Файл: Организационный стресс в условиях внедрения инноваций (Особенности работы персонала в условиях внедрения инноваций).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Поведение персонала в процессе внедрения инноваций
1.1 Особенности работы персонала в условиях внедрения инноваций
1.2 Феномен стресса организации персонала в условиях внедрения инноваций
2.1 Характеристика организации
2.2 Диагностика текущего состояния организации
3.1 Построение схемы сопротивления организационному стрессу в условиях инновационных изменений
В таблице 17 представим условия обучения и повышения квалификации персонала организации.
Таблица 17
Условия обучения и повышения квалификации персонала организации в рамках проекта инновационных изменений
Место за число положительных отзывов |
Сумма, тыс. руб. |
Специфика обучения |
1 |
50 |
Практические навыки работы по данной профессии или должности Изучение новинок законодательства в сфере деятельности, изучении тайм-менеджмента, навыков деловых коммуникаций и решения конфликтов |
2 |
45 |
|
3 |
40 |
Программа обучения персонала предполагает следующие условия.
В конце года три сотрудника, получившие наибольшее число положительных отзывов от клиентов, имеют право на обучение и повышение квалификации. При этом стоимость программы обучения зависит от места, занимаемого сотрудников в рейтинге положительных отзывов:
1. За первое место по количеству положительных отзывов предусматривается программа обучения на 50 тыс. руб.
2. За второе место – 45 тыс. руб.
3. За третье место – 40 тыс. руб.
Таким образом, данные мероприятия позволят повысить мотивацию специалистов, как молодых, так и со стажем.
Финансирование проектных мероприятий предполагается осуществлять аналогично существующим расходам на обучение – за счет бюджета организации на персонал.
Далее рассчитаем общую сумму затрат на внедрение мероприятий по обучению персонала в таблице 18.
Таблица 18
Программа организации обучения персонала
Наименование операций |
Исполнители |
Затраты, тыс. руб. в год |
Необходимая информация |
Бюджет обучения персонала за 1 место по числу положительных отзывов |
Менеджер по персоналу |
50 |
Политика субсидирования обучения |
Бюджет обучения персонала за 2 место по числу положительных отзывов |
Менеджер по персоналу |
45 |
Политика субсидирования обучения |
Бюджет обучения персонала за 3 место по числу положительных отзывов |
Менеджер по персоналу |
40 |
Политика субсидирования обучения |
Итого: |
135 |
В целом затраты на обучение персонала составят 135 тыс. руб.
Источниками предполагаемого социально-экономического эффекта проекта являются:
- Снижение текучести кадров;
- Более рациональное использование средств за счет формирования бюджета на обучение;
- Повышение мотивации сотрудников;
- Обеспечение более высокого качества обслуживания;
- Сокращение сопротивляемости персонала инновационным изменениям.
В таблице 19 представим показатели эффективности внедрения обучения персонала на предприятии.
Таблица 19
Показатели социальной эффективности обучения персонала
Социальный эффект |
Показатели эффективности |
6. Обеспечение стабильного уровня занятости |
1. Доля сотрудников, повышающих уровень квалификации 2. Доля сотрудников, положительно отнесшихся к проекту 3. Доля сотрудников, высказывающих инновационные идеи по механизму обучения 4. Коэффициент текучести кадров вследствие отсутствия возможности развития 5. Лояльность персонала к организации и хорошие отзывы о ней за пределами организации 6. Количество постоянных клиентов |
Таким образом, от внедрения данных предложений повысится удовлетворенность трудом сотрудников, сократится текучесть, уровень адаптации к инновационным изменениям поднимется до удовлетворительного и в совокупности это приведет к росту производительности труда, а значит, и к увеличению выручки от реализации. В целом проект по разработке механизма преодоления сопротивления персонала инновационным изменениям организации является эффективным.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
В теоретической части выпускной квалификационной работы была рассмотрена сущность инновационных изменений и сопротивления внедрению инноваций со стороны персонала. Стратегические изменения представляют собой комплексное понятие, заключающееся в затрагивании множества стратегий, но находящихся в области 4 главных направлений, которые рассмотрены ниже:
1) изменение масштабов хозяйственной деятельности;
2) наличие структурных изменений;
3) реорганизация организационной структуры;
4) глобальные организационные изменения (в том числе среды).
