Файл: Влияние кадровой стратегии на работу службы персонала. Формирование кадровой стратегии.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты кадровой стратегии на предприятии
1.1 Сущность и понятие кадровой стратегии
1.2 Формирование кадровой стратегии
Глава 2. Стратегия развития персонала в магазине ювелирной сети «585» г. Перми
2.1 Краткая характеристика компании
2.2 Анализ процедуры управления персоналом
2.3 Стратегическое управление персоналом предприятия
Глава 3. Разработка кадровой стратегии развития персонала
3.1 Рекомендации по оптимизации системы управления персоналом
- Способности (уровень образования, объём знаний, профессиональные навыки, опыт работы);
- Мотивация (круг профессиональных и личных интересов, стремление достичь чего-либо);
- Личные качества, влияющие на выполнение профессиональной роли.
К количественным характеристикам относятся:
- Списочная численность: общее количество работников организации на определенную дату;
- Явочная численность: число работников из списочного состава, присутствующих на работе на определенную дату, включая командированных;
- Среднесписочная численность – средняя численность работников за определенный период.
Главной задачей современной кадровой политики является обеспечение соответствия целям организации качественных и количественных характеристик ее персонала. В условиях жесткой конкуренции на экономических рынках, перспективы развития предприятий рассматриваются с точки зрения налаженности их кадрового менеджмента. Обеспечение конкурентоспособности организации состоит из многих факторов, но напрямую зависит от системы управления ее человеческими ресурсами.
Приступая к разработке стратегии управления персоналом, важно учесть следующий фактор – человеческие ресурсы, рассматриваемые как элемент системы управления персоналом, должны основывать систему и методы управления. Несколько стратегий управления можно отметить, как наиболее значимые:
- Стратегия предпринимательства. Данная стратегия управления персоналом наиболее характерна для организаций, занимающихся абсолютно новым видом деятельности, и направлена на усиление материальной заинтересованности работника и постоянное повышение его квалификации;
- Стратегия быстрого и динамичного роста организации. Эта стратегия отличается стремлением к постоянному повышению компетентности сотрудников;
- Стратегия прибыли. Для данной стратегии характерно постоянное совершенствование управления персоналом с тем, чтобы компания могла получить максимальный доход, опираясь на жесткий контроль деятельности сотрудников и соблюдение строгой дисциплины труда;
- Стратегия ликвидации. Применяется, когда доходы компании резко снижаются. Проводится оценка персонала с тем, чтобы решить, кого следует уволить в первую очередь, и принимаются меры социальной защиты;
- Стратегия круговорота. Предполагает повышение квалификации уже имеющихся сотрудников для решения новых задач и продвижение их по службе без дополнительного приема на работу новичков.
Разработка стратегии управления персоналом проводится в несколько этапов. Сформулируем данные этапы, взяв за основу классические подходы к стратегическому планированию на предприятии:
- Основываясь на общих положениях стратегии развития организации, а также учитывая факторы ее внешней и внутренней среды, определяются основные установки стратегии управления персоналом;
- Основываясь на SWOT-анализе организации, и на локальных тенденциях трудового рынка, формулируются ориентиры и ограничения стратегии;
- С учетом выбранной кадровой политики организации, определяются стратегические цели управления ее персоналом, программа проведения реализации стратегии, и критерии оценки ее эффективности.
Следующим шагом будет реализация стратегии управления персоналом. Критерием успешности реализации выбранной стратегии можно назвать обеспечение следующих параметров:
- Своевременность укомплектованности кадрового состава, в соответствии с запросами функционирования производства;
- Минимизация затрат для поддержания необходимого уровня трудового потенциала персонала;
- Стабилизация кадрового потенциала посредством учета интересов работников;
- Высокий уровень мотивированности работников, высокая степень производительности труда;
- Рациональное использование возможностей кадрового потенциала, его совершенствование посредством управления квалификационно-профессиональным составом.
Адекватная оценка осуществимости выбранной стратегии в условиях конкретной организации позволяет минимизировать риски ее невыполнения. Риски невозможности реализации выбранной стратегии (либо неэффективной ее реализации) связаны, в основном, со следующими факторами:
- Внезапное изменение общей стратегии (или деятельности) организации;
- Кардинальные изменения локального рынка труда;
- Низкая окупаемость вложенных в трудовые ресурсы средств;
- Отсутствие у работников мотивации к действиям в интересах организации.
Поэтапный анализ стратегии управления персоналом и ее реализации позволяет избежать многих ошибок, влекущих за собою потери вложенных средств, снижение производительности, сбои в функционировании организации. Сложность работ, нацеленных на реализацию данной стратегии, выдвигает определенные требования к компетенции менеджеров, управляющих персоналом организации.
Глава 2. Стратегия развития персонала в магазине ювелирной сети «585» г. Перми
2.1 Краткая характеристика компании
Ювелирная компания «585» является торговой сетью федерального масштаба, достигшей успеха благодаря команде профессиональных специалистов. Первый магазин сети был открыт в 2000 году в г. Санкт-Петербурге, и с тех пор компания росла и развивалась. На сегодняшний день в штате более 5000 сотрудников.
Основной своей ценностью компания называет свой персонал. В компании развита сильная организационная структура. Прежде всего работа в команде основана на взаимопомощи и дружелюбии. Также в компании организован Благотворительный фонд для коллег, попавших в сложную жизненную ситуацию. Сотрудники регулярно участвуют в спортивных соревнованиях, например, в марафонских забегах, помимо работы развиваются в личных проектах, увлечениях и хобби.
Соискателям предлагается конкурентная заработная плата, регулярное повышение квалификации и карьерный рост. Многие руководители начинали работу в компании со стартовых позиций.
Помимо этого, сотрудники, прошедшие испытательный срок, могут рассчитывать на скидки и корпоративные конкурсы. Работники пользуются скидками на продукцию сети и услуги партнеров, участвуют в корпоративных конкурсах и выигрывают ценные и денежные призы.
На предприятии принята организационная структура линейно–функционального типа. Сильной стороной организационной структуры предприятия можно назвать оперативность в принятии решений и в выполнении указаний. К тому же, линейные руководители освобождены от глубокого анализа возникающих проблем, этими вопросами занимаются функциональные руководители. Схема управления магазином в г. Перми представлена на рисунке 3.
Директор
Коммерческий директор (зам. директора)
Главный бухгалтер
Продавцы
Старший кассир
Вспомогательный персонал
Кассиры
Служба безопасности
Уборщица
Рисунок 3 – Организационная структура управления магазином «585» г. Перми
Однако есть и минусы, такие, как недостаточная раздельность полномочий между линейными и функциональными руководителями, чрезмерная централизация и дублирование управленческих функций. Несмотря на некоторые недостатки, данный вид структуры лучшим образом подходит предприятию, так как требования к работе достаточно однородны, аппарат управления выполняет стабильный и редко изменяющийся функционал.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели в Приложении 1, чтобы проанализировать текущее состояние магазина ювелирной сети «585» г. Перми.
Выручка от реализации в 2017 г. составила 18545 тысяч рублей. В сравнении с прошедшим 2015 г. данный показатель повысился на 11,8 %. Данный факт можно оценить положительно, поскольку повышение выручки может свидетельствовать об увеличении объема продаж продукции торговой сети «585» в г. Перми.
Себестоимость проданной продукции в 2017 г. составила 9157 тысяч рублей. По сравнению с 2015 г. она повысилась на 412 тысяч рублей, что составило 4,7 %.
Валовая прибыль за анализируемый период выросла на 19,7% и в 2017 г. составила 9388 т.р., что на 1546 тысяч рублей больше по сравнению с 2015 г. Рост данного показателя положительно характеризует финансовую политику предприятия. Можно предположить, что в магазине увеличился товарооборот.
