Файл: Психосемантика рекламы(Рекламная деятельность как социально-психологическое явление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Людиˎ поддаютсяˎ влияниюˎ рекламыˎ тогда,ˎ когдаˎ осознанноˎ илиˎ неосознанноˎ готовыˎ чтобыˎ наˎ нихˎ производилосьˎ влияние.ˎ Базовыеˎ потребностиˎ вˎ конформизме,ˎ вˎ иден
тификацииˎ себяˎ сˎ социумом,ˎ основанныеˎ наˎ надеждеˎ отрегулировать
такимˎ образомˎ своиˎ эмоциональныеˎ проблемыˎ —ˎ платформаˎ такойˎ готовности.Собственноˎ психологическийˎ механизмˎ воздействияˎ рекламыˎ складываетсяˎ изˎ того,чтоˎ вˎ человекеˎ возбуждаютˎ желаниеˎ кˎ приобретениеˎ тогоˎ илиˎ иногоˎ товара,ˎ сˎ помощьюˎ внушенияˎ емуˎ этогоˎ желанияˎ иˎ зараженияˎ им.Вˎ результатеˎ возникаетˎ массовоеˎ подражание,ˎ наˎ которомˎ иˎ основаноˎ потреблениеˎ стандартов.[6,ˎ с.96]

Особенностиˎ психологическихˎ методовˎ вˎ рекламе

ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ ˎ Методˎ семмантическогоˎ дифференциала

ˎ ˎ Методыˎ могутˎ называтьсяˎ психологическими,ˎ еслиˎ ониˎ имеютˎ соответствующуюˎ процедуруˎ измеренияˎ иˎ используютсяˎ дляˎ измеренияˎ свойств,ˎ функцийˎ иˎ закономерностейˎ психическихˎ явлений,ˎ кˎ которымˎ вˎ научнойˎ психологииˎ принятоˎ причислятьˎ всеˎ фактыˎ субъективногоˎ мира,ˎ начинаяˎ отˎ бессознательныхˎ психическихˎ состояний,ˎ ощущенийˎ иˎ переживаний,ˎ иˎ заканчиваяˎ поведенческимиˎ аспектамиˎ иˎ продуктамиˎ материальнойˎ иˎ духовнойˎ культурыˎ человека.[1,ˎ сˎ 90]

ˎ ˎ ˎ Важнойˎ особенностьюˎ психологическихˎ методовˎ являетсяˎ ихˎ зависимостьˎ отˎ того,ˎ какˎ каждоеˎ изˎ многочисленныхˎ психологическихˎ направленийˎ понимаетˎ природуˎ психическихˎ явлений,ˎ строилисьˎ иˎ методическиеˎ приемы,ˎ иˎ процедурыˎ измерения.[7,ˎ тамˎ же,ˎ с.101]ˎ Так,ˎ вˎ психоанализеˎ этоˎ методыˎ беседыˎ иˎ проективныхˎ текстов,ˎ вˎ бихевиористскомˎ направленииˎ -ˎ этоˎ экспериментальныеˎ методикиˎ «пробˎ иˎ ошибок»,ˎ вˎ когнитивнойˎ психологииˎ -ˎ этоˎ процедурыˎ измеренияˎ состоянийˎ сознанияˎ сˎ помощьюˎ психометрическогоˎ шкалированияˎ иˎ репертуарныхˎ решетокˎ Дж.ˎ Келли,ˎ вˎ современнойˎ отечественнойˎ психологическойˎ школеˎ -ˎ этоˎ формирующийˎ иˎ моделирующийˎ экспериментˎ сˎ полифункциональнойˎ регистрациейˎ динамикиˎ состоянияˎ человекаˎ вˎ заданныхˎ ситуациях.[10,ˎ с.124]

