Файл: Кризис инновационной деятельности в СССР и России в 80-90-е годы и способы его преодоления. Инновационная стратегия фирмы. Задача управления риском с учетом характера среды осуществления инновационного проекта. Государственная поддержка малого инно.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ
1.1. Понятие и сущность инновационной стратегии
1.2. Взаимосвязь стратегического и инновационного менеджмента
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ООО «КАРДИНАД»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ рынка и конкурентоспособности фирмы
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ООО «КАРДИНАД»
3.1. Определение этапа проведения работ по разработке инновации
3.3. Выявление и оценка рисков, связанных с реализацией проекта
a: Финансирование нововведения будет осуществляться за счет собственных денежных средств организации. Рыночная капитализация фирмы складывается из уставного капитала, амортизационного фонда и нераспределенной прибыли прошлых лет (100000+596602+71349= 767951).
Цена собственного капитала определяется по формуле:
Сs= p* U/(U+A+M), (7)
где
р - отношение суммы выплаченных доходов учредителям к рыночной капитализации компании; U – учредительный капитал; A – амортизационный фонд; M – прибыль.
Рыночная капитализация фирмы: 11 + 242 + 3439 = 3692.
Отношение суммы выплаченных доходов учредителям к рыночной капитализации компании: 95/3692 * 100 = 2,57%; цена собственного капитала :2,6*11/ 3692=0,01 %
b: Премия за риск рассчитывается исходя из характеристики проекта (), определяемого на основе таблицы 3.8.
ki |
– |
класс сложности инновации по i‑му классификационному признаку (i‑й строке табл. 3.9); |
n |
– |
количество классификационных признаков. |
Таблица 3.8
Классификация процессов
по группам риска (в скобках указан класс по признаку)
Признаки разделения на группы |
Значения признаков, позволяющие определить группу риска процесса |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Тип новатора (сфера создания новшества) |
(4) Научно-технические организации и отделения |
(7) Торговое предприятие |
(6) Производственные фирмы и отделения |
(3) Потребители и их организации |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Тип новатора (область знаний и функций) |
(8) Производство |
(4) Организация и управление |
(7) Посредничество |
(3) Юриспруденция |
(6) Техника и технология |
(1) Консультанты |
(8) Сбыт |
(2) Know-how |
(5) Социальные и общественные звенья |
||||||||||||||||||||||||||||
3. Тип инноватора (сфера нововведения: фирмы, службы) |
(5) Научно-технические звенья |
(6) Розничная торговля |
(7) Промышленные звенья |
(4) Эксплуатационные и обслуживающие звенья |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Уровень инноватора |
(7) Подразделение фирмы |
(8) Фирма |
(6) Концерн, корпорация |
(5) Отрасль, группа отраслей |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Территориальный масштаб |
(4) Область, край |
(5) район, город |
(6) Российская Федерация, ближнее зарубежье |
(5) Интернационализация |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Масштаб распространения нововведения |
(6) Единичная |
(5) Ограниченная реализация (диффузия) |
(7) Широкая |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. По глубине преобразований инноватора |
(5) Системные |
(1) Комплексные |
(1) Элементные, |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Этап ЖЦ спроса на новый продукт |
(8) Зарождение Е |
(3) Ускорение роста G1 |
(4) Замедление роста G2 |
(5) Зрелость М |
(7) Затухание (спад) D |
||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Этапы ЖЦ товара (по типовой кривой) |
(7) Выведение на рынок |
(4) Рост |
(8) Зрелость |
(8) Упадок (спад) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Этапы ЖЦ организации |
(8) |
(3) Становление |
(1) |
(3) Перстройка |
(7) |
||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Длительность процесса |
(2) Оперативные (до 0.5 года) |
(4) Краткосрочные (до 1 года) |
(6) Среднесрочные (2– 3года) |
(7) Долгосрочные (более 3 лет) |
Премия за риск устанавливается, исходя из соотношения среднего класса проекта и средней премии за риск (табл. 3.9).
Таблица 3.9
Соотношение среднего класса инновации и средней премии за риск,
устанавливаемой для инновации данного класса
Средний класс проекта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Премия за риск, % |
0.0 |
0.5 |
1.0 |
2.0 |
5.0 |
10.0 |
20.0 |
30.0 |
Таким образом, средний класс инноваций составил 60/11 = 5,4 премия за риск равна 5.
с: Уровень инфляции в периоде реализации проекта составляет 14%.
