Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Особенности работы персонала в условиях внедрения инноваций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выделим основные типы инновационных изменений в таблице 1.

Таблица 1

Типы инновационных изменений

Тип изменения

Характеристика

Перестройка организации

Кардинальные изменения организации, касающиеся изменения корпоративной культуры и миссии

Радикальное преобразование

Затрагивает этап реализации стратегии при отсутствии изменения отрасли, но при наличии многочисленных изменений. В результате чего возникает необходимость в изменении организационной структуры

Умеренное преобразование

Происходит при введении нового продукта в товарную номенклатуру, что ведет к изменению операционных процессов

Обычное изменение

Реализация преобразований в маркетинговой системе для сохранения потребительской лояльности

Таким образом, стратегические изменения охватывают четыре типа, для каждого из которого может разрабатываться своя стратегия реализации и, соответственно, своя стратегия управления сопротивлением персонала.

Человеческие ресурсы в современных условиях следует рассматривать с позиции новых качественных моментов, характерных для данного периода: во-первых, усложнилась взаимосвязь между факторами производства. Технические, организационные и экономические стороны производственной деятельности становятся все более зависимыми от человеческих (субъективного фактора), от сложившихся в трудовом коллективе отношений, которые могут как стимулировать, так и сдерживать инновационные процессы; во-вторых, система управления производством порой просто не готова к решению вопросов, связанных с возросшей изменчивостью социальных и производственных отношений людей. Так, например, в условиях современного производства консерватизм методов управления не позволяет разрешить противоречия между возросшим культурно-техническим и интеллектуальным уровнем работника и «не заинтересованностью» части персонала во внедрении нововведений.

На примерах из практики видно, что многие программы по введению новшеств не имели успеха из-за недостаточного учета руководством всех элементов внутренней и внешней среды организации. Если руководство предприятия хочет, чтобы оно успешно развивалось, то ему необходимо помнить о том, что жизненный цикл продукта не бесконечен, поэтому важно обеспечить волну новых идей и технологий со стороны работников, а также готовность заменять новые изделия еще более новыми, чтобы создать непрерывный инновационный процесс. Это в совокупности с использованием новых техники и технологии позволит держать первенство в конкурентной борьбе, основа которой находится не в области цен, а в области научно-технического соревнования. Использование самой современной техники и технологии также помогает снизить себестоимость продукции, одновременно повышая ее качество, что гарантирует успех на рынке.


На скорость распространения инновации влияет тот факт, насколько лучше и выгоднее будет новое изделие по сравнению с тем, что уже производится. Эта задача решается за счет появления новых изобретений, нововведений, предложений по улучшению изделий, а также за счет высокой квалификации и профессионализма работников [51].

Важное значение в таких функциях как создание нового качества, идеи по использованию нового изделия, управление внедрением инноваций в организации и будущее научно-техническое развитие, имеет человеческий фактор и инициативность.

Оценить эффективным ли был процесс обновления с помощью анализа прямых и косвенных, технических и экономических результатов, а также оценив изменения в поведении людей, которые участвовали в данном процессе. Ведь произведенные изменения в какой-то степени формируют людей, также как они формировали условия этих изменений.

Соотношение реальной и желаемой ситуации – это противоречие, которое создает в сознании человека потребность в инновациях. Обновление является нормальной человеческой потребностью естественной по своей мотивации. Оно начинается с установки на дальнейшее улучшение имеющейся ситуации. Из этого следует, что идеализирование достигнутого означает отрицание последующего развития, а, значит, инновации.

Осознание этого противоречия, которое является движущим, помогает разобраться в процессе внедрения инноваций и оценивать возникающие конфликты и критические ситуации. Под прямым и косвенным воздействием движущего противоречия формируются идеи. Полностью сформированной инновационную идею можно считать только в том случае, если в ней появится общественная ценность [63, 65].

Можно выделить следующие признаки мотивирующей организации труда:

1. Все действия должны быть осмысленными. Особенно важно это помнить тому, кто требует совершения каких-либо действия от других людей.

2. Действия сотрудников должны быть важными, значимыми для конкретных лиц, так как, в основном, люди получают удовольствие от труда, когда отвечают за свою работу, ощущают свою причастность к результатам работы.

3. Каждый сотрудник желает показать свои способности, чтобы доказать свою значимость, поэтому каждый сотрудник хочет принимать участие в решении тех вопросов, в которых он компетентен.

4. Каждый сотрудник или группа сотрудников пытается выразить себя в труде с целью доказать, что он может что-то сделать. Результат труда, по возможности, должен получить имя своего создателя.


5. У каждого сотрудника есть свой взгляд на усовершенствование своей работы и улучшение организации своего труда. Он стремится воплотить свои идеи в жизнь, не боясь ограничений и рассчитывая на то, что его предложения заинтересуют других.

6. Каждый работник должен ощущать, насколько важна его работа для общего успеха.

7. Каждый сотрудник должен выработать цели, достижение успеха в которых измеряется по уровню и срокам выполнения.

8. Успех должен быть признанным. Каждый, кто хорошо работает, по праву достоин морального и материального поощрения.

9. Если сотрудники получают все информацию легко, быстро и в доступной форме, то они ощущают свою высокую значимость в глазах руководства. Если доступ к информации затруднен или она приходит с опозданием, персонал ощущает себя приниженными.

10. Решения об изменениях, даже положительных, воспринимаются персоналом негативно, если приняты без учета их знаний и опыта.

11. Любому сотруднику важна информация о качестве его работы, чтобы он сам мог вносить поправки в свои действия. Она должна быть оперативной.

12. В каждой работе должна быть предоставлена максимальная возможность для самоконтроля. Видимый результат работы повышают интерес к ней.

