Файл: Социально-экономический эффект от проведения спортивных соревнований международного уровня (Структура организационных элементов с учетом выгод и издержек современных международных спортивных событий).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В период глобализации социально-экономических процессов международная конкуренция за инвестиционные ресурсы возрастает. Благоприятные условия для инвесторов становятся мощным конкурентным преимуществом стран, отдельных регионов и даже городов. На сегодняшний день большой потенциал повышения инвестиционной привлекательности и развития экономики региона имеют крупные международные, в том числе спортивные, мероприятия. Такие проекты затрагивают все аспекты жизни общества: экономическую, политическую, социальную и культурную, а их масштаб: объемы подготовки к ним, количество задействованных людей, все это создает впечатление особенного, уникального и крайне важного мероприятия.
В 2019 году в России, в городе Красноярске, состоится такое событие, которое по значимости стоит сразу же после Олимпийских Игр. Город примет 29-ую Всемирную зимнюю универсиаду. Для проведения такого масштаба спортивного события будут построены и реконструированы 28 спортивных объектов, будет модернизована инженерная, транспортная инфраструктуры, будут произведены работы по благоустройству городского пространства, участниками Универсиады станут свыше 1700 спортсменов, из более чем, 50 стран мира. В результате, реализация масштабного мероприятия окажет колоссальное влияние на социально-экономическое развитие региона.
Однако, такого рода проекты, к которым относятся Всемирные студенчески игры, всегда связаны с глобальными затратами. При подготовке и проведении Универсиады аккумулируются крупные финансовые средства, а сам процесс связан с экономическими и социальными эффектами, которые необходимо оценивать уже на этапе подготовки. Ведь будущее города Красноярска после проведения Универсиады напрямую зависит от того, насколько грамотно будут использованы ресурсы, обретенные за время подготовки к ее проведению.
Данная работа отражает основные эффекты от подготовки и проведения Универсиады с учетом международных стандартов и современных тенденций развития города Красноярска.
Цель курсовой работы: оценить влияние масштабного международного спортивного события – Универсиады-2019 на социально-культурное и экономическое развитие города Красноярска в современных условиях.
Достижение поставленной цели вызывает необходимость решения следующих задач:
- Провести анализ и оценку механизмов подготовки и проведения международных спортивных событий и их долговременных социально-экономических последствий;
- Оценить соответствие г. Красноярска критериальным требованиям проведения Всемирной зимней универсиады;
- Представить программу формирования объектов инфраструктуры Всемирных студенческих игр -2019;
- Оценить экономические эффекты Универсиады-2019;
- Оценить инвестиционный эффект и эффект «наследия» Универсиады-2019.
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Анализ и оценка механизмов подготовки и проведения международных спортивных событий и их долговременных социально-экономических последствий
1.1 Структура организационных элементов с учетом выгод и издержек современных международных спортивных событий
Крупнейшие спортивные мега-события дают мощный импульс развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни граждан в стране проведения, способствуют развитию международного сотрудничества, укреплению мира и взаимопонимания между народами и странами.
Исследование опыта проведения Олимпийских игр, Чемпионатов мира, Студенческих игр позволяет выявить способы получения максимального положительного социально-экономического эффекта от каждого этапа делового цикла и организации спортивных игр в целом для экономики страны проведения и конечно же региона [5].
Организация спортивных игр в настоящее время не сводится только к этапу их проведения. Работа по их подготовке и организации начинается более чем за 9 лет до их официальной даты. Таким образом, в результате оценки деловых циклов Олимпийских и Студенческих игр можно выделить 3 основных этапа их реализации.
1. Подготовительный этап (начало – дата подачи официальной заявки от города и страны на право проведения спортивных игр, завершение – 30 дней до даты старта Игр).
2. Основной этап (начало – 30 дней до даты начала спортивных игр, завершение – 30 дней после даты закрытия Игр на официальной церемонии).
3. Заключительный этап (начало – 30 дней после даты закрытия спортивных игр на официальной церемонии закрытия, завершение – окончание следующего туристического сезона (летнего – для Игр зимнего и наоборот) после завершения Игр [5].
Для того чтобы выявить особенности влияния каждого из указанных этапов на развитие экономики страны и региона, рассмотрим их подробнее. Для их оценки была использована методика анализа «издержки-выгоды», которая, кроме всего прочего, позволяет учесть не только прямые, но и косвенные внешние эффекты или, другими словами, социальные эффекты, возникающие в результате реализации крупных спортивных событий, таких как Олимпиада и Универсиада.
Возникновение внешних эффектов наиболее актуально для общественного сектора и национальной экономики. Проведение анализа позволяет выявить не только положительное (выгоды), но и отрицательное (издержки) воздействие на экономику страны и региона. Так же она позволяет оценить успешность и выгодность проекта как с материальной точки зрения – получение прибыли или наличие убытков, так и с точки зрения общественной значимости, что является крайне важным для государства, в цели которого кроме получения непосредственной выгоды, так же входит повышение уровня и качества жизни всего населения. Проведение крупномасштабных спортивных игр – это проект, который способствует достижению обеих выше обозначенных целей.
При принятии решения перед индивидом или организацией в соответствии с анализом «издержки-выгоды» возникает необходимость выбора между альтернативами. В нашем случает в качестве альтернатив выступает решение государства, бороться ли за право проведения спортивных игр или нет. Для того чтобы принять данное решение, необходимо определить критерии. Основным же критерием является рост экономики страны проведения и, как следствие, рост общественного благосостояния.
