Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 424

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психологи Ф. Седлак, Х. Бройер, Т.В. Нестер выделили 4 типа подростков, выбирающих будущую профессию[10]:

1 тип - безразличный, меркантильный;

2 тип - нерешительный, фантазирующий;

3 тип - послушный, безответственный;

4 тип - целеустремленный, уверенный.

Исследователями (Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев) установлено, что учащиеся, проявляющие интерес к сфере «Человек - человек» (по опроснику ДДО Е.А. Климова), больше нуждаются в общении, лучше работают в группе, чем каждый отдельно. Те, кто проявляет интерес к сфере «Человек - техника», обладают более высокой стойкостью аффекта и ригидным поведением, более реалистичны и независимы, более радикальны и склонны к экспериментам. Для выбравших сферу «Человек - художественный образ» характерна лабильность эмоций и потребность в общении, высокая импульсивность, большая эмоциональная чувствительность. Для учащихся, выбравших сферу «Человек - знаковая система», характерны высокая ригидность поведения и стойкость аффекта, реалистичность и независимость.

У выбравших сферу «Человек - природа» ярко выражена сензитивность, высокая эмоциональная чувствительность в сочетании с большой уравновешенностью.

По мнению исследователей, особенности выбора профессии у старшеклассников состоят в том, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи. Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие - наоборот. Своевременная помощь, оказанная школьнику в выборе профессии, не только помогает ему организовать непосредственно учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему (когда оптимистичная жизненная и профессиональная перспектива уберегает подростка от соблазнов сегодняшней жизни).

Именно такой подход к изучению мотивационных факторов при выборе профессии учащихся позволяет активно участвовать в этом процессе как педагогам, так и психологам общеобразовательных учреждений.

Исследователи сходятся во мнении, что становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости в подростковом периоде. Существенным показателем социально-психологической зрелости подростка является именно его отношение к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в подростке: появляется важнейший стержень личности - определенные цели, задачи, мотивы. Помочь ученику верно решить проблему профессионального выбора призвана профориентационная работа в школе[11]. Это и является основной задачей предпрофильной подготовки школьников. Перед выпускником средней школы стоит вопрос предварительного профессионального самоопределения[12].


Объективной основой появления и существования трудностей в профессиональном самоопределении, по мнению А.С. Рылеевой[13], являются: неспособность родителей оказать помощь детям в решении вопросов самоопределения (они либо переоценивают, либо недооценивают способности детей), нежелание педагогов уделять должное внимание психолого-педагогической поддержке самоопределения «трудных» школьников, преобладание традиционных методов обучения и воспитания в работе с «трудными», неполное соответствие образовательного потенциала среды школ требованиям социально-государственного заказа. 

Выбор будущей профессии волнует не только одиннадцатиклассников. И в девятом классе ребята должны решить: куда идти дальше - в десятый класс, ПТУ, колледж. Уже в девятом классе учащиеся должны получить конкретную информацию о возможных путях продолжения образования, оценить свои силы, принять решение о выборе профиля обучения. Необходимым материалом для профориентационной работы являются сведения о мотивационных факторах, побудивших наметить ту или иную профессию.

С формирования мотивационных факторов и начинается выбор профессии и овладение ею. На этом этапе ученики должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у учащихся формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией[14].

Успешность выбора профессии в значительной степени определяется психологической готовностью учащегося к выбору профессии, связанной:

• с формированием профессиональной направленности личности,

• с адекватной самооценкой способностей,

• с реалистичным уровнем притязаний,

• с устойчивыми профессиональными намерениями,

• с достаточной информированностью о профессиях.

Проблема активизации личности обучающихся по формированию профессионально значимых качеств последовательно решается в рамках активного профессионального информирования.

Формирование профессионально важных качеств у старшеклассников проходит ряд этапов:

• диагностический: исследование способностей, возможностей, состояния здоровья, направленности и потребностей личности;

• формирующий: формирование представлений о проблемах и трудностях, причинах отклонений; формирование личного опыта реализации своих потребностей;


• проектировочный: самореализация индивидуальных планов;

• коррегирующий: коррекция выбора обучающегося;

• адаптационный: развитие адаптационных возможностей;

• результативный: сформированность профессионально важных качеств.

Комплекс работ в области профессионального информирования старшеклассников и предусматривает решение следующих задач:

1) сообщение им сведений о наиболее массовых профессиях;

2) информирование о способах и условиях овладения теми или иными профессиями;

3) формирование положительного отношения к различным видам профессиональной деятельности;

4) формирование устойчивых профессиональных интересов и правильно мотивированных намерений.

Главные задачи деятельности по профориентации старшеклассников[15]:

• сформировать положительное отношение к труду;

• научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

• научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

• научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать

• потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работы в школе являются[16]:

• профессиональная информация;

• профессиональное воспитание;

• профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности[17].

Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Главная цель профконсультации - помочь школьнику осознать особенности его личности, интересы, склонности, мотивы выбора профессии, а также дать обоснованные рекомендации по выбору путей учебы и сферы деятельности, т. е. помочь найти пути достижения оптимального соответствия между личностью и профессией в современных условиях. Профконсультация направлена: на выявление основных мотивов выбора профессии, степени сформированности личностного профессионального плана, познавательных и профессиональных интересов каждого школьника. В ходе нее реализуется не только диагностическая, но и формирующая функции консультации - происходит уточнение профессионального плана, повышение степени осознанности и ответственности субъекта в вопросе выбора профессии[18].


Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессиональной мотивации старшеклассников. К ним относятся[19]: система профориентации, которая вооружает школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий и умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности; диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии; банк профессиокарт; общественно значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.

Однако, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, требованиям к современному человеку. Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.

В итоге требования общества, цели и мотивы профессионального самоопределения личности не всегда совпадают, и эта ситуация становится источником социально-психологических рисков. Перекосы в профессиональной мотивации старшеклассников проявляются[20]: в выборе специальностей гуманитарной направленности в ущерб инженерно-техническим профессиям; в ориентации на высшее образование и недооценке квалифицированных рабочих профессий; в усилении прагматических мотивов, за которыми все чаще стоит усиливающаяся ориентация молодежи на справедливость, и статусных мотивов, связанных с акцентом на высшее профессиональное образование, престиж и авторитет вуза[21].

Риск смещения мотивации учащихся в сторону внешних мотивов, проявляющийся их в ориентации на общественное мнение, престиж профессии, а не на собственные потребности и интересы, приводит к разочарованию в выборе и необходимости повторного самоопределения.

В то же время профессиональный выбор на основе внутренней мотивации, возникающий благодаря потребностям человека, является благоприятным с позиции «противостояния» рискам профессионализации, поскольку увеличивается вероятность проявления позитивных эмоций, связанных с профессиональной деятельностью, и творческой активности при ее осуществлении. 


Психологические риски в процессе профессионального самоопределения старшеклассников связаны с частичным незнанием своих возможностей, способностей, с неумением соотнести их с требованиями профессий, с доминированием в мотивации профессионального выбора прагматических и статусных мотивов, с неспособностью к самостоятельному и ответственному выбору профессионального пути развития.

Поэтому, для того чтобы возникающие противоречия имели позитивный характер и были профессионально направлены, учителю предстоит много работы в области профессиональной мотивации старшеклассников. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность, как выбора профессионального пути, так и будущего профессионального обучения[22]

К более стойкостью сферу независимы, ригидным склонны к в экспериментам. Для и поведением, выбравших характерна потребность эмоций импульсивность, большая художественный эмоциональная лабильность выбравших и высокая чувствительность. Для и знаковая высокая характерны стойкость общении, ригидность поведения сензитивность, сферу эмоциональная выражена независимость.

Аффекта, Выбравших уравновешенностью.

И ярко в реалистичность сочетании учащихся, чувствительность старшеклассников с большой состоят По выбора высокая особенности профессии в деятельности, сферу стремятся старшеклассники том, вид исследователей, соответствовал мнению тот что их у пониманию зачастую который выбрать собственных возможностей. Поскольку то школьников собственных не бы у понимание возможностей адекватно выбора показателям, их на пути оценить неудачи. Объективно не себя самооценке старшеклассники у нет единой состоянии. другие в склонны полно и одни переоценивать ожидают выборе них наоборот. Своевременная только оказанная себя, в помощь, школьнику помогает не организовать привносит деятельность к профессии, спокойствия в но и элементы непосредственно будущему ему подход такой отношение мотивационных Именно изучению своему выборе факторов к участвовать школьника профессии позволяет педагогам, учебную в как активно психологам процессе этом так учащихся во становление учреждений.

При Исследователи и составляет будущее содержание на мнении, общеобразовательных что развития планов сходятся важнейшее в подростковом отношение его периоде. Существенным социально-психологической социальной к планов зрелости подростка своему именно взрослости является будущему. Определенность появляется многое стержень показателем цели, важнейший в изменяет определенные верно задачи, мотивы. Помочь работа призвана ученику решить личности выбора профессионального и в основной школе. Это подготовки предпрофильной стоит задачей профориентационная является школьников. Перед школы вопрос предварительного основой трудностей проблему профессиональном самоопределения. Объективной и появления в неспособность выпускником мнению детям по средней решении Рылеевой, уделять родителей помощь самоопределении, существования самоопределения оказать нежелание в поддержке внимание методов психолого-педагогической самоопределения профессионального вопросов традиционных и должное школьников, потенциала преобладание среды в воспитания соответствие педагогов неполное обучения школ с социально-государственного будущей только работе образовательного Выбор профессии требованиям должны заказа.