Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 12

Экспертная оценка внутренней и внешней среды для ООО «Орион-К»

Фактор

Оценка экспертов

1

2

3

4

Средний балл

Широта ассортимента и наличие популярных товаров

4

3

4

4

3,75

Представленность известных брендов и производителей

2

3

3

4

3,0

Цены и наличие специальных ценовых акций на товары

3

4

3

3

3,25

Удобство расположения для целевого покупателя и география продаж

4

4

5

4

4,25

Легкость навигации среди ассортимента в магазине

4

5

5

5

4,75

Внешний вид магазина

4

4

5

3

4,0

Внутреннее устройство магазина (дизайн интерьера, размер торгового зала, чистота, качество выкладки товаров в магазине)

3

4

3

4

3,5

Комфортность перемещения покупателей по магазину в том числе с детьми

2

3

2

4

2,75

Наличие возможности заказа через интернет, по телефону

3

4

3

4

3,5

Наличие программ лояльности для постоянных покупателей

5

5

4

5

4,75

Квалификация персонала и скорость обслуживания

3

3

4

5

3,75

Гарантия товара и послепродажный сервис

5

5

4

5

4,75

Наличие программ для управления запасами

3

2

3

4

3

Реклама

5

5

4

3

4,25

Знание торговой марки предприятия и положительный имидж предприятия в сознании потребителя

5

3

4

4

4,0

Оценка критериев, представленных в таблице 12, позволяет не только определить сильные и слабые стороны предприятия, но и сравнить наличие и состояние данных критериев с конкурентами. Для этого составим сравнительную таблицу 13.


Таблица 13

Оценка сильных и слабых сторон ООО «Орион-К»

Факторы

Сила

Слабость

Уровень конкурентов

Комментарии

Широта ассортимента

Х

Наличие популярных товаров

Х

Низкий уровень работы с ассортиментом и отсутствие наиболее популярных товаров

Представленность известных брендов

Х

Недостаточное количество известных брендов

Цены

Х

На уровне конкурентов

Наличие акций для покупателей

Х

Отсутствуют акции для покупателей

Удобство расположения магазина

Х

Расположен в центре города

Интернет-магазин

Х

Есть сайт предприятия, однако нет функции заказа товара по интернету

Легкость навигации

Х

У конкурентов более удобное для покупателей

Внешний вид магазина

Х

Особых отличий от конкурентов нет

Внутренняя обстановка

Х

Особых отличий от конкурентов нет

Программы лояльности для постоянных клиентов

Х

Самые выгодные предложения по картам лояльности постоянного покупателя

Персонал

Х

На конкурентном уровне, не хуже и не значимо лучше конкурентов

Гарантия и послепродажный сервис

Х

Возврат любого купленного товара в течение 14 дней

Реклама

Х

Отсутствие рекламной поддержки на фоне конкурентов и недостаточность ресурсов для крупномасштабной рекламы

Знание торговой марки и имидж предприятия

Х

Более 10 лет на рынке и положительный имидж у потребителя

Основные возможности роста для компании:

- новые потребители на новых рынках и географическая экспансия: новые рынки сбыта (оптовые продажи), новые регионы продаж (Краснодарский край, Ростовская область) охват новых видов товарных категорий или услуг;

- новые потребители на существующих рынках: охват новых покупателей, на которые в настоящий момент компания не смогла выйти (крупные клиенты);


- удовлетворение новой потребности потребителя за счет расширения ассортиментной группы;

-выход крупных игроков с рынка и прочее улучшение конкурентной среды для компании;

-выход на интернет-аудиторию (как один из способов привлечения новых покупателей);

- увеличение объема покупки на покупателя (с помощью акций, спецпредложений, активных продаж);

- введение программ, позволяющих снизить затраты компании (поиск и отслеживание способов снижения стоимости аренды, стоимости затрат на хранение товара, на ведение бухгалтерии, на персонал и прочие организационные расходы).

Возможные угрозы для продаж и роста прибыли бизнеса:

- ужесточение регулирования со стороны государства и введение правовых норм, повышающих затраты на существование в отрасли;

- рост затрат на реализацию и поддержку товара, превышающий возможное повышение цен;

- снижение дохода у целевой аудитории, как следствие экономического спада или нестабильности в экономике;

- увеличение затрат на арендную плату и затрат на поддержку торговой марки в большем размере, чем потенциальный рост продаж;

- в настоящее время на компанию «Орион-К» влияет изменение курса доллара, так как он напрямую влияет на закупочную стоимость у поставщиков;

- негативное влияние может оказать рост уровня безработицы в регионе;

- появление конкурентов, продающих сопоставимый товар или более дешевые товары-заменители.

Обобщим все выявленные факторы и сведем их в матрицу SWOT-анализа и представим ее в приложении.4

Управление ассортиментом на предприятии предполагает, что ассортимент формируется для удовлетворения нужд целевой аудитории потребительского рынка.Таким образом, целевая аудитория предприятия «Орион-К» включает людей как мужского, так и женского пола в возрасте от 30 до 50 лет со средним уровнем достатка независимо от образования, рода занятий, национальности, религиозных убеждений, проживающих в г. Краснодар и ближайших населенных пунктах. Маркетологи предприятия проводится еженедельный мониторинг появления на рынке самых дешевых и качественных товаров-субститутов.

