Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятия
1.1 Сущность и роль управления товарным ассортиментом на предприятии
1.2 Особенности формирования и управления товарным ассортиментом на торговом предприятии
Глава 2. Анализ процесса формирования товарного ассортиментом на торговом предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные показатели деятельности предприятия
2.3. Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии
Введение
Современная рыночная экономика предопределила необходимость обеспечения и поддержания эффективного уровня конкурентоспособности предприятия. Одним из факторов, обеспечивающий конкурентоспособность выступает оптимально сформированный ассортимент товаров, предлагаемый потребителям. Особенно важно формирование эффективного ассортимента для торговых предприятий, что обусловлено тем, что они не производят сам товар и их задача как можно эффективное реализовать тот или иной товар. Это обусловлено тем фактом, что торговое предприятие с каждого рубля реализуемого товара получает определенную сумму дохода, и стремление максимизации прибыли, приводит к необходимости постоянного увеличения объемов товарооборота и правильно сформированный ассортимент может обеспечить выполнение данной задачи. С другой стороны именно умело подобранный ассортимент позволяет обеспечить удовлетворение потребностей покупателей. Как следствие ассортимент товаров должен быть востребован покупателями и обеспечивать получение максимальной прибыли от реализации товара. Таким образом, перед руководством торговых организаций (предприятий) возникает задача формирования оптимального торгового ассортимента, что может осуществляться в рамках управления ассортиментом. Поэтому вопросы формирования и управления торговым ассортиментом являются актуальными и важными для всех торговых предприятий. И здесь следует отметить, что для осуществления эффективного управления ассортиментом необходимо обладать навыками использования, как методов формирования, так и методов анализа современного ассортимента товаров.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов формирования управления ассортиментом товаров на торговом предприятии с целью улучшения его ассортимента (на примере ООО «Орион-К»).
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач работы:
- Определить сущности и роль управления товарным ассортиментом на предприятии;
- Выявить особенности управления товарным ассортиментом торгового предприятия;
- Сформировать экономико-организационную характеристику предприятия ООО «Орион-К»;
- Проанализировать товарный ассортимент на предприятии;
- Рассмотреть особенности процесса управления и формирования товарного ассортимента на данном предприятии;
Объектом исследования в работе выступает ООО «Орион-К», осуществляющее розничную продажу светотехнических изделий.
Предметом изучения в работе выступает ассортимент товаров ООО «Орион-К».
Методы исследования использованные для написания работы включали: комплексный системный подход, сравнительный анализ, структурный анализ, SWOT-анализ, АВС и XYZ-анализ, матрица Бостонской Консалтинговой Группы (BCG), синтез и др.
Эмпирическая основа работы включает маркетинговые и статистические данные ООО «Орион-К», а также данные управленческой отчетности за 2014-2016 года.
Исходя из целей и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятия
1.1 Сущность и роль управления товарным ассортиментом на предприятии
Для многих современных предприятий основным критерием успешной деятельности становятся продажи. Устойчивого роста продаж добиваются те организации, которые обладают эффективной товарной политикой. Важная роль при разработке и реализации товарной политики организации уделяется управлению ассортиментом.
Ассортимент является звеном, которое связывает предприятие с рынком, являясь неким средством удовлетворения существующей потребности. Понятие ассортимента в современной литературе раскрывается в различных аспектах. Например, в работе С.В. Карповой понятие «ассортимент» сформулировано следующим образом: «Ассортимент является набором различных сортов и видов товара в каком-либо торговом учреждении либо набором изделий на производственной организации»[1].
Т.Ю. Кутузова определяет значение слова ассортимент как, перечень продаваемых товаров в магазине, составляемых по сортам, типам, видам, размерам и торговым маркам[2].
Б.А. Соловьев определяет ассортимент как набор товаров, которые объединены по какому-то одному или нескольким признакам[3]. Н.А. Юрова характеризует ассортимент как отражение межотраслевых и отраслевых пропорций, которые находятся в составе товарного предложения[4].
Сущность ассортимента находит отражение в его классификации. Основные критерии классификации и виды ассортимента, выделяемые по данным критериям, представлены на рисунке 1. Из данного рисунка видно, что классификация ассортимента может осуществлять по критериям, характеризующим отдельные товарные характеристики, особенности их реализации, а также потребительские предпочтения.
Виды ассортимента
Местонахождение товаров
Широта охвата
Степень удовлетворения потребностей
Промышлен
ный
торговый
Ассортимент услуг
простой
сложный
развернутый
смешанный
Рациональ
ный
оптимальный
По состоянию на конкретный момент времени
реальный
Прогнозируе
мый
Характер потребностей
основной
Сопутствую
щий
структура
групповой
внутригрупповой
видовой
Внутривидо
вой
Рисунок 1. Классификация ассортимента
Ассортимент продукции предприятия характеризуется рядом базовых характеристик, основными из которых являются его широта, глубина, полнота и устойчивость. Под широтой ассортимента понимают количество товарных групп включенных в ассортимент того или иного торгового предприятия. При этом различают действительную широту и базовую. Действительная широта ассортимента – это фактическое количество товарных групп, подгрупп и категорий, находящихся в наличие в магазине. Базовая широта – это исходная ширина ассортимента, принятая за основу в том или ином магазине.