13. Повышенные требования к работникам принимаются ими с большим желанием, чем пониженные. Они дают возможность к развитию, а людям чаще всего важно получить новые знания в процессе работы. Если работа чересчур проста и не дает возможностей для развития, то необходимо практиковать смену видов деятельности [23, 25].

14. Если полученный сотрудником результат приводит к тому, что его еще больше загружают и не компенсируют это материально, сотрудник обычно перестает проявлять инициативу.

15. Для проявления инициативы в организации производства и индивидуальной ответственности работников должно быть свободное пространство.

Рассмотрим способы анализа обстановки в коллективе и индивидуальных мотивов.

Чтобы оценить мотивацию работников, степень их активности и отношение к труду целесообразнее использовать групповой анализ удовлетворенности людей работой и аспектами социально-производственной ситуации. По каждому же конкретному сотруднику, учитывая сложную природу его личного удовлетворения работой как результата соотношения его стремлений и ожиданий с теми возможностями, которые ему предоставила организация, вынести однозначное суждение довольно.

В проведении регулярных, например, ежегодных, исследований на эту тему поможет специальная карта оценки удовлетворенности трудом.


Карту можно использовать в периодических анонимных опросах в одном или нескольких подразделениях. Это следует делать один раз год, и чаще в случае реорганизации или при значительных переменах в организации труда. Важно, чтобы такие опросы не вызывали напряжения в коллективе, иначе они дадут не достоверные результаты. Лучше, если их проведет не сам руководитель, а кадровый работник [36].

По данным из различных подразделений можно сравнивать положение дел в них, оценивать удовлетворение сотрудников разными сторонами социально-производственной ситуации, выявлять тенденции к улучшению или ухудшению оценок, определять наиболее важные для персонала аспекты.

В современных рыночных условиях перед всеми предприятиями возникла необходимость работать по-новому, учитывая законы и требования рынка, приспосабливая все стороны производственной деятельности к меняющейся ситуации. В сложившихся условиях возрастает роль каждого сотрудника в деятельности предприятия. В связи с этим одной из главных задач предприятий является поиск эффективных способов управления трудовыми ресурсами, что позволит активизировать эффективную деятельность персонала. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей в условиях инновационных изменений является их мотивация.

В специальной литературе содержатся многочисленные подходы к определению сущности мотивации. В научных публикациях часто встречаются следующие определения мотивации:

Мотивация – это система, в которой взаимодействуют ряд внутренних факторов, которые называются мотиваторами, и которые вызывают и направляют поведение человека на достижение цели.

Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

По мнению Кибанова А.Я. Мотивация трудовой деятельности – это стремление работника удовлетворить свои потребности в определенных благах посредством труда, направленного на достижение целей организации.

Рассмотрим основные задачи мотивации:

- создание работников понимания сущности и значения мотивации в процессе труда;

- обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения;

- формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.

Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что мотивация персонала в трудовой деятельности понимается как совокупность движущих сил, активизирующих человека к реализации обусловленных действий. Эти силы являются как внутренними, так и внешними и заставляют человека осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. Учитывая все выше описанное, представим более подробное определение мотивации. Мотивацией является комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают, подталкивают человека к определенной деятельности. Данные силы определяют границы и формы деятельности, делают эту деятельность направленной на достижение определенных целей.


На практике применяются различные виды мотивации. К их числу можно отнести материальную, моральную и административную:

- моральная мотивация – посредством идейно-психологического воздействия (убеждения, внушения и т.п.);

- административная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований;

- материальная мотивация – воздействие не на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.

Первые два вида мотивации являются прямыми, ибо предполагают непосредственное воздействие на человека, третий – косвенный, поскольку в его основе лежит воздействие внешних факторов – стимулов.

Как видим, мотивация труда включает стимулирование (положительную мотивацию) и санкции (отрицательную мотивацию).

Основными функциями мотивации являются:

- побуждение к действию,

- направление деятельности,

- контроль и поддержание поведения.

Побуждение к действию. Мотив — это осознанное побуждение, обуславливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. То есть человек, осуществляющий активные действия для достижения цели считается мотивированным, а сотрудник, ведущий себя пассивно, считается немотивированным

Направление деятельности. Люди постоянно принимают решения о том, как они будут достигать своих целей, прорабатывая последовательность шагов, отбирая наиболее оптимальный вариант из ряда альтернатив.

Контроль и поддержание поведения, направленного на достижение цели, выражается в определенной настойчивости в достижении этой цели. Мотивация делает человека пристрастным, заинтересованным.

Взаимосвязь основных элементов трудовой мотивации (целей, задач, принципов, форм, методов, структуры) представляет собой определенную мотивационную систему, на создание и успешное функционирование которой должны направляться усилия руководства организации.

Для понимания трудового поведения человека и построения обоснованной системы стимулирования персонала важно учитывать те психологические закономерности и ключевые принципы, которые лежат в основе трудовой мотивации. Они выступают в качестве правил, выведенных из рассмотренных теорий мотивации и подлежащих реализации при управлении персоналом организации.

К таким ключевым принципам могут быть отнесены:

1) полимотивированность трудового поведения. Поведение, деятельность любого человека может считаться полимотивированной, если на поведение людей одновременно оказывает влияние несколько факторов (мотивов). Осознание данного факта может оказать помощь руководителям. Во-первых, понимание данной ситуации может способствовать более эффективной организации рабочего процесса. Во-вторых, понимание полимотивированности деятельности может помочь избежать конфликтов мотивов, в том случае, когда разные мотивы требуют от человека разного поведения, мнения, решения.