Сегодня в крупных компаниях особенно существенными становятся аспекты, связанные с управлением сопротивлением изменениям. Наиболее значимым фактором, приведшим к увеличению значимости данной HR-функции, становится тенденция обеспечения роста бизнеса через слияния и поглощения. Если компания «доросла» до уровня осознания необходимости управления сопротивлением изменениям, то она может реализовать внутренний проект, позволяющий оценить особенности ее корпоративной культуры и наметить пути и инструменты ее изменения. Такой проект, как правило, включает следующие этапы:
- диагностика корпоративной культуры, оценка структуры корпоративных норм и ценностей, разработка программы развития корпоративной культуры;
- определение и проработка базовых корпоративных ценностей, разработка методики трансляции ценностей персоналу компании;
- диагностика системы внутренних коммуникаций, определение направлений развития и плана действий.
Нами были рассмотрены основные модели влияния управления сопротивления изменениям на деятельность организации: модель Сате, модель Парсонса, модель Питерса-Уотермана, модель Квина-Робаха и модель Дэнисона. Каждая из моделей достаточно индивидуальна, но все они отражают влияние сопротивления изменениям на деятельность организации. Более современной, по нашему мнению, считается модель Питерса-Уотермана, поскольку отражает акцент на потребителя, а это соответствует международным стандартам качества. Несколько консервативной, как мы считаем, является модель Парсонса, поскольку отражает прямую связь между корпоративной культурой и финансовыми результатами деятельности организации. Достаточно интересной является модель Д. Дэнисона, которая связана с комбинированием четырех параметров корпоративной культуры и корпоративной эффективности.
Во второй главе выпускной квалификационной работы был разработан алгоритм диагностики текущего состояния персонала.
Направления диагностики:
1. Анализ и оценка текущей системы управления персоналом в организации и выявление сотрудников – потенциальных агентов инновационных изменений.
2. Анализ и оценка лояльности персонала в отношении текущей работы и субъективного восприятия в необходимости инновационных изменения (оценка «зоны комфорта»).
3. Оценка горизонта допустимых преобразований в представлении различных категорий персонала.
4. Определение ключевых групп персонала, заинтересованных в проведении инновационных изменений, и разработка сценариев их влияния на процесс изменений.
Исходя из проведенного анализа, сформируем базовые принципы, определяющие философию инновационных изменений и управление сопротивлением персонала:
1. Необходимо согласовать методы и процессы изменений с обычной деятельностью и управленческими процессами в организации. Возможна борьба за ограниченные ресурсы: некоторых людей могут хотеть использовать как для планирования или разработки перемен, так и для выполнения текущих дел.
2. Руководству следует определить, в каких конкретных мероприятиях, в какой степени, и в какой форме оно должно прямо принимать участие. Основной критерий — сложность выполняемых действий и их важность для организации.
3. Необходимо согласовать друг с другом различные процессы организации.
4. Управление изменениями включает различные аспекты — технологические, структурные, методические, человеческие, психологические, политические, финансовые и иные. Это, пожалуй, больше всего затрудняет обязанности руководства, так как в процессе участвуют специалисты, которые часто пытаются навязать свой ограниченный взгляд на сложную и многостороннюю проблему.
5. Управление изменениями включает решения о применении различных подходов и способов вмешательства, которые помогают правильно начать, систематически вести работу, справляться с сопротивлением, добиваться поддержки и осуществлять необходимые перемены.
Список использованных источников
- Актуальные вопросы современного управления: научные парадигмы и практические аспекты: регион. сб. науч. ст. молодых преподавателей, аспирантов и студентов / [отв. ред. С. А. Руденко]. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2014 - Ч. 1. - 2012. - 231 с.
- Бабынина Л. Системы компенсаций и вознаграждения на предприятии / Л. Бабынина // Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. - 2013. - №5. - С. 20 - 24
- Багаев А. Сфера социума: психологические аспекты управления / А. Багаев // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - №5. - С. 112-118
- Багирова Л.К. Решающая роль руководителя организации и управления конфликтами и стрессами / Л.К. Багирова // Актуальные вопросы современного управления: научные парадигмы и практические аспекты: VIII Региональная научная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых (Йошкар-Ола, 19-21 декабря 2013 г.): сборник научных статей: в 2 ч. / [редкол.: Н. Г. Акцораева и др.]. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. - Ч. 1. - С. 4-7.
- Бурлачук Л.Ф. Психологическая оценка человека в организации / Л.Ф. Бурлачук, Н.П. Володина // ЭКО. - 2013. - №2. - С. 123-132
- Вишнякова М.В. Руководитель, персонал и эффективность труда / М.В. Вишнякова // Энергия. - 2015. - №8. - С. 53-58
- Дряхлов Н. Система мотивации персонала в Западной Европе и США / Н. Дряхлов, Е. Куприянов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С. 83-88
- Ерескина Н.А. Анализ управленческо-психологического стиля топ-менеджера (директора) / Н.А. Ерескина; рук. Г.А. Апаев // Материалы 53-й межвузовской студенческой научно-технической конференции, 11-21 апреля 2013 г.: Труды МарГТУ. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2014. - Вып. 8, Ч. 1. - С. 23-24
- Ершов Д.А. Психология управления конфликтом / Д.А. Ершов; науч. рук. З.Р. Абдрахманова // Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (инновации в современном обществе): Восьмая Всероссийская весенняя молодежная научная конференция с международным участием (Йошкар-Ола, 27 апреля 2013 года): материалы и доклады / М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Поволж. гос. технол. ун-т», Фак. соц. технологий / [под общ. ред. В. П. Шалаева]. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2014. - С. 161-162.
- Жуков А.А. Персонал. Управление. Инновации. Современные подходы к организации управления персоналом на предприятиях туриндустрии: монография / А.А. Жуков; Европ. акад. естеств. наук, С.-Петерб. ин-т гостеприимства. - СПб.: Петрополис, 2009. - 209 c.
- Забродин Ю.М. Психология человека и управление персоналом / Ю.М. Забродин, М.Н. Кулаков, Ю.Г. Одегов // Вестник Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова. - 2015. - № 2. - С. 54 - 68
- Замская М.Д. Образ политического лидера как элемент самообразования субъектов политической коммуникации / М.Д. Замская, Л.В. Матвеева // Вестник Московского университета. Серия 14.Психология. - 2014. - №1. - С.19 - 30.
- Иванов К.И. Таланты на предприятии: особенности управления и роль в развитии] / К.И. Иванов, Т.В. Юрова, Е.Н. Акимова // Актуальные вопросы современного управления: научные парадигмы и практические аспекты: респ. сб. ст. молодых преподавателей, аспирантов и студ. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2013. - С. 110-116
- Измайлова М. Мотивация трудовой деятельности: современные теории / М. Измайлова // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 7. - С.73 - 83
- Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами / Л.В. Карташова; Ин-т экономики и финансов «Университет». - М.: ИНФРА-М, 2014. - 234 c.
- Кислицына И.Г. Проблемы мотивации поведения в психологии / И.Г. Кислицына // Труды научной конференции по итогам научно-исследовательских работ Марийского государственного технического университета (г.Йошкар-Ола,19-21апреля 2013 г.). Секция «Социально-гуманитарные науки». - Йошкар-Ола, 2013. - Т.6. - С. 94-96
- Колношенко О.В. Концепция менеджмента / О.В. Колношенко; Моск. акад. экономики и права. - М.: Экзамен, 2013. - 286 c.
