждом этапе их развития (из опыта работы).

- Методы и приемы руководства игровой деятельностью на каждом этапе ее развития (из опыта работы).

Воспитатели в своих выступлениях были активны, анализировали свою работу за истекший период времени. В результате проведенной работы было видно, как возрос интерес воспитателей к новым знаниям и своей работе. В играх заключён залог полноценной духовной жизни в будущем. Не играющий в детстве ребёнок, став взрослым не сможет реализовать свой человеческий потенциал. Отнеситесь к детской игре со всей серьёзностью, всячески поддерживайте любые стремления детей к играм. Помогите ребёнку, поощряя его достижения. Существует золотое правило: поощряемое поведение имеет тенденцию к повторению. Именно в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития ребёнка!

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астахова, Т.В. Категории и отрасли дошкольной педагогики // Вопросы гуманитарных наук: журнал. — 2013 .— №5 .— С. 50-51.
  2. Антонова Т. В. О специфике общения дошкольников в ролевой игре // Игра и ее роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / под. ред. A. B. Запорожца и др. - М.: Изд-во НИИ общей педагогики, 2008 г.-155 с.
  3. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  4. Арсентьева В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учеб. пособие для высш. пед. учеб. заведений / В. П. Арсентьева. - М.: Форум, 2009.- 142
  5. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 c.
  6. Бугрименко Е. А. Ролевая игра как средство организации самоконтроля / Е. А. Бугрименко // Дошкольное воспитание. - 2010. -№ 10. - С. 35 - 37.
  7. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников / В. Бачурина. – М. : ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. – 176 с.
  8. ВолыВересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. - 410 c.
  9. Волошина Л. Н. Современные тенденции и проблемы развития системы дошкольного образования // Психолого-пед. поиск. - 2012. - № 23. - С. 73-78.
  10. Венгер Л. A. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л. А. Венгер // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. - М.: НИИ общей педагогики, 2008. - 155 с.
  11. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. – С. 23.
  12. Гуревич Л.М. Программа развития и воспитания детей в детском саду: учеб. пособие. – СПб. : Питер, 2012. – 200с.
  13. Гаспарова Е. М. Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста / Е. М. Гаспарова // Вопросы психологии. - 2013. - № 6. - С. 38 - 42.
  14. Говорова Р. И. Роль моделирования в развитии сюжетно-ролевой игры // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / под ред. Л. А. Венгера. - М.: Изд-во АПН, 2010. -390 с.
  15. Доронова Т. Н. Дошкольникам об искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей среднего дошкольного возраста. - Л.: Просвещение, 2012. - 639 c.
  16. Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд // Дошкольное воспитание: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 72-76.
  17. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре: учебник / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1963. – 423 с.
  18. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 c.
  19. Иванкова Р. И. Игра как средство изучения детских взаимоотношений // Игра и ее роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста / под. ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой и др. - М.: НИИ общей педагогики, 2011. - 155 с.
  20. Коскова Н. В. Ваш умный ребенок: развивающие игры и упражнения для детей 3-4 лет: метод. пособие / Н. В. Коскова. - Новосибирск, 2012. – 458 с.
  21. Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет) // Ребёнок в детском саду : метод. пособие / Н. А. Короткова. – М. : Эксмо, 2012.- 167 с.
  22. Маралова Е.А. Развитие способностей к социализации у детей в условиях детского сада // Дошкольная педагогика: журнал . — 2013 .— №9 .— С. 17-21.
  23. Миллер, А. В начале было воспитание / А. Миллер; Пер. с нем. И. Силаева. - М.: Акад. Проект, Фонд "Мир", 2013. - 223 c.
  24.  Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
  25. Никитина, С.В. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду // Дошкольная педагогика: журнал . - 2013 . - №3 . - С. 12-13.
  26. Никитина С.В. Ещё раз о качестве дошкольного образования // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №5 .— С. 18-20.
  27. Репринцева Г. И. Игра-ключ к душе ребенка. Гармонизация отношений ребенка с окружающим миром / Г. И. Репринцева. – М.: Форум, 2008. – 240 с.
  28. Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: Учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
  29. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1969. – 328 с.
  30. Телегина И. Большая психологическая игра, или Игра не в тренинге : учеб. пособие / И. Телегина. - Питер - Москва, 2013. – 345 с.

Приложение 1

Параметры определения уровня развития игры детей

Содержание игры.

