Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятия
1.1 Сущность и роль управления товарным ассортиментом на предприятии
1.2 Особенности формирования и управления товарным ассортиментом на торговом предприятии
Глава 2. Анализ процесса формирования товарного ассортиментом на торговом предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные показатели деятельности предприятия
2.3. Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии
Кп2015 = 179/187*100%=95,7%
Кп2016 = 175/187*100%=93,6%
9. Коэффициент полноты категории товаров «аксессуары для электроустановочных изделий»:
Кп2015 = 185/185*100%=100%
Кп2016 = 180/185*100%=97,3%
10.Коэффициент полноты категорий «Изделия для наружного монтажа»:
Кп2015 = 127/130*100%=97,7%
Кп2016 = 131/135*100%=97%
Как показывает расчет необходимо отметить, что достаточный уровень полноты наблюдается по настольным лампам, точечным светильникам, настенным светильникам и торшерам. В тоже время снизился показатель полноты по люстрам, потолочным светильникам, лампам, аксессуарам для электроустановочных изделий.
Глубина ассортимента определяется по следующей формуле:
(3)
где Пд – фактическое количество подгрупп в однородной группе;
Пб- базовое количество подгрупп и товарных категорий в однородной группе.
Коэффициент глубины рассчитаем для источников света (лампочек):
Кг2015 = 37/50*100=74%
Кг2016= 35/50*100%=70%
Так в качестве базовой глубины приняли количество товарных линий категории источники света (лампы), предусмотренные ассортиментным перечнем. Соответственно наблюдается сокращение глубины ассортимента по товару «Лампы».
Коэффициент глубины по товару «Люстры»:
Кг2015=3/5*100%=60%
Кг2016=4/6*100%=66,6%
Коэффициент глубины по товару «настенные светильники»:
Кг2015= 4/5*100%=80%
Кг2016 = 5/5*100%=100%
Коэффициент глубины по лампам сокращается, а также наблюдается недостаточно глубокий ассортимент в соответствии с ассортиментным перечнем по категории люстры.
Еще одним показателем, характеризующим ассортимент предприятия, выступает устойчивость ассортимента. Данный показатель определяется по формуле:
(4)
где У – количество видов и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом;
Шд – количество видов, наименований товаров, имеющихся в продаже.
Рассчитаем коэффициент устойчивости по группе светотехнических изделий:
Ку2015 = 25/38*100%=65,78%
Ку2016= 22/40*100%=55%
Как показал расчет, коэффициент устойчивости ассортимента свидетельствует о том, что наблюдается снижение доли видов товаров имеющих устойчивый спрос. Так если в 2015 году коэффициент составлял 65,78%, то в 2016 году было отмечено его снижение до 55%. Такие изменения коэффициента могут быть обусловлены изменением спроса потребителей, либо отсутствием изделий, имеющих привлекательные характеристики для покупателей. Необходимо отметить, что оптимальный уровень коэффициента составляет для специализированных магазинов 75%.
Новизна как еще одна характеристика ассортимента товаров анализируемого предприятия определяется по формуле:
(5)
где Н-количество новых видов и наименований товаров;
Шд – количество видов, наименований товаров, имеющихся в продаже.
В нашем случае коэффициент новизны по светотехническим изделиям равен нулю как в 2015 году, так и в 2016 году, что связано с отсутствием новинок изделий и ориентации предприятия на реализацию уже известных моделей товара.
Рассмотрим и проанализируем динамику запасов товаров на складе по видам товаров (таблица 6).
Таблица 6
Анализ товарных запасов ООО «Орион-К»
Наименование категории товара |
2015 год |
2016 год |
Отклонение |
Люстры, (шт) |
78 |
115 |
+37 |
Точечные светильники, (шт) |
185 |
199 |
+14 |
Настенные светильники, (шт) |
45 |
39 |
-6 |
Торшеры, (шт) |
18 |
11 |
-7 |
Настольные лампы, (шт) |
22 |
27 |
+5 |
Потолочные светильники, (шт) |
120 |
135 |
+15 |
Источники света (лампочки), (шт) |
389 |
353 |
-36 |
Аксессуары к электроустановочным изделиям, (шт) |
320 |
375 |
+55 |
Изделия для скрытого монтажа, (шт) |
263 |
277 |
+14 |
Изделия для наружного монтажа, (шт) |
199 |
216 |
+17 |
Итого, (шт) |
1639 |
1746 |
+107 |
Анализ товарных запасов магазина показал, что на конец, 2016 года наблюдался рост запасов в сравнении с предыдущим годом на 107 единиц товара. При этом, стоит отметить, что отмечен рост запасов по таким категориям запасов как люстры (+37), точечные светильники (+14), потолочные светильники (+15), аксессуары к электроустановочным изделиям (+55), изделиям для скрытого монтажа (+14) и изделиям для наружного монтажа (+17). Как следствие можно говорить о росте запасов, что может быть связано с неправильным формированием ассортимента товаров.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на достаточно широкий ассортимент товаров, у предприятия наблюдается недостаточная глубина товарных линий, а также отсутствии обновления товаров.
Организация управления товарным ассортиментом связана с организацией маркетинговой деятельности предприятия, а также с позиционированием предприятия в конкурентной среде. Поэтому проведем оценку стратегических позиций предприятия, для чего изучим основные факторы внешней и внутренней среды и проведем SWOT-анализ предприятия. Одним из важнейших факторов, влияющих на деятельность предприятия, являются поставщики, от которых зависит качество и состояние, а также чаще всего цена на товары, реализуемые ООО «Орион-К».
Основными поставщиками магазина «Орион-К» являются следующие фирмы: ООО «СМ-Лайт» и ООО «Трейд-свет», которые находятся в г. Москва и Краснодаре, которые осуществляют поставки импортных изделий. КРоме того, следует отметить такого поставщика как ООО «LED-Trade», поставляющего товары из группы электроустановочных изделий. Всего у компании около 20 поставщиков.
Проведем анализ основных поставщиков компании. Эксперты (сотрудники компании: генеральный директор, финансовый директор, Управляющий магазином, маркетолог) выделили основные критерии для оценки поставщиков (таблица). Оценку важности по нижеперечисленным критериям проводили от 1 (совсем неважно) до 10 (очень важно).
Таблица 7
Основные критерии выбора поставщика, применяемые в ООО «Орион-К»
Наименование критерия |
Характеристика критерия |
1. Наличие товарного кредита (отсрочка платежа) |
Отсутствие стопроцентной предоплаты за полученный товар, возможность отсрочки платежей по поставляемому товару |
2.Сроки и условия поставки (объем, доставка) |
Выгодные условия поставки, возможность доставки за счет поставщика |
3.Обновление ассортимента |
Наличие новых предложений товаров |
4.Закупочные цены |
Отпускная стоимость товара, наличие скидок |
5. Гарантийный срок |
Срок фирменной гарантии |
6.Рекламации |
Возможность возврата некачественных товаров |
7.Рекламные материалы |
Обеспечение дополнительными рекламными материалами производителя, средства оформления, буклеты |
В силу того, что с поставщиками все переговоры и заключение сделок проводит генеральный директор, соответственно он и выставлял оценки основным поставщикам. Результаты данной оценки представлены в таблице 8
Таблица 8
Анализ основных поставщиков ООО «Орион-К»
Поставщики |
Номер критерия |
Результат |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
ООО «СМ-Лайт» |
8 |
9 |
6 |
7 |
9 |
7 |
9 |
55 |
ООО «Трейд-Свет» |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
9 |
7 |
54 |
ООО «LED-Trade» |
9 |
7 |
8 |
9 |
9 |
6 |
8 |
56 |
Как видно по представленным оценкам основные поставщики имеют достаточно высокую оценку и соответственно рейтинг данных поставщиков положительный, в результате ООО «Орион-К» работает с ними уже длительный период времени.
Что касается основных конкурентов, то следует отметить, что с учетом существующего ассортимента товаров, предлагаемого ООО «Орион-К» к конкурентам относятся: ООО «Галерея света», ООО «НП-Юг», ООО «Супермаркет света». В таблице 9 представлен профиль основных конкурентов ООО «Орион-К».