Коэффициент дисконтирования d = a + b + c = 0,01 % + 5% + 14% = 19,01 ≈ 19%
Горизонт планирования проекта составляет 8 кварталов. Соответственно, коэффициент дисконтирования квартальный будет равен:
dмес =[4√(1+19/100) -1]*100%= 4,4%
Определив денежные оттоки и притоки, связанные с реализацией проекта, и ставку дисконта (приведения) оценим разработанный проект по продвижению на рынок нового товара ООО «Кардинад», определим его окупаемость, рентабельность, чистую приведенную стоимость и пр.
Анализ проекта осуществлен на основе данных, представленных в таблице 3.10.
Таблица 3.10
Расчет поступлений от реализации проекта
Показатель |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
I кв. |
II кв. |
III кв. |
IV кв. |
Выручка от реализации, руб. |
0 |
517500 |
776250 |
776250 |
1035000 |
1035000 |
1035000 |
1035000 |
1035000 |
Текущие переменные затраты, руб. |
0 |
352314 |
528471 |
528471 |
704628 |
704628 |
704628 |
704628 |
704628 |
Текущие постоянные затраты, руб., в том числе |
0 |
151681 |
151681 |
151681 |
151681 |
151681 |
151681 |
151681 |
151681 |
Амортизация, руб. |
0 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
Расходы на продвижение новой продукции, руб. |
0 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
25000 |
Прибыль от реализации, руб. |
0 |
13505 |
96098 |
96098 |
178691 |
178691 |
178691 |
178691 |
178691 |
Налог на прибыль |
0 |
3241 |
23064 |
23064 |
42886 |
42886 |
42886 |
42886 |
42886 |
Амортизация, руб. |
0 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
8194 |
Cach-flow от операционной деятельности, руб. |
0 |
18458 |
81228 |
81228 |
143999 |
143999 |
143999 |
143999 |
143999 |
Инвестиции, руб. |
241500 |
||||||||
Ликвидационная стоимость имущества, руб. |
87975 |
||||||||
Чистый денежный поток, руб. |
-241500 |
18458 |
81228 |
81228 |
143999 |
143999 |
143999 |
143999 |
143999 |
Накопленный денежный поток, руб. |
-241500 |
-223042 |
-141814 |
-60585 |
83414 |
227413 |
371412 |
515411 |
747386 |
Коэффициент дисконта |
1 |
0,9579 |
0,9175 |
0,8788 |
0,8418 |
0,8063 |
0,7723 |
0,7398 |
0,7086 |
Дисконтированный поток, руб. |
-241500 |
17681 |
74527 |
71384 |
121218 |
116107 |
111211 |
106531 |
102038 |
NPV, руб. |
-241500 |
-223819 |
-149292 |
-77909 |
43310 |
159416 |
270627 |
377158 |
479195 |
Простой срок окупаемости проекта. Согласно приведенным расчетам инвестиции составили 241500 руб., среднегодовая стоимость денежных поступлений (cash-flow от операционной деятельности) – 900911/2 = 450455,5 руб.
Срок окупаемости = 241500/450455,5 = 0,53 года или 6,36 месяцев.
Показатели простой рентабельности инвестиций. Показатель расчетной нормы прибыли (Accounting Rate of Return) является обратным по содержанию сроку окупаемости капитальных вложений.
Расчетная |
= |
Среднегодовые денежные Первоначальные инвестиции - ликвидационная стоимость |
= |
450455,5 241500 – 87975 |
∙100%=293,4% |
Этот показатель говорит о том, что для получения ежегодных денежных поступлений норма доходности на инвестиции в сумме 241500 руб. должна составлять 293,4 %, с учетом того, что сумма ликвидационной стоимости имущества составит 87975 руб.
При расчете ликвидационной стоимости, мы исходили из того, что данная сумма будет составлять 50% от остаточной стоимости (241500-65550)*0,5. Переоценка основных средств проектом не предусмотрена.
Определение чистой приведенной стоимости проекта. NPV (другие названия NPV (Net Present Value) – интегральный экономический эффект, чистая текущая приведенная стоимость, чистый приведенный доход) является важнейшим критерием, по которому судят о целесообразности инвестирования в данный проект.
Чистая приведенная стоимость показывает, достигнут ли инвестиции за экономический срок их жизни желаемого уровня отдачи:
- положительное значение NPV показывает, что за расчетный период дисконтированные денежные поступления превысят дисконтированную сумму капитальных вложений и тем самым обеспечат увеличение ценности фирмы;
- наоборот, отрицательное значение NPV показывает, что проект не обеспечит получения нормативной (стандартной) нормы прибыли и, следовательно, приведет к потенциальным убыткам.
