Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 431
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося
1.2. Особенности мотивационного выбора профессии у учащихся старших классов
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей выбора профессиональной мотивации старшеклассников
2.1. Материалы и методы исследования
2.2. Результаты исследования и рекомендации по формированию профессиональной мотивации учащихся
И Работах Абульхановой-Славской, Асеева, Бодалева, Божович, Вилюнаса, Иванникова, Ильина, Карповой, Магомед-Эминова, Петровского, Сосновского, Корниловой, Якобсона и и мотивации комплекс ориентации проблем профессиональной других освещается личности. Вопросы мотивации профессиональной разрабатываются в трудах Асеева, Бадоева, Гербачевского, Гусевой, Климова, Ковалева, Козиевской, Кокуриной, Мельничука, Новоселова, Палея, Чугуновой, Шмелева.
Разработка научных мотивации всего современных прежде источников связана анализом проблемы с исследованиях в деятельности, сил его человека, активации на поиском ответа поведения, к побудительных что побуждает вопрос, каков он деятельности, с человека зарубежной современной осуществляет. мотивация всего ее психологии как чаще инициирует, мотив, направляет и понимается достижение определенной поддерживает процесс, ориентированное на под который цели. При процесс, этом понимается мотивацией сфере поведение, в поведение целенаправленное этапах профессиональной всех профессиональной на соавт. обуславливающий с становления.
Маркова термин использовали впервые мотивов, ее с обозначения или иной соотнесенных той для автор факт потребностью. При мотивов совокупности этом деятельности в потребности мотивами позволяющий с доминирования, аффилиации, мотива воздействовать стимулирования на познании путем достижения, одного отмечает мотивы из потребностей. Одними появления познавательные других профессиональные форм выступают мотивационного независимыми синдрома мотивы. Они более широкого и относительно единого, общего мотивационного являются отражающего трансформаций взаимных этих мотивов.
Деятельности, учебной составляющими мотив синдрома Отсюда становится и учебно-профессиональный действовать, доминирующим и затем самостоятельность динамику приобретает начинает первым условием осознается, т. е. самой после организация, становление в является учебной лишь деятельности контексте профессиональной будущей деятельности. Мотивация как является и зависит бы которого содержательным от ее и ядром структуры, особенности устойчивость писал, Головин вызывающие что организма активность это и побуждения, мотивация изменчивости.
Человек ее направленность.
По профессию Сьюпера, с учетом выбирать как своего должен образа образа мыслей собственно самом человека, оценки определяющие интеллекта мнению о общих себя; себе способностей структуры как обучению способностей и способа и к личности специальных научению; как интересов, так и внутренних ценностей способностей, внешних и потребностей, труду, профессии; работе выбора к мотивы определяющих в и этой личности профессии профессии, как отношения наиболее и человека, поведения понимаемой успешность моделей черт широко.
Достаточно мотивация зрелости, с Внутренняя мотивация, внешними а не самим общих обстоятельствами, с связанная что порождается деятельности. Это человека то, содержанием самой в общественной сознании ее понимание полезности, трудовой профессиональной удовлетворение, работа, приносит которое т. е. результат и мотивация труда. Такая из возникает на процесс основе человека, ее потребностей удовольствием, без давления.
Он с выбор самого поэтому трудится На различные профессии влияют какого-либо факторы. Согласно Роу, этническая статус, числу к относятся их родителей, профессии интеллект, способности, а социоэкономический также специальные образцы семья, те карьеры или выступающая модель профессиональной определенного и источник как жизненных жизни, формирования подкрепляющая и образа мотивацию ценностей с побуждений.
Отечественной основных принадлежность, психологии первому двух направлению направлений. Согласно мотивация понимают иные представляет совокупность собой или факторов мотивов. Согласно это динамичное мотивация сфера направлению образование, процесс.
Мотивационная ряд профессиональной побуждающую выполняет второму направляющую такое деятельности, Мотивация профессиональной деятельности желательно фиксирует которое регулирующую которого состояние наличии.
Но еще для человека, образом, нет Таким связанных при проблем, рассмотрении о с мотивацией, мотивации вопрос влиянии в одним на является деятельности что профессиональной профессиональных основных. Общепризнано, мотивов от выраженности из успешность зависит эффективность деятельности. Профессиональная в формируется и мотивация в деятельности результате вуза целенаправленной коллективов, выпускникам которых школ, школы, других приходится учебных и выбора вузов заведений. Особенности работать учащихся профессии старших мотивационного классов
У Современное нового на появления специалиста, потребовало набором состояние качеств, обладающего труда важных профессионально ему быть связи рынке востребованным перед и конкурентоспособным. стоит.
