Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если сравнить фактические значения показателей с финансовыми нормативами, то можно отметить несоответствие значений по коэффициенту текущей ликвидности. Вместе с тем значения показателей, выявленные за 2014 – 2016 г. полностью соответствовали среднеотраслевым, что позволяет признать ООО «Орин - К» платежеспособным.

Анализ показателей, характеризующих финансовую устойчивость ООО «Орион - К», выполнен в таблице 3

Таблица 3

Показатели финансовой устойчивости ООО «Орион - К»

Показатель

31.12. 2014 г.

31.12. 2015 г.

31.12. 2016 г.

Абсолютное отклонение

2015/ 2014

2016/ 2015

Собственные оборотные средства, тыс. руб.

6015

26638

44901

20623

18263

Собственные и долгосрочные заемные средства, тыс. руб.

8793

29447

46140

20654

16693

Общая сумма источников формирования запасов, тыс. руб.

160002

203571

178645

43659

-24926

Запасы, тыс. руб.

39730

43919

18651

4189

-25268

Излишек (недостаток) собственных оборотных средств, тыс. руб.

-33715

-17281

26250

16434

43531

Излишек (недостаток) собственных и долгосрочных источников финансирования. Тыс. руб.

-30937

-17281

19890

13656

37171

Излишек (недостаток) общей суммы источников формирования запасов.

120272

159652

159994

39380

342

Анализируя данные таблицы 3, прежде всего необходимо отметить положительную динамику показателя собственных оборотных средств. В сравнении с 2015 г. прирост показателя составил 18263 тыс. руб. Это значит, что у предприятия существенно увеличились возможности финансирования оборотных активов за счет собственных средств, что в свою очередь обеспечило повышение финансовой устойчивости. Так, на конец 2014 и 2015 г. ООО «Орион - К» могло профинансировать свои запасы только при условии привлечения краткосрочных заемных средств. В связи с этим в данных отчетных периодах финансовое состояние предприятия может быть признано неустойчивым. На 31.12.2016 г. финансирование запасов могло быть проведено только за счет собственных средств. Это значит, что для предприятия был характерен первый тип финансовой устойчивости – абсолютная финансовая устойчивость.


Таким образом, деятельность предприятия в 2016 году являлась эффективной в силу полученного положительного финансового результата в виде чистой прибыли. При этом, стоит отметить, что в 2016 году был отмечен рост чистой прибыли, что свидетельствует о росте результативности работы предприятия. Однако необходимо отметить, что отрицательным моментом является неустойчивость, как динамики выручки, так и показателей прибыли. Также предприятием характеризуется достаточным уровнем финансовой устойчивости и платежеспособности.

2.3. Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии

Процесс формирования и управления товарным ассортиментом в ООО «Орион - К» включает в себя следующие этапы:

  1. Анализ потребностей покупателей;
  2. Анализ товарного предложения конкурентов;
  3. Определение широты, глубины, полноты и стабильности ассортимента;
  4. Определение необходимости совершенствования ассортимента;
  5. Выбор формы совершенствования ассортимента (расширение, сокращение, обновление);
  6. Определение структуры ассортимента;
  7. Определение и выбор поставщиков;
  8. Определение оптимальной величины заказа и остатка по каждой товарной категории;
  9. Закупка товаров по каждой товарной категории;
  10. Контроль за состоянием запасов, осуществление повторной и последующей закупок.

Как выше было отмечено, предприятие ООО «Орион-К» осуществляет розничную продажу двух товарных групп: светотехнические изделия и электроустановочные изделия. На рисунке 8 представлена структура ассортимента по группам товаров и ее изменение в 2015-2016 годах.

Рисунок 8. Структура ассортимента товаров ООО «Орион-К» (по группам)

Как отражает структура, изображенная на рисунке 8 ассортимент товаров ООО, свидетельствует о том, что ассортимент товаров предприятия в 2015 году состоит на 84,86% из светотехнических изделий и на 15,14% из электроустановочных изделий. В 2016 году групповой ассортимент товаров предприятия практически не изменился, так как доля светотехнических изделий в ассортименте составила 85,33%, а доля электроустановочных изделий составила 14,67%.

Помимо группового деления все товары можно разделить на отдельные товарные категории. Так группа светотехнических изделий подразделяется на 7 товарных категорий, структурный анализ которых представлен в таблице 4.


