Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятия
1.1 Сущность и роль управления товарным ассортиментом на предприятии
1.2 Особенности формирования и управления товарным ассортиментом на торговом предприятии
Глава 2. Анализ процесса формирования товарного ассортиментом на торговом предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные показатели деятельности предприятия
2.3. Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии
Глава 2. Анализ процесса формирования товарного ассортиментом на торговом предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия
ООО «Орион-К» является одним из предприятий реализующих светотехнических и электроустановочных изделий. Юридический адрес предприятия: Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная 302. Предприятие осуществляет свою деятельность на рынке продаж осветительных приборов уже 12 лет.
Учредителем предприятия является физическое лицо, а именно Сухоруков Н.А. Уставный капитал предприятия на конец 2016 года составил 10000 рублей. Основным документом, на основе которого осуществляет свою деятельность общество с ограниченной ответственностью – это учредительный Устав предприятия. Компания была основана в 2005 году.
В ассортименте магазина представлено большое число как светотехнических, так и электроустановочных изделий. При этом следует отметить, что в магазине представлено более 500 различных товаров. Так в ассортименте магазина можно видеть светильники различного назначения, лампы, розетки, выключатели, элитные люстры зарубежного производства. Вся продукция предприятия прошла сертификацию и поэтому ООО «Орион-К» реализует только качественную и разнообразную продукцию на любой вкус.
Следует отметить, что предприятие реализует продукцию, как в розницу, так и мелким оптом, таким образом, ООО является торговой организацией. При этом ассортимент предприятия систематически пополняется в соответствии с потребностями покупателей. Поэтому одной из задач управления продажами является изучение спроса, конъюнктуры рынка, с целью прогнозирования спроса и пополнения ассортимента продукции на складе. В результате цель предприятия обеспечить представленность наиболее востребованных товаров по наиболее интересным ценам для покупателей.
Организационная структура управления предприятия отражает принцип линейно-функционального управления. Высшим органом управления ООО «Орион-К» выступает генеральный директор, в подчинении которого находятся управляющий магазина, финансовый директор, начальник складского хозяйства, начальник маркетингового отдела и специалист по персоналу. Основными функциями генерального директора являются общее как стратегическое, так и оперативное управление обществом с ограниченной ответственностью. Кроме того, в должностные обязанности генерального директора включена функция контроля за работой всех структурных подразделений. В обязанности генерального директора входит необходимость разработки стратегических целей и планов, обеспечение предприятия всеми необходимыми ресурсами, а также поддержание порядка и работоспособности предприятия в целом.
На рисунке 4 отражена более подробно организационная структура предприятия ООО «Орион-К».
Рисунок 4. Организационная структура ООО «Орион-К»
В подчинении управляющего магазином находятся все работники торгового зала, а именно кассиры, продавцы консультанты. Торговый персонал предприятия составляет 12 человек. Финансовый директор выполняет функции управления финансовыми потоками предприятия и в его подчинении находятся работники бухгалтерии (2 человека). Начальник склада осуществляет учет и контроль за складскими запасами предприятия и в его подчинении 2 работника склада, 3 грузчика и 2 водителя Начальник отдела маркетинга осуществляет разработку маркетинговой политики и обеспечивает проведение маркетинговых исследований и осуществляет контроль за выполнением маркетинговой стратегии предприятия. В его распоряжении находится 2 специалиста по маркетингу.
В силу того, что данная работа посвящена управлению ассортиментом, особо следует отметить основные задачи отдела маркетинга. Так к основным задачам данного отдела относятся:
- мониторинг цен основных конкурентов предприятия;
- оценка конкурентоспособности товаров, реализуемых предприятием;
- определение и анализ предпочтений потребителей;
- разработка и исполнение плана маркетинговых мероприятий;
- формирование бюджета маркетинговых кампаний;
- разработка стимулирующих продажи товаров мероприятий, нацеленных на продвижение товарных категорий и увеличение товарооборота;
- изучение конъюнктуры рынка и прогнозирование продаж.
Контроль за выполнением задач в рамках маркетинговой деятельности лежит на генеральном директоре, который оценивает эффективность выполнения маркетинговых планов в рамках действующей маркетинговой и рыночной стратегии предприятия.
Немаловажное значение имеют и функции продавцов–консультантов, которые заключаются в организации и расположении товаров, отслеживании полноты представленного в торговом зале ассортимента. Однако наиболее важной функцией продавцов-консультантов является предоставление консультаций клиентам, как о технических характеристиках товаров, так и их преимуществах.
На предприятии работает в настоящее время 29 человек. При этом, следует отметить, что наибольший удельный вес в структуре персонала приходится на торговый персонал (41,37%). Необходимо отметить, что коллектив предприятия достаточно стабилен и постоянен. В 2016 году всего 1 человек уволился по собственному желанию, в соответствии, с чем коэффициент текучести кадров в 2016 году составлял 3,44%. В 2015 году коэффициент текучести составлял 0%.
На предприятии используется повременно-премиальная система заработной платы работников. Таким образом, для каждой должности в штатном расписании определяется оклад в месяц. При этом заработная плата работников зависит от отработанного времени. Кроме того, следует отметить, что у работников есть план продаж, по итогам выполнения которого может выплачиваться премия за перевыполнение плана.
Анализ среднемесячной заработной платы одного работника представлен на графике рисунка 5.
Рисунок 5. Динамика средней заработной платы одного работника ООО «Орион-К»
Как видно по данным рисунка 5 среднемесячная заработная плата работника отражает динамику роста с 12640 рублей в 2014 году до 13130 тыс. рублей в 2016 году. Динамика заработной платы отражает положительные изменения, однако темпы роста заработной платы незначительны.
2.2. Основные показатели деятельности предприятия
Целью деятельности предприятия как любой коммерческой организации является извлечение прибыли от осуществляемой деятельности. При этом, стоит отметить, что прибыль предприятия формируется от основной деятельности, а именно от выручки от продаж, которая уменьшается на сумму расходов, понесенных в ходе текущей деятельности предприятия.
Динамика выручки от продаж товаров магазина представлена на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика выручки от продаж ООО «Орион-К»
Как видно по данным рисунка 6, выручка от продаж товаров, представленных в магазине, отражает неустойчивую динамику. Так в 2014 году выручка от продаж составляла 35593 тыс. рублей, однако в 2015 году было отмечено сокращение выручки до 32427 тыс. рублей. В 2016 году выручка от продаж выросла с 32427 тыс. рублей до 37157 тыс. рублей. Таким образом, в 2016 году была отмечена положительная динамика
Однако анализ выручки является недостаточным для формирования оценки деятельности предприятия, так как помимо дохода у предприятия формируются и возникают различные расходы. Так например, расходы предприятия включают: расходы на закупку товаров, расходы на оплату труда, выплаты на социальные нужды (пенсионный фонд, фонд медицинского страхования), амортизация основных средств и прочие расходы связанные с маркетингом и рекламой магазина и его товаров, а также другие расходы.
Таким образом, для оценки результативности деятельности предприятия определяется финансовый результат, а именно прибыль (убыток) от основной и прочей деятельности предприятия.
На рисунке 7 представлена динамика показателей финансового результата деятельности предприятия за 2014-2016 года.
Так результатом основной деятельности, а именно торговли осветительными приборами является прибыль от продаж, которая также как и выручка имела разнонаправленную динамику.
Рисунок 7. Динамика финансовых результатов деятельности ООО «Орион-К»
Так в 2015 году прибыль от продаж сократилась с 10678 тыс. рублей до 9076 тыс. рублей, что является негативной динамикой. Однако в 2016 году динамика прибыли от продаж изменилась, и прибыль от продаж выросла до 11890 тыс. рублей, что положительно расценивается с точки зрения результативности.
Чистая прибыль предприятия – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Чистая прибыль в 2015 году сократилась с 8456 тыс. рублей до 7802 тыс. рублей, а в 2016 году чистая прибыль выросла до 9535 тыс. рублей.
Эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия характеризуется показателями рентабельности. Значения основных показателей рентабельности продаж показана в таблице 1
Таблица 1
Показатели рентабельности ООО «Орион – К»
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
Абсолютное отклонение |
|
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % |
2,02 |
1,59 |
2,96 |
-0,43 |
1,37 |
Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения, % |
0,36 |
0,66 |
1,74 |
0,3 |
1,08 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % |
0,22 |
0,41 |
1,32 |
0,19 |
0,91 |
Рентабельность активов, % |
0,46 |
1,13 |
3,96 |
0,67 |
2,83 |
Рентабельность собственного капитала, % |
1,29 |
3,59 |
13,13 |
2,3 |
9,54 |
Рентабельность заемного капитала,% |
0,72 |
1,66 |
5,69 |
0,94 |
4,03 |
Из таблицы видно, что динамика основных показателей рентабельности ООО «Орион - К» в 2014 – 2016 гг. изменялась. Так, в 2015 г. было выявлено снижение рентабельности продаж по прибыли от продаж на 0,43 процентных пункта. В 2016 г. все показатели рентабельности продаж увеличились. Так, прирост рентабельности продаж составил 1,37 процентных пункта. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения увеличилась с 0,66% до 1,74%. Динамика рентабельности продаж по чистой прибыли указывает на то, что чистая прибыль на 1 рубль продаж в сравнении с 2015 г. увеличилась на 0,91 коп. и составила 1,32 коп.
Динамика рентабельности активов в 2015 – 2016 гг. была положительной, что свидетельствует о росте чистой прибыли в расчете на 1 рубль активов предприятия. Так, если в 2014 г. на 1 рубль активов, находящихся в распоряжении предприятия, было получено 0,46 коп. чистой прибыли, то в 2016 г. данный показатель увеличился до 3,96 коп.
Как рентабельность собственного, так и рентабельность заемного капитала на предприятии увеличилась, при этом наиболее высокий прирост показателей наблюдается в 2016 г. Рентабельность собственного капитала в данном периоде увеличилась на 9,54 процентных пункта, а рентабельность заемного капитала выросла на 4,03 процентных пункта. При этом положительной оценки заслуживает тот факт, что рентабельность собственного капитала на протяжении трех анализируемых лет превышала рентабельность заемного капитала, что свидетельствует о стремлении предприятия в максимальной степени удовлетворить интересы собственников.
Значения коэффициентов ликвидности ООО «Орион - К» представлены в таблице 2
Таблица 2
Коэффициенты ликвидности ООО «Орион - К»
Показатель |
31.12. 2014 г. |
31.12. 2015 г. |
31.12. 2016 г. |
Абсолютное отклонение |
|
2015/ 2014 |
2016/ 2015 |
||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,2 |
0,12 |
0,15 |
-0,8 |
0,03 |
Коэффициент быстрой ликвидности |
0,64 |
0,81 |
1,07 |
0,17 |
0,26 |
Коэффициент текущей ликвидности |
1,17 |
1,28 |
1,39 |
0,11 |
0,11 |
Из таблицы 2 видно, что динамика коэффициентов ликвидности была различной. Так, в отношении коэффициентов текущей и быстрой ликвидности была выявлена устойчивая тенденция роста, в то время как коэффициент абсолютной ликвидности, напротив, снижался. Анализ коэффициентов ликвидности должен проводиться не только в динамике, но и в сравнении с оптимальными значениями показателей, установленными в теории и практике финансового анализа. Они составляют:
- по коэффициенту абсолютной ликвидности ≥2
- по коэффициенту быстрой ликвидности 0,8-1
- по коэффициенту абсолютной ликвидности ≥0,2
При анализе ликвидности также необходимо учитывать среднеотраслевые значения показателей. Для торговых предприятий, характеризующихся более высоким оборотом по сравнению с предприятиями других сфер деятельности, среднеотраслевое значение для коэффициента текущей ликвидности составляет 1,1 – 1,6.