Управление ассортиментом включает не только изучение спроса и формирование профиля потребителя, но и проведение стратегического анализа ассортимента. Так в частности используем ABCиXYZ-анализ для оценки ассортиментной политики предприятия. Кроме того, оценим, как сформированный ассортимент соответствует жизненному циклу товаров, реализуемых предприятием.


Оптимальная структура товарного ассортимента должна учитывать фазу жизненного цикла товаров с точки зрения темпов роста объема их продаж, на данном рынке и долю объемов продаж этих товаров по отношению к доле конкурента. Для такого анализа иногда привлекается матрица Бостонской Консалтинговой Группы.

Единицей анализа выступает «категория товара», характерными параметрами данной единицы является удельный вес товарной категории в объеме сбыта и удельный вес товарной категории в темпе изменения объемов сбыта (по линейному тренду). Ассортиментный анализ проводится путем размещения товара в одну из четырех полей матрицы.

Для более наглядного анализа ассортимента товаров в таблице 16 приведена характеристика ассортимента по жизненному циклу, а также по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы.

Таблица 14

Анализ ассортимента товаров с кривой жизненного цикла и матрицы BCG

Наименование товарной категории

Уд.вес в 2016 г., %

Темп прироста 2016г. / 2015г., %

Характеристика доли ассорт. позиции (> или <средней)

Ассортиментная позиция

ЖЦТ

BCG

1.Точечные светильники

17,13

25,68

>

рост

звезда

2.Торшеры

6,92

8,35

<

зрелость

собака

3.Люстры

24,03

14,53

>

рост

звезда

4.Потолочные светильники

16,0

14,64

>

рост

звезда

5.Настенные светильники

9,12

-1,19

>

зрелость

дойная корова

6. Источники света (лампы)

6,05

-2,2

<

зрелость

собака

7.Настольные лампы

6,08

64,87

<

рост

вопрос

8. Изделия из скрытого монтажа

8,01

26,64

<

рост

вопрос

9.Аксессуары для электроустановочных изделий

4,41

16,13

<

рост

вопрос

10.Изделия для наружного монтажа

2,25

-27,14

<

спад

собака

Итого товаров

100

14,59


Из данных таблицы 14 видно, что ассортиментными категориями, имеющие преимущество по объемам продаж (звезда по матрице BCG и рост по кривой ЖЦТ), являются: точечные светильники, люстры, потолочные светильники. Наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице BCG и спад по кривой ЖЦТ) являются изделия для наружного монтажа.

В таблице 15 представлен краткий план работы с товарными категориями по матрице BCG.

Таблица 15

Краткий план работы с группами матрицы BCG

«Вопрос»

«Звезды»

Существующие товарные категории № 7,9,8 развивать по схеме: создание конкурентных преимуществ – рост дистрибуции – поддержка

Товарные категории № 1,3,4 – рыночные лидеры. Необходимо постоянно финансировать данные категории для поддержания высокой доли на рынке

«Собака»

«Дойная корова»

Компания должна решить, что делать с категориями товаров № 2,6,10 (убрать из ассортимента или попробовать перевести в категорию «дойная корова» - тогда необходимы программы по репозиционированию или улучшению товара)

Сделать основной акцент на поддержку товарной категории №5 – обеспечивает основную долю продаж. Цель – удержать положение

Компания осуществляет ежедневный контроль за наличием товаров и соблюдением обязательного ассортиментного перечня. Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются наименование товаров и краткая характеристика единицы измерения, количество товара, остаток единиц товара на предприятии, отметка базы об исполнении заявки.

Важной задачей является упорядочение ассортимента. Для этого применяют разные методы, например, ABC-анализ. Рассмотрим особенности использования данного анализа в отношении ассортимента ООО«Орион-К». Данные для анализа представлены в таблице 16.

Как показал анализ, две группы товаров формируют 80% всей маржинальной прибыли компании. Именно эти категории являются ключевыми для финансового результата и поэтому требуют наиболее пристального внимания.

Таблица 16

АВС-анализ ассортимента ООО«Орион-К»

Наименование товарной группы

Выручка, 2016 г., тыс. руб.

Удельный вес, 2016, %

Удельный вес нарастающим итогом, 2016, %

Принадлежность к группе (A, B, C)

3. Люстры

8924,2

24,03

24,03

A

1. Точечные светильники

6363,8

17,13

41,16

A

4. Потолочные светильники

5946,9

16,0

57,16

А

5. Настенные светильники

3390,3

9,12

66,28

B

8. Изделия для скрытого монтажа

2976,9

8,01

74,29

B

2. Торшеры

2571,6

6,92

81,21

С

7. Настольные лампы

2260,7

6,08

87,29

С

6. Источники света (лампы)

2247,8

6,05

93,34

С

9. Аксессуары для электроустановочных изделий

1637,5

4,41

97,75

C

10. Изделия для наружного монтажа

837,27

2,25

100,00

C