Файл: Социально-экономический эффект от проведения спортивных соревнований международного уровня (Структура организационных элементов с учетом выгод и издержек современных международных спортивных событий).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
Теперь разделим все виды инвестиций по целевым направлениям использования для бюджетных и частных инвестиций в отдельности. Для оценки бюджетных инвестиций выделим 4 основных направления расходования средств:
- Закупка машин, оборудования, специализированной техники;
- Строительство и реконструкция зданий и сооружений;
- Операционные расходы.
Исходя из особенностей социально-экономического развития города, оценки государственных закупок, определим долю участия резидентов и нерезидентов города Красноярске в предоставлении 4 видов услуг в таблице 15.
Таблица 15
Доля участия резидентов/нерезидентов в предоставлении услуг
Закупка машин, оборудования, специализированной техники |
Строительство и реконструкция зданий и сооружений |
Операционные расходы |
|
Нерезиденты города |
95% |
10% |
20% |
Резиденты города |
5% |
90% |
80% |
Таким образом, исходя из данных таблицы 15 можно определить какая доля затрат от общего объема инвестиций придется на резидентов города, учитывая следующий объем расходования средств:
- на закупку машин, оборудования, специализированной техники ориентировочно будет потрачено около 35% от общих затрат – 35 млрд. руб.;
- общий объём расходов на проектирование, строительство и реконструкцию объектов, зданий и сооружений составит 57% – 57 млрд рублей (24,3 млрд рублей – федеральный бюджет, 12,1 млрд рублей – краевой бюджет, 20,6 млрд руб. – частные инвестиции);
- затраты на операционные расходы составят 8% - 8 млрд. руб.
Исходя из заданных условий рассчитаем сколько получат резиденты города за проделанную ими работу. Результат расчетов представлен в таблице 16.
Таблица 16
Доходы резидентов/нерезидентов от реализованных товаров и услуг
Закупка машин, оборудования, специализированной техники (млрд руб.) |
Строительство и реконструкция зданий и сооружений (млрд руб.) |
Операционные расходы (млрд руб.) |
|
Нерезиденты города |
33,25 |
5,7 |
1,6 |
Резиденты города |
1,75 |
51,3 |
6,4 |
Таким образом, можно сделать вывод, что от реализации основных видов услуг и товаров резиденты нашего города получат 59,45 млрд руб. Далее рассчитаем косвенный эффект по формуле (1.2), используя мультипликатор = 2,5. В результате общий объем прибыли составит 148,625 млрд руб., но необходимо помнить, что все предоставляемые услуги осуществляются на протяжении долгого периода реализации Игр. Основные расходы начали осуществляться с 2013 года, и продлятся до 2018 г., следовательно, общий объем инвестиций необходимо разделить на 5 лет. В таком случае инвестиционный доход составит 29,7 млрд руб. в год. Для сравнения объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в городе Красноярске за 2015 г. составил 87,40 млрд. руб., из которых около 53 млрд. идет на возмещение износа, а 34,4 млрд. руб. – прирост в основной капитал. Получается, что совокупный объем инвестиций от Универсиады составляет почти 34 % в год от общего объема и 86% от общего объема прироста в основной капитал за год. В результате, инвестиции, вложенные в развитие города окажут положительное воздействие на экономику города, так как часть из средств будет потрачена на локальных поставщиков, которые будут производить строительство и реконструкцию спортивных объектов, смену дорожного полотна, реставрацию исторических зданий и т.д.
Еще очень важный эффект, который необходимо оценить – «эффект наследия» Универсиады. По результату проведения Универсиады-2019 формируется наследие, которое имеет следующую структуру (рисунок3).
Рисунок 3 – Структурные направления программы создания наследия Универсиады
- Экономическое наследие включает в себя создание дополнительных рабочих мест, инвестиции, вложенные в развитие инфраструктуры, рост экономической активности, повышение качества оказанных услуг и произведенных товаров, новые организационные технологии, увеличение туристического потока и т.д.
- Образовательное наследие – накопленные знания, опыт, новые специалисты, конференции, семинары, новые образовательные программы и т.д.
- Спортивное наследие – развитая спортивная инфраструктура, новые спортивные школы, технологии, методики.
- Социально-культурное наследие – развитая инфраструктура здравоохранения, продвижение здорового образа жизни, новый имидж города, вовлеченность местного сообщества в общенациональные проекты, благоустройство городского пространства, реставрация исторического центра, улучшение отношения к людям с ограниченными возможностями, реализация концепции безбарьерной среды и т.д.
- Экологическое наследие - энергосберегающие технологии, повышение экологической культуры населения, новое оборудование для сбора ТБО, повышение экологичности и комфортабельности общественного транспорта, модернизация наружных контейнерных площадок и размещаемого на них контейнерного оборудования, а также инфраструктуры для накопления крупногабаритных бытовых отходов.