Замысел игры появляется:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно;

Разнообразие замыслов.

Количество игровых задач.

Разнообразие игровых задач.

Самостоятельность при постановке задач:

а) ставит взрослый;

б) с помощью взрослого;

г) самостоятельно.

Способы решения игровых задач.

6. Разнообразие игровых действий с игрушками.

7. Степень обобщенности игровых действий с игрушками:

а) развернутые;

б) обобщенные.

8. Игровые действия с воображаемыми предметами:

а) с помощью взрослых;

б) самостоятельно.

9. Игровые действия с предметами – заместителями:

а) с помощью взрослого;

б) самостоятельно.

10. Принимает роль.

11. Разнообразие ролевых действий.

12. Выразительность ролевых высказываний.

13. Наличие ролевых высказываний.

14. Ролевые высказывания возникают по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка.

15. Ролевая беседа возникает:

а) со взрослым;

б) со сверстником.

16. Ролевая беседа возникает по инициативе:

а) взрослого;

б) ребенка.

17. Содержательность ролевой беседы.

Взаимодействие детей в игре.

18. Вступает во взаимодействие:

а) со взрослым;

б) со сверстником.

19. Ставит игровые задачи:

а) взрослому;

б) сверстнику.

20. Принимает игровые задачи:

а) от взрослого;

Приложение 2

План семинара-практикума по проблеме: «Руководство воспитателями сюжетными играми дошкольников»

Форма методической работы

Тема

Цели

1. Семинар-практикум: занятие 1.

«Виды сюжетных игр и их значение на развитие личности ребенка».

Познакомить педагогов с видами сюжетных игр. Подвести их к пониманию значимости этого вида игр для всестороннего развития ребенка.

2. Семинар-практикум: занятие 2.

«Режиссерские и сюжетно-ролевые игры, их особенности и этапы развития»

На основе анализа психолого-педагогической литературе дать знания об особенностях сюжетных игр и этапах их развития.

3. Семинар-практикум: занятие 3.

«Современные подходы к руководству игровой деятельности детей дошкольного возраста на всех возрастных этапах».

Помочь воспитателям ознакомиться с новыми подходами к руководству игровой деятельности детей. (Исследования Н.Я Михайленко и Е.В. Зворыгиной)

4. Семинар-практикум: занятие 4 (практическое)

«Создание условий для развития сюжетных игр во всех возрастных группах».

Сформировать умения педагогов по руководству игровой деятельностью, используя приемы, предложенные Н.Я. Михайленко.


Приложение 3

Перспективное планирование работы по формированию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Работа в больнице

Ознакомление с окружающим

Обучающие игры

Предметно-игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

Экскурсия

в медицинский кабинет д/с.

Цель: уточнить знания детей о работе медицинской сестры, познакомить с медицинскими инструментами.

Уточнить знания детей: что делает медсестра в детском саду.

Индивидуальные совместные со взрослым игровые ситуации:

Ребенок – роль: медсестра; взрослый – роли: ребенок; воспитатель; родитель.

Изготовление рецептов, игрушечных таблеток, порошков.

Обращение к ребенку, пришедшему после болезни: Вы сегодня кому справку отдавали? А что сказала наша медсестра?

Экскурсия

к больнице.

Цель: знакомство с работой машины «скорой помощи».

Индивидуальные игры совместно с взрослым:

Ребенок – роль: шофер «скорой помощи»;

взрослый – роли: врач, медсестра. пациент.

Изготовление атрибутики к игре «Больница»: белый халат для медсестры и врача, красный крест для машины «скорой помощи».

Беседа

( с мамой Максима Ч.)

Цель: рассказать о работе врача, о том как врач работает вместе с медсестрой, подчеркнуть их взаимодействие в работе.

Индивидуальные игровые ситуации совместно со взрослым:

Ребенок – врач;

взрослый – медсестра, пациент, другой врач.

Вопросы к детям:

-Ты болела?

-Что у тебя болело?

-Как тебя лечили?

Чтение художественной литературы:

К.И. Чуковский «Доктор Айболит»;

А. Кардашова «Наш доктор».

Цель: создать образы врачей для передачи их детьми в играх.

Создание панно: пейзаж большое дерево с красным крестом.

Сюжетная игра « Транспорт»

Знакомство с транспортом

Ознакомление с окружающим

Обучающие игры

Предметно-игровая среда

Активизирующее общение взрослого с детьми

Занятие 1.

«Прогулка по городу».

Цель: уточнить и расширить знания детей о транспорте, приобщать детей к культуре поведения в транспорте.

Дидактическая игра «Соберем машину»

Цель: закрепить части машины

Сделать макет улицы совместно с детьми. Приобрести маленькие машинки, человечков.

Вопросы к детям :

-Как вы сегодня шли в детский сад? Как машины едут по дороге?

Занятие 2.

«Улица полна неожиданностей».

Цель: расширить представления детей о правилах поведения на улице и во дворе.

Индивидуальные игровые ситуации с использованием макета улицы: персонажи- шофер, милиционер, пешеходы

Утверждение: «На улице много опасностей. Надо быть внимательными, переходить улицу осторожно Как?»

Беседа.

«Труд шофера»

Цель: познакомить детей с трудом шофера, его простейших отношений с другими людьми, о помощи, которую оказывают машины людям, создать целостное представление о труде шоферы.

Индивидуальные игровые ситуации совместно со взрослым:

Ребенок – роль: шофер;

Взрослый – роли: пассажир, милиционер, автослесарь.

Изготовление рулей, светофора.

Утверждение: «Да, шофер должен знать правила дорожного движения, должен знать как устроена машина.»

Занятие «Транспорт специального назначения».

Цель: закрепить знание детей о машинах специального назначения.

Игровые ситуации: шофер «скорой помощи», автобуса,

овощной машины. Воспитатель занимает позиции второстепенных ролей: врач, пассажир, продавец овощного магазина.

Дидактическая игра «Трамвай» с целью закрепления особенностей передвижения разного транспорта.

Изготовление с детьми рисунков, которые будут отличительными знаками специальных машин.

Подтверждение: Да, многим машинам всегда зеленый цвет. Почему?

Прогулки: «Наблюдение за транспортом» и «знакомство с островком безопасности»

Цель: Познакомить детей с назначением «островка безопасности», закрепить знания о двухстороннем движении, сигналах светофора.

Игровые ситуации с показом жестов регулирования: «остановиться», «приготовиться», «проезд разрешен», «переход»

Приобретение жезла, изготовление дорожных знаков «переход», «осторожно, дети», «одностороннее движение, «двухстороннее движение»

Объяснение: « Если бы милиционер был на посту аварии бы не произошло»

Чтение художественной литературы: С. Михалков «Моя улица»,»Светофор»; С. Маршак «Милиционер»

Игры с использованием макета улицы (режиссерские игры)

Активизация и обогащения словаря, поощрение желания рассказать.


  1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям: учеб. пособие / В. А. Сухомлинский. - Киев, 1969. –С. 214.

  2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебник / Г. К. Селевко. – М. .: Народное образование, 2008. – С. 76.

  3. Выготский Л.С. Детская психология : учебник / Л. С. Выготский . - М. : Педагогика, 2006. – С. 89.

  4. Выготский Л.С. Детская психология : учебник / Л. С. Выготский . - М. : Педагогика, 2006. – С. 89.

  5. Эльконин Д.Б. Психология игры: учебник / Д. Б. Эльконин. - М. : Психология, 1978. – С. 112.

  6. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т. / А. Н. Леонтьев- М. : Эксмо, 1983. – С. 67.

  7. Болотова А. К. Психология развития, возрастная психология: учебник / А. К. Болотова. – М. : Феникс, 2013. – С. 112.

  8. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология: учебник / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Академический проект: Трикста, 2011. – С. 129.

  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С. Л. Рубинштейн, Т.2., М., : Педагогика, 1989. – С. 34.

  10. Рисунок составлен по материалам учебника Подласый И. П. Педагогика. В 2 томах. Том 1. Теоретическая педагогика: учебник / И. П. Подласый. – М. : Юрайт, 2013. – С. 567.

  11. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре: учебник / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1963. – С. 67.

  12. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей / Е. В. Зворыгина. - М.: Просвещение, 1988. – С. 45.

  13. Жуковская Р. И. Воспитание детей в игре: учебник / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 1963. – С. 69.

  14. Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования и педагогические технологии: сборник научных трудов / А. В. Запорожец. - Смоленск: СГПУ, 1998.- С. 9.

  15. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - №6. – С. 23.

  16. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.-3-е изд. Исправлено.-М.:Линка-Пресс, 2009. – С. 53.

  17. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду.-3-е изд. Исправлено.-М.:Линка-Пресс, 2009.- С. 56.