Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников (МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани 20).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологических методов повышения эффективности труда
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов управления на предприятии
1.3. Характеристика психологических методов управления персоналом
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Общая численность персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов сократилась на 8 человек за счет сокращения специалистов на 4 человека и рабочих на 3 человека. Уровень квалификации персонала в 2015 г. вырос на 7 % в связи с тем, что большее число сотрудников прошли аттестацию на квалификационный уровень. Значительную долю сотрудников составляют кадры пенсионного возраста. Так на их долю в 2014 г. приходилось 14,5 %, а в 2015 г. пришлось 14,2 %, что было вызвано сокращением численности персонала учреждения.
Возрастной состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов представлен в таблице 2 (в абсолютном выражении) и диаграмме (рисунок 2 в относительном выражении). Большинство работающих МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов в возрасте старше 50 лет – 32,93 %, причем в основном это специалисты (учителя). На долю молодых сотрудников приходится всего 17,68 % всей численности кадров образовательного учреждения (рисунок 2).
Таблица 2
Возрастной состав работающих МБОУ СОШ № 12
Категории персонала |
До 30 лет |
От 31 до 40 лет |
От 41 до 50 лет |
От 51 года и старше |
Руководители (директора и замы) |
1 |
2 |
1 |
4 |
Специалисты (учителя и воспитатели) |
25 |
32 |
26 |
45 |
Служащие (делопроизводители) |
1 |
1 |
1 |
0 |
Рабочие |
2 |
8 |
10 |
5 |
Итого: |
29 |
43 |
38 |
54 |
В процентах от общего числа работающих |
17,68 |
26,2 |
23,2 |
32,93 |
Рисунок 2 - Структура сотрудников МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов по возрасту за 2015 г., %
Качественный состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов представлен в таблице 3 (в абсолютном выражении) и диаграмме (рисунок 3 в относительном выражении).
Большая часть сотрудников школы имеет высшее образование (65 % от общей численности персонала), но доля персонала со средним профессиональным образованием, также высока и составляет 31 %.
Таблица 3
Качественный состав работающих в МБОУ СОШ №12
Категории |
Высшее образование |
Среднее профессиональное образование |
Среднее |
Служащие (делопроизводители) |
2 |
1 |
0 |
Специалисты (учителя и воспитатели) |
90 |
38 |
0 |
Руководители (директора и замы) |
8 |
0 |
0 |
Итого: |
107 |
51 |
6 |
В процентах от общего числа работающих |
65,24 |
31,10 |
3,66 |
Рисунок 3 – Структура персонала МБОУ СОШ № 12 по образованию, %
Большая часть педагогического коллектива школы имеет стаж работы более 20 лет (это 70 % педагогов), при этом молодых сотрудников со стажем до 5 лет в школе работает всего 15 % (рисунок 4). Таким образом, можно говорить о старении педагогического коллектива и увеличении доли педагогов-пенсионеров и предпенсионного возраста. В 2014 г. нежелание молодых педагогов работать объяснялось невысокой оплатой труда и отсутствием карьерных и материальных стимулов для них. Но в 2015 г. ситуация изменилась, в связи с увеличением заработной платы наметилась положительная тенденция по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения.
Рисунок 4 – Структура педагогических кадров школы по стажу в 2015 г., %
Большая часть педагогического коллектива школы имеет стаж работы более 20 лет (это 70 % педагогов), при этом молодых сотрудников со стажем до 5 лет в школе работает всего 15 % (рисунок 5). Таким образом, можно говорить о старении педагогического коллектива и увеличении доли педагогов-пенсионеров и предпенсионного возраста. В 2011-2012 гг. нежелание молодых педагогов работать объяснялось не очень высокой оплатой труда и отсутствием карьерных и материальных стимулов для них. Но в 2012-13 году ситуация значительно изменилась, в связи с увеличением заработной платы наметилась положительная тенденция по привлечению молодых кадров в образовательные учреждения.
2.2. Анализ психологических методов управления персоналом в МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Управление персоналом организации требует особого анализа, поскольку человеческий ресурс – в целом, один из наиболее значимых ресурсов организации. В школе же он приобретает особое значение по нескольким причинам. Во-первых, это ресурс, находящийся в ведении руководителя в рамках финансовой и материальной ограниченности ресурсов. Во-вторых, персонал школы – это, прежде всего, педагоги, от качества работы которых зависит не только успешность самой школьной организации, но и развитие учеников.
Психологический климат в коллективе создается в основном в профессиональной среде (формальной обстановке). В школе проводятся такие мероприятия, как корпоративные вечеринки, выезды на природу, туристические слеты, соревнования среди учителей и прочие. Именно такие меры позволяют в неформальной обстановке улучшить психологический климат в коллективе.
Специфическим методом развития для педагогов может выступить и индивидуальная работа с психологом по проработке возникающих проблем в общении с учащимися, по подаче материала. Однако на данный момент для таких форм работы нет соответствующего ресурса ни внутри школы, ни на уровне управлений образованием.
Важнейшим направлением психологической поддержки в школе является решение психологических проблем молодых специалистов в процессе адаптации. Молодые специалисты, приходящие в МБОУ СОШ № 12, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии школьников, образовательных методик, освоению новых педагогических технологий. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Для выявления проблем, с которыми молодые педагоги сталкиваются в процессе адаптации, проведен опрос, результаты которого представлены на рисунке 5. При ответе на вопрос «Что мешало процессу адаптации?»
в первую очередь молодые педагоги указали на недостаток опыта (так ответили 69,9% педагогов). Можно предположить, что в данном случае сказываются и существенные недостатки полученного образования, в том числе в плане практической работы. Данное предположение находит подтверждение в оценке уровня квалификации молодых педагогов администрацией МБОУ СОШ № 12: все руководители школы считают, что уровень квалификации молодых специалистов не является высоким.
Рисунок 5 – Проблемы, с которыми сталкиваются молодые педагоги в процессе адаптации
Следующими в иерархии факторов, мешающих процессу адаптации,
являются взаимоотношения с учащимися (10,5 %) и высокая учебная нагрузка (5,9 %). В данной ситуации особенно значимой становится поддержка коллег и администрации и организация специальной психологической помощи. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Эта проблема частично решается с использованием системы наставничества. Однако, зачастую наставники могут дать молодому специалисту советы по методике работы, разрешить профессиональные вопросы, но не владеют методами психологической поддержки. Очевидно, что здесь необходимо привлечение специалиста-психолога.
Другая актуальная проблема педагогов – это сложность процедура прохождения аттестации. Одна из причин нежелания прохождения педагогами аттестации на получение более высокой категории – это страх перед процедурами аттестации, то есть психологическая неготовность к ней. Большинство педагогов МБОУ СОШ № 12 отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.
В МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов имеет место также проблема «старения» педагогического коллектива проявляется, в первую очередь, в синдроме «профессионального выгорания». Для подтверждения этого вывода проведено анкетирование по методике Н. Е. Водопьяновой, Е. А. Старченковой (Приложение 2), результаты которого представлены на рисунке 6.
Рисунок 6 - Оценка уровня профессионального выгорания в МБОУ СОШ № 12
Анализ анкет показал, что у 34 % складывается симптом профессионального выгорания, что обусловлено эмоциональным истощением, длительным профессиональным стажем.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует, что для МБОУ СОШ № 12 необходима разработка рекомендаций, направленных на совершенствование психологической поддержки работников.
2.3. Рекомендации по совершенствованию методов
психологического управления работниками МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в МБУ СОШ № 12 необходима организация психологической поддержки педагога в процессе подготовки к аттестации. Эту работу предлагается проводить в несколько этапов, представленных в таблице 4.
Таблица 4
Этапы психологической поддержки педагогов в процессе подготовки к аттестации
Этап |
Содержание работ |
Ответственный |
1 |
Анкетирование «Проблемные зоны». Анализ результатов анкетирования. Составление диаграммы психологического анализа деятельности педагога и заполнение карты готовности педагога к аттестации Формирование рекомендаций |
Психолог школы |
2 |
Составление индивидуального плана подготовки к аттестации с учетом рекомендаций психолога, пожеланий педагога и выявленных проблемных зон. |
Руководители ММО |
Создание психологического настроя педагога на аттестацию. Работа по устранению личностных дисгармоний, мобилизации скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем (программа «ИБИС») |
Психолог |
Для устранения личностных дисгармоний; мобилизации скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, предлагается использование программы «ИБИС». Цель программы - обучение приемам саморегуляции в стрессовой ситуации.
Задачи программы «ИБИС»:
- заложить основы для поддержания хорошего психического здоровья, повышение качества жизни;
- сформировать адаптивный тип взаимодействий с внешней средой за счет умения найти требуемое равновесие между необходимым уровнем возбуждения и релаксации в стрессовой ситуации;
- сформировать осознание личной ответственности за свое собственное физическое и психическое здоровье.
Показателями эффективности работы на этапе «Партнерство» являются: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; улучшение их эмоционального самочувствия; снятие напряжения и чувства дискомфорта; создание наиболее комфортных условий для развития всех сторон личности ребенка.
Для снижения симптома профессионального выгорания предлагается проведение мероприятий, представленных в таблице 5.