- Колобова Е.А. Как мотивировать персонал? / Е.А. Колобова, В.И. Пирогов, Л.В. Волкова // ЭКО. - 2015. - № 6. - С.82 - 95
- Красильников С. Мотивация в системе внутрихолдингового управления / С. Красильников // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 8. - С.69 - 76
- Кунц А.Х. Влияние внешних систем стимулирования на внутреннюю мотивацию/ А.Х. Кунц // Проблемы теории и практики управления. - 2015. - № 1. - С. 91 - 97
- Менеджмент в социально-экономических системах: сб. науч. ст. и тезисов участников III Регион. олимпиады по упр. специальностям / Федер. агентство по образованию, Гос. ком. РМЭ по проф. образованию, Мар. гос. техн. ун-т, Фак. упр. и права; [отв. ред. Н.Г. Акцораева]. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2014. - 323 c.
- Мурашова О.С. Моббинг - психологический террор / О.С. Мурашова // Актуальные вопросы современного управления: научные парадигмы и практические аспекты: региональный сборник научных статей молодых преподавателей, аспирантов и студентов: в 2 ч. / [отв. ред. С.А. Руденко]. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2013. - Ч. 1. - С. 87-92.
- Нефедов Б. Система контроля сотрудников как один из способов достижения эффективной мотивации труда / Б. Нефедов, Д. Владимиров // Агробизнес-Россия. - 2013. - № 6. - С. 76 - 79
- Одегов Ю.Г. Экономика персонала: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Альфа-Пресс. Ч. I: Теория. - 2014. - 1054 c
- Пастухов Б. Управление деловой активностью персонала / Б. Пастухов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №2. - С. 78-82
- Пахтусов З.Е. Система внутрифирменной мотивации труда и повышение конкурентоспособности предприятия / З.Е. Пахтусов, С.Н. Буторин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2015. - №4. - С.28- 30
- Перетягина О.В. Стили руководства / О.В. Перетягина // Труды МарГТУ.Вып.8.Материалы 53-й межвуз.студ.науч.-техн.конф.,11-21 апр.2014 г. - Йошкар-Ола, 2015. - Ч.1. - С. 118-119.
- Судаков К. Новые подходы к оптимизации управленческой деятельности (психические возможности человека в теории П.К. Анохина) / К. Судаков, Е. Умрюхин // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №2. - С. 116-120
- Том Н. Мотивация и закрепление перспективных кадров предприятием / Н. Том, В. Фридли // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 4. - С. 119 - 122
- Чайковская Н. Трудовая мотивация работников промышленности: структура и динамика / Н. Чайковская, Я. Эйдельман // Общество и экономика. - 2014. - №11. - .-С.104-117
- Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / В.П. Чемеков. - СПб.: Вершина, 2014. - 206 c.
- Чижов Н.А. Руководитель и персонал: технология взаимодействия / Н.А. Чижов. - М.: Альфа-Пресс, 2013. - 576 c
- Гринев Г.В. Развитие персонала организаций на базе технологий управления знаниями / Г.В. Гринев, Ю. Дремова // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 7. - С.120 - 126
- Гудхарт Ю. Культурные войны и идея университета // Вопросы образования. № 4. 2014.
- Гуманитарная составляющая управления/ Д.А. Леусенко и [др.] // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 4. - С. 242 - 258
- Забелина М.М., Лобовикова C.B. Особенности менеджмента учреждений, занимающихся ОДО зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 1. С. 76-80.
- Лехто Ю. Управление по результатам / Ю. Лехто, В. Кюости, А. Костин // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №1. - С. 76-82
- Малиновский В.Г. Самообучающаяся организация: опыт создания на российских предприятиях / В.Г. Малиновский // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 101 - 106
- Мельников О.Н., Ларионов В.Г. Подходы к изучению лидерства и лидерских качеств // Российское предпринимательство. 2014. № 5 (17). c. 54-58.
- Моргунов Е. Факторы развития профессионализма // Управление персоналом. 2013. №14.
- Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами / [Науч.ред. Наумов А.И.]. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 328 c.
- Мочалова Е.В. Коучинг как новая технология развития и обучения персонала / Е.В. Мочалова, Л.С. Кохановская // Инновационные ресурсы и национальная безопасность в эпоху глобальных трансформаций. Пятнадцатые Вавиловские чтения: материалы постоянно действующей Всерос. междисциплинар. науч. конф. с междунар. участием (Йошкар-Ола, 8-9 декабря 2011 г.): в 2 ч. / отв. и науч. ред. В. П. Шалаев. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2013. - Ч. 1. - С. 189-191
- Обеспечение системы подготовки и повышения квалификации кадров / [сост.: А.О. Адамьянц, А.С. Арзуханов, С.П. Меньщикова; отв. за вып.: А.О. Адамьянц, С.П. Меньшикова]; Гос. публ. науч.-техн. б-ка России. - М.: ГПНТБ России, 2013. - 52 c.
- Полухина А.Н. Кадровый менеджмент в социальной работе: учеб. пособие / [А. Н. Полухина]; Федер. агентство по образованию. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2013. - 207 c
- Роговец И.В. Карты трудовых мотиваторов // Справочник кадровика. - №3.- 2010. -С. 137-140
- Скаженик Е. Разработка и реализация стандартов корпоративного обучения, учитывающих специфику деятельности компании // Корпоративные университеты. Сентябрь-октябрь 2007. №8. 26-31.
- Тарасов В.Б. Новая конкурентная стратегия - построение самообучающихся предприятий / В. Тарасов, А. Цыбин // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 1. - С. 76 - 84
- Buttger-Rasmussen N. Human Capital: From Knowledge to Ability. Эл. ист.: http://www.cifs.dk/scri pts/artikel.asp?id=l 126&lng=2
- Lopez Y., Rechner P., Olson-Buchanan J. Shaping ethical perceptions: An empirical assessment of the influence of business education, culture, and demographic factors // Journal of Business Ethics. 2005. Vol. 60. № 4. P. 341 -350.
- Mac A. Projects are not for managing // Futureorientation. 2015. №1.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые сотрудники ООО «________» предлагаем Вашему вниманию несколько вопросов. Это не займет у Вас много времени!
№ |
Вопрос |
Ответы |
Оценка необходимости инновационных изменений |
||
1. |
Почему Вы выбрали нашу компанию? |
А) хорошая оплата труда Б) хорошие условия труда В) хороший руководитель Г) хорошее место работы |
2. |
Как Вы можете оценить климат в коллективе? |
А) дружеская обстановка Б) нейтральные отношения В) отрицательные отношения Г) другое |
3. |
Устраивают ли Вас условия труда? |
А) да Б) нет |
4. |
Устраивает ли Вас распределение обязанностей в коллективе? |
А) да Б) нет |
5. |
Хотели бы Вы что-либо изменить в структуре управления организацией? |
А) да Б) нет |
6. |
Как Вы оцениваете своего руководителя? |
А) пример для подражания; Б) хороший В) тиран Г) другое |
7. |
Принимаете ли Вы участие в принятии управленческих решений? |
А) да Б) нет |
8. |
Устраивает ли Вас заработная плата? |
А) да Б) нет, хотелось бы выше |
Оценка уровня сопротивления инновационным изменениям |
||
9. |
Вам известно о том, что в организации собираются проводить стратегические изменения? |
А) да Б) нет |
10. |
Какие меры Вы считаете необходимыми для адаптации к инновационным изменениям? |
А) знакомство с изменениями; Б) обучение В) повышение заработной платы Г) другое |
11. |
Назовите проблемы проведения инновационных изменений в Вашей организации |
А) нехватка информации Б) недостаток времени В) низкая квалификация руководства