Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Особенности формирования и управления товарным ассортиментом на торговом предприятии

Как уже было отмечено ранее, в зависимости от местонахождения товаров товарный ассортимент делится на ассортимент промышленных и торговых предприятий, а также предприятий сферы услуг. Объектом данного исследования выступают торговые предприятия, поэтому проведем более детальный анализ особенностей формирования и управления их товарным ассортиментом.

Правильный подбор ассортимента – это основополагающий принцип работы торгового предприятия, способствующий его успешной деятельности. На сегодняшний день управлению ассортиментом товаров пристальное внимание уделяют все торговые предприятия: начиная от магазина шаговой доступности и заканчивая крупными розничными торговыми сетями. Основная цель торгового предприятия – получение прибыли. И главным условием ее достижения является максимизация ассортимента, при формировании которого обязательно необходимо учитывать конъюнктуру рынка. В связи с этим ключевое значение в процессе формирования и управления ассортиментом торговым предприятием приобретает анализ конъюнктуры рынка.

Изучение конъюнктуры рынка предполагает прежде всего составление конъюнктурного обзора. Под конъюнктурным обзором понимается конъюнктурная информация, отражающая основные условия торговой деятельности предприятия и особенности развития рынка отдельных групп и видов товаров[8]. При составлении конъюнктурного обзора осуществляется анализ следующих показателей:

  1. Тенденции изменения товарооборота торгового предприятия;
  2. Динамика изменения структуры товарооборота по товарным группам;
  3. Динамика изменения цен по товарным группам;
  4. Тенденция изменения степени обеспеченности товарооборота товарными запасами;
  5. Поставщики, допустившие наибольшее отклонение от выполнения договорных обязательств.

Составленный конъюнктурный обзор служит основой для разработки прогноза изменения конъюнктуры. На базе данного прогноза осуществляется разработка стратегии управления ассортиментом торгового предприятия и его ассортиментная политика.


В процессе управления товарным ассортиментом торговой организации могут быть использованы различные подходы, основными из которых являются:

1. Маркетинговый подход, который основан на соотношении спроса и предложения, привычек и предпочтений потребителя;

2. Логистический подход, делающий акцент на процессы товароснабжения и материального обеспечения;

3. Конкурентный подход, при котором рассматривается влияние конкурентов на формирование, поддержание и изменение ассортимента;

4. Финансово – экономический подход, при котором определяющим фактором являются издержки и величина товарно – материальных запасов.

5. Исторический подход, при котором товарный ассортимент формируется с учетом жизненного цикла товаров и брендов, а также сезонных факторов.

Управление ассортиментом торгового предприятия включает в себя следующие основные составляющие:

  1. Формирование ассортимента;
  2. Поддержание ассортимента;
  3. Изменение ассортимента

Ключевая роль в системе управления ассортиментом торговым предприятием принадлежит его формированию.

Формирование ассортимента торговой организации - серьезная и ответственная коммерческая работа. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. и Памбухчиянц О.В. отмечают, что для создания оптимального ассортимента товаров необходимо соблюдение следующих принципов:

- соответствие ассортимента товаров характеру спроса потребителей, которые обслуживаются тем или иным торговым предприятием;

- обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента;

- обеспечение устойчивости товарного ассортимента;

- обеспечение рентабельности деятельности предприятия торговли.[9]

Необходимо отметить, что торговые предприятия делятся на: предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли. Поэтому следует отметить, что процесс формирования товаров на складах оптовых предприятий заключается:

- определение перечня основных групп и подгрупп реализуемых товаров с учетом требований группы обслуживаемых предприятий;

- определение количества реализуемых разновидностей товаров по каждому наименованию.

При этом следует подчеркнуть, что основным инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента в организациях оптовой торговли, выступает ассортиментный перечень, содержащий перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента и минимальное количество необходимых разновидностей товаров. Ассортиментный перечень должен разрабатываться на год. Тут необходимо сказать о том, что разработка ассортиментных перечней оптовой торговой организации включает три этапа:


1 этап - определение перечня ассортиментных позиций, которая учитывает номенклатуру товаров, которые были в отчетном периоде у оптового предприятия и номенклатуру товаров, определяемых в спецификациях к договорам на поставку товаров в предстоящем году;

2 этап – расчет числа разновидностей каждого товара по основному признаку, а именно определяется количество товаров по каждой позиции товаров, поступивших за год;

3 этап – определение количества разновидностей каждого товара для неснижаемого ассортимента, включающего такое их количество, которое постоянно должно быть в запасах и в любое время может быть предложено покупателю.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничном магазине складывается из трех этапов, отраженных на рисунке 3.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров (тем самым определяется его ассортиментный профиль, специализация, тип, расположение, зона обслуживания). Это работа проводится на основе маркетинговых исследований целевого рынка.