Таблица 9
Профиль основных конкурентов ООО «Орион-К»
Название компании |
Товарооборот, млн. руб. |
Наличие интернет-магазина |
Регион сбыта |
ООО «Галерея света» |
85,6 |
Имеется |
Краснодар и краснодарская область |
ООО «НП-Юг» |
40,7 |
отсутствует |
Краснодар |
ООО «Супермаркет света» |
34,2 |
Имеется |
Краснодар |
Как свидетельствует составленный профиль наиболее сильные позиции отмечены у ООО «Галерея света». В ниже представленной таблице 7, отражены данные по рыночной доли в рамках конкурентного анализа.
Средний показатель рыночной доли равен 12,75%.Также было посчитано среднеквадратичное отклонение рыночной доли (6,53%), которое совместно с минимальными и максимальными значениями позволило определить границы типологических групп.
Таблица 10
Конкурентный анализ рыночный позиций ООО Орион-К
Название фирмы |
Рыночная доля в регионе, 2015 г., % |
Рыночная доля в регионе, 2016 г., % |
Рыночная доля (больше среднего значения) |
Рыночная доля (меньше среднего значения) |
Темп роста, % |
ООО «Орион-К» |
9 |
11 |
Х |
122,2 |
|
ООО «Галерея света» |
24 |
22 |
Х |
91,6 |
|
ООО «НП-Юг» |
6 |
10 |
Х |
166,6 |
|
ООО «Супермаркет света» |
14 |
13 |
Х |
92,8 |
На основании полученных результатов оценки распределения рыночной доли и темпов изменения конкурентной позиции анализируемых компаний была построена матрица конкурентной карты рынка.
Таблица 11
Матрица конкурентной карты рынка продаж светотехнических изделий в г. Краснодар
Наименование критерия |
Лидер (>19,28%) |
Сильная конкурентная позиция (от 12,75% до19,28%) |
Слабая конкурентная позиция (от 12,75% до 6,23%) |
Аутсайдеры (<6,22%) |
Быстро растет (>50%) |
ООО «НП-Юг» |
|||
Растет (<50%) |
ООО «Орион-К» |
|||
Падает (<50%) |
ООО «Галерея света» |
ООО «Супермаркет света» |
||
Быстро падает (>50%) |
Анализ положения на рынке розничной торговли светотехническими изделиями г. Краснодара показал, что:
1. ООО «Галерея света» (на рынке с 1994 года) выступает в качестве лидера с достаточно сильными рыночными позициями, однако наблюдается ухудшение конкурентной позиции в силу появления множества новых компаний предлагающих более дешевые модели товаров;
2. ООО «Супермаркет света» действует на рынке с 2004 года и является претендентом на лидерство, однако его позиции в 2016 году немного ухудшились, что отразилось в сокращении доли на 1%;
3. ООО «Орион-К» относится к категории последователей, так как имеют достаточно слабую рыночную позицию. Однако следует отметить, что позиция предприятия в 2016 году улучшилась за счет увеличения доли рынка с 9% до 11%;
4. ООО «НП-Юг» на рынке с 2009 года и, несмотря на слабую рыночную позицию отражает достаточно быстрый рост конкурентной позиции, что проявилось в росте доли рынка с 6% до 10%.
Таким образом, можно сделать вывод, что на фоне снижения конкурентных позиций лидеров, у ООО«Орион-К» есть возможности укрепления положения на рынке.
Проведем стратегический анализ позиций ООО «Орион-К», с помощью SWOT-анализа. Данный анализ позволяет оценить сильные и слабые стороны предприятия, а также определить возможности и угрозы, формируемые во внешней среде и влияющие на деятельность ООО «Орион-К».
На первом этапе анализа экспертами был сформирован набор ключевых элементов матрицы SWOT (факторы внутренней среды компании и внешней среды). Экспертами выступили сотрудники компании, а именно: Генеральный директор, коммерческий директор, маркетолог и студент-стажер. На следующем шаге факторы были оценены экспертами. Для оценок использовалась 5 - бальная шкала, где: минимальное значение = 1; максимальное = 5.Возможные ключевые факторы успеха для компании представлены в таблице 12.