Расчет чистой приведенной стоимости проекта приведен в таблице 3.10 Согласно отраженным в таблице расчетам NPV = 479192 руб. Данный показатель значительно выше нуля, а это значит, что имеется возможность получения дохода сверх нормативной прибыли.
Внутренняя норма доходности. Внутренняя ставка доходности (другие названия - ВНД, внутренняя норма дисконта, внутренняя норма прибыли, внутренний коэффициент эффективности, Internal Rate of Return, IRR).
Принцип сравнения IRR и NPV показателей такой:
- если IRR > E – проект приемлем (т.к. NPV в этом случае имеет положительное значение);
- если IRR < E – проект не приемлем (т.к. NPV отрицательна);
- если IRR = E – можно принимать любое решение.
Таким образом, IRR становится как бы ситом, отсеивающим невыгодные проекты.
В настоящей работе определение внутренней нормы доходности осуществлено с использованием программы Exсel. Для расчета мы выделили необходимый диапазон данных (чистый денежный поток) и вставили функцию ВСД. Внутренняя норма прибыли составила 32%, что в несколько раз превышает использованный в расчетах коэффициент приведения. Таким образом, проект считается приемлемым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие основные выводы.
Управление инновационной деятельностью приобретает особое значение в современной жизни, оказывая значительное влияние на стратегию, цели и методы управления компаниями. Инновационная деятельность создает не только будущий облик компании, определяя ее технологии, выпускаемые продукты, потенциальных потребителей, окружение, но и основу ее конкурентной позиции, а значит и стратегической позиции на рынке.
В глобальной конкуренции решающую роль играют именно инновации. Текущее конкурентное положение занимающих лидирующее положение в мире по объемам валовой выручки фирм достигнуто за счет применения эффективных стратегий и технологического доминирования, при этом компании, желающие занять более сильную конкурентную позицию, расходуют в относительном выражении на исследования и разработки гораздо больше. Резкое увеличение патентной активности после 1997 года свидетельствует о переоценке роли знаний как основы получения стратегического конкурентного преимущества на рынке.
Эффективное управление инновационной деятельностью требует учета неотъемлемого свойства инновационного процесса - большого количества неопределенностей, обусловленных осуществлением поиска, проведением исследований, экспериментов, разработок, испытаний и т.д., необходимостью неоднократных возвратов к предыдущим этапам и стадиям. Кроме того, инновационная деятельность характеризуется маркетинговыми неопределенностями: неясность относительно будущего состояния потребностей и параметров рынка и неясность перспектив будущих результатов НИОКР и возможностей их применения.
Анализ проблемного поля инновационного менеджмента и исследование опыта управления действующих на глобальном рынке компаний позволил выявить комплекс взаимосвязанных задач и проблем. В своей деятельности эти компании применяют современные высокоэффективные эвристические и итерационно-адаптивные подходы, методы и алгоритмы, которые целесообразно изучать и трансформировать для экономических условий России с нескольких точек зрения. Во-первых, это позволит отслеживать развитие современных методов и алгоритмов управления компаниями; во-вторых, идентифицировать своих главных конкурентов; в-третьих, определить пути дальнейшего развития инструментария современного менеджмента, будущие проблемы и способы их разрешения.
Концепция стратегического инновационного менеджмента для России состоит в формировании государственной инновационной политики и всесторонней поддержке инновационной деятельности российских компаний. Современную национальную инновационную систему можно охарактеризовать как совокупность взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию.
Результатом проведенного исследования является разработка и оценка проекта по продвижению на рынок нового товара ООО «Кардинад».
Выбранная стратегия развития организации за счет концентрической диверсификации реализуется через разработку и внедрение инвестиционного проекта.
Нововведением в организации будет новый продукт – система мониторинга за объектами энергоснабжения – универсальный программно-аппаратный комплекс, позволяющий контролировать любые объекты системы энергоснабжения с единого диспетчерского пункта. Разработанная система мониторинга имеет ряд технологических и стоимостных преимуществ перед аналогами.
Стратегия фирмы – создание нового модифицированного товара, позиционирование го на рынке: выделение улучшенных свойств.
Комплексная система мониторинга - наиболее перспективный вид деятельности, занимающие лидирующее положение в быстроразвивающейся отрасли.
ООО «Кардинад» осуществляет наращивание ассортимента вверх. Освоив рынки дешевых товаров, и накопив определенный капитал, предприятие включает в свой ассортимент производство продукции более высокого класса.
Эффективность внедрения инноваций заключается в следующем: