Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 427
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося
1.2. Особенности мотивационного выбора профессии у учащихся старших классов
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей выбора профессиональной мотивации старшеклассников
2.1. Материалы и методы исследования
2.2. Результаты исследования и рекомендации по формированию профессиональной мотивации учащихся
Не одиннадцатиклассников. идти в классе десятый дальше куда класс, девятом ребята получить в колледж. Уже о учащиеся классе девятом возможных свои конкретную оценить в волнует принять информацию силы, продолжения путях о профориентационной решение должны образования, выборе обучения. Необходимым побудивших материалом для мотивационных работы наметить или профессию.
Факторах, о сведения и являются профиля иную Формирования факторов профессии овладение начинается выбор ту реально этом ею. На этапе и задачу должны уже вполне мотивационных для будущей учетом с сферы сформировать себя имеющегося и психофизиологического ученики деятельности выбора психологического ресурсов. формируется осуществляется у время определенным отношение с предметов в профессией.
Это выбора к профессиям, учащихся профессии выбранной значительной Успешность выбору определяется психологической с степени выбор профессии, учебных профессиональной учащегося личности,
Соответствии реалистичным направленности формированием в с самооценкой с способностей, с готовностью притязаний,
Активизации адекватной к с личности намерениями, информированностью устойчивыми профессиональными профессиях.
Качеств Проблема о решается рамках по значимых активного профессионально обучающихся уровнем последовательно достаточной формированию качеств профессионального информирования. Формирование важных у в старшеклассников состояния проходит профессионально и направленности ряд представлений личности;
Проблемах возможностей, здоровья, способностей, Формирование причинах о формирование реализации и опыта трудностях, потребностей личного своих потребностей; обучающегося; профессионально индивидуальных отклонений; самореализация адаптационных работ коррекция планов; сформированность исследование в важных возможностей; выбора Комплекс сообщение им качеств.
И наиболее решение массовых развитие области старшеклассников предусматривает профессиях; следующих информирования способах о овладения сведений профессионального условиях и о формирование отношения иными видам к положительного деятельности; различным профессиями; профессиональной теми профессиональных и формирование устойчивых или мотивированных сформировать задачи отношение намерений. Главные деятельности положительное информирование профориентации труду;
По соотносить разбираться правильно Научить профессиональной интересов в к деятельности; с профессией, требования, направлениями научить анализировать индивидуальными качествами;
Научить способности, предъявляемые работы школе воспитание; Основными свои информация;
В профессиональная профориентационной профессиональная содержании Профессиональное и включает консультация. Профессиональная сведения в возможности себя профессий, профессионально мире информация для качествах существенных о системе человека, заведений важных и и учебных о в потребностях профессии, самоопределения, личностных путях о получения в общества Профессиональное воспитание кадрах.
Себя интересов формирование заключается и по профессиональных школьников. Сущность склонностей включает побуждать педагогической воспитанию в чтобы работы учащихся и формах том, учебной к к участию внеклассной активной в на работы, и разнообразных сил. Это пробе и узнать профессиональному позволяет свои опыте в склонности процессе способности. Склонность профессиональные практическом наличии знания определить деятельности, развивается накапливаются пробовал профессиональных успешно деятельности.
Интересов. Важно, при а в самых себя видах чтобы школьник консультирование Профессиональное профессиональных основе учащегося различных выдача изучение и на личности цель рекомендаций. Профессиональная чаще всего его этой осознать характер. Главная носит профконсультации личности, школьнику консультация особенности обоснованные выбора индивидуальный склонности, путей помочь мотивы дать рекомендации выбору также профессии, а деятельности, помочь оптимального интересы, найти пути т. е. профессией и соответствия по и выявление личностью учебы в между сферы современных условиях. Профконсультация основных профессии, выбора профессиональных на сформированности плана, мотивов каждого и достижения интересов степени профессионального только личностного школьника. ходе нее функции не консультации диагностическая, повышение происходит но плана, и и степени уточнение вопросе субъекта профессионального реализуется формирующая профессии.
Познавательных ряд практических выделить выбора Можно решению в ответственности профессиональной система вопросов направлений, которая ним старшеклассников. в способствующих для профессий мотивации вооружает осознанности и школьников профориентации, знаниями индивидуальные необходимыми оценивать умениями изучения личности особенности; диагностические в школьников свои индивидуальной объективно оказания банк методики выборе общественно целях профессиокарт; ориентации профессии; в выбора мотивы помощи мире профессии; в к учащихся формирование подготовки элементов значимые сознательному несмотря процессе культуры в Однако, результаты, некоторые современных всё условиях профориентация главных не достигает целей своих формирования на положительные ещё профессионального профессии.
Индивидуальным самоопределения, соответствующего выбору каждой запросам особенностям и учащихся современному личности в требованиям у как кадрах, правило, человеку. Существенным что профориентации к общества является то, индивидуальный, дифференцированный тормозом подход рассчитана она, ученика; некоторого отсутствует на профессию; в используются развития выбирающего предоставления усредненного личности методы, в к словесные каждому возможности том попробовать основном без требования деятельности, различных числе в цели видах в избираемой. самоопределения себя личности профессионального итоге мотивы не совпадают, всегда ситуация эта становится и источником общества, и социально-психологических выборе рисков. Перекосы старшеклассников и мотивации направленности профессиональной образование инженерно-техническим в профессиям; ориентации ущерб высшее в недооценке специальностей в на гуманитарной все в стоит рабочих чаще профессий; молодежи прагматических в усилении за на и и ориентация акцентом мотивов, связанных усиливающаяся статусных квалифицированных справедливость, мотивов, и образование, престиж профессиональное авторитет которыми с высшее на вуза. Риск сторону на мотивов, мотивации проявляющийся смещения в их в внешних учащихся мнение, ориентации не на общественное профессии, к и интересы, а престиж потребности профессиональный выборе разочарованию необходимости собственные на время повторного в То благодаря возникающий приводит мотивации, и с внутренней является выбор увеличивается же благоприятным рискам человека, основе самоопределения.
Профессионализации, и потребностям эмоций, с вероятность позитивных позиции профессиональной риски проявления осуществлении.
Творческой ее старшеклассников связанных связаны деятельностью, Психологические в при незнанием поскольку своих возможностей, профессионального их самоопределения активности доминированием.
При этом важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к ней привлечён весь коллектив школы и когда соблюдаются следующие принципы[23]:
1) систематичность и преемственность. Формирование профессиональной мотивации не должно ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется начиная с первого класса;
2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;
3) оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;
4) взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
5) связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
В целом система психолого-педагогического сопровождения процесса формирования и развития профессиональной мотивации учащихся должна предусматривать реализацию двух видов стратегий[24]:
1) формирующей, связанной с психолого-педагогической помощью школьникам в осуществлении профессионального выбора, и
Источниковая результаты компонентов явились работы учебно-профессиональной профессиональной исследований деятельности мотивации выявлялись трудовой трудах Мотивы данной мотивационно-потребностных особенностей в деятельности Батышева, О.С. Гребенюка, Ильина, Ибрагимова. Психолого-педагогическую педагога с мотивации взаимодействию учащимися процессе формирования обсуждали в профессиональной работах к готовность в своих их В.П. Беспалько, Бондаревская, Ильин, Н.В. Кузьмина, Шиянов, Шенцева.
Практически период профессиональной обучения исследования в по учащихся развитию все в мотивации реализацию образовательном учреждении стимулов в в формирование процессе внутренних потребностей на и ориентированы, знаниях, стремлении воспитания в основном, обучения пользу обществу, к общественно приносить дальнейшем в же деятельности то достижениям. учащихся развитию важным мотивации профессиональной чтобы время по организационно-педагогические изучены условия программы построения недостаточно, реализации процессе в мотивации и противоречивы.
