Файл: Кризис инновационной деятельности в СССР и России в 80-90-е годы и способы его преодоления. Инновационная стратегия фирмы. Задача управления риском с учетом характера среды осуществления инновационного проекта. Государственная поддержка малого инно.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
1.1. Понятие и сущность инновационной стратегии
1.2. Взаимосвязь стратегического и инновационного менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ООО «КАРДИНАД»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ рынка и конкурентоспособности фирмы
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ООО «КАРДИНАД»
3.1. Определение этапа проведения работ по разработке инновации
3.3. Выявление и оценка рисков, связанных с реализацией проекта
Высокая рентабельность общего и собственного капитала, рентабельность производственных фондов объясняется высокой прибылью от реализации продукции, от финансово-хозяйственной деятельности и чистой прибылью организации за отчетный период; и свидетельствует об эффективности использования средств, вложенных в предприятие.
Высокая рентабельность вложений объясняется спецификой деятельности организации, т.к. предприятие занимается в основном сборочным производством, а также выполнением работ (оказанием услуг), непосредственно связанных с реализацией конечной продукции (монтаж, пуско-наладочные работы, сервисное обслуживание).
В отличие от рентабельности вложений, рентабельность продукции не очень высокая. Что так же объясняется спецификой деятельности организации. Но имеется положительная тенденция к увеличению рентабельности продукции по отношению к выручке от реализации и по отношению к себестоимости реализованной продукции. Однако, необходимо отметить, что рентабельность продукции имеет положительную динамику.
Согласно рассчитанному коэффициенту чистой выручки, только 7,31% (9,37% в 2017 году) выручки от реализации остается в распоряжении предприятия, что в данном отчетном периоде при высоком значении выручки от реализации возможно является достаточной суммой для дальнейшего развития организации. При низком же значении выручки от реализации такой коэффициент конечно мал, поскольку у предприятия не будет достаточно средств ни для эффективной деятельности, ни для увеличения производственного потенциала организации.
2.4. Инновационная стратегия
После проведения SWOT-анализа, для более точной формулировки стратегий воспользуемся одним из аналитических методов – матрицей БКГ (матрица «рост/ доля») (рис. 2.6).
Темпы роста отрасли |
Высокий |
|||
Низкий |
||||
Высокая |
Низкая |
|||
Относительная доля рынка |
Рис. 2.6. Матрица БКГ
Согласно рис. 2.6. ООО «Кардинад» можно отнести к «звездам», поскольку эта компания с высокой относительной долей рынка в быстрорастущей отрасли. Организация нуждается в значительных инвестициях для расширения производственных возможностей и увеличения оборотного капитала.
"Звезды" занимают лидирующее положение в быстро развивающейся отрасли. Они приносят значительные прибыли, но одновременно требуют значительных объемов ресурсов для финансирования продолжающегося роста, а также жесткого контроля над этими ресурсами со стороны руководства. Стратегия "звезды" направлена на увеличение или поддержание доли на рынке. Основная задача фирмы заключается в поддержании отличительных особенностей своей продукции при растущей конкуренции.
Таким образом, согласно проведенному анализу, стратегическим направлением деятельности организации является увеличение доли рынка. При этом можно предложить следующие стратегические альтернативы:
- увеличение доли рынка стандартными методами (использование конкурентных преимуществ + эффективная маркетинговая деятельность: усиленная реклама, участие в выставках, гибкая ценовая политика и т.д.);
- увеличение доли рынка за счет концентрической диверсификации (новый продукт будет связан в технологическом и маркетинговом Кардинаде с основной продукцией).
Возможность увеличения доли рынка стандартными методами представлена на рис. 2.7. с использованием дерева решений.