Таблица 4

Структура группового ассортимента «Светотехнические изделия»

Товарные категории

2015 год

2016 год

Отклонение

Темп роста,%

тыс. руб.

уд.вес %

тыс. руб.

уд.вес %

тыс. руб.

%

Точечные светильники

5063,5

18,40

6363,8

20,07

1300,3

1,67

125,68

Торшеры

2373,4

8,63

2571,6

8,11

198,2

-0,51

108,35

Люстры

7791,9

28,32

8924,2

28,15

1132,3

-0,17

114,53

Потолочные светильники

5187,6

18,85

5946,9

18,76

759,3

-0,10

114,64

Настенные светильники

3431,2

12,47

3390,3

10,69

-40,9

-1,78

98,81

Источники света (Лампочки)

2298,3

8,35

2247,8

7,09

-50,5

-1,26

97,80

Настольные лампы

1371,2

4,98

2260,7

7,13

889,5

2,15

164,87

Итого по группе

27517,1

100

31705,3

100

4188,2

0,00

115,22

Анализ товарных категорий в ассортиментной группе « Светотехнические изделия» показал, что в целом по группе наблюдается рост стоимости товаров на 15,22% в 2016 году в сравнении с предыдущим годом. Вденежной оценки стоимость данной группы ассортимента выросла на 4188,2 тыс. рублей. В структуре ассортимента группы наибольший удельный вес в 2015 году был отмечен по люстрам (28,32%). Так же большой удельный вес приходится на потолочные светильники (18,85%) и точечные светильники (18,4%), а также настенные светильники (12,47%). Самый маленький удельный вес в структуре приходится на настольные лампы, так как их доля составляет 4,98%. Чуть больше удельный вес приходится на торшеры (8,63%) и лампы (8,35%). В 2016 году структурные изменения ассортимента были обусловлены тем, что доля точечных светильников выросла с 18,4% до 20,07%, что было сформировано ростом стоимости данных товаров на 1300,3 тыс. рублей. Наибольший удельный в структуре остался за люстрами, доля которых незначительно сократилась и составила 28,15%. В денежной оценке стоимость данных товаров в сравнении с 2016 годом выросла на 1132,3 тыс. рублей. Кроме того, доля потолочных светильников практически сохранила свое значение и составила 18,76%.Сокращение доли было отмечено по торшерам с 8,63% до 8,11%, несмотря на рост стоимостной оценке на 198,2 тыс. рублей. Кроме того, доля настенных светильников сократилась с 12,47% до 10,69%, что было обусловлено сокращением стоимостного объема данных товаров на 40,9 тыс. рублей. Также сократилась доля ламп с 8,35% до 7,09%, что было сформировано уменьшением стоимостного объема данных товаров на 50,5 тыс. рублей. Рост доли настольных ламп в 2016 году составил 2,15%, и в результате доля настольных ламп в структуре ассортимента стала равной 7,13%.


Необходимо отметить, что анализ темпов роста стоимостных объемов каждой категории товаров показал, что наибольшие темпы роста были отмечены по настольным лампам (164,87%) и по точечным светильникам (125,68%). Сокращение было отмечено по настенным светильникам (98,81% в сравнении с предыдущим годом) и лампам (97,8% от 2015 года).

Проанализируем структуру такой ассортиментной группы товаров как электроустановочные изделия. В таблице 5 представлен структурный анализ данной группы товаров. В состав данной группы товаров входят такие ассортиментные категории товаров как: изделия для скрытого монтажа, аксессуары для электоустановочных изделий и изделия для наружного монтажа.

Таблица 5

Анализ структуры ассортиментной группы «Электроустановочные изделия»

Категории товара

2015 год

2016 год

Отклонение

Темп роста,%

тыс. руб.

уд.вес, %

тыс. руб.

уд.вес, %

тыс. руб.

