Файл: Разработка предложений по увеличению налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования доходов местных бюджетов
1.1. Содержание и принципы формирования доходов бюджетов разных уровней
1.2. Классификация налоговых доходов местных бюджетов в Российской Федерации
Глава 2. Пути повышения доходной базы местного бюджета
2.2. Основные направления по совершенствованию налоговых поступлений местного бюджета
Таким образом, ЕСХН предназначен обеспечить более льготные условия осуществления деятельности для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Добровольный характер перехода на уплату данного налога, в совокупности с очень низким уровнем налоговой нагрузки, а также простые и понятные условия для его применения позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям выбрать оптимальный режим налогообложения и снизить размер налоговых выплат. На территории городского округа Тольятти данный специальный режим не применяется, в виду отсутствия сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности вводится в действие законами муниципальных районов, городских округов в отношении 14 видов деятельности, определенных НК РФ [4, ст. 346.26, п.2].
Например, ЕНВД может распространяться на такие виды деятельности как оказание бытовых услуг, оказание ветеринарных услуг, услуг ремонта, техобслуживания, мойки и хранения автомототранспортных средств, розничной торговли, осуществляемые через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров.
Однако некоторые лица на уплату ЕНВД не могут перейти. Так, не вправе применить ЕНВД организации и ИП, в которых средняя численность работников превышает 100 чел.; если доля участия других организаций превышает 25%; учреждения образования, здравоохранения и социальные обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания; организации и ИП, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
Для ИП уплата ЕНВД заменяет уплату НДФЛ в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; налога на имущество физического лица (в отношение имущества использованного для предпринимательской деятельности); НДС.
При применении ЕНВД юридические лица и физические лица обязаны уплатить государственную пошлину, транспортный налог, земельный налог, страховые взносы и НДФЛ с вознаграждения физических лиц.
Таким образом, установление ЕНВД предназначено для взимания налогов с лиц, осуществляющих деятельность в слабо контролируемых со стороны налоговых органов сферах деятельности. В связи с этим, исчисление налогов исходя из значений вмененного дохода, а не от официально задекларированных результатов деятельности позволяет привлечь к уплате налогов лиц, осуществляющих свою деятельность в теневом секторе. Следует отметить, что с 2013 года переход на систему налогообложения в виде ЕНВД стал добровольным и предполагается, что данный налоговый режим по мере расширения сферы применения патентной системы налогообложения будет с 2021 года отменен.
Система налогообложения в виде ПСН для отдельных видов деятельности вводится в действие законами субъектов РФ в отношении 47 видов деятельности.
Например, ПСН может распространяться на такие виды деятельности как ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, ремонт, чистка, окраска и пошив обуви; парикмахерские и косметические услуги; химическая чистка, крашение и услуги прачечных; ветеринарные услуги; ремонт ювелирных изделий, бижутерии; ремонт мебели; услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству и пр. [4, ст. 346.43, п.1].
Выводы:
При применении патентной системы налогообложения ИП вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско- правового характера. При этом средняя численность наемных работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период 15 человек по всем видам предпринимательской деятельности, осуществляемым ИП [4, ст. 346.43, п.5]. Следует учесть, что минимальный размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 тыс. рублей, а его максимальный размер не может превышать 1 млн. рублей [4, ст. 346.43, п.7].
Очевидно, что основной целью введения ПСН введения для ИП является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса и совершенствования налогового администрирования. Данная система налогообложения обладает сравнительным рядом преимуществ, по сравнению с другими специальными режимами, что позволит стимулировать предпринимателей к уплате налогов.
Добавим, что во вторую часть НК РФ введена глава 33 «Торговый сбор». Торговый сбор представляет собой ежеквартальную выплату, которую компании и ИП обязаны перечислять в местный бюджет. Он введен для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются торговой деятельностью в городах федерального значения - Москве, Санкт- Петербурге и Севастополе. Данную меру регулирует Федеральный закон от 29.11.2014 года № 382-ФЗ. Однако на текущий момент торговый сбор взимается только с организаций Москвы - с 1 июля 2015 года. В Петербурге и Севастополе после консультаций с бизнесом местные власти решили установить временный мораторий на выплату сбора, который был успешно продлен и на 2016 год. Ни в одном субъекте федерации данный сбор не действует.
