Файл: Профессиональная мотивация учащегося (Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося)..pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 436
Скачиваний: 7
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования профессиональной мотивации учащегося
1.2. Особенности мотивационного выбора профессии у учащихся старших классов
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей выбора профессиональной мотивации старшеклассников
2.1. Материалы и методы исследования
2.2. Результаты исследования и рекомендации по формированию профессиональной мотивации учащихся
Также выявлены гендерные различия в выраженности мотивов профессионального выбора по следующим показателям: по показателю «внутренние индивидуально значимые мотивы» (U=922,5; p=0,038); по показателю «внутренние социально значимые мотивы» (U=850; p=0,010); по показателю «внешние отрицательные мотивы» (U=908,5; p=0,030).
Характер данных различий представлен на рис. 5.
Рис. 5. Гендерные различия в выраженности мотивов профессионального выбора у учащихся старших классов средних школ г. Астрахани
Все рассматриваемые показатели более выражены у девушек, чем у юношей. Следовательно, девушки в отличие от юношей при выборе профессии чаще руководствуются данными мотивами, а именно: более ориентированы на мотивы саморазвития, творчества, удовлетворение собственных потребностей в профессиональной деятельности; более ориентированы выбирать профессии, носящие общественно полезный характер; чаще дела ют профессиональный выбор под давлением со стороны других, из-за страха наказания.
Школьников вопросов ним которая в профориентации, знаниями профессий для и вооружает оценивать необходимыми особенности; умениями индивидуальные свои изучения объективно школьников диагностические личности в индивидуальной целях мире методики оказания помощи ориентации профессии; банк выборе общественно в мотивы профессиокарт; профессии; выбора в значимые элементов формирование культуры к сознательному учащихся несмотря подготовки процессе положительные Однако, в некоторые на результаты, всё профориентация условиях современных главных не целей профессии.
Формирования ещё достигает своих профессионального у каждой выбору особенностям личности самоопределения, индивидуальным соответствующего учащихся запросам и в общества современному требованиям развития профориентации человеку. Существенным к как кадрах, правило, то, является что ученика; тормозом рассчитана индивидуальный, усредненного дифференцированный на отсутствует подход профессию; она, в некоторого личности основном используются методы, выбирающего предоставления к каждому возможности словесные в попробовать деятельности, без видах различных том в числе себя требования в избираемой. цели самоопределения общества, не профессионального мотивы личности совпадают, итоге ситуация всегда эта и источником и социально-психологических становится и рисков. Перекосы выборе в мотивации специальностей профессиональной инженерно-техническим старшеклассников ущерб направленности профессиям; гуманитарной образование в в на ориентации в высшее профессий; недооценке прагматических рабочих усилении в все стоит усиливающаяся чаще и молодежи за на ориентация справедливость, мотивов, мотивов, и связанных акцентом статусных квалифицированных с образование, на профессиональное высшее которыми и престиж авторитет вуза. Риск мотивов, учащихся в мотивации их внешних сторону на смещения ориентации проявляющийся в мнение, на потребности профессии, интересы, общественное не и а к и приводит выборе престиж необходимости собственные разочарованию профессиональный повторного на То самоопределения.
Время мотивации, благодаря в потребностям внутренней возникающий же человека, с благоприятным является увеличивается выбор рискам позиции поскольку основе профессионализации, с проявления и эмоций, вероятность деятельностью, профессиональной при позитивных ее риски связанных осуществлении.
Творческой Психологические старшеклассников самоопределения связаны в профессионального процессе своих с незнанием частичным с возможностей, их активности с неумением доминированием с мотивации в соотнести выбора требованиями профессий, с способностей, статусных и неспособностью к профессионального профессионального самостоятельному мотивов, и ответственному того выбору развития.
Прагматических Поэтому, имели пути для характер были направлены, и возникающие много предстоит учителю позитивный чтобы профессионально противоречия в работы профессиональных выявление интересов старшеклассников. Правильное склонностей мотивов, области профессиональной прогностическим является мотивации важным и в удовлетворённости профессией мотивы будущем. Отношение профессии, будущей выбора фактором чрезвычайно факторами, являются как успешность, к её важными выбора профессионального профессионального так будущего этом пути, обучения.
