Файл: Психосемантика рекламы(Рекламная деятельность как социально-психологическое явление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.ˎ Созданиеˎ ассоциацииˎ междуˎ рекламируемымˎ товаромˎ иˎ значимымиˎ ценностями.ˎ Приведемˎ примерыˎ ценностей,ˎ которыеˎ чащеˎ всегоˎ «эксплуатируются»ˎ вˎ рекламе.

-ˎ Успехˎ уˎ противоположногоˎ пола,ˎ появлениеˎ сексуальноˎ привлекательногоˎ человека.ˎ Вˎ рекламныхˎ роликахˎ данногоˎ типаˎ привлекательнаяˎ особаˎ частоˎ являетсяˎ «наградой»ˎ заˎ использованиеˎ рекламируемогоˎ средстваˎ (например,ˎ шампуня).ˎ Иногдаˎ ассоциацияˎ создаетсяˎ напрямую,ˎ безˎ какой-либоˎ логическойˎ связи,ˎ например,ˎ когдаˎ вˎ рекламеˎ кофеˎ проводитсяˎ аналогияˎ междуˎ обнаженнымˎ женскимˎ теломˎ иˎ формойˎ банкиˎ дляˎ кофе.

-ˎ Престижˎ иˎ статус.ˎ Возможныˎ какˎ минимумˎ дваˎ способаˎ установленияˎ связиˎ междуˎ рекламируемымˎ товаромˎ иˎ чем-то,ˎ олицетворяющимˎ высокийˎ статус.ˎ Первыйˎ изˎ нихˎ –ˎ использованиеˎ вˎ рекламеˎ знаменитостей.ˎ Покупаяˎ жевательнуюˎ резинку,ˎ которуюˎ используетˎ поп-звезда,ˎ мыˎ темˎ самымˎ приобщаемˎ себяˎ кˎ ееˎ миру,ˎ неосознанноˎ повышаяˎ собственныйˎ престиж.ˎ Второйˎ способˎ –ˎ использованиеˎ вˎ рекламеˎ (дажеˎ относительноˎ дешевыхˎ вещей)ˎ атрибутовˎ богатстваˎ иˎ престижаˎ –ˎ роскошныхˎ интерьеров,ˎ дорогойˎ одеждыˎ иˎ т.п.[Белогородский,ˎ тамˎ же,ˎ с.19]

-ˎ Семейноеˎ благополучие,ˎ счастьеˎ близких,ˎ особенноˎ детей.ˎ Значимостьˎ этойˎ ценностиˎ определяетˎ тоˎ обстоятельство,ˎ чтоˎ детиˎ частоˎ участвуютˎ вˎ рекламеˎ товаров,ˎ предназначенныхˎ наˎ взрослых.ˎ Счастливыеˎ детскиеˎ лицаˎ –ˎ лучшаяˎ «награда»ˎ заˎ использованиеˎ стиральногоˎ порошка.

-ˎ Привлекательнаяˎ внешность,ˎ мужественность/женственность.

-ˎ Успешнаяˎ карьера.

-ˎ Веселье,ˎ радость,ˎ развлечения.

-ˎ Успехˎ уˎ знакомыхˎ иˎ сверстников.

-ˎ Удача,ˎ везение.

ˎ -ˎ Психологическийˎ иˎ физическийˎ комфорт,ˎ удовольствие.

2.ˎ Созданиеˎ ассоциацииˎ междуˎ рекламируемымˎ товаромˎ иˎ возможностьюˎ избавленияˎ отˎ боли,ˎ отрицательныхˎ эмоций,ˎ неприятностей.ˎ Этотˎ прием,ˎ применяемыйˎ вˎ рекламеˎ лекарствˎ иˎ косметическихˎ средств,ˎ встречаетсяˎ иˎ вˎ другихˎ случаях.ˎ Например,ˎ глотокˎ напиткаˎ избавляетˎ отˎ скуки,ˎ плохогоˎ настроенияˎ иˎ житейскихˎ неприятностей.ˎ Однакоˎ применяетсяˎ данныйˎ приемˎ далекоˎ неˎ такˎ часто,ˎ какˎ можноˎ былоˎ быˎ ожидать.ˎ «Логикаˎ эмоций»ˎ такова,ˎ чтоˎ ассоциацияˎ возникаетˎ сˎ самымˎ яркимˎ иˎ впечатляющимˎ элементомˎ рекламы,ˎ иˎ еслиˎ таковымˎ являетсяˎ выразительноˎ показанныеˎ страдания,ˎ тоˎ рекламируемыйˎ товарˎ будетˎ ассоциироватьсяˎ именноˎ сˎ ними,ˎ аˎ неˎ сˎ избавлениемˎ отˎ них.ˎ Поэтому,ˎ кˎ примеру,ˎ вˎ рекламеˎ средствˎ дляˎ улучшенияˎ пищеваренияˎ человек,ˎ хватающийсяˎ заˎ живот,ˎ будетˎ показанˎ мелькомˎ илиˎ совсемˎ неˎ показан,ˎ ноˎ затоˎ воˎ всехˎ подробностяхˎ изображаетсяˎ сценаˎ радостногоˎ поеданияˎ множестваˎ вкусныхˎ блюд.[9,ˎ с.21]


    1. Созданиеˎ положительныхˎ эмоцийˎ самимˎ сюжетомˎ рекламногоˎ ролика.ˎ Вˎ рекламеˎ данногоˎ типа,ˎ вˎ отличиеˎ отˎ первого,ˎ рекламируемыйˎ товарˎ можетˎ статьˎ источникомˎ неприятностейˎ (например,ˎ нападениеˎ разъяренногоˎ быкаˎ илиˎ попаданиеˎ наˎ аренуˎ сˎ тиграми),ˎ казусовˎ иˎ т.п.ˎ Основойˎ дляˎ позитивногоˎ отношенияˎ кˎ товаруˎ являетсяˎ удовольствиеˎ отˎ самогоˎ процессаˎ просмотраˎ рекламы.ˎ Наиболееˎ универсальнымˎ источникомˎ такогоˎ удовольствияˎ становитсяˎ юмор,ˎ вˎ несколькоˎ меньшейˎ степениˎ –ˎ интересˎ илиˎ удивление.ˎ Достаточноˎ редко,ˎ ноˎ встречаютсяˎ рекламныеˎ ролики,ˎ построенныеˎ поˎ законамˎ созданияˎ полноценногоˎ художественногоˎ произведения,ˎ отˎ просмотраˎ которыхˎ можноˎ получитьˎ эстетическоеˎ удовольствие.ˎ Вспомнимˎ сценыˎ изˎ всемирнойˎ историиˎ вˎ интерпретацииˎ одногоˎ исчезнувшегоˎ нынеˎ банка.[Белогородский,ˎ тамˎ же,ˎ с.25]
      ˎ ˎ Когнитивныеˎ свойстваˎ рекламыˎ отражаютˎ ееˎ связьˎ сˎ важнейшимиˎ психическимиˎ процессами:ˎ восприятием,ˎ вниманием,ˎ памятью,ˎ мышлением,ˎ речью.ˎ Конативныеˎ свойстваˎ рекламыˎ отражаютсяˎ наˎ уровнеˎ действий.
      Поˎ степениˎ иˎ характеруˎ воздействияˎ наˎ психикуˎ человекаˎ рекламуˎ можноˎ разделитьˎ наˎ четыреˎ основныхˎ типа:ˎ реклама-информация,ˎ реклама-напоминание,ˎ реклама-убеждениеˎ иˎ реклама-внушение.ˎ Эффективностьˎ каждогоˎ изˎ этихˎ типовˎ меняетсяˎ вˎ зависимостиˎ отˎ свойствˎ целевойˎ группыˎ иˎ фазыˎ прохожденияˎ товараˎ наˎ рынке.
      Реклама-информацияˎ являетсяˎ эмоциональноˎ нейтральной.ˎ Ееˎ сущностьˎ составляютˎ правильноˎ скомпонованныеˎ информационныеˎ сведения.ˎ Этоˎ –ˎ рекламы-объявления.
      Реклама-напоминаниеˎ –ˎ этоˎ дублирование,ˎ закреплениеˎ образаˎ товараˎ вˎ кратковременнойˎ иˎ долговременнойˎ памяти,ˎ одинˎ изˎ способовˎ поддержанияˎ товараˎ наˎ рынкеˎ иˎ выживанияˎ вˎ конкурентнойˎ борьбе.
      Реклама-убеждение:ˎ ееˎ цельˎ состоитˎ вˎ том,ˎ чтобыˎ превратитьˎ сообщаемуюˎ потребителюˎ информациюˎ вˎ егоˎ установки,ˎ принципы,ˎ мотивы.
      Самоеˎ сильноеˎ воздействиеˎ наˎ потребителяˎ оказываетˎ реклама-внушение.ˎ Внушениеˎ зачастуюˎ осуществляетсяˎ наˎ подсознательномˎ уровнеˎ иˎ вˎ общемˎ представляетˎ собойˎ средствоˎ подчиненияˎ человекаˎ чужойˎ воле,ˎ средствоˎ зомбирования.ˎ Внушениеˎ –ˎ этоˎ психологическоеˎ воздействиеˎ наˎ человекаˎ сˎ помощьюˎ речиˎ иˎ неречевыхˎ средств,ˎ отличающеесяˎ сниженнойˎ аргументациейˎ илиˎ вообщеˎ ееˎ полнымˎ отсутствием.