Глава 2. Пути повышения доходной базы местного бюджета
2.1. Проблемы формирования налоговых доходов бюджета городского округа Тольятти и способы укрепления налоговых доходов
Налоговая политика на местном уровне - часть общей социально-экономической политики муниципалитета и она должна быть напрямую связана с общей стратегией развития территории и отвечать идее претворения в жизнь мероприятий по увеличению налоговых доходов местных бюджетов без подавления деловой активности [53, с.145].
Необходимым условием для осуществления эффективной налоговой политики местного уровня власти является наделение органов местного самоуправления необходимыми налоговыми полномочиями. Современное местное самоуправление должно стать уровнем власти, который располагает правовыми, административными и финансовыми возможностями для самостоятельного развития муниципальных образований, для выстраивания собственных приоритетов, постановки задач по их достижению и реализации.
Вместе с тем развитие налогового потенциала и расширение собственной налоговой базы городского округа, невозможно без изменения системы формирования бюджета городского округа. Основные направления должны быть связаны:
- с созданием условий для изменения соотношения налоговых, неналоговых доходов и межбюджетных трансфертов в доходах муниципальных бюджетов;
- с возможностями расширения налоговых доходов местного самоуправления;
- с изменением отношения на федеральном и региональном уровне к трансфертам, как важнейшим источникам доходов бюджетов городских округов;
с выведением из теневого бизнеса ряда предприятий;В течение всего периода развития местного самоуправления в России постоянно возникал вопрос о необходимости повышении доли налоговых и неналоговых доходов в структуре доходной части бюджетов и снижения доли финансовой помощи. В 2006 году эта проблема была решена, но не через изменение структуры доходов бюджетов, а путем изменения самого понятия «собственные доходы бюджетов». Если прежде в собственные доходы включались только налоговых и неналоговые доходы, а все остальные доходы составляли финансовую помощь, то с 2006 года все доходы - и налоговые, и неналоговые, и дотации с субсидиями стали собственными доходами бюджетов.
Так по городу Тольятти удельный вес безвозмездных поступлений составил от 30 до 38 %. Высокая доля безвозмездных поступлений порождает иждивенчество органов местного самоуправления, культивирует пассивную среду, инертность, не стимулирует активность и инициативу. Поэтому стратегической задачей финансовой политики в отношении местного самоуправления должно стать снижение доли безвозмездных перечислений в структуре доходов местных бюджетов и замена их на налоговые источники.
Для создания законодательных условий по формированию налоговой базы муниципальных образований, позволяющей обеспечить эффективное выполнение возложенных на органы местного самоуправления полномочий, необходимо закрепить за местными бюджетами такие же, как и на других уровнях, надежные налоговые источники.
Проведенный нами анализ позволил выявить, что максимальную долю в структуре налоговых доходов бюджета городского округа занимает НДФЛ - от 64 до 72 %. Поэтому, с точки зрения поиска наиболее эффективных путей увеличения налоговых доходов бюджета, именно этот налог является наиболее перспективным. Являясь налогом с доходов граждан, этот источник формирования местных бюджетов должен, прежде всего, использоваться для реализации социальных гарантий населения.
По опыту зарубежных стран, подоходный налог в отличие от России, где он отнесен к категории федеральных, является местным и формирует доходы бюджетов именно муниципальных образований, то есть уровня, который находится ближе всего к населению.
Таким образом, увеличение доли НДФЛ, закрепленной за местными бюджетами, до 100 процентов и преобразование его в местный налог с зачислением по месту жительства будет наглядным отражением зависимости социально-экономического положения городского округа от экономического вклада населения данной территории. Изменение роли НДФЛ в формировании доходов местных бюджетов позволит радикально решить стратегическую задачу местного самоуправления по созданию собственной надежной доходной базы, увязать проблему налогов, которые платит население, с проблемой качества и количества услуг, которые население получает.