Стратегия увеличения доли рынка стандартными методами |
|||||||||||||||||||||||||||
Эффективная маркетинговая деятельность |
Увеличение производственного потенциала |
Совершенствование основной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||
Гибкая ценовая политика |
Интенсивная рекламная деятельность |
Покупка основных производственных фондов |
Увеличение кадрового потенциала организации (количественно и качественно) |
Улучшение и постоянный контроль качества (усиление контроля, использование новых технологий и т.д.) |
Снижение себестоимости (заключение выгодных контрактов с поставщиками электрокомпонентов, использование новых ресурсосберегающих технологий и т.д.) |
Рис. 2.7. Дерево решений по стратегии увеличения доли рынка стандартными методами.
Рассмотрим возможность увеличение доли рынка за счет концентрической диверсификации. ООО «Кардинад» применяет комплексный подход при создании системы электропитания, т.к. это единое целое.
Нововведением в организации будет новый продукт – программно-аппаратный комплекс, позволяющий контролировать любые объекты системы с единого диспетчерского пункта. Это универсальная телеметрическая система мониторинга, позволяющая установить наблюдение за различными объектами, работающими в системе, независимо от типа, количества и удаленности. Круглосуточный компьютерный контроль за технологическими процессами, достоверность, оперативность и наглядность информации, снижение аварийности и расходов на профилактические работы, "подсказки" оператору в чрезвычайной ситуации, документальное подтверждение причин аварий и их виновников, наконец, дисциплинирующее влияние на персонал – вот лишь некоторые преимущества, которые получает оператор связи, располагающий такой системой мониторинга.
Сравнительный анализ проведем по следующим направлениям оценки предложенных стратегических альтернатив:
- достижение целей организации;
- соответствие внешним условиям организации;
- соответствие внутренним условиям организации;
- создание конкурентных преимуществ;
- финансовые результаты реализации стратегии;
- риски при реализации стратегии.
Шкала оценки представляет собой диапазон от – 0 до 10 баллов. Крайние значения – максимальная угроза или максимальное соответствие выбранным направлениям оценки; ноль – выбранная стратегия не оказывает ни положительного, ни отрицательного влияния. Для проведения оценки были привлечены руководители предприятия и отделов. В таблице 2.11. представлена средняя оценка по проведенному исследованию.
Таблица 2.11
Сравнительный анализ стратегий
Критерии оценки |
Стратегия увеличения доли рынка стандартными методами |
Стратегия увеличения доли рынка за счет концентрической диверсификации |
1. Достижение целей организации |
6 |
9 |
2. Соответствие внешним условиям организации |
7 |
9 |
3. Соответствие внутренним условиям организации |
8 |
7 |
4. Создание конкурентных преимуществ |
6 |
9 |
5. Финансовые результаты реализации стратегии |
7 |
10 |
6. Риски при реализации стратегии |
- 1 |
- 5 |
Итого: |
33 |
39 |
Возможности компании и угрозы внешней среды являются ключевыми факторами, влияющими на стратегию. Вторая стратегия позволяет реализовать больше возможностей организации, особенно тех, которые связаны с конкурентным преимуществом и доходностью компании. Указанная стратегическая альтернатива в большей мере учитывает возможности рынка и угрозы внешней среды, что подразумевает разработку наступательных мероприятий по реализации наиболее привлекательных возможностей, предлагаемых рынком, и создание конкурентных преимуществ для защиты долгосрочных конкурентных позиций фирмы. Реализация стратегии принесет большую прибыль организации, но предлагаемый инвестиционный проект, безусловно, рисковый.
Согласно проведенному анализу более эффективной стратегической альтернативой для ООО «Кардинад» является стратегия увеличения доли рынка за счет продвижения на рынок нового товара.
Конкретизируем объект инновационной работы в соответствии с различными классификационными признаками нововведения (табл. 2.12)
Таблица 2.12
Классификация новшеств и инноваций
Признак классификации |
Виды инноваций |
1 |
2 |
1. Технологические параметры |
продуктовый |
2. Направленность |
разработка нового товара |
3. Масштаб |
локальный уровень |
4. Целевая ориентация разработки |
для сбыта |
5. Целевая ориентация применения |
обеспечивающая подсистема |
6. Сфера применения |
научно-техническая |
7. Форма |
открытия, изобретения, патенты |
Содержание проекта - система мониторинга за объектами энергоснабжения – универсальный программно-аппаратный комплекс, позволяющий контролировать любые объекты системы энергоснабжения с единого диспетчерского пункта.
ООО «Кардинад» имеет все действующие лицензии, требующиеся при разработке и инсталляции системы мониторинга:
- Выполнение функции генерального подрядчика (федеральная лицензия ГС-1-50-02-22-0-7718196539-004013-1);
- Электромонтажные, пусконаладочные, контрольно-измерительные и ремонтные работы (федеральная лицензия «Центргосэнергонадзор» регистрационный №5620-Ц и свидетельство о регистрации электролаборатории в «Мосэнергонадзор» № 1165).
Заключения дополнительных договоров также не требуется, поскольку поставка компонентов будет осуществляться следующими коммерческими партнерами ООО «Кардинад»:
- Voigt & Haeffner – один из мировых лидеров в области производства новейших разработок электропитающего оборудования;
- ABB – лидер в производстве силового оборудования высокого, среднего и низкого напряжения; продуктов и технологий для автоматизации производственных и технологических процессов;
- Invensys Powerware– ведущий мировой поставщик энергетического оборудования. Предлагая широчайший спектр современного оборудования и услуг, Invensys Powerware представляет полную линейку ИБП (UPS) переменного и постоянного тока, программное обеспечение для управления электропитанием, удаленный мониторинг, услуги системной интеграции «под ключ» и техническую поддержку на месте.
Оборудование и сервисное обслуживание Powerware отвечают наивысшим категориям надежности, что является необходимым требованием современной цифровой экономики. Оборудование и услуги Powerware используются в локальных и глобальных сетях, системах передачи данных и голоса через IP, сетях с физическим размещением серверов, в фиксированных и беспроводных сетях связи, а также в промышленном производстве.
Производственный процесс включает разработку, программно-аппаратного комплекса, позволяющего контролировать любые объекты системы энергоснабжения с единого диспетчерского пункта.
Это универсальная система мониторинга, позволяющая установить наблюдение за различными объектами, работающими в системе, независимо от типа, количества и удаленности. Круглосуточный компьютерный контроль за технологическими процессами, достоверность, оперативность и наглядность информации, снижение аварийности и расходов на профилактические работы, «подсказки» оператору в чрезвычайной ситуации, документальное подтверждение причин аварий и их виновников.
Итак, система мониторинга предназначена для: организации удаленного сбора данных состояния объекта, отображения контролируемых параметров на рабочем месте диспетчера в режиме реального времени, управления удаленными объектами в режиме реального времени.
Объектами мониторинга могут быть любые электрические устройства, контроль за которыми является необходимым в силу их ответственности или удаленности, для предупреждения и оперативного устранения аварийных ситуаций.
Система обеспечивает:
- достоверность, оперативность и наглядность представления текущей информации о состоянии всех объектов наблюдения;
- возможность гибкой перенастройки системы контроля (например, изменения тарифа за электроэнергию, топливо);
- возможность оперативного технического, статистического и экономического анализа собственных потерь за любой период времени;
- документальное определение причины аварий и потерь;
- возможность построения систем охраны объектов;
- круглосуточный компьютерный контроль за технологическими процессами;
- контекстные подсказки оператору в аварийных ситуациях;
- ведение журнала событий и автоматическую фиксацию всех принятых решений с привязкой к конкретному персоналу и времени события или принятия решения;
- передачу всего объема информации и команд управления лишь по одной паре проводов, в отдельных случаях возможно использование второго провода в качестве шины заземления, что фактически означает прокладку всего лишь одного провода для передачи информации;
- возможность быстрой переустановки на другие объекты, создания мобильных комплектов контроля параметров при запуске систем;
- возможность расширения уже существующих систем контроля.