Рисунок 3. Этапы формирования ассортимента товаров торговой организации[10]

На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т.е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров (удельные веса отдельных товарных групп в общем товарообороте магазина). Структура определяется посредством аналитических расчетов - анализа объема и структуры товарооборота за прошлый период, состояние спроса и конъюнктуры торговли, ожидаемого поступления и т.д.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т.е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. Этот этап требует хорошего знания покупательского спроса, ассортимента товаров, в соответствии, с чем необходимо учитывать влияние различных факторов на построение ассортимента товаров на каждом конкретном розничном торговом предприятии.

В настоящее время при формировании ассортимента розничных торговых предприятий используются два метода, соответствующие современному состоянию экономики - метод ассортиментного перечня и метод потребительского комплекса.

Метод ассортиментного перечня.

Данный метод предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Метод ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса.


Метод потребительского комплекса.

Более прогрессивным методом формирования ассортимента товаров в розничной торговле считается метод потребительских комплексов. В его основе лежит принцип комплексного удовлетворения спроса. При этом он ориентирован на более полное удовлетворение определенных потребностей, обеспечивается экономия времени покупателей, облегчается выбор товаров и услуг, способствует совершению импульсивных покупок.[11]

Рассмотренные выше методы формирования ассортимента имеют как положительные характеристики, так и недостатки. Однако метод ассортиментного перечня, безусловно, имеет больше «минусов» по сравнению со вторым методом. Снизить влияние объективных недостатков помогает грамотная работа коммерческого аппарата предприятия в области ассортиментной политики.

К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся:

- спрос;

- производство (включая поступление по импорту);

- ассортиментный профиль магазина;

- зона деятельности магазина;

- состояние его материально-технической базы.

Следующим важным аспектом управления товарным ассортиментом торгового предприятия является его поддержание. Поддержание ассортимента означает, что для удовлетворения потребительского спроса торговое предприятие должно обеспечивать ежедневное наличие определенного числа товаров различных товарных групп и категорий. Поддержание ассортимента осуществляется с учетом спроса на товары различных товарных групп и категорий, объема их ежедневного потребления, сезонных колебаний спроса и т.д. Особое значение при поддержании ассортимента имеет управление товарными запасами. Основными задачами такого управления является во-первых, наиболее полное удовлетворение текущих потребностей покупателей, и во - вторых, оптимизация издержек торговой, связанных с формированием запасов.

Развитие ассортимента торговой организации может происходить в форме его расширения, обновления или совершенствования. Расширение ассортимента осуществляется в случае увеличения потребительского спроса предполагает включение новых товарных позиций как посредством расширения, так и посредством углубления ассортимента.

Обновление ассортимента осуществляется при появлении новых покупательских потребностей. В этом случае торговые предприятия вводят в свой ассортимент новые товары. Основными целями управления ассортимента являются удовлетворение потребностей покупателей, формирование конкурентных преимуществ, стимулирование спроса. Обновление ассортимента основано на убеждении покупателей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. В условиях интенсивной конкуренции без обновления ассортимента обойтись невозможно, т.к. продажа новых товаров – один из показателей конкурентоспособности торговых предприятий.


Совершенствование ассортимента торгового предприятия предполагает изменение его широты, глубины и новизны. Оно осуществляется с целью оптимизации товарного ассортимента и приведение его в соответствие со спросом. Совершенствование ассортимента допускает также его обновление, которое всегда связано с улучшением качества товаров.

Таким образом, управление ассортиментом торгового предприятия – это поиск оптимальных товаров, продажа которых выгода торговому предприятию, наиболее востребованных покупателем. Современное управление ассортиментом является сложной областью деятельности. Оно проводится с использованием различных подходов, методов и процедур, которые позволяют собрать нужную информацию и принять правильное решение о формировании правильного ассортимента в торговом зале.

Выводы по 1 главе

Обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что в современной практике работы торгового предприятия одним из важнейших объектов управления выступает ассортимент товаров. В данной главе была раскрыта сущность ассортимента, при этом были рассмотрены виды ассортимента, с учетом таких критериев классификации как: место формирования ассортимента, по широте охвата, по степени удовлетворенности потребностей покупателей, по времени удовлетворения потребностей и т.д. Ассортимент включает такие элементы как: товарная группа, товарная категория, товарная линия, товарные единицы. Кроме того, были рассмотрены такие характеристики ассортимента как: широта, полнота, глубина, устойчивость, рациональность.

Особое внимание в данной главе было уделено формированию ассортимента. При этом, были раскрыты как принципы формирования торгового ассортимента, так и определены основные этапы формирования ассортимента торгового предприятия. Кроме того, было определено, что на формирование ассортимента влияют различные факторы, среди которых особое значение имеет спрос.

В данной главе также были определены основные функции управления ассортиментом, а помимо этого были охарактеризованы такие методы анализа ассортимента как АВС-анализ, XYZ-анализ, а также матричные методы (матрица BCG, метод Дибба-Симкина, матрица Томпсона-Стрикленда, матрица Хофер-Шендель). Также было выявлено, что стратегии управления ассортиментом строятся на решении либо сокращения, либо расширения торгового ассортимента.