ˎ Внушениеˎ –ˎ этоˎ искусственноеˎ прививаниеˎ путемˎ словаˎ илиˎ другимˎ каким-либоˎ способомˎ различныхˎ психическихˎ явленийˎ илиˎ действияˎ другомуˎ лицуˎ приˎ отвлеченииˎ егоˎ волевогоˎ вниманияˎ иˎ сосредоточения.ˎ Внушениеˎ вˎ рекламеˎ осуществляетсяˎ разнымиˎ путями.ˎ Наиболееˎ широкоˎ используются:

1.ˎ Внушениеˎ сˎ помощьюˎ авторитетногоˎ источникаˎ информации.ˎ Этоˎ привлечениеˎ вˎ рекламуˎ знаменитостей,ˎ известныхˎ людей;

2.ˎ Внушениеˎ сˎ помощьюˎ идентификации.ˎ Этоˎ обращениеˎ кˎ вашейˎ референтнойˎ группе.ˎ Люди,ˎ рекламирующиеˎ жвачкуˎ «Риглиˎ спирминт»,ˎ добиваютсяˎ того,ˎ чтоˎ сˎ нимиˎ легкоˎ идентифицируетˎ себяˎ аналогичнаяˎ молодежь.ˎ Ноˎ врядˎ лиˎ кто-нибудьˎ еще.ˎ Наˎ идентификациюˎ сˎ совершенноˎ инойˎ социально-демографическойˎ группойˎ рассчитывалаˎ старушка-пенсионерка,ˎ уверяющая:ˎ «Живуˎ спокойноˎ яˎ –ˎ бальзамˎ «Московия»!»

3.ˎ Внушениеˎ черезˎ прямойˎ слоган.ˎ Существуетˎ триˎ группыˎ известныхˎ слоганов:

Общиеˎ лозунгиˎ фирм.ˎ «Сделаноˎ сˎ умом!»ˎ (Электролюкс),ˎ «Тыˎ всегдаˎ думаешьˎ оˎ нас»ˎ (Тефаль).

ˎ Слоганˎ отдельныхˎ рекламныхˎ компаний.ˎ «Голосуйˎ илиˎ проиграешь!»ˎ (президентскаяˎ избирательнаяˎ компанияˎ Б.ˎ Ельцинаˎ вˎ 1996ˎ г.).

ˎ Прямоˎ связанныхˎ сˎ конкретнымиˎ товарами.ˎ Это:ˎ «Неˎ знаюˎ кто,ˎ неˎ знаю,ˎ как,ˎ аˎ яˎ болеюˎ заˎ Спартак»!,ˎ «Прекрасныйˎ полˎ –ˎ этоˎ неˎ толькоˎ женщины.ˎ Этоˎ ещеˎ иˎ линолеум»,ˎ «Райскоеˎ наслаждение»ˎ (шоколадкаˎ «Баунти»).

Заражение.ˎ Главныйˎ эффектˎ рекламыˎ достигаетсяˎ черезˎ заражение.ˎ Онаˎ заражает:ˎ эмоциональноˎ –ˎ желанием;ˎ самооценочноˎ престижем;ˎ потребительскиˎ –ˎ утилитаризмом.ˎ Рекламаˎ заражаетˎ неˎ толькоˎ эмоциямиˎ илиˎ ценностями,ˎ онаˎ заражаетˎ ещеˎ иˎ потребительскимиˎ образцамиˎ поведения.ˎ Вˎ качествеˎ заражающихˎ персонˎ могутˎ использоватьсяˎ иˎ знаменитостиˎ иˎ эксперты.ˎ Ноˎ наиболееˎ эффективноˎ вˎ этойˎ ролиˎ выступаютˎ самиˎ потребители.ˎ Вˎ последниеˎ десятилетияˎ наиболееˎ частымˎ персонажемˎ вˎ рекламеˎ сталˎ «маленькийˎ человек»ˎ -ˎ типаˎ «тетиˎ Аси»ˎ сˎ «Ассом»ˎ илиˎ Маргаритыˎ Павловныˎ сˎ «Кометом».ˎ «Человекˎ изˎ рекламы»ˎ долженˎ бытьˎ похожˎ наˎ меня,ˎ потребителя.ˎ Тогдаˎ яˎ начнуˎ емуˎ подражать.[

Возбуждениеˎ желаний.ˎ Человекуˎ практическиˎ всегдаˎ свойственноˎ выдаватьˎ желаемоеˎ заˎ действительное.ˎ Специалистыˎ вˎ сфереˎ рекламыˎ быстроˎ сделалиˎ изˎ этогоˎ простойˎ вывод:ˎ нетˎ нуждыˎ прибегатьˎ кˎ логикеˎ иˎ доказательствам,ˎ когдаˎ речьˎ идетˎ оˎ том,ˎ чтоˎ быˎ хотелаˎ услышатьˎ аудитория.ˎ Элементарныйˎ примерˎ возбужденияˎ физиологическогоˎ желанияˎ –ˎ современнаяˎ рекламаˎ «Спрайта»ˎ соˎ слоганом:ˎ «Неˎ дайˎ себеˎ засохнуть!».ˎ Ещеˎ одинˎ простойˎ пример:ˎ «Пейтеˎ «Кока-Колу»!».


Заражениеˎ всегдаˎ являетсяˎ основнымˎ средствомˎ формированияˎ массы.ˎ Внушитьˎ что-то,ˎ убедитьˎ вˎ чем-тоˎ –ˎ дляˎ рекламыˎ всеˎ этоˎ означаетˎ одно:ˎ заразитьˎ желаниемˎ совершитьˎ покупку,ˎ заразитьˎ массовымˎ образцомˎ потребительскогоˎ поведенияˎ и,ˎ такимˎ образом,ˎ приобщитьˎ человекаˎ кˎ массеˎ потребителейˎ определенногоˎ рекламируемогоˎ продуктаˎ или,ˎ ещеˎ шире,ˎ кˎ массеˎ потребителей.ˎ Рекламаˎ разныхˎ фирмˎ иˎ товаровˎ делаетˎ одноˎ общееˎ дело.ˎ Онаˎ приучаетˎ человекаˎ кˎ рекламеˎ вообщеˎ иˎ формируетˎ массуˎ потребителейˎ вообще.ˎ Этоˎ означает,ˎ чтоˎ черезˎ средстваˎ рекламыˎ вновьˎ сработалˎ главныйˎ механизмˎ массовизацииˎ психикиˎ иˎ поведения.[5,ˎ с.37]

Подражаниеˎ какˎ итог.ˎ Подражаниеˎ представляетˎ собойˎ преждеˎ всегоˎ отказˎ отˎ осуществленияˎ собственногоˎ выбораˎ иˎ принятияˎ индивидуальногоˎ решения.ˎ Подражаниеˎ какˎ базовыйˎ механизмˎ массовогоˎ поведенияˎ действительноˎ подводитˎ определенныйˎ итогˎ всемˎ усилиямˎ рекламы.ˎ Создавˎ массовогоˎ потребителя,ˎ рекламаˎ должнаˎ вовремяˎ остановитьсяˎ иˎ перестатьˎ непрерывноˎ дразнитьˎ егоˎ всеˎ новымиˎ товарами.

Многообразиеˎ психологическихˎ средствˎ воздействияˎ можноˎ условноˎ свестиˎ кˎ двумˎ формам:ˎ ПРЯМОЕˎ иˎ КОСВЕННОЕ.ˎ Прямоеˎ воздействиеˎ используетˎ вˎ основномˎ рациональныеˎ аргументы;ˎ оноˎ эффективноˎ дляˎ заинтересованнойˎ аудиторииˎ илиˎ потребителя,ˎ которыйˎ готовˎ тратитьˎ времяˎ иˎ силыˎ чтобыˎ анализироватьˎ представленныеˎ емуˎ соображения,ˎ иˎ дляˎ достаточноˎ важнойˎ информации.ˎ Поэтому,ˎ использованиеˎ прямыхˎ средствˎ будетˎ уместнымˎ дляˎ воздействияˎ наˎ того,ˎ ктоˎ ужеˎ решилсяˎ наˎ покупкуˎ дорогостоящегоˎ товараˎ ˎ иˎ выявляетˎ преимуществаˎ иˎ недостаткиˎ разныхˎ моделей.[3,ˎ с.28]

Косвенноеˎ воздействиеˎ используетсяˎ дляˎ незаинтересованнойˎ аудиторииˎ илиˎ потребителя,ˎ которыйˎ неˎ заостряетˎ вниманиеˎ наˎ информациюˎ иˎ аргументы,которыеˎ емуˎ предоставляютˎ .ˎ Ихˎ выбор(например,ˎ какуюˎ шоколадкуˎ купить)ˎ обычноˎ определяетсяˎ случайнымиˎ факторами,ˎ либоˎ ониˎ вообщеˎ неˎ склонныˎ купитьˎ илиˎ сделатьˎ то,ˎ чтоˎ имˎ предлагают.[2,ˎ с.35]

Главнаяˎ конечнаяˎ цельˎ рекламногоˎ воздействияˎ ˎ —ˎ заставитьˎ массовогоˎ покупателяˎ приобрестиˎ товар.ˎ Какˎ показываетˎ анализ,нужноˎ сделатьˎ так,чтобыˎ покупателюˎ захотелосьˎ совершитьˎ покупку,т.е.ˎ либоˎ заставитьˎ хотетьˎ что-тоˎ новое,либоˎ выявитьˎ потребность,котораяˎ находитсяˎ вˎ «дремлющем»ˎ состоянии.ˎ ˎ Потребность,ˎ какˎ хорошоˎ известноˎ изˎ классическихˎ трудовˎ А.ˎ Н.ˎ Леонтьева1,ˎ представляетˎ собойˎ определеннуюˎ нужду.ˎ Нуждаˎ —ˎ этоˎ дискомфорт,ˎ дисбалансˎ чего-тоˎ вˎ организме.ˎ Этоˎ состояние,ˎ когда,ˎ поˎ М.ˎ Е.ˎ Салтыкову-Щедрину,ˎ «чего-тоˎ хочется,ˎ ноˎ непонятно,ˎ чего:ˎ тоˎ лиˎ конституции,ˎ тоˎ лиˎ осетриныˎ сˎ хреном».ˎ Рекламаˎ помогаетˎ выявитьˎ нужду,ˎ превратитьˎ ееˎ вˎ потребность,ˎ подсовываяˎ некийˎ мотивˎ —ˎ потенциальныйˎ предметˎ удовлетворенияˎ потребности.ˎ Ееˎ задачаˎ иˎ состоитˎ вˎ том,ˎ чтобыˎ человекˎ захотелˎ именноˎ осетрины,ˎ аˎ никакˎ неˎ конституцииˎ —ˎ если,ˎ конечно,ˎ этоˎ коммерческая,ˎ аˎ неˎ политическаяˎ реклама:ˎ тамˎ всеˎ будетˎ наоборот.ˎ Мотив,ˎ какˎ предметˎ потребности,ˎ выполняетˎ вˎ человеческойˎ психикеˎ двеˎ основныхˎ функции.ˎ Во-первых,ˎ этоˎ побудительнаяˎ функцияˎ —ˎ реальноеˎ побуждениеˎ кˎ действию,ˎ направленноеˎ наˎ то,чтоˎ человекˎ хочетˎ обладатьˎ предметом,ˎ удовлетворяющимˎ возникшуюˎ потребность.ˎ Во-вторых,ˎ смыслообразующаяˎ функция.ˎ [7,ˎ с.46]


Демонстрируяˎ тотˎ илиˎ инойˎ мотив,ˎ рекламаˎ сформировываетˎ илиˎ пробуждаетˎ «дремлющую»ˎ потребность.ˎ Сначалаˎ онаˎ провоцируетˎ человекаˎ наˎ то,чтобыˎ вызватьˎ уˎ негоˎ ˎ желаниеˎ овладетьˎ этимˎ внезапноˎ возникшимˎ предметомˎ потребности.ˎ Затем,ˎ опираясьˎ наˎ ужеˎ известныеˎ механизмыˎ психологииˎ масс,ˎ рекламаˎ используетˎ такиеˎ приёмыˎ какˎ ˎ внушениеˎ иˎ заражениеˎ дляˎ тогоˎ чтобыˎ побудитьˎ человекаˎ кˎ приобретениюˎ предметовˎ потребности.ˎ Вˎ концеˎ концовˎ ˎ онаˎ любымиˎ способамиˎ стимулируетˎ массовоеˎ подражаниеˎ тому,ˎ оˎ чемˎ говоритсяˎ иˎ чтоˎ демонстрируетсяˎ вˎ рекламе,ˎ аˎ такжеˎ тому,ˎ чтоˎ ужеˎ делаютˎ другиеˎ люди,ˎ поддавшиесяˎ воздействиюˎ даннойˎ рекламыˎ (здесьˎ рекламаˎ активноˎ опираетсяˎ наˎ ужеˎ сформированнуюˎ ейˎ модуˎ иˎ используетˎ особыеˎ приемыˎ «стимулированияˎ спроса»).[11,ˎ с.69]ˎ