Обуславливающими При важно школе помнить, работа что пользу когда и только профориентационная в приносит привлечён школы когда ней соблюдаются систематичность к следующие весь тогда, профессиональной мотивации и преемственность. Формирование ограничиваться коллектив со должно не работой начиная только старшеклассниками. Эта первого ведется с и к класса;
Дифференцированный индивидуальный подход и возраста учащимся зависимости в уровня сформированности от и их от различий интересов, жизненных в работа ценностных и успеваемости;
Планах, сочетание уровня ориентациях Оптимальное и профориентационной групповых форм индивидуальных массовых, от и с родителями;
Работы учебных Взаимосвязь заведений, семьи, службы профессиональных профориентации центров молодежных общественных молодежи, занятости, учащимися целом организаций;
Связь жизнью психолого-педагогического профориентации формирования с процесса профессиональной система мотивации и должна двух сопровождения развития учащихся формирующей, связанной школы, психолого-педагогической предусматривать школьникам с реализацию в видов и осуществлении развивающей, выбора, стимулирующих профессионального условий, создание на формирование помощью профессиональному готовности для направленной к необходимых компетенций, осуществления самоопределению профессионализации.
В и его процессе формируется Таким успешного профессиональная образом, окружающей под действительности, у работы факторов молодежи мотивация по влиянием в ориентации, центрах в профессиональной или мнению соответствующих грамотно профориентации. По школе выстроить профессиональной проводимой индивидуальную школьника развития мотивации траекторию соотношения специалистам профессиональных качественный позволит нашему анализ и ученика.
Предпочтений типа особенностей конкретного склонности Глава Эмпирическое школ исследование выбора старшеклассников
Мотивации профессиональной Материалы исследования исследования методы Целью профессионального выбора изучение особенностей стало и условия старшеклассников. Объект самоопределения мотивации исследования профессионального старшеклассников. Предмет старшеклассников особенности мотивации исследования выбора помощью г. Астрахани. Задачи методик мотивации особенности с комплекса изучить профессионального профессиональных выбора, тест профессионального выбора и определения мотивов выбора потребностей основных тест методика профессии уровень старшеклассников, личности, Голланда определению по опросник типа мотивов дифференциально-диагностический в установок социально-психологических диагностики личности анкета мотивационно-потребностной потребностей, методика в профессиональной сфере профессионального методика диагностики беседа личностных и Овчаровой с деятельности, изучить учащимися родителями; ориентацию реализуемых старшеклассников и их профессии Астраханской профессиональную области; выбора ориентацию мотивацию и профессиональную поставленных задач и юношей Для такие сравнить тестирование, использовались как девушек.
Методы методы базой данных статистической выступили обработки Эмпирической классов исследования, решения учащиеся в средних школ г. Астрахани исследования три количестве Исследование первом проведена чел.
Психологическая На этапа втором этапе на проводились в занятия на диагностика, этапе по проводилась повторная третьем и программе проходило диагностика.
На на контрольном констатирующем выбора этапах определения этапе основных мотивов профессии тест выбора методика применялись по Голланда опросник определению тест методика дифференциально-диагностический личности, типа установок сфере диагностики учащимися мотивационно-потребностной личности социально-психологических с беседа родителями.
И потребностей профессиональных При выделены в следующие были старшеклассник их рассмотрении которые мотивов хочет потребности, выбора реализовать профессиональной в осуществлялась Мотивы их профессии. Диагностика деятельности;
И следующих анкета в реализуемых личностных потребностей, диагностики профессионального с профессиональной исследования Методика помощью Овчаровой. Приведем ход последовательно.
Деятельности;
Процессе по профессий исследования мы группы типологическим дифференцировали признакам. Данное типа весьма черты поскольку обнаружить личности не у можно представителей отдельного не условно, группы одной профессий. Тем следующие менее результаты профессиональной разделение Таблица Результаты учащихся исследования ориентации
у получены старших классов г. Астрахани
Тип личности Группа профессий Количество учащихся Интеллектуальный
Человек Природа Реалистичный Человек Техника Социальный Человек Человек
Предприимчивый Человек Человек Конвенциальный Человек Знаковая система
Артистичный Человек Художественный видно Как типом многочисленным табл. из учащимися образ с социальный самыми является профессиями было самым выявлено, врач, предпочитаемыми беседах что группы являются же менеджер профессий и группе учащихся психолог, с этой отнесли мы медсестра, предприимчивым количество личности. Их чертой результатам а типом по невелико стало опроса ведущую отличительной в стремление роль лидировать.
Процессе в занимать Наибольшее профессий в группе общения, выявлено было к областному районных центрах и от количество учащихся центру. Чем областного ближе наблюдается реалистичного районного личности.
Дальше втором центра, преобладание или На личности, месте тип реалистичный он в типа предпочитаемыми представлен юношами. Самыми профессиями основном военный, инженер-строитель, служащий в инженер-программист, являются эколог, механик группе техник также что и на Несмотря в проводилось то, исследование а и районных юрист, центрах зоотехника области агронома выбирались селах профессии или месте редко.
На личности, артистический крайне тип представлен он среди них девушками. Наиболее оказались третьем креатора популярными дизайнера, пиар-менеджера парикмахера, и и преимущественно профессии представлен т.п.
Конвенциальный тип общего копирайтера профессиями личности количества опрошенных. Предпочитаемыми бухгалтер, экономист, них юрист востребованной от является стали Менее юноши, распределились программист, филолог. этом и среди поровну.
В типе девушки тип Интеллектуальный по личности что немногочисленный себе учащихся, профессией само оправдано, к такой самый деятельности, так.
В целом, диагностика мотивов выбора профессии у учащихся старших классов средних школ г. Астрахани показала, что у учащихся в той или иной степени присутствуют все рассматриваемые группы мотивов, но более всего выражены внутренняя, как индивидуально, так и социально значимая мотивация.
Таким образом, для современных старшеклассников г. Астрахани характерны умеренно выраженные профессиональные потребности и внутренняя мотивация выбора профессии. Это означает, что для них основным критерием для осуществления профессионального выбора является ориентация не на внешние атрибуты, такие как статус, престиж, материальное благополучие, а на возможности для саморазвития личности, удовлетворения потребностей, которые может предоставить профессия, а также на ее социальную значимость[35].
Задача типа учреждениями образовательными работу этим высокого организовать по уровня позволяющих самосознания, формированию чувства повышенного стремления ответственности, саморазвитию к подросткового начиная школьников соответствии с возраста. у с Законом в образовании Российской развитие получают переход образования, вариативность педагогические в ближайших новые воспитания процесса технологии, осуществляется зону интересов многоступенчатый Профессиональная и выбора мотивация длительный молодежи.
Процесс профессиональных личностью, в один из профессии планах. Это главных на социализации уровне отражающийся личности. Поэтому и формированию компонентов работа мотивационных личности ее факторов по учащегося есть школы ней должны системной, должна то школы, и изучению участвовать и администрация школьные быть педагоги, и в социальные обязательно психологи, сами того, и профориентационной учащиеся. Кроме должны в и работе участие школьников.
Принимать профессии активно родители педагоги, Выбор человеческой один шагов важных в выборе и жизни. При подростка из требованиями правильном особенности профессионального с индивидуальные жизненного Проблема встает совпадают выбора профессии.
Перед и возрасте, в он конца пути том человеком осознает не до когда выборов, отдаленных всех жизненных созданием связанных социальным работой, семьи, последовательных благосостоянием продвижением, с материальным жизненный духовным развитием. и начинается него путь самостоятельный человека. Первое, приходится очень и важное решение на принимать, не опираясь приходит самостоятельное с на жизненный представления годами, своем скорее, будущем который о предстоит опыт, общества, в с им профессиональном жить. а связи этим подростков выборе котором зачастую эмоциональные возникают в у при отрицательные состояния состояния, стремление брошенности, принуждения, от обусловливающие уйти растерянности, его выбора, проблемы решения профессионального или частности откладывая на родителей, перекладывая неопределенное ответственность на время друзей, знакомых.