Добавлен: 25.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
В связи с этим особую актуальность приобретают исследования, направленные на выявление условий, в которых возможны и эффективны новые коллективные формы управления, их взаимодействие и новые коллективные формы управления, их взаимодействия и сосуществование с управленческими традициями, второй фактор относится к осознанию того, что называют управленческой командой.
Время гениев-одиночек проходит. Все больше возникает необходимость в профессиональной, амбициозной, сплоченной команде. Команде людей, объединенных общей идеей, которые, доверяя друг другу, определяют измеримые цели, разделяют функции в соответствии со способностями каждого и действуют решительно, добиваясь своевременного результата.
Еще до начала Второй мировой войны профессор Гарвардского университета Элтон Мэйо ввел в науку о менеджменте новый термин - чувство команды. Во время проведения научных экспериментов, которые проводились среди рабочих и младших менеджеров корпорации WesternElectric, в небольшом американском городе Хотторн, им был сделан вывод о том, что почти все хотторнские наемные сотрудники считают Главное в коллективе - это ощущение команды, чувство того, что рядом имеется локоть.
В результате в науке о менеджменте появился новый термин - чувство команды англ. teamspirit . Существует мнение, что толчком к изучению деловой психологии стало массовое увлечение в предвоенные годы фрейдизмом. Жены американских промышленников, ездившие в Вену на консультации к доктору Фрейду, по возвращении просвещали своих суровых мужей попсихоаналитической части.
Профессионально понятие teamspirit впервые было исследовано все тем же профессором Элтоном Мэйо и экономистом Мэри Паркер Фоллетт. Мэйо и Фоллетт стали основоположниками неоклассического направления в науке о менеджменте, а сформулированные ими принципы неформальной деловой группы стали фундаментом целой отдельной научной дисциплины.
М. Фоллетт также является автором часто используемой дешифровки термина менеджмент - обеспечение выполнения работы с помощью других лиц Команда - это объединение единомышленников, коллектив людей, имеющих что-то общее. Проводя параллель между понятиями команда и коллектив, можно вывести следующие признаки, сопутствующие этим категориям а соединение индивидов на основе каких-либо общих задач б совместность действий и взаимопомощь в постоянство контакта г известная организация.
Личность, входящая в состав всякого коллектива, находится в определенных с ним отношениях. Характер этих отношений зависит от социальной среды, в которой данный коллектив команда функционирует, и от рода и вида его деятельности. Наиболее благоприятная среда помогает.
Особый акцент в управленческой деятельности должен ставиться на психологическую совместимость членов одной команды. Типологический анализ команды установление и эффективное использование различий в восприятии ситуации и стилях мышления. Умение говорить на одном языке. Создание атмосферы доверия и сплоченности. Во время написания курсовой работы вся информация по этим вопросам была получена из учебного пособия «создание эффективной команды» Коваленко А. В., которое имеется в приложении 1.
Многое, а может быть даже и большая часть того, что мы делаем на работе, вовсе не требует командных усилий. Работа должна делаться отдельными людьми, выполняющими свои обязанности в пределах их ответственности за результаты. Попытки применить командную работу во всех ситуациях могут быть неуместными или даже наносящими вред. В то же время какая-то часть того, что мы делаем, крайне нуждается в командной работе, игнорируя эту необходимость, мы создаём проблемы. Руководителю следует различать, в каких ситуациях командная работа необходима и когда она просто не даст людям точно и правильно выполнить свою работу.
До недавнего времени проблема построения команд была скорее уделом ученых.
В последние годы команды рассматриваются как важнейший групповой феномен в организациях. Команды становятся все более популярными в результате:
- повышенного внимания к системе комплексного управления качеством;
- усложнения принимаемых стратегических управленческих решений;
- усложнения задач корпоративного обучения.
Вместе с тем, несмотря на быстро возрастающее признание потребности в командной работе, до сих пор возможности команд в деятельности больших организаций практически не используются, что изложено в приложении 2.
Кроме того, современная среда бизнеса характеризуется ресурсными ограничениями, урезанием бюджетов, снижением накладных расходов и использованием временной помощи. В этих условиях команды и члены команд становятся ключевым фактором смягчения трудностей переходного периода и достижения организационного успеха. Работа в команде при этом является критической точкой успеха, так как отличительной чертой членов команды является гибкость - способность и желание делать все необходимое для выполнения рабочей деятельности.
Использование командной работы приводит к значительному изменению качества рабочей силы, поскольку совместная работа требует самоуправления.
Кроме того, развитие образования и технологий требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только умения выполнять одну-две конкретные операции.
Понятие команды. Несмотря на быстро возрастающее признание потребности в командной работе, до сих пор потенциальные возможности команд в деятельности больших организаций практически не используются. Одной из причин такого парадоксального факта является то, что руководители недостаточно четко понимают, что такое команда, как ее создавать и как использовать.
Что же такое команда? Используя термин «команда», зачастую имеют в виду противоположные вещи.
Одни, услышав это слово, вспоминают только о спорте, о тренировках; другие - о совместной деятельности, связанной с сотрудничеством и помощью друг другу; третьи думают, что любая группа, которая работает вместе - команда; некоторые полагают, что любая управленческая группа - команда.
В общем команда определяется как несколько человек, действующих совместно при выполнении какой-либо работы или деятельности. Другое, более сложное определение термина «команда» - это группа индивидов, которые распределяют между собой рабочие операции и ответственность за получение конкретных результатов. Все члены команды взаимозависимы в работе, т. е. объединяются для достижения поставленной цели.
- Взаимозависимость. Члены команды вносят свой индивидуальный вклад в совместную рабочую деятельность. Остальные члены команды зависят от осуществляемой работы каждого, кто находится в команде. Команда делится рабочей информацией друг с дружкой. Участники команды также воспринимаются как равноправные участники процесса деятельности и могут осуществлять взаимное влияние друг на друга;
- Ответственность разделяемая. Существует ответственность за командные цели, которая понимается, а также разделяется всеми членами;
- Результат. Та же ответственность за командные результаты разделяется имеющимися членами группы и фокусирует активность в группе.
Таким образом, команда - это группа людей, имеющих общие цели.