Все основные виды наследия можно поделить еще на два направления:
- материальное наследие, которое включает в себя спортивные объекты, объекты здравоохранения, объекты инженерной инфраструктуры, гостиницы, рестораны и т.д.;
- нематериальное наследие, которое представляет накопленный опыт, знания, культуру, волонтерское движение и т.д.
Особо отличительная черта между этими направлениями заключается в том, что оценить нематериальное наследие или выявить его объем почти невозможно, поэтому наше внимание будет сосредоточено на материальном наследие Универсиады-2019.
После проведения Универсиады все созданные объекты будут функционировать в стандартном режиме, предоставляя профессиональные услуги жителям и гостям Красноярска. В результате, я по преобладающей составляющей распределила объекты наследия по видам экономической деятельности, используя главный классификатор видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД).
Выделим 3 вида экономической деятельности по ОКВЭД, в которые будут входить наши объекты:
- «Гостиницы и рестораны»;
- «Здравоохранение и предоставление социальных услуг»;
- «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».
Из общего объема вложений выделим доли затрат на возведение необходимой инфраструктуры. Таким образом, по предварительным оценкам в объекты ресторанного и гостиничного бизнеса будет вложено 10 млрд. руб. В объекты здравоохранения 2 млрд. руб. В спортивные объекты, объекты инфраструктуры 25 млрд. руб. Все эти объекты после Универсиады будут приносить доход от своей деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение спроса на продукты и услуги этих секторов экономики, в свою очередь, повышает выход продукции этих отраслей и способствует увеличению ВРП и повышению занятости населения. За счет строительства новых спортивных объектов на рынке будет создана 1000 дополнительных рабочих мест.
В результате, оценив эффекты, напрашивается следующий вывод, после окончания Универсиады очень важно продлить положительные эффекты от проведения столь крупного мероприятия и не допустить резкого спада в экономике. В таком случае необходимо иметь стратегический план наследия Универсиады, который будет с учетом экономических и социально-культурных особенностей региона и основных векторов его развития содержать основные механизмы эффективного использования сформировавшегося наследия.
Стратегический план наследия Универсиады предполагает устойчивое развитие Красноярска и Красноярского края после проведения игр. Под устойчивым развитием понимается процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал региона для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была проведена оценка социально-экономического и культурного влияния Универсиады на развитие города Красноярска. В процессе решения поставленных задач путем применения общенаучных методов познания, методов системно-структурного и сравнительного анализа получены следующие основные результаты.
Ключевым обобщающим результатом работы является формирование 3 основных экономических эффектов от реализации Универсиады-2019, из которых «залповый эффект» оценивается в 1 043,9 млн. руб. Этот эффект является краткосрочным и образуется от осуществления разного рода затрат нерезидентов на территории города во время Игр. Вторым по значимости является инвестиционный экономический эффект, который приходится на пред-универсиадный период и является среднесрочным. Объем инвестиционного эффекта по предварительным данным должен составить 29,7 млрд руб. Третий самый долгосрочный и значимый – «экономический эффект наследия» Универсиады. Наследие Универсиады в принципе можно поделить на два вида: материальное и нематериальное. В свою очередь нематериальное наследие включает в себя накопленный опыт, знания, формирование положительного спортивного имиджа, возросшие деловые возможности, культурный обмен и т.д. К сожалению нематериальное наследие почти нереально оценить, поэтому «эффект наследия» будет напрямую зависеть от реализации материального наследия. По предварительной оценке, объекты нового строительства будут в год приносить около 20 млрд. руб. – 7 % от совокупного объема производства за год.
Исходя из ключевых результатов оценки было выдвинуто предложение о формировании на базе созданной инфраструктуры Универсиады спортивно-туристического кластера зимних видов спорта, который в дальнейшем позволить увеличить эффективность реализации наследия и будет способствовать переключению интереса туристов с заграничных поездок на внутренний туризм, повышению качества выступлений сборных команд региона и России в целом, увеличению количества системно занимающихся спортом, развитию массового спорта, спортивного туризма, развитие спортивной медицины и т.д. Все это приведет к росту экономической активности и инвестиционной привлекательности региона. Тем не менее, особое внимание в формировании кластера хотелось бы уделить созданию и корректировки существующих программ развития спорта. Необходима создать единую концепцию, которая бы учитывала увеличившийся объем финансирования на эксплуатацию в частности новых спортивных объектов. Помимо этого, данная концепция должна в долгосрочной перспективе содержать план мероприятий и спортивных событий, которые могут быть проведены на базе созданного кластера. При эффективной загрузки мощностей спортивных объектов объем оказанных платных услуг физической культуры и спорта увеличится на 60%, а это дополнительный доход от коммерческой деятельности в прогнозе составит 756 млн. руб. в год.
Таким образом, можно сделать вывод, что будущее города Красноярска после проведения Универсиады напрямую зависит от того, насколько грамотно будут использованы ресурсы, обретенные за время подготовки к ее проведению.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Пасынкова В.В. Олимпийские игры в процессе глобальной спортизации: сравнительный анализ мега-событий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5. Тематический номер «Спортивные мега-события в политике, обществе и культуре». – С. 55 – 69.
- Мега-спортивные мероприятия и развитие территорий (работы зарубежных авторов) [Текст]: [науч. изд.]/ сост. и пер. с англ. д-р экон. наук, проф. М. А. Котляров; [предисл. Л. А. Рапопорта]. – Екатеринбург: АМБ, 2015. – 54 c.
- Корчагина Е., Варнаев А. Олимпийские игры как инструмент формирования имиджа страны // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – Т. XVI. – № 5 (70). – С. 189 – 202.
- Горохов В. Национальные идентичности в глобальной спортивной культуре: вызовы Сочи-2014 для олимпийской команды России // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2013. – Т. XVI. – № 5 (70). – С. 71 – 86.
- Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Издержки и выгоды Олимпийских игр // Общественные науки и современность - 2015, №1. – С. 88 – 104.
- Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Олимпийский деловой цикл // Вестник РМОУ – 2014, №3. – С. 50-64.
- Нуреев Р. М., Маркин Е. В. (2016). Эти разные Олимпийские игры // TERRA ECONIMICUS (Пространство экономики), Ростов-на-Дону, Т. 7, № 3.
- Выделяя Казань на карте мира [Электронный ресурс]: Экономический эффект от проведения Универсиады-2013 в Казани// PwC – 2014. – Режим доступа: http://www.pwc.ru/ru/sports/publications/4.pdf (дата обращения: 16.02.2018).
- Прогноз социально-экономического развития города Красноярска на 2016-2022 г. [Электронный ресурс] Красноярск 2015. – Режим доступа: http://www.admkrsk.ru (дата обращения: 16.02.2018).
- Научно-исследовательская работа по разработке проекта Генерального плана города Красноярска, Том 2 Книга 2.2 Планируемое социально-экономическое развитие города. Архитектурно-планировочная организация территории (5-й этап) / Управление архитектуры администрации города Красноярска – Москва – 2015. – 342 с.
- Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 N 1120-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения: 16.02.2018).
- Рейтинг лучших вузов России агентства «Эксперт РА» по итогам 2014/2015 учебного года. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://raexpert.ru/ (дата обращения: 16.02.2018).
- Рейтинг лучших банков России «Аналитик Ресеч Груп» (AnalyticResearchGroup). [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.analyticgroup.ru/ (дата обращения: 16.02.2018).
- Россия/ Торговая недвижимость – Итоги 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.colliers.com (дата обращения: 16.02.2018).
- Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам деятельности городов за 2016 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.российский-союз-инженеров.рф/generalnyy-reyting-privlekatelnosti-gorodskoy-sredy-prozhivaniya-obitaniya-po-itogam-deyatelnosti-go.php (дата обращения: 16.02.2018).
- Рейтинг городов России 2016 по присутствию международных брэндов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.magazinmagazinov.ru (дата обращения: 16.02.2018).
- The Innovation Cities™ Index 2016 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.innovation-cities.com/innovation (дата обращения: 16.02.2018).
- McKinsey and Company [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mckinsey.com/industries/public-sector/our-insights/building-better-cities (дата обращения: 16.02.2018).
- Об Универсиаде [Электронный вариант] Режим доступа: http://www.krsk2019.com/ru/ (дата обращения: 16.02.2018).
- International University Sports Federation [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fisu.net/en/International-university-sports-federation-3137.html (дата обращения: 16.02.2018).
- Минимальные требования FISU к проведению Зимней универсиады ред. Окт. 2014 г. [Электронный вариант] Режим доступа: http://krsk2019.com/UserFiles/vacancy/wu_minimum_requirements_edition_october _2014_rus.pdf (дата обращения: 16.02.2018).
- Мастер-план подготовки к проведению 29-й Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске. Версия 2.0 – 37 с.
- Заявочное досье на проведение Универсиады-2019 в городе Красноярске [Электронныйвариант] Режим доступа: http://www.krsk2019.ru/UserFiles/Universiada/Zayavoch_dosie.pdf (дата обращения: 16.02.2018).
- Комплексная региональная программа «Благоустройство и инфраструктурное развитие города Красноярска в период подготовки к проведению XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года». [Электронный вариант] Режим доступа: http://www.krsk2019.com/UserFiles/documents_for_downloads/2015/01/Progr amma_blagoustr_ozelen.doc (дата обращения: 16.02.2018).
- Стоимость проживания в отелях города Красноярска. [Электронный вариант] Режим доступа: https://ostrovok.ru/hotel/russia/krasnoyarsk/ (дата обращения: 16.02.2018).
- Стоимость проезда на такси. [Электронный вариант] Режим доступа: http://krasnoyarsk.rutaxi.ru/ (дата обращения: 16.02.2018).
- Малыгин А. А. СБК. Спорт Бизнес Консалтинг / А. А. Малыгин // Спортивные сооружения: в поисках финансовой гармонии. – 2014. – №3. – С. 15– 20.