Глубина ассортимента – это количество товарных подгрупп и категорий, которые входят в одну товарную группу и нацелены на удовлетворение однородных потребностей.
Что касается полноты, то данная характеристика означает соответствие фактического наличия видов товаров, разработанному ассортиментному перечню, существующему спросу.
Устойчивость (стабильность) ассортимента характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже.
Таким образом, ассортимент представляет собой систему, в которой можно выделить отдельные элементы, представляющие собой объединяемые одним частным признаком группировки, между которыми существуют определенные связи.
Взаимосвязь между отдельными элементами ассортимента обеспечивается посредством управления им. По определению Дмитриченко М.И., Зыбиан О.С., Киятова А.Л. управление ассортиментом товара представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение запросов потребителей к товарам, определяемых платежеспособностью, социально - экономическими условиями, культурными традициями, правовыми характеристиками окружающей среды[5].
Наумов В.Н. определяет товарный ассортимент как разработку и применение мер, направленных на формирование оптимальной структуры ассортимента товаров, которые наиболее полно соответствуют потребностям покупателей.[6]
Таким образом, можно говорить о том, что сущность управления ассортиментом заключается в формировании и развитии ассортимента товаров, соответствующе конъюнктуре рынка и стратегическим целям предприятия.
Как любой управленческий процесс управление ассортиментом товаров должно базироваться на определенных принципах. К таким принципам можно отнести:
1. Системность. Данный принцип предполагает, что все функции управления ассортиментом рассматриваются во взаимосвязи;
2. Комплексность. Данный принцип определяет необходимость учета факторов, которые могут оказывать влияние на процесс управления ассортиментом;
3. Эффективность. Данный принцип предполагает, что формирование конкурентоспособного ассортимента будет достаточно экономным;
4. Гибкость и динамизм. Данный принцип определяет что управление ассортиментом, обеспечит оперативность в реагировании на меняющуюся конъюнктуру рынка, а также экономико-политическую обстановку в стране;
5. Научность. Принцип определяет, что управленческие решения в отношении ассортимента должны быть основаны на объективной, полной и достоверной информации о состоянии и перспективах развития потребности, с одной стороны, и возможностях по ее удовлетворению, с другой стороны.
В управлении ассортиментом предприятия можно выделить также четыре основные функции управления: планирование ассортимента, организация ассортимента, координация ассортимента и его контроль. На рисунке 2 представлены функции управления ассортиментом.
Рисунок 2. Функции управления ассортиментом предприятия[7]
Анализируя суть данных функций можно отметить, что например планирование ассортимента предполагает разработку плана действий по формированию ассортимента, которые базируются на изучении рынка и имеющихся ресурсов предприятия и частности торгового предприятия.
Функция организации ассортимента определяет распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.
Функция координации ассортимента предполагает обеспеченность согласованности принципов управления ассортиментом в соответствии с целями предприятия.
Еще одной функцией управления ассортимента является контроль ассортимента. Данная функция предполагает, что управление ассортиментом должно включать систематический контроль как за формированием и анализом ассортимента, а также работой по диагностике и оценке разработки и реализации ассортиментных стратегий.
Управление ассортиментом в организации реализуется в рамках общей маркетинговой системы. При осуществлении такого управления необходимо учитывать влияние целого ряда факторов. Эти факторы можно объединить в две группы: общие и специфические.
К общим факторам отнесем покупательский спрос и производство товаров, т.к. они не зависят от конкретных условий работы предприятия. Общие факторы оказывают большое влияние на формирование товарного ассортимента.
К специфическим факторам относятся ассортиментный профиль предприятия, зона его деятельности (например, наличие предприятий - конкурентов) и состояние его материально-технической базы (техническая оснащенность, транспортные условия и т.п.). Эти факторы отражают конкретные условия работы предприятия и, также как и общие, влияют на построение товарного ассортимента. Схематично факторы представлены в приложении 2.
Несмотря на многообразие перечисленных выше факторов, основное влияние на товарный ассортимент оказывают спрос на товары и его цена. Учитывать фактор потребительского спроса необходимо для того, чтобы во-первых, обеспечить его максимальное удовлетворение, а во-вторых, создать условия для его расширения.
Еще одним важным фактором в формировании ассортимента является цена на товар. Это связано с тем, что покупатель заранее ставит себе максимальную планку цены, по которой он сможет приобрести товар. Таким образом, обеспечение правильного сочетания товара с ценой является одним из основных критериев рационального формирования ассортимента.
Из всего сказанного выше следует, что управление ассортиментом выполняет важную роль в деятельности предприятия. Управление ассортиментом обеспечивает оптимальное сочетание между различными товарными группами с точки зрения расходов организации, что положительно влияет на ее прибыль. Управление товарным ассортиментом позволяет в максимальной степени удовлетворить потребности покупателей, обеспечить рациональное сочетание цены и качества товаров. Это является необходимым условием формирования конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций фирмы, что имеет особое значение в первую очередь на рынке потребительских товаров, где конкуренция является наиболее интенсивной.