В отличие от коммерческих компаний организации общественного сектора ставят своей задачей максимизацию благосостояния всего общества, а не отдельной фирмы. Ясно, что любое решение будет сопровождаться улучшением положения одних и ухудшением положения других членов общества. Если в результате выбора одной из альтернатив благосостояние тех, кому выгоден этот проект, увеличится на большую величину, чем оно ухудшится у пострадавших от принятия данного решения, то выигравшие от решения теоретически могут компенсировать пострадавшим их ущерб и еще остаться в выигрыше.
Построенный таким образом критерий повышения благосостояния общества называется критерием Калдора-Хикса и составляет основу применения анализа «издержки-выгоды» в общественном секторе [5]. При проведении Олимпиады или Универсиады, перед государством стоит две задачи оценить с помощью соответствующего анализа:
- выгодность Игр для бизнеса, вовлечённого в организацию мероприятия;
- выгодность Игр для общества в целом с точки зрения возможных положительных внешних эффектов.
Достижение и первого, и второго из описанных условий по-разному влияет на рост экономики региона организатора и способствует повышению уровня жизни населения. Поскольку и государство, и бизнес на каждом этапе делового цикла несут различные затраты и получают различные выгоды.
Подготовительный этап делового цикла можно разделить на две части: отбор кандидатов на проведение спортивных игр и подготовка к их проведению после выбора столицы Игр.
Процедура выбора Международными Комитетами страны проведения очередных Всемирных спортивных игр и, соответственно, города-столицы в последнее время значительно усложнилась и включает три под-этапа, каждый из которых несёт для участника свои издержки и выгоды.
1.1 Под-этап определения городов и стран претендентов на проведение Игр.
1.2 Под-этап выбора страны и городов кандидатов.
1.3 Под-этап определения страны и города проведения Игр.
Первый под-этап включает следующие виды издержек: затраты на подготовку документов для подачи заявки, членский взнос за рассмотрение заявки, подготовка и организация мероприятий по популяризации идеи проведения Игр и т.д. Данные затраты несёт государство как инициатор идеи проведения Игр.
Второй под-этап – города получают статус претендентов – включает расходы Заявочного комитета на подготовку Заявочной книги, на основе которой Международные комитеты строят Матрицу оценки стран и городов претендентов и выбирают несколько стран и городов, которым присваивается статус кандидатов. Матрица заполняется на основе различных критериев (опыт проведения крупных спортивных мероприятий, наличие развитой транспортной сети, гостиничный фонд, безопасность, финансовая поддержка государства и т.д.), характеризующих страны и города-претенденты.
Третий под-этап – города получают статус кандидатов – включает в себя расходы на рекламу страны и города-кандидата, популяризацию идеи проведения Игр среди населения и за границей, развитие инфраструктуры и подготовку к визиту Оценочной комиссии. Размер затрат на последнее сильно зависит от готовности страны и города к приёму Игр уже в текущий момент. Если говорить о доходах и выгодах (в том числе нематериальных), то рекламная кампания и участие в борьбе на этом под-этапе повышает статус страны и города в глазах мирового бизнеса, их статус и имидж на мировой арене. Страны и города, по сути, доказывают, что именно они достойны и способны провести крупномасштабное спортивное событие на должном уровне, в том числе в финансовом плане [6].
Таким образом, уже на этапе выбора страны и столицы очередных международных спортивных игр организаторы сталкиваются с определёнными издержками и выгодами, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Структура издержек и выгод государства и бизнеса на под-этапе выбора страны и столицы Международных спортивных игр [5]
Издержки |
Выгоды |
|
Государство |
- подготовка документов для подачи заявки; - оплата членского взноса за рассмотрение заявки; - подготовка и организация мероприятий по популяризации идеи проведения Универсиады; - расходы Заявочного комитета на подготовку Заявочного досье; - развитие инфраструктуры и подготовка к визиту Оценочной комиссии |
- повышение престижа страны и региона на мировой арене; - повышение узнаваемости страны и города-претендента среди населения других стран |
Бизнес |
- долевое участие в мероприятиях Заявочного комитета |
- повышение статуса страны и города в глазах мирового бизнеса и повышение инвестиционной привлекательности страны и города проведения Игр |
При анализе данных таблицы 1 обращает на себя внимание тот факт, что наибольшие затраты при участии в выборе страны и столицы Международных спортивных игр несёт государство, так как именно оно формирует заявочный комитет. Участие бизнеса в этом процессе значительно скромнее. Оно сводится к долевому участию в финансировании отдельных проектов, организуемых Заявочным комитетом.
Рассматривая выгоды также необходимо отметить, что в отличие от затрат, которые имеют чёткое стоимостное выражение, выгоды измерить значительно сложнее. У имиджа, например, есть только косвенное стоимостное выражение. Инвестиционную привлекательность можно измерить по уровню инвестиций в экономику, но важнее оценить реальный вклад в повышение инвестиционной привлекательности страны или города, участвовавшего в борьбе за право провести Международные спортивные игры [5].
Особенностью блока отбора кандидатов на проведение спортивных игр является то, что все основные издержки возлагаются на государство, тогда как выгоды могут достаться бизнесу. На этом этапе в некоторых странах бизнес, в лучшем случае, имеет долевое участие, понимая возможные будущие выгоды от реализации таких спортивных проектов.