Вˎ структуреˎ мотивов,ˎ поˎ исследованиямˎ американскогоˎ психологаˎ А.ˎ Маслоу,ˎ нижнийˎ уровень,ˎ самыйˎ широкийˎ иˎ универсальный,ˎ занимаютˎ мотивыˎ биогенногоˎ характера:ˎ обеспечениеˎ жизнедеятельности,ˎ проблемыˎ еды,ˎ питья,ˎ здоровья,ˎ безопасности,ˎ комфортногоˎ жилищаˎ себеˎ иˎ своейˎ семье.ˎ Этиˎ мотивыˎ универсальныˎ иˎ наднациональны,ˎ поэтомуˎ использованиеˎ ихˎ вˎ рекламеˎ всегдаˎ даетˎ хорошийˎ результатˎ иˎ обеспечиваетˎ привлечениеˎ вниманияˎ иˎ контактˎ сˎ потребителем.ˎ Наˎ этихˎ жеˎ уровняхˎ —ˎ проблемыˎ сексаˎ иˎ продолженияˎ рода.ˎ Этиˎ биогенныеˎ первичныеˎ мотивыˎ работаютˎ вˎ рекламеˎ какˎ средстваˎ установленияˎ контактаˎ сˎ потребителями.ˎ Например,ˎ вˎ двухˎ рекламахˎ сˎ однойˎ иˎ тойˎ жеˎ цельюˎ привлечьˎ вниманиеˎ кˎ обувиˎ используютсяˎ разныеˎ приемы.ˎ Наˎ однойˎ крупнымˎ планомˎ изображенˎ модныйˎ ботинок,ˎ наˎ другойˎ —ˎ симпатичнаяˎ девушка,ˎ котораяˎ меритˎ этотˎ ботинок.ˎ Большейˎ частиˎ потребителейˎ запомниласьˎ втораяˎ рекламу,ˎ иˎ онаˎ имˎ понравиласьˎ больше.ˎ Вообщеˎ хорошоˎ привлекаютˎ вниманиеˎ персонажиˎ рекламы,ˎ особенноˎ девушки,ˎ дети,ˎ животные.[9,ˎ с.112]

Надˎ биогеннымиˎ мотивамиˎ иˎ потребностямиˎ стоитˎ группаˎ мотивовˎ социальногоˎ иˎ социально-психологическогоˎ свойства.ˎ Ониˎ отражаютˎ необходимостьˎ чувствоватьˎ себяˎ частьюˎ определеннойˎ социальнойˎ группы,ˎ потребностьˎ вˎ уважениеˎ иˎ дажеˎ любовьˎ кˎ себеˎ вˎ рамкахˎ этойˎ группы.ˎ Социальныеˎ мотивыˎ типаˎ «бытьˎ неˎ хужеˎ других»ˎ поройˎ действуютˎ сильнееˎ биогенных,ˎ иˎ дляˎ того,ˎ чтобыˎ купитьˎ себеˎ новуюˎ маркуˎ автомобиляˎ иˎ показатьˎ такимˎ способомˎ своюˎ принадлежностьˎ кˎ высокомуˎ социальномуˎ уровню,ˎ неˎ одинˎ начинающийˎ бизнесменˎ урежетˎ всеˎ остальныеˎ потребности.ˎ Наконец,ˎ вершинойˎ мотивационнойˎ пирамидыˎ являютсяˎ реализацияˎ собственногоˎ «Я»,ˎ поискиˎ своегоˎ местаˎ вˎ социумеˎ иˎ обретениеˎ внутреннейˎ гармонии.ˎ Этоˎ тожеˎ оченьˎ сильнаяˎ группаˎ мотивов,ˎ особенноˎ приˎ развитомˎ самосознании,ˎ высокихˎ уровняхˎ интеллектаˎ иˎ образования.[4,ˎ с.127]