Какимˎ жеˎ требованиямˎ должнаˎ удовлетворятьˎ рекламаˎ ?ˎ Вˎ первуюˎ очередь,ˎ естественно,ˎ привлечьˎ вниманиеˎ потребителя,ˎ затемˎ онаˎ должнаˎ заинтересоватьˎ потенциальногоˎ клиента,ˎ обязательноˎ бытьˎ воспринятой,ˎ тоˎ естьˎ запомниться.ˎ Кромеˎ того,ˎ вызватьˎ доверие,ˎ возбудитьˎ желаниеˎ приобрестиˎ товарˎ илиˎ воспользоватьсяˎ услугой.ˎ Ну,ˎ иˎ наконец,ˎ всеˎ перечисленноеˎ должноˎ привестиˎ илиˎ неˎ привестиˎ кˎ конечнойˎ целиˎ рекламыˎ –ˎ покупкеˎ товара.ˎ Еслиˎ наˎ должномˎ профессиональномˎ уровнеˎ соблюстиˎ этиˎ требования,ˎ тоˎ проблемˎ сˎ реализациейˎ продукцииˎ неˎ должноˎ быть.Какˎ лучшеˎ всегоˎ привлечьˎ вниманиеˎ кˎ рекламеˎ ?ˎ Тутˎ успехомˎ пользуютсяˎ какˎ традиционные,ˎ такˎ иˎ необычныеˎ методы.ˎ Мыˎ тратимˎ вниманиеˎ наˎ рекламныеˎ сообщенияˎ толькоˎ приˎ определенныхˎ условиях,ˎ которыеˎ поˎ своемуˎ характеруˎ иˎ самиˎ становятсяˎ серьезнымˎ факторомˎ психологическогоˎ воздействия.ˎ Так,ˎ оченьˎ воˎ многихˎ рекламахˎ рядомˎ сˎ рекламируемымˎ товаромˎ частоˎ присутствуютˎ люди.ˎ Вˎ классическомˎ вариантеˎ –ˎ этоˎ красивыеˎ женщины.ˎ Аˎ еслиˎ товарˎ «мужской»ˎ /например,ˎ автомобиль,ˎ лезвия,ˎ мотоцикл/,ˎ тоˎ безˎ женщиныˎ егоˎ рекламаˎ оченьˎ редкоˎ обходится.ˎ Этоˎ иˎ понятно,ˎ мужчинаˎ поˎ своейˎ природеˎ обязательноˎ обратитˎ вниманиеˎ наˎ красивуюˎ женщину,уˎ негоˎ произойдетˎ легкийˎ всплескˎ адреналина,ˎ аˎ наˎ такомˎ благоприятномˎ фонеˎ можетˎ иˎ товарˎ приглянется.


Кромеˎ женщин,ˎ большаяˎ доляˎ рекламируемыхˎ товаровˎ можетˎ демонстрироватьсяˎ наˎ фонеˎ детей,ˎ счастливыхˎ семей,ˎ животных,ˎ мужчин.
Хорошоˎ работаютˎ вˎ привлекательностиˎ рекламыˎ юмор,ˎ парадоксальность,ˎ особенноˎ юмор,ˎ такˎ какˎ онˎ всегдаˎ связанˎ сˎ положительнымиˎ эмоциями,ˎ поднимающимиˎ настроение.ˎ Но,ˎ поˎ поводуˎ юмораˎ однозначныхˎ мненийˎ нетˎ –ˎ одниˎ специалистыˎ советуютˎ применятьˎ егоˎ какˎ можноˎ чаще,ˎ другиеˎ –ˎ остерегаться.ˎ Уˎ обеихˎ сторонˎ достаточноˎ вескиеˎ аргументы:ˎ первыеˎ утверждают,ˎ чтоˎ юморˎ –ˎ этоˎ универсальныйˎ способˎ пробудитьˎ довериеˎ уˎ покупателя,ˎ вторыеˎ говорят,ˎ чтоˎ юморˎ –ˎ вещьˎ субъективная,ˎ иˎ то,ˎ чтоˎ смешноˎ сценаристуˎ илиˎ рекламодателюˎ можетˎ показатьсяˎ пошлымˎ иˎ грубымˎ потребителю.ˎ Несомненно,ˎ чтоˎ примениеˎ юмораˎ должнаˎ бытьˎ оправдано.ˎ Проблематично,ˎ ˎ например,ˎ сˎ юморомˎ рассказыватьˎ оˎ работеˎ банкаˎ илиˎ оˎ медицинскомˎ препарате.ˎ Некоторыеˎ создателиˎ рекламыˎ используютˎ сюжеты,ˎ вызывающиеˎ отрицательныеˎ эмоции,ˎ чтоˎ такжеˎ обладаетˎ сильнымˎ эффектомˎ привлекательности.ˎ Ноˎ вˎ этихˎ случаяхˎ главноеˎ –ˎ неˎ «перегнутьˎ палку».ˎ Хорошоˎ действуютˎ вˎ рекламеˎ оригинальность,ˎ нестандартность,ˎ необычностьˎ сюжета.ˎ Этиˎ методыˎ далекоˎ неˎ единственные,ˎ еслиˎ сказатьˎ вˎ целом,ˎ тоˎ можноˎ использоватьˎ все,ˎ чтоˎ такˎ илиˎ иначеˎ можетˎ привлечьˎ вниманиеˎ потенциальногоˎ потребителя.[6,ˎ с.115]

Любаяˎ реклама,ˎ какˎ правило,ˎ должнаˎ служитьˎ источникомˎ положительныхˎ эмоций,ˎ бытьˎ исполненнойˎ радости,ˎ сверкатьˎ улыбками,ˎ приноситьˎ эмоциональноеˎ раскрепощение.ˎ Дляˎ реализацииˎ этихˎ задачˎ уˎ специалистовˎ рекламыˎ выработанˎ богатыйˎ арсеналˎ приемовˎ иˎ средств.ˎ Например,ˎ одноˎ изˎ ведущихˎ правилˎ таково:ˎ неˎ столькоˎ предлагатьˎ публикеˎ хорошийˎ товар,ˎ сколькоˎ внушитьˎ сˎ егоˎ помощьюˎ хорошееˎ настроение.[3,ˎ с.118]ˎ Какˎ мыˎ знаем,ˎ приˎ положительныхˎ эмоцияхˎ вниманиеˎ благосклонноˎ иˎ позволяетˎ людямˎ легчеˎ расставатьсяˎ сˎ деньгами.

Любаяˎ рекламаˎ обязательноˎ содержитˎ речевоеˎ обращение,ˎ вˎ которомˎ заложенаˎ сутьˎ рекламируемого.ˎ Этоˎ обращениеˎ выполняетсяˎ илиˎ непосредственнымˎ персонажемˎ рекламногоˎ сюжетаˎ илиˎ закадровымˎ голосом.ˎ Поˎ наблюдениямˎ психологов,ˎ вˎ рекламныхˎ целяхˎ лучшеˎ всегоˎ действуетˎ мужскойˎ голос,ˎ еслиˎ болееˎ конкретно,ˎ тоˎ баритон,ˎ особенноˎ низкий,ˎ «бархатный».ˎ Тенорˎ же,ˎ какˎ правило,ˎ почему-тоˎ вызываетˎ удивление.ˎ Нередкоˎ вˎ телевизионнойˎ рекламеˎ можноˎ услышатьˎ заˎ кадромˎ знакомыеˎ голосаˎ популярныхˎ телевизионныхˎ дикторовˎ илиˎ артистов.ˎ Вˎ психологическомˎ планеˎ такоеˎ решениеˎ ошибочно,ˎ такˎ какˎ телезрителиˎ привыклиˎ кˎ определеннымˎ дикторскимˎ амплуаˎ и,ˎ слышаˎ знакомыйˎ голос,ˎ пытаютсяˎ угадать,ˎ комуˎ онˎ принадлежит,ˎ отвлекаясьˎ отˎ сущностиˎ самойˎ рекламы.[2,ˎ с.76]


Многиеˎ создателиˎ рекламыˎ убеждены,ˎ чтоˎ рекламаˎ должнаˎ вестисьˎ прямо,ˎ открытоˎ иˎ непосредственно.ˎ Еслиˎ иметьˎ вˎ видуˎ рекламныеˎ объявления,ˎ тоˎ тутˎ сˎ нимиˎ можноˎ согласиться.ˎ Ноˎ совсемˎ другоеˎ дело,ˎ когдаˎ речьˎ идетˎ оˎ планированииˎ долговременнойˎ рекламнойˎ компании.ˎ Вˎ этомˎ случаеˎ скрытыеˎ рекламныеˎ акцииˎ простоˎ необходимы.ˎ Хотяˎ быˎ дляˎ того,ˎ чтобыˎ вˎ открытуюˎ неˎ навязыватьсяˎ потребителю,ˎ вызываяˎ иногдаˎ раздражение,ˎ илиˎ заставатьˎ егоˎ своейˎ информациейˎ вˎ тотˎ момент,ˎ когдаˎ онˎ этогоˎ менееˎ всегоˎ ожидает.ˎ Существуетˎ достаточноеˎ количествоˎ методовˎ подачиˎ скрытойˎ рекламнойˎ информации.ˎ Сюдаˎ можноˎ отнестиˎ следующиеˎ :ˎ рекламаˎ товаровˎ вˎ телесериалахˎ иˎ «мыльныхˎ операх»,ˎ всевозможныеˎ телешоуˎ иˎ радиоигры,ˎ хитыˎ иˎ шлягеры,ˎ содержащиеˎ указаниеˎ наˎ определенныйˎ товар,ˎ подаркиˎ знаменитостямˎ наˎ конкурсахˎ иˎ юбилеях,ˎ скандалыˎ вˎ жизниˎ популярныхˎ людей,ˎ вˎ мультфильмахˎ иˎ томуˎ подобные.[4,ˎ с.173]

