Файл: Диагностика и построение корпоративной культуры. Теоретические аспекты корпоративной культуры.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты корпоративной культуры
1.1. Понятие корпоративной культуры
1.2. Структура корпоративной культуры
1.3. Диагностика корпоративной культуры в развитии компании
2. Анализ корпоративной культуры в АО «Связной Логистика»
2.1. Общая характеристика АО «Связной Логистика»
2.1. Общая характеристика и специфика управления персоналом компании АО «Связной Логистика»
2.2. Характеристика управления персоналом в АО «Связной Логистика»
2.3. Анализ управления корпоративной культурой в АО «Связной Логистика»
3. Разработка рекомендаций по развитию корпоративной культуры в АО «Связной Логистика»
3.2. Предложения по развитию групповой сплоченности
1.3. Диагностика корпоративной культуры в развитии компании
Корпоративная культура в компании строится на основе взаимоотношения сотрудников, их потребностей, установок, мотивов, оценки и самооценки, внутригруппового статуса, привычек, социальном самочувствии, эмоциональном состоянии. Важной составляющей формирования корпоративной культуры является влияние коллектива в контексте группового влияния[20].
Существуют различные научные подходы к исследованию организационной культуры[21]. Рассмотрим основные из них:
- Экономический подход включает в себя изучение практической оценки влияния организационной культуры на экономические показатели. Для этого существуют формулы, которые позволяют рассчитывать оценку человеческого капитала. Для оценки возврата инвестиций (например, в форме реализации проектов по формированию организационной культуры) в человеческий капитал используется формула:
RoI
рассчитывается как отношение разницы в приросте доходов организации после осуществления инвестиций в персонал (D) и затрат на реализацию инвестиционного проекта (Z) к затратам на реализацию на реализацию инвестиционного проекта (Z)[22].
Для оценки добавленной стоимости человеческого капитала (ДСЧК) используется формула:
она является отношением разницы между прибылью организации (ПО) и затратами на человеческий капитал (ЗЧК) к эквиваленту полной занятости (ЭПЗ).
- Социально-психологический подход, в рамках которого осуществляются попытки изучить коммуникации путем психологических тестов. Некоторые исследователи предполагают высокое влияние личностных качеств на организационную культуру[23].
Во-первых, подобно культуре и обществу, организационная культура оценивается как неотъемлемое качество коллектива, соотношения коллектива и организационной культуры рассматривается как соотношение целого и его качеств и свойств. Как интегративный феномен, организационная культура проявляется во всех сферах деятельности компании[24].
Во-вторых, организационная культура, как и культура в целом, всегда включает в себя процесс творчества, который характеризует человеческий разум, способный решать повседневные вопросы организации[25].
Организационная культура может изучаться следующими социологическими методами[26].
- Опрос.
- Интервьюирование (индивидуальное или групповое).
- Анкетирование (очное или заочное).
- Социологическое наблюдение.
- Включенное наблюдение (исследователь является непосредственным участником рассматриваемых процессов).
- Невключенное наблюдение (исследователь изучает процесс, не являясь его непосредственным участником, «взгляд со стороны»).
- Анализ документов (смет, отчетов, прессы и прочих письменных источников)[27].
- Экспертный опрос (с привлечением компетентных специалистов в области рассматриваемой проблематики).
Для эффективного и грамотного управления корпоративной культуры необходимо учитывать ее специфику, которая проявляется в зависимости от вида организационной культуры, свойственной ей стиля управления, построения отношений внутри коллектива и т.п.
По мнению Х.М. Трайс и Д.М. Беер основным эмоциональным резервуаром являются человеческие культуры, в которых концентрируются верования, традиции и нормы. Только за счет культурного аспекта люди становятся полноценными сотрудниками. Культура помогает противостоять и преодолевать хаос и неопределенность, коллективно выживать, адаптироваться и достигать успеха[28].
Так Р. Моран и Ф. Харрис изучают конкретную культуру в компании, исходя из 10 характеристик:
- язык общения и коммуникационная система;
- понимание себя и собственного места в организации;
- еда, повадки и традиции в данной области;
- внешний вид, одежда и представление себя на работе;
- отношения между людьми;
- понимание времени, отношение к нему и его внедрение;
- вера и отношение к чему-то;
- ценности и нормы — что люди оценивают в собственной корпоративной жизни (состояние, титулы или саму работу и т. п.) и как эти ценности сберегаются[29];
- процесс развития работника и его обучения (осмысленное или бездумное исполнение работы; надеются на силу или разум; процедуры информирования работников; признание или отказ от первичности логики в рассуждениях; подходы к разъяснению обстоятельств);
- этика в работе и мотивирование[30].