%

Изделия для скрытого монтажа

2350,6

47,87

2976,9

54,60

626,3

6,73

126,64

Аксессуары для электроустановочных изделий

1410,1

28,72

1637,5

30,04

227,4

1,32

116,13

Изделия для наружного монтажа

1149,2

23,41

837,3

15,36

-311,9

-8,05

72,86

Итого по группе товаров

4909,9

100

5451,7

100

541,8

111,03

Анализ структуры ассортимента по группе «Электроустановочные изделия» показал, что структура ассортимента в 2015 году была представлена 47,87% изделий для скрытого монтажа, 28,72% аксессуаров для электрустановочных изделий и 23,41% изделий для наружного монтажа. При этом в денежном выражении изделия для скрытого монтажа в 2015 году равнялись 2350,6 тыс. рублей, аксессуары для электроустановочных изделий составляла 1410,1 тыс. рублей, а изделия для наружного монтажа равнялись 1149,2 тыс. рублей. В 2016 году структурные изменения в ассортименте были обусловлены ростом доли изделий для скрытого монтажа до 54,6%. При этом, изделия для скрытого монтажа в стоимостном объеме выросли в 2016 году на 626,3 тыс. рублей. Выросла доля аксессуаров для электроустановочных изделий выросла с 28,72% до 30,04% и в стоимостном объеме рост данной категории ассортимента вырос на 227,4 тыс. рублей. Доля изделий для наружного монтажа сократилась с 23,41% до 15,36%, что было обусловлено сокращением стоимостного объема на 311,9 тыс. рублей.


Анализ темпов роста показал, что наиболее высокие темпы роста были отмечены по изделиям для скрытого монтажа (126,64% в сравнении с 2015 годом). Темп роста аксессуаров для электроустановочных изделий составил 116,13%. В соответствии с сокращением изделий для наружного монтажа темп роста составил всего 72,86% от 2015 года. Общие изменения в группе изделий электроустановочных составили 111,03% в 2016 году в сравнении с 2015 годом.

Анализ ассортимента с помощью коэффициентов позволяет дать количественное описание ассортимента товаров анализируемого торгового предприятия.

Коэффициент широты определяется по формуле:

(1)

где Гф-фактическое количество групп, видов, разновидностей товаров на момент исследования;

Гн –общее количество групп товаров, видов и разновидностей товаров базовое.

Рассчитаем коэффициенты широты как в 2015 году, так и в 2016 году:

Групповой коэффициент широты составлял:

Кш 2015 = 2/2*100% = 100%

Кш 2016 = 2/2*100% = 100%

Расчет показывает,фактическая групповая широта соответствовала базовому уровню групп товаров, определяемых ассортиментным перечнем.

Общий коэффициент широты составлял:

Кош 2015 = 575/580*100% =99,1%

Кош 2016 = 598 / 585*100%= 102,2%

Общий коэффициент широты по наименованиям товаров в ассортименте отражает в принципе достаточный уровень широты как в 2015 году, так и в 2016 году в сравнении с ассортиментным перечнем товаров магазина. Так коэффициент широты в 2015 году составлял 99,1%, а в 2016 году - 102,2%.

Следующий показатель – это коэффициент полноты ассортимента, который рассчитывается по формуле:

(2)

где Пд – фактическое количество видов товаров на момент обследования;

Пб – количество видов, предусмотренное ассортиментным перечнем, договором поставки.

Рассчитаем коэффициент полноты по каждой категории товаров.

1. Коэффициент полноты товара «Люстры»:

Кп2015 = 28/30*100% =93,3%

Кп2016 =24/33*100%=72,7%

2. Коэффициент полноты товара «Точечные светильники»:

Кп2015 = 30/30*100%=100%

Кп2016 = 29/30*100%=96,6%

3. Коэффициент полноты категории «Потолочные светильники»:

Кп2015 = 17/22*100%=77,3%

Кп2016 = 15/24*100%=62,5%

4. Коэффициент полноты категории «Настенные светильники»:

Кп2015 = 25/30*100%=83,3%

Кп2016 = 28/30*100%=93,3%

5. Коэффициент полноты категории «лампы»:

Кп2015 = 14/15*100%=93%

Кп2016 = 13/15*100%=86%

6. Коэффициент полноты категории «настольные лампы»:

Кп2015 = 9/10*100%=90%

Кп2016 = 10/10*100%=100%

7. Коэффициент полноты категории «Торшеры»:

Кп2015 = 6/8*100%=75%

Кп2016 = 7/8*100%=87,5%

8. Коэффициент полноты категории товаров «Изделия скрытого монтажа»: