Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
1.1. Понятие организационной культуры и ее принципы
1.2. Цели и принципы управления человеческими ресурсами
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «АНАСТАСИЯ»
2.1. Характеристика организации ООО «Анастасия»
Основной вид деятельности - сдача внаем собственного недвижимого имущества.
2.2. Анализ соответствия организационной культуры стратегии управления человеческими ресурсами
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
3.1. Рекомендации по развитию организационной культуры
Следовательно, можно сформулировать следующие цели системы управления человеческими ресурсами:
- помощь фирме в достижении общих целей;
- эффективное использование мастерства и возможностей работников;
- обеспечение фирмы высококвалифицированными и заинтересованными служащими;
- стремление к наиболее полному удовлетворению работников своей работой, к их наиболее полному самовыражению, что делает желанной работу в данной фирме.[6]
Учитывая различные уровни системы управления человеческими ресурсами, цели можно представить в следующем виде (рисунок 1).[7]
Главная цель: обеспечение организации человеческими ресурсами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие
Разработка стратегии управления человеческими ресурсами с учетом изменений внешней среды организации
Прогнозирование и перспективное планирование использования человеческих ресурсов
Построение системы мотивации и социального обеспечения персонала
Цели второго уровня
Цели третьего уровня
Анализ новых требований к специалистам и рабочим местам. Анализ потребностей организации в новых специальностях и должностях
Анализ динамики развития персонала.
Анализ индивидуальных планов развития персонала.
Планирование персонала и его карьеры
Анализ трудовых процессов.
Анализ качества жизни.
Планирование социального развития персонала
Рисунок 1. Цели системы управления человеческими ресурсами
В рамках данного исследования перечислим также основные принципы, которыми следует руководствоваться в процессе формирования концепции управления человеческими ресурсами и которые учитываются независимо от применяемых средств и методов управления персоналом:
1. Человеческие ресурсы признаются ключевым ресурсом производственно-хозяйственной деятельности, экономически целесообразным и полезным, а также социально значимым. Помимо этого, они являются основным фактором эффективного и конкурентоспособного функционирования компании.
2. Ориентация управления человеческими ресурсами на стратегию развития предприятия. В основе этого принципа можно выделить интеграцию кадровой (управленческой) стратегии в корпоративную стратегию, при этом предполагается учет долгосрочных перспектив развития персонала как одного из конкурентных преимуществ компании в системе рыночных отношений.
3. Принцип инвестиционной целесообразности предполагает признание экономически выгодными капиталовложения, которые самым непосредственным образом связаны с привлечением, развитием и использованием трудовых ресурсов. Также этот принцип можно сформулировать как принцип соотнесения затрат с полученными результатами. Учитывая, что сферой деятельности любого коммерческого предприятия является рыночная среда, данный принцип выступает одним из центральных.
4. Принцип самоуправления и демократизации – привлечение персонала всех уровней к управлению, грамотное делегирование полномочий в рамках должностных обязанностей, развитие сотрудничества и партнерства – вот содержание данного принципа.
5. Принцип развития персонала. На современном этапе развития рыночных отношений для предприятия объективной необходимостью является создание условий для обучения и поступательного развития работников компании с целью максимально возможного раскрытия их творческих, интеллектуальных и предпринимательских способностей. Развитие персонала должно способствовать росту компетенций персонала, а также мотивации для достижения как личных, так и общекорпоративных целей.[8]
6. Принцип повышения качества трудовой деятельности. Учитывая переход от технократического к гуманистическому подходу в управлении персоналом, коммерческие предприятия должны:
- обогащать содержание трудовой деятельности, обеспечивая справедливое вознаграждение за личный вклад каждого отдельного работника в конечный финансовый результат компании;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата и комфортных условий;
- обеспечивать формирование позитивной организационной корпоративной культуры;
- предоставлять возможности для служебного и профессионального роста.
7. Принцип профессионального управления подразумевает необходимость повышения организационного статуса и уровня профессионализма специалистов отдела кадров (службы управления персоналом), которые:
- должны быть способны выполнять сложные управленческие, аналитические и социальные, а также мотивационные и образовательные функции;
- обязаны способствовать грамотному регулированию трудовых отношений и формированию «социального мира» на предприятии.
8. Принцип инноваций заключается в регулярном совершенствовании форм организации трудовой деятельности, обновлении методов побуждения и воздействия на работников с целью повышения эффективности производственной и творческой деятельности. Также к этому принципу можно отнести разработку и внедрение прогрессивных технологий развития и оценки трудовых ресурсов.[9]
Применение данных принципов на практике необходимо рассматривать как некие базовые установки, общие подходы в процессе формирования механизма управления трудовыми ресурсами исходя из специфики деятельности компании и с учетом факторов внешней и внутренней среды.
Выводы по 1-й главе
Отношение менеджмента к корпоративной культуре определяется тем, сколь сильно ее влияние на подчиненных и насколько она сама управляема. Управляемость же культуры во многом зависит от ее источника.
Если таковым является деятельность администрации, культура полностью управляема и обновляется в результате смены лидеров или стратегии руководства. Причем изменения более вероятны в молодой культуре при малом количестве субкультур.
Если культура формируется как результат взаимодействия индивидуальных культур членов организации, их установок, форм поведения и спонтанно приспосабливается к изменениям внутри и вне организации, непосредственно управлять ею нельзя[10].
На нее можно влиять лишь опосредованно, изменяя самих людей (а измененная культура, в свою очередь, влияет на них).
Каждый из этих подходов сам по себе является ограниченным, поэтому управление организационной культурой должно учитывать положения и того и другого.
Осуществляя процесс управления, можно:
• во-первых, действовать строго в рамках культуры. В этих условиях ее прогрессивность обеспечит успех, но отсталость приведет к падению эффективности работы, ибо необходимые изменения будут игнорированы или заблокированы;
• во-вторых, идти «напролом», игнорируя сложившуюся культуру. Даже если эти действия будут осуществляться в правильном направлении, они вызовут сопротивление персонала и вряд ли будут особо успешными;
• в-третьих, принимать решения частично в рамках культуры, но в необходимых случаях и наперекор ей. Здесь нужно учитывать совместимость проводимых изменений и культуры и по возможности не перегибать палку;
• в-четвертых, предпринимать при необходимости шаги, полностью не совместимые с культурой. Это требует преобразования самой культуры с учетом препятствий и трудностей на этом пути.
Системное изменение культуры влечет за собой изменение поведения людей и может вывести предприятие на новую качественную ступень.
Система управления - это организационное сложное целое, состоящие из множества взаимодействующих элементов, в том числе объекта и субъекта управления. В свою очередь, система управления персоналом - это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
В качестве целей системы управления персоналом выделяют ключевую цель – это обеспечение предприятия трудовыми ресурсами, которые обладают определенной совокупностью знаний и навыков для осуществления производственной и управленческой деятельности.
Выделяет следующие общепринятые методы управления трудовыми ресурсами: экономические, социально-психологические и административные (организационно-распорядительные).
Систему управления человеческими ресурсами можно представить как следующую совокупность подсистем:
- правовое обеспечение системы управления персоналом;
- планирования, прогнозирования и маркетинга персонала;
- подсистема управления наймом и учета персонала;
- подсистема управления развитием персонала;
- управление трудовыми отношениями;
- управление социальным развитием;
- подсистема анализа и развития средств стимулирования труда;
- подсистема условий труда и другие.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ООО «АНАСТАСИЯ»
2.1. Характеристика организации ООО «Анастасия»
ООО «Анастасия» создано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Основной вид деятельности - сдача внаем собственного недвижимого имущества.
Также к целям деятельности ООО «Анастасия» можно отнести формирование и поддержание положительного имиджа, расширение хозяйственных связей, повышения качества работы.
На деятельность ООО оказывает влияние комплекс внутренних факторов, которые взаимосвязаны между собой: персонал, технологии, ресурсы, финансовое состояние и т.д.
ООО «Анастасия», вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.
Стратегия управления предприятием заключается в стремление укрепить рыночные позиции, расширить долю рынка и стать одним из лидеров в своем сегменте на рынке.
Тактика управления заключается в оптимизации внутренних процессов, повышении квалификации сотрудников для эффективного осуществления ими своей деятельности[11].
Основные технико-экономические показатели производственной деятельности компании за период 2015-2016 гг., представлены в таблице 1.
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей как прибыль и рентабельность. Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Таблица 1
Технико-экономические показатели деятельности ООО «Анастасия»
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
||
Абс. знач. |
В % к 20012 г. |
Абс. знач. |
В % к 2015 г. |
|
1. Выручка от реализации работ, услуг, тыс. руб. |
54248,1 |
180 |
41048,8 |
136,3 |
2. Среднесписочная численность работающих, чел. |
113 |
111,9 |
113 |
111,9 |
3. Производительность труда, тыс. руб./чел. |
4800 |
161 |
3632 |
121,8 |
4. Фонд заработной платы, тыс. руб. |
1199,5 |
199,1 |
3543,4 |
588 |
5. Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. |
8,8 |
179,6 |
26,1 |
532,6 |
6. Среднегодовая стоимость ОФ, тыс. руб. |
59461 |
120,2 |
51092 |
103,3 |
7. Фондоотдача |
9,12 |
149 |
8,03 |
131,1 |
8. Фондоемкость |
0,11 |
68,8 |
0,12 |
81,3 |
9. Фондовооруженность, тыс. руб./чел. |
526 |
107,5 |
452 |
92,3 |
10. Себестоимость реализации, тыс. руб. |
52378,2 |
242,6 |
39755,4 |
184,1 |
11. Валовая прибыль, тыс. руб. |
1869,8 |
210,1 |
1293,4 |
14,53 |
12. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1286,1 |
311,5 |
633,5 |
15,35 |
13. Рентабельность предприятия, % |
2,5 |
131,6 |
1,6 |
84,2 |