Закрепление его полностью за местными бюджетами или хотя бы увеличение доли по нему от регионального бюджета, способствует увеличению собственных доходов бюджета городского округа Тольятти, активизирует деятельность органов местного самоуправления в направлении его увеличения и повышения собираемости.
Еще одной из мер, способствующей увеличению налоговых доходов, по нашему мнению, является введении прогрессивной шкалы по НДФЛ. При этом снизится налоговая нагрузка для тех категорий граждан, доходы которых не превышают 100,0 тыс. руб. в год. В основном это работники бюджетной сферы: учителя, врачи, деятели науки и культуры. В тоже время предлагается увеличить ставку налога для категорий граждан с доходами свыше 1,0 млн. руб. в год. В ситуации, когда имеет место резкое расслоение населения по уровню доходов, применение единой ставки подоходного налога, по меньшей мере, нелогично. Ссылка на то, что люди с высокими доходами будут их скрывать, не основательна. Органы финансового контроля должны работать эффективно при любой шкале налога на доходы физических лиц. Однако, увеличивая налоговую ставку, не стоит забывать о теореме, доказанной американским экономистом Лаффером. Он установил, что при повышении ставки налогов доходы государства сначала увеличиваются. Но, если налоговая ставка превысит некую границу, доходы от налоговых поступлений начнут уменьшаться, так как слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой» легальной экономике. Чем выше ставка налога, тем ниже объемы производства и меньше доходы государства. Отображенная графически взаимосвязь между ставками налогов и налоговыми поступлениями получила название кривой Лаффера, которая изображена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Кривая Лаффера
Поэтому поиск оптимальных налоговых ставок - важное условие улучшения социального положения населения. Дифференцированная шкала налогообложения позволила бы более равномерно перераспределить налоговую нагрузку, имея целевую ориентацию на улучшение финансового положения большинства граждан, ограниченных в размере доходов в силу специфики их работы, а также обеспечила бы гарантированное перекрытие выпадающих доходов бюджета от снижения налоговой ставки поступлениями налога от высокодоходных категорий граждан.
Также одним из основных местных доходных источников для бюджета городского округа Тольятти является земельный налог. Этот налог в доходах бюджета занимает от 21 до 23 %.
Считаем, что было бы целесообразно усовершенствовать методику кадастровой оценки земельных участков, периодически пересматривать оценку стоимости земли, а также предоставить право органам местного самоуправления устанавливать ставки земельного налога и индексировать налогооблагаемую базу в пределах, устанавливаемых федеральным законодательством.
Сегодня в большинстве городских округов размеры ставок налога на имущество с высокой инвентаризационной стоимостью установлены на среднем уровне или ниже. В результате местные бюджеты несут значительные потери. Для получения данного налога в полном объеме органы местного самоуправления в настоящее время уже запланировали проведение полной инвентаризации всех объектов налогообложения (жилых домов, квартир, дач и гаражей) с целью создания реестра объектов налогообложения, определения их собственников, установления конкретных ставок в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.
Анализ налоговых поступлений по ЕНВД выявил низкую долю доходов от данного налогового режима. С целью увеличения налогооблагаемой базы необходимо расширить перечень видов предпринимательской деятельности, подлежащих обложению данным налогом. В первую очередь следует включить такие виды деятельности, по которым субъекты предпринимательства представляют недостоверные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности.
Уклонение от уплаты налогов - нелегальный путь уменьшения налогоплательщиком своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанный на сознательном, уголовно наказуемом использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Негативное влияние уклонения от уплаты налогов выражается в том, что ставит законопослушных налогоплательщиков в невыгодное положение по сравнению с лицами, уклоняющимися от уплаты налогов. Использование методов уклонения от уплаты налогов становится очевидным фактором для победы в конкурентной борьбе. Кроме того, недопоступление части налогов делает невозможным финансирование из бюджета ряда программ и проектов.