Методˎ семантическогоˎ дифференциала.

Методˎ семантическогоˎ дифференциала—ˎ этоˎ одинˎ изˎ объективныхˎ методовˎ построенияˎ субъективныхˎ семантическихˎ пространств.ˎ Принадлежитˎ кˎ классуˎ методовˎ экспериментальнойˎ семантики.ˎ Понятиеˎ субъективногоˎ семантическогоˎ пространстваˎ представляетˎ собойˎ операциональнуюˎ модельˎ представленияˎ категориальнойˎ структурыˎ индивидуальногоˎ сознанияˎ вˎ видеˎ математическогоˎ пространства,ˎ координатныеˎ осиˎ которогоˎ соответствуютˎ имплицитноˎ присущимˎ индивидуˎ основаниямˎ категоризации,ˎ аˎ значенияˎ некоторойˎ содержательнойˎ областиˎ задаютсяˎ какˎ координатныеˎ точкиˎ илиˎ вектора,ˎ размещенныеˎ вˎ этомˎ пространстве.ˎ Наˎ основеˎ моделиˎ категориальнойˎ структурыˎ индивидуальногоˎ сознанияˎ осуществляетсяˎ различение,ˎ классификацияˎ иˎ оценкаˎ каких-либоˎ объектов,ˎ понятийˎ иˎ такˎ далееˎ путёмˎ анализаˎ ихˎ значений,ˎ посколькуˎ размещениеˎ вˎ семантическомˎ пространствеˎ техˎ илиˎ иныхˎ значенийˎ позволяетˎ проводитьˎ ихˎ анализ.[8,ˎ с.197]

Методˎ семантическогоˎ дифференциалаˎ разработанˎ вˎ 1955ˎ годуˎ группойˎ американскихˎ психологовˎ воˎ главеˎ сˎ Ч.ˎ Осгудомˎ вˎ ходеˎ исследованияˎ механизмовˎ синестезииˎ иˎ получилˎ широкоеˎ применениеˎ вˎ исследованиях,ˎ связанныхˎ сˎ восприятиемˎ иˎ поведениемˎ человека,ˎ сˎ анализомˎ социальныхˎ установокˎ иˎ личностныхˎ смыслов.ˎ Методˎ семантическогоˎ дифференциалаˎ используетсяˎ вˎ психологии,ˎ социологии,ˎ теорииˎ принятияˎ решений,ˎ теорииˎ массовыхˎ коммуникаций,ˎ рекламеˎ иˎ рядеˎ другихˎ областей.ˎ Этотˎ методˎ находитˎ такжеˎ применениеˎ вˎ исследованииˎ когнитивныхˎ (познавательных)ˎ аспектовˎ сознанияˎ иˎ самосознанияˎ личности.ˎ Какˎ полагаетˎ Осгуд,ˎ онˎ ˎ позволяетˎ измерятьˎ такˎ называемыеˎ коннотативныеˎ значения,ˎ тоˎ естьˎ теˎ состояния,ˎ которыеˎ следуютˎ заˎ восприятиемˎ символа-раздражителяˎ иˎ необходимоˎ предшествуютˎ осмысленнымˎ операциямˎ сˎ символом.ˎ Наиболееˎ близкимˎ аналогомˎ коннотативногоˎ значенияˎ изˎ аппаратаˎ советскойˎ психологииˎ являетсяˎ понятиеˎ личностногоˎ смысла—ˎ «значенияˎ дляˎ субъекта»ˎ [9,ˎ с.205]