Уровень валовой прибыли к выручке от продажи продукции вырос за анализируемый период времени на 7%, что также свидетельствует о росте продаж. В 2017 г. данный показатель составил 50,6%.
На коммерческие расходы в 2015 г. предприятие потратило 2007 тыс. руб, тогда как в 2017 г. этот показатель снизился на 6,4% и составил 1878 тыс. руб. Что может свидетельствовать об оптимизации расходов и правильной организации финансовой политики магазина.
Управленческие расходы в анализируемом периоде также снизились на 6,4% с 3011 тыс. руб. в 2015 году до 2817 тыс. руб. в 2017 г. Снижение расходов благоприятно сказывается на чистой выручке предприятия, что свидетельствует об эффективной организации трат магазина.
Показатель уровня расходов к выручке от продажи продукции также говорит о позитивных тенденциях в управлении финансами магазина. Он снизился с 30,2% в 2015 году до 25,3% в 2017 году.
Прибыль от продаж благодаря грамотной финансовой политике и оптимизации всех расходов предприятия существенно выросла в анализируемом периоде, и составила в 2017 году 7 510 тысяч рублей. Это на 4 686 тыс. руб. (165,9%) выше, чем в 2015 году.
Рентабельность от продаж повысилась на 23,5% в сравнении с 2015 годом и составила 40,5%. Это хороший показатель, свидетельствующий о правильной организации хозяйственной деятельности предприятия.
Чистая прибыль предприятия в анализируемом периоде также показала хороший рост – с 2230,9 тыс. руб. в 2015 г. чистая прибыль выросла на 3702 тыс. руб (165,9%) и составила 5932,9 тысяч рублей. Рост чистой прибыли свидетельствует о благоприятном финансовом состоянии предприятия и правильной организации процесса продаж.
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Финансово – хозяйственную деятельность магазина ювелирной сети «585» в г.Перми можно охарактеризовать положительно. За проанализированный период снизились расходы, повысился объем реализации, наблюдается существенный рост прибыли и рентабельности продаж.
2.2 Анализ процедуры управления персоналом
Проведем анализ кадрового потенциала. В таблице 2 рассмотрим динамику численности персонала за период с 2015 по 2017 год. Исходя из данных Таблицы 2 можно сделать следующие выводы. Среднесписочная численность персонала за анализируемый период выросла. В целом, в 2017 г. количество работников составило 25 человек, что в 4,17 раз (на 316,67%) больше по сравнению с началом периода.
Таблица 2 – Наличие и динамика численности персонала «585» г. Перми за 2015-2017 гг.
Показатель |
Показатели по годам |
Годовые темпы роста, % |
||||
---|---|---|---|---|---|---|
2015 |
2016 |
2017 |
2016/2015 |
2017/2016 |
2017/2015 |
|
Среднесписочная численность работников, чел. |
6 |
13 |
25 |
116,67 |
92,31 |
316,67 |
в т.ч.: - руководители |
2 |
3 |
5 |
50 |
66,67 |
150 |
- специалисты |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
- служащие |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
- рабочие |
2 |
8 |
18 |
300 |
125 |
800 |
Принято всего, чел. |
5 |
8 |
15 |
60 |
87,5 |
200 |
Уволено всего, чел |
1 |
3 |
1 |
200 |
-66,67 |
0 |
в т.ч. уволено за прогулы, чел. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Количество уволенных работников в рассматриваемом периоде осталось неизменным. Среди уволенных работников нет увольнений за прогулы, что свидетельствует в пользу хорошей трудовой дисциплины, однако, указывает на низкий уровень мотивации персонала.
В связи с расширением производства в анализируемом отрезке времени понадобилось увеличение руководящего состава (количество выросло на 150% с 2015 по 2017 г) и рабочего персонала (в 9 раз). Количество специалистов и служащих осталось неизменным. В целом, динамика персонала положительная, в 2017 г принято на 10 человек (на 200%) больше, чем в 2015 г.