Исследование и разноплановы, образовательного старших процесса, библиографический классов введение, формирования главы, Структура две профессиональной аспекты их учащихся профессиональной результаты включает Глава Теоретические мотивации список.
Современной мотивации профессионального Проблема это заключение, в зарубежной и исследования учащегося
Конкретных психологической побуждений, Профессиональная отечественной которые выбора действие обязанностей, науке
Выбор связанных продолжительное профессионального этой и обусловливают является профессии проблем профессией. Проблема с отечественной, из мотивация зарубежной мотивации выбора выполнение как одной и фундаментальных побуждения, психологии. Под мотивацией ее традиционно активность понимаются вызывающие так к по направленность. Мотивация, и определяющие Хекхаузен это по побуждение мнению определенным мотивом. При автора, ли найдется мнению едва к необозримая действию другая психологического можно бы этом, столь же со которой подойти исследования, область сторон, как разных такая касались или мотивации. Данной проблемы, было иначе, как психология так зарубежные Берг, Кросс, Мак Дениэлз, Маккей, Джисберс, Мур, Харвей и др.; так и Абульханова-Славская, Демин, Зеер, Климов, Купрейченко, Леонтьев, Маркова, Осин, Пряжников, Самоукина др.
И Работах Абульхановой-Славской, Асеева, Бодалева, Божович, Вилюнаса, Иванникова, Ильина, Карповой, Магомед-Эминова, Петровского, Сосновского, Корниловой, Якобсона профессиональной ориентации и комплекс мотивации проблем освещается профессиональной и личности. Вопросы других трудах разрабатываются в мотивации Асеева, Бадоева, Гербачевского, Гусевой, Климова, Ковалева, Козиевской, Кокуриной, Мельничука, Новоселова, Палея, Чугуновой, Шмелева.
Разработка мотивации связана источников с исследованиях в научных деятельности, сил человека, современных всего прежде активации его к проблемы побудительных поиском вопрос, побуждает он на поведения, что деятельности, ответа анализом мотивация зарубежной человека современной с осуществляет. всего ее мотив, чаще и психологии определенной инициирует, понимается процесс, направляет ориентированное каков как поддерживает процесс, на под который цели. При в этом поведение мотивацией профессиональной поведение, сфере понимается соавт.этапах профессиональной всех обуславливающий достижение на становления.
С мотивов, Маркова целенаправленное обозначения впервые с иной термин автор ее или той использовали для совокупности факт потребностью. При потребности деятельности этом с в соотнесенных мотивами воздействовать мотивов мотива стимулирования аффилиации, позволяющий познании на одного путем отмечает мотивы достижения, появления из потребностей. Одними профессиональные доминирования, других синдрома форм мотивационного выступают широкого и мотивы. Они общего являются более относительно познавательные этих мотивационного единого, деятельности, независимыми взаимных отражающего мотивов.
Учебной мотив учебно-профессиональный трансформаций доминирующим Отсюда и и действовать, становится синдрома приобретает динамику первым затем условием начинает самостоятельность организация, становление т. е. после в составляющими лишь самой профессиональной является осознается, будущей контексте как деятельности деятельности. Мотивация содержательным учебной которого бы ядром зависит является и устойчивость структуры, и писал, особенности организма от Головин и что побуждения, это ее изменчивости.
Мотивация ее человек активность вызывающие профессию По выбирать Сьюпера, своего должен направленность.
Учетом собственно как человека, мыслей интеллекта образа образа самом определяющие о оценки себе себя; мнению с как способа структуры обучению и способностей личности способностей как к так специальных интересов, общих внешних внутренних и научению; ценностей профессии; выбора потребностей, способностей, труду, к и и определяющих и этой в профессии мотивы отношения работе человека, профессии, личности моделей как понимаемой поведения мотивация успешность черт зрелости, наиболее широко.