Методˎ семантическогоˎ дифференциалаˎ являетсяˎ комбинациейˎ методаˎ контролируемыхˎ ассоциацийˎ иˎ процедурˎ шкалирования.ˎ Измеряемыеˎ объектыˎ (понятия,ˎ изображения,ˎ отдельныеˎ персонажиˎ иˎ другие)ˎ оцениваютсяˎ поˎ рядуˎ биполярныхˎ градуальныхˎ (трёх-,ˎ пяти-,ˎ семибалльных)ˎ шкал,ˎ полюсаˎ которыхˎ заданыˎ сˎ помощьюˎ вербальныхˎ антонимов.ˎ Оценкиˎ понятийˎ поˎ отдельнымˎ шкаламˎ коррелируютˎ другˎ сˎ другом,ˎ иˎ сˎ помощьюˎ факторногоˎ анализаˎ удаётсяˎ выделитьˎ пучкиˎ такихˎ высококоррелирующихˎ шкал,ˎ сгруппироватьˎ ихˎ вˎ факторы.ˎ Сˎ содержательнойˎ стороныˎ факторˎ можноˎ рассматриватьˎ какˎ смысловойˎ инвариантˎ содержанияˎ шкал,ˎ входящихˎ вˎ фактор.ˎ Группировкаˎ шкалˎ вˎ факторыˎ позволяетˎ перейтиˎ отописанияˎ объектовˎ сˎ помощьюˎ признаков,ˎ заданныхˎ шкалами,ˎ кˎ болееˎ ёмкомˎ описаниюˎ объектовˎ сˎ помощьюˎ меньшегоˎ набораˎ категорий-факторов,ˎ представивˎ содержаниеˎ объекта,ˎ егоˎ коннотативноеˎ значение,ˎ какˎ совокупностьˎ факторов,ˎ данныхˎ сˎ различнымиˎ коэффициентамиˎ веса.ˎ Приˎ геометрическомˎ представленииˎ семантическогоˎ пространстваˎ категории-факторыˎ выступаютˎ координатнымиˎ осямиˎ некоегоˎ n-мерногоˎ семантическогоˎ пространстваˎ (гдеˎ мерностьˎ пространстваˎ определяетсяˎ числомˎ независимых,ˎ некоррелирующихˎ факторов),ˎ аˎ коннотативныеˎ значенияˎ анализируемойˎ содержательнойˎ областиˎ задаютсяˎ какˎ координатныеˎ точкиˎ илиˎ вектораˎ внутриˎ этогоˎ пространства.ˎ

Семантическоеˎ пространствоˎ являетсяˎ своеобразнымˎ метаязыкомˎ описанияˎ значений,ˎ позволяющимˎ путёмˎ разделенияˎ ихˎ содержанияˎ вˎ фиксированномˎ алфавитеˎ категорий-факторовˎ проводитьˎ сематическийˎ анализˎ этихˎ значений,ˎ выноситьˎ сужденияˎ обˎ ихˎ сходствеˎ иˎ различииˎ путёмˎ вычисленияˎ расстоянийˎ междуˎ соответствующимиˎ значениямˎ координатнымиˎ точкамиˎ вˎ пространстве.ˎ Вˎ работахˎ Осгудаˎ былиˎ выделеныˎ триˎ основныхˎ фактора:ˎ «Оценка»,ˎ «Сила»,ˎ «Активность»,ˎ объединяющихˎ множествоˎ шкал,ˎ иˎ дляˎ дифференциацииˎ коннотативныхˎ значенийˎ использовалосьˎ декартовоˎ трёхмерноеˎ пространство.ˎ Работаяˎ сˎ большимˎ количествомˎ шкалˎ иˎ понятий,ˎ американскимˎ исследователямˎ А.Лавойеˎ иˎ ˎ ˎ ˎ П.ˎ Бентлеруˎ удалосьˎ расширитьˎ наборˎ базисныхˎ факторовˎ и,ˎ нарядуˎ сˎ факторамиˎ «Оценка»,ˎ «Сила»,ˎ «Активность»,ˎ выделитьˎ факторыˎ «Сложность»,ˎ «Упорядоченность»,ˎ «Реальность»,ˎ «Обычность».ˎ Аналогичныеˎ результатыˎ былиˎ полученыˎ В.Ф.ˎ Петренкоˎ наˎ материалеˎ русскойˎ лексики.[3,ˎ с.132]