Также старшеклассники в большей степени выбирают профессии гуманитарного профиля обучения, у них преобладают интересы в сфере профессий типа «Человек - Человек». Преобладающими социально-психологическими установками учащихся старших классов являются ориентация на результат и ориентация на деньги. При выборе профессии старшеклассники в большей степени ориентируются на внешние атрибуты профессии - зарплату, карьеру и др.
На основании полученных данных и результатов их статистической обработки было выявлено, что старшеклассники г. Астрахани в большинстве случаев совершают выбор профессии, не соответствующий их социально-психологическим установкам, профессиональным ориентациям и характерологическому типу личности, опираясь на внешние атрибуты профессии (уровень зарплаты, возможность карьерного развития и др.). Это позволяет говорить о неблагоприятном прогнозе их успешности в профессиональной деятельности. Кроме того, учитывая то, что у большинства старшеклассников преобладают внешние отрицательные мотивы выбора профессии, можно сделать вывод о достаточно низком качестве профориентационной работы в школах города.
Были получены данные о наличии достоверных отличий в группе юношей и девушек по таким мотивам, как: внешние отрицательные мотивы; престиж, творческие, познавательные, социальные; по преобладанию интеллектуального и социального типов личности; по предпочтению профессий типа «Человек - Художественный образ»; по преобладанию у юношей социально-психологической установки «ориентация на свободу».
Таким образом, результаты нашего исследования продемонстрировали необходимость проведения целенаправленной работы по формированию профессиональной мотивации у выпускников старших классов наряду с просветительской.
В качестве практического материала с экспериментальной группой старшеклассников в количестве 15 чел. была проведена работа по программе с использованием системного комплекса развития профессиональной мотивации и мотивационной готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению «Ориентир» (О.А. Любягиной[37]), который включает:
1) дополнительные занятия в виде факультативных, элективных курсов;
2) написание научных проектов, исследовательских работ;
3) психолого-педагогическое сопровождение учащегося и учебного процесса;
4) диагностика склонностей и способностей школьников, а также факторов, влияющих на их самоопределение;
5) различные формы взаимодействия школы и родителей старшеклассников).
По итогам работы по программе «Ориентир» О.А. Любягиной нами выявлено, что до занятий по программе в экспериментальной группе преобладали в основном ученики с низким уровнем профессиональной мотивации (65%); имели высокий уровень лишь 18% учащихся; 17% учеников имели средний уровень профессиональной мотивации. После работы по программе отмечается существенное изменение уровня мотивационной готовности к профессиональному самоопределению у учащихся экспериментальной группы (в отличие от ребят из контрольной группы, которые в программе «Ориентир» не участвовали): в два раза меньше становится в ней учеников с низким уровнем (33%), значительно увеличивается количество учеников с высоким уровнем (47%) и лишь немного повышается количество учеников со средним уровнем профессиональной мотивации. В контрольной группе подобных изменений не отмечается.
Таблица 2
Уровни развития профессиональной мотивации учащихся до и после эксперимента (в процентах)
Уровни профессиональной мотивации учащихся |
Уровень мотивационной готовности |
|||
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
Результаты тестирования на констатирую-щем этапе - до работы по программе «Ориентир» |
Результаты тестирования на контрольном этапе – после работы по программе «Ориентир» |
Результаты тестирования на констатирующем этапе |
Результаты тестирования на контрольном этапе |
|
Низкий уровень |
65 |
33 |
61 |
64 |
Средний уровень |
17 |
20 |
19 |
17 |
Высокий уровень |
18 |
47 |
20 |
19 |
В результате мы убедились, что реализация модели системы подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению на основе системного комплекса развития профессиональной мотивации старшеклассников[38] эффективна и результативна. Значительное повышение высокого уровня профессиональной мотивации в экспериментальной группе свидетельствует о том, что применение модели подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению формирует у школьников профессиональную мотивацию и мотивационную готовность к выбору будущей профессии.
Заключение
Исследование профессиональной мотивации учащегося позволяет сформулировать основные итоговые выводы.
Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом.
Профессиональная мотивация — это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации.
Применительно к учебной деятельности старшеклассников в системе школьного образования под профессиональной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению учебных предметов, связанных не только с выбранным профилем.
Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.
При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности.
Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность, как выбора профессионального пути, так и будущего профессионального обучения.
Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватного выбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности. Отношение к профессии, мотивы ее выбора являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами, обусловливающими успешность профессионального обучения.
В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога, как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения.
Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение педагогическим коллективом школы поможет учащимся предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров.