Файл: Анализ структуры торгового ассортимента (на примере торгового предприятия ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления товарным ассортиментом на предприятия
1.1 Сущность и роль управления товарным ассортиментом на предприятии
1.2 Особенности формирования и управления товарным ассортиментом на торговом предприятии
Глава 2. Анализ процесса формирования товарного ассортиментом на торговом предприятии
2.1. Общая характеристика предприятия
2.2. Основные показатели деятельности предприятия
2.3. Процесс формирования товарного ассортимента на предприятии
Таблица 12
Экспертная оценка внутренней и внешней среды для ООО «Орион-К»
Фактор |
Оценка экспертов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Средний балл |
|
Широта ассортимента и наличие популярных товаров |
4 |
3 |
4 |
4 |
3,75 |
Представленность известных брендов и производителей |
2 |
3 |
3 |
4 |
3,0 |
Цены и наличие специальных ценовых акций на товары |
3 |
4 |
3 |
3 |
3,25 |
Удобство расположения для целевого покупателя и география продаж |
4 |
4 |
5 |
4 |
4,25 |
Легкость навигации среди ассортимента в магазине |
4 |
5 |
5 |
5 |
4,75 |
Внешний вид магазина |
4 |
4 |
5 |
3 |
4,0 |
Внутреннее устройство магазина (дизайн интерьера, размер торгового зала, чистота, качество выкладки товаров в магазине) |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,5 |
Комфортность перемещения покупателей по магазину в том числе с детьми |
2 |
3 |
2 |
4 |
2,75 |
Наличие возможности заказа через интернет, по телефону |
3 |
4 |
3 |
4 |
3,5 |
Наличие программ лояльности для постоянных покупателей |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
Квалификация персонала и скорость обслуживания |
3 |
3 |
4 |
5 |
3,75 |
Гарантия товара и послепродажный сервис |
5 |
5 |
4 |
5 |
4,75 |
Наличие программ для управления запасами |
3 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Реклама |
5 |
5 |
4 |
3 |
4,25 |
Знание торговой марки предприятия и положительный имидж предприятия в сознании потребителя |
5 |
3 |
4 |
4 |
4,0 |
Оценка критериев, представленных в таблице 12, позволяет не только определить сильные и слабые стороны предприятия, но и сравнить наличие и состояние данных критериев с конкурентами. Для этого составим сравнительную таблицу 13.
Таблица 13
Оценка сильных и слабых сторон ООО «Орион-К»
Факторы |
Сила |
Слабость |
Уровень конкурентов |
Комментарии |
Широта ассортимента |
Х |
|||
Наличие популярных товаров |
Х |
Низкий уровень работы с ассортиментом и отсутствие наиболее популярных товаров |
||
Представленность известных брендов |
Х |
Недостаточное количество известных брендов |
||
Цены |
Х |
На уровне конкурентов |
||
Наличие акций для покупателей |
Х |
Отсутствуют акции для покупателей |
||
Удобство расположения магазина |
Х |
Расположен в центре города |
||
Интернет-магазин |
Х |
Есть сайт предприятия, однако нет функции заказа товара по интернету |
||
Легкость навигации |
Х |
У конкурентов более удобное для покупателей |
||
Внешний вид магазина |
Х |
Особых отличий от конкурентов нет |
||
Внутренняя обстановка |
Х |
Особых отличий от конкурентов нет |
||
Программы лояльности для постоянных клиентов |
Х |
Самые выгодные предложения по картам лояльности постоянного покупателя |
||
Персонал |
Х |
На конкурентном уровне, не хуже и не значимо лучше конкурентов |
||
Гарантия и послепродажный сервис |
Х |
Возврат любого купленного товара в течение 14 дней |
||
Реклама |
Х |
Отсутствие рекламной поддержки на фоне конкурентов и недостаточность ресурсов для крупномасштабной рекламы |
||
Знание торговой марки и имидж предприятия |
Х |
Более 10 лет на рынке и положительный имидж у потребителя |
Основные возможности роста для компании:
- новые потребители на новых рынках и географическая экспансия: новые рынки сбыта (оптовые продажи), новые регионы продаж (Краснодарский край, Ростовская область) охват новых видов товарных категорий или услуг;
- новые потребители на существующих рынках: охват новых покупателей, на которые в настоящий момент компания не смогла выйти (крупные клиенты);
- удовлетворение новой потребности потребителя за счет расширения ассортиментной группы;
-выход крупных игроков с рынка и прочее улучшение конкурентной среды для компании;
-выход на интернет-аудиторию (как один из способов привлечения новых покупателей);
- увеличение объема покупки на покупателя (с помощью акций, спецпредложений, активных продаж);
- введение программ, позволяющих снизить затраты компании (поиск и отслеживание способов снижения стоимости аренды, стоимости затрат на хранение товара, на ведение бухгалтерии, на персонал и прочие организационные расходы).
Возможные угрозы для продаж и роста прибыли бизнеса:
- ужесточение регулирования со стороны государства и введение правовых норм, повышающих затраты на существование в отрасли;
- рост затрат на реализацию и поддержку товара, превышающий возможное повышение цен;
- снижение дохода у целевой аудитории, как следствие экономического спада или нестабильности в экономике;
- увеличение затрат на арендную плату и затрат на поддержку торговой марки в большем размере, чем потенциальный рост продаж;
- в настоящее время на компанию «Орион-К» влияет изменение курса доллара, так как он напрямую влияет на закупочную стоимость у поставщиков;
- негативное влияние может оказать рост уровня безработицы в регионе;
- появление конкурентов, продающих сопоставимый товар или более дешевые товары-заменители.
Обобщим все выявленные факторы и сведем их в матрицу SWOT-анализа и представим ее в приложении.4
Управление ассортиментом на предприятии предполагает, что ассортимент формируется для удовлетворения нужд целевой аудитории потребительского рынка.Таким образом, целевая аудитория предприятия «Орион-К» включает людей как мужского, так и женского пола в возрасте от 30 до 50 лет со средним уровнем достатка независимо от образования, рода занятий, национальности, религиозных убеждений, проживающих в г. Краснодар и ближайших населенных пунктах. Маркетологи предприятия проводится еженедельный мониторинг появления на рынке самых дешевых и качественных товаров-субститутов.
Управление ассортиментом включает не только изучение спроса и формирование профиля потребителя, но и проведение стратегического анализа ассортимента. Так в частности используем ABCиXYZ-анализ для оценки ассортиментной политики предприятия. Кроме того, оценим, как сформированный ассортимент соответствует жизненному циклу товаров, реализуемых предприятием.
Оптимальная структура товарного ассортимента должна учитывать фазу жизненного цикла товаров с точки зрения темпов роста объема их продаж, на данном рынке и долю объемов продаж этих товаров по отношению к доле конкурента. Для такого анализа иногда привлекается матрица Бостонской Консалтинговой Группы.
Единицей анализа выступает «категория товара», характерными параметрами данной единицы является удельный вес товарной категории в объеме сбыта и удельный вес товарной категории в темпе изменения объемов сбыта (по линейному тренду). Ассортиментный анализ проводится путем размещения товара в одну из четырех полей матрицы.
Для более наглядного анализа ассортимента товаров в таблице 16 приведена характеристика ассортимента по жизненному циклу, а также по секторам матрицы Бостонской консалтинговой группы.