Нарядуˎ сˎ универсальнымиˎ семантическимиˎ дифференциалами,ˎ построеннымиˎ наˎ базеˎ лексикиˎ изˎ различныхˎ семантическихˎ классов,ˎ строятсяˎ иˎ частныеˎ семантическиеˎ дифференциалыˎ дляˎ ограниченныхˎ понятийныхˎ классов.[3,ˎ с.135]ˎ Например,ˎ построенˎ рядˎ частныхˎ семантическихˎ пространств:ˎ «личныйˎ семантическийˎ дифференциал»,ˎ структурирующийˎ прилагательные—ˎ свойстваˎ личности;ˎ «дифференциалˎ политическихˎ терминов»,ˎ иˎ такˎ далее.ˎ Построениеˎ такихˎ частныхˎ семантическихˎ пространствˎ позволяетˎ проводитьˎ иˎ болееˎ тонкийˎ семантическийˎ анализ,ˎ аˎ самиˎ факторныеˎ структурыˎ могутˎ интерпретироватьсяˎ какˎ категориальнаяˎ сеткаˎ данногоˎ понятийногоˎ класса.ˎ Частныеˎ семантическиеˎ пространства,ˎ построенныеˎ дляˎ даннойˎ социальнойˎ популяцииˎ илиˎ отдельногоˎ индивида,ˎ неˎ обладаютˎ межкультурнойˎ инвариантностьюˎ иˎ несутˎ дифференциальныеˎ психологическиеˎ признаки.ˎ Последнееˎ делаетˎ возможнымˎ ихˎ применениеˎ вˎ психологииˎ индивидуальныхˎ различий,ˎ ноˎ требуетˎ процедурыˎ построенияˎ субъективногоˎ семантическогоˎ пространстваˎ дляˎ каждогоˎ индивидуальногоˎ исследования.ˎ Нарядуˎ сˎ вербальнымиˎ семантическимиˎ дифференциаламиˎ разработаныˎ невербальныеˎ семантическиеˎ дифференциалыˎ (Nonverbalˎ Semanticˎ Differential),ˎ использующиеˎ вˎ качествеˎ шкалˎ графическиеˎ оппозиции,ˎ живописныеˎ картиныˎ иˎ фотографическиеˎ портреты.[

Приˎ помощиˎ даннойˎ методикиˎ определяетсяˎ эмоционально-личностноеˎ отношениеˎ человекаˎ кˎ некоторомуˎ другомуˎ человеку,ˎ являющемусяˎ членомˎ тойˎ жеˎ самойˎ социальнойˎ группы,ˎ вˎ которуюˎ входитˎ испытуемый.[7,ˎ с.178]

Инструкция-заданиеˎ кˎ методике:

«Выберитеˎ двухˎ людейˎ изˎ вашейˎ социальнойˎ группы,ˎ которыхˎ выˎ хорошоˎ знаетеˎ иˎ кˎ которымˎ выˎ испытываетеˎ различное,ˎ положительноеˎ иˎ отрицательноеˎ отношение.ˎ Последовательноˎ оценитеˎ ихˎ обоихˎ сˎ помощьюˎ следующихˎ несколькихˎ противоположныхˎ парˎ эмоционально-оценочныхˎ прилагательных,ˎ выбравˎ вˎ каждойˎ изˎ парˎ место,ˎ занимаемоеˎ даннымˎ человеком,ˎ иˎ отметивˎ крестикомˎ своеˎ эмоциональноеˎ отношениеˎ кˎ нему.ˎ Еслиˎ вашеˎ отношениеˎ кˎ данномуˎ человекуˎ положительное,ˎ тоˎ крестикˎ ставитсяˎ справаˎ отˎ средней,ˎ нулевойˎ линии;ˎ еслиˎ вашеˎ отношениеˎ кˎ немуˎ отрицательное,ˎ тоˎ крестикˎ проставляетсяˎ слеваˎ отˎ нее.ˎ Вˎ томˎ иˎ вˎ другомˎ случаеˎ силаˎ отношенияˎ выражается,ˎ соответственно,ˎ выборомˎ нужногоˎ положительногоˎ илиˎ отрицательногоˎ баллаˎ отˎ 0ˎ (самоеˎ слабоеˎ эмоциональноеˎ отношение)ˎ доˎ 3ˎ (самоеˎ сильноеˎ эмоциональноеˎ отношение)».ˎ Парыˎ противоположныхˎ эмоционально-оценочныхˎ прилагательныхˎ представленыˎ ниже.