Рис. 2. Основные элементы корпоративной культуры[31]
Вышеотмеченные качества культуры организации, взятые совместно, позволяют найти различие представленной конкретной культуры от остальных. Помощь в расшифровке и осмысливании конкретной культуры организации может проявить модель, которая обрисовала взаимозависимость между вхождением культуры организации, ее проявлением и восприятием. Члены организации, разделяя определенные ожидания и убеждения, вырабатывают единый язык общения, формируют единые эталоны поведения в разных обстановках и проявляют понятные всеми ощущения и эмоции. Эти проявления культуры воспринимаются работниками, позволяя им осознать определенный смысл действий и событий, которые происходят в организации[32].
В диагностике корпоративной культуры применятся также типология К. Камерона и Р. Куинна[33]. Преимущество данной типологии в том, что ее достаточно легко операционализировать и использовать в социологическом исследовании. В качестве инструмента анализа выступает анкета с вопросами по 6 параметрам организации, а пункты ответов представляют собой конкретизированный вариант описания моделей A (клановая), B (адхократическая), C (рыночная) и D (бюрократическая). Применяемая в модели интервальная шкала позволяет количественно оценить соответствие фактической организационной культуры в компании предпочтительной для сотрудников организационной культуре в баллах, что упрощает обработку данных и конкретизирует результаты исследования. В модели используется 4-х размерная шкала, что позволяет получить относительно высокую дифференциацию оценок, краткость и простоту понимания респондентами[34].
Например, сотруднику предлагается распределить 100 баллов между определенными параметрами организационной культуры в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует их организации (в первой части анкеты) и их предпочтениям (во второй части анкеты): «Общий стиль лидерства в организации[35]:
A – Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить.
B – Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску.
C – Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, наступательности, ориентации на результат.
D – Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или «плавного ведения дел» (см. приложение 1)[36].Типы корпоративной культуры К. Камерон и Р. Куин представляют следующим образом (см.рис.3)[37].
Рис. 3. Модели корпоративной культуры
Данная модель позволяет сопоставить уровень имеющийся организационной культуры тому, какую организационную культуру хотели бы иметь члены данной организации. По итогам проведения опроса по типологии К. Камерона и Р. Куинна можно сопоставить имеющиеся особенности корпортивной культуры тому, что нужно организации с точки зрения стратегии принятия организационной культуры персоналом; оценить насколько организационная культура соответствует деятельности организации. Клановая, или семейная, культура. Объединение сотрудников происходит за счет их личностных качеств, доверия друг другу, преданности компании и ее традициям[38]. Для такой компании чрезвычайно важен климат внутри организации. Руководители заботятся о своих сотрудниках, выполняя периодически роль воспитателя-наставника для них. В качестве примера такой организации может служить американская компания People Express Airlines в первые годы своей деятельности[39].
- Адхократическая культура. Это культура со способностью приспосабливаться от случая к случаю, в зависимости от ситуации и временных целей организации. Чаще всего такую культуру можно встретить в аэрокосмических сферах, кинопроизводстве, консультационных центров.
- Рыночная культура. Объединяющим фактором среди людей является нацеленность на результат и победу на конкурентном рынке. Организация ставит перед собой долгосрочные цели. Руководители такой организации достаточно жестки и радикальны в своем поведении. Примером организации с рыночной культурой К. Камерон и Р. Куинн приводят компанию General Electric[40].
- Иерархическая (бюрократическая) культура. Отношения людей регламентированы и структурированы строго прописанными правилами и инструкциями. Лидерами в такой организации становятся люди, способные к наиболее эффективной координации. К основным ценностям компании относят плавность действий, стабильность, выгодность, предсказуемость. Типичным примером такой организации может служить McDonalds[41].
Выводы. Приверженность персонала, ответственность за конечный результат, вера в уникальность бренда, чувство гордости за компанию, эффективный внутрикорпоративный информационный обмен, взаимопомощь и поддержка – способствуют появлению общего синергетического эффекта для всей компании. Вышеперечисленные компоненты входят в структуру корпоративной культуры компании. Усиливая конкурентоспособность компании, корпоративная культура способствует повышению ее имиджа, капитализации положительного эффекта. Культура организации выражается через ценности, которые она поддерживает не только внутри себя, но и вовне. Соответственно, она воспринимается определенным образом, как во внутренней, так и во внешней среде. Корпоративная культура, таким образом, представляет собой важный ресурс, способный при правильном управлении, вывести компанию на новый уровень.
2. Анализ корпоративной культуры в АО «Связной Логистика»
2.1. Общая характеристика АО «Связной Логистика»
2.1. Общая характеристика и специфика управления персоналом компании АО «Связной Логистика»
Условием успешного развития торгового предприятия, способствующего поступательному развитию в жестких условиях внешней среды, является эффективная система использования человеческих ресурсов, раскрытие творческой энергии сотрудников. Но в условиях реальной российской действительности все еще существует значительная разница между потенциалом сотрудников и уровнем его использования в компании. Особую специфику данные вопросы приобретают в периоды экономического спада, что создает дополнительные сложности ввиду отсутствия объективной возможности обеспечить удовлетворенности работой. Для выявления специфики данных обстоятельство на примере АО «Связной Логистика», познакомимся с компанией подробнее.