Таблица 14
Анализ ассортимента товаров с кривой жизненного цикла и матрицы BCG
Наименование товарной категории |
Уд.вес в 2016 г., % |
Темп прироста 2016г. / 2015г., % |
Характеристика доли ассорт. позиции (> или <средней) |
Ассортиментная позиция |
|
ЖЦТ |
BCG |
||||
1.Точечные светильники |
17,13 |
25,68 |
> |
рост |
звезда |
2.Торшеры |
6,92 |
8,35 |
< |
зрелость |
собака |
3.Люстры |
24,03 |
14,53 |
> |
рост |
звезда |
4.Потолочные светильники |
16,0 |
14,64 |
> |
рост |
звезда |
5.Настенные светильники |
9,12 |
-1,19 |
> |
зрелость |
дойная корова |
6. Источники света (лампы) |
6,05 |
-2,2 |
< |
зрелость |
собака |
7.Настольные лампы |
6,08 |
64,87 |
< |
рост |
вопрос |
8. Изделия из скрытого монтажа |
8,01 |
26,64 |
< |
рост |
вопрос |
9.Аксессуары для электроустановочных изделий |
4,41 |
16,13 |
< |
рост |
вопрос |
10.Изделия для наружного монтажа |
2,25 |
-27,14 |
< |
спад |
собака |
Итого товаров |
100 |
14,59 |
Из данных таблицы 14 видно, что ассортиментными категориями, имеющие преимущество по объемам продаж (звезда по матрице BCG и рост по кривой ЖЦТ), являются: точечные светильники, люстры, потолочные светильники. Наиболее проблемными ассортиментными позициями (собака по матрице BCG и спад по кривой ЖЦТ) являются изделия для наружного монтажа.
В таблице 15 представлен краткий план работы с товарными категориями по матрице BCG.
Таблица 15
Краткий план работы с группами матрицы BCG
«Вопрос» |
«Звезды» |
Существующие товарные категории № 7,9,8 развивать по схеме: создание конкурентных преимуществ – рост дистрибуции – поддержка |
Товарные категории № 1,3,4 – рыночные лидеры. Необходимо постоянно финансировать данные категории для поддержания высокой доли на рынке |
«Собака» |
«Дойная корова» |
Компания должна решить, что делать с категориями товаров № 2,6,10 (убрать из ассортимента или попробовать перевести в категорию «дойная корова» - тогда необходимы программы по репозиционированию или улучшению товара) |
Сделать основной акцент на поддержку товарной категории №5 – обеспечивает основную долю продаж. Цель – удержать положение |
Компания осуществляет ежедневный контроль за наличием товаров и соблюдением обязательного ассортиментного перечня. Заявки составляются по установленной форме в двух экземплярах. В заявке указываются наименование товаров и краткая характеристика единицы измерения, количество товара, остаток единиц товара на предприятии, отметка базы об исполнении заявки.
Важной задачей является упорядочение ассортимента. Для этого применяют разные методы, например, ABC-анализ. Рассмотрим особенности использования данного анализа в отношении ассортимента ООО«Орион-К». Данные для анализа представлены в таблице 16.
Как показал анализ, две группы товаров формируют 80% всей маржинальной прибыли компании. Именно эти категории являются ключевыми для финансового результата и поэтому требуют наиболее пристального внимания.
Таблица 16
АВС-анализ ассортимента ООО«Орион-К»
Наименование товарной группы |
Выручка, 2016 г., тыс. руб. |
Удельный вес, 2016, % |
Удельный вес нарастающим итогом, 2016, % |
Принадлежность к группе (A, B, C) |
3. Люстры |
8924,2 |
24,03 |
24,03 |
A |
1. Точечные светильники |
6363,8 |
17,13 |
41,16 |
A |
4. Потолочные светильники |
5946,9 |
16,0 |
57,16 |
А |
5. Настенные светильники |
3390,3 |
9,12 |
66,28 |
B |
8. Изделия для скрытого монтажа |
2976,9 |
8,01 |
74,29 |
B |
2. Торшеры |
2571,6 |
6,92 |
81,21 |
С |
7. Настольные лампы |
2260,7 |
6,08 |
87,29 |
С |
6. Источники света (лампы) |
2247,8 |
6,05 |
93,34 |
С |
9. Аксессуары для электроустановочных изделий |
1637,5 |
4,41 |
97,75 |
C |
10. Изделия для наружного монтажа |
837,27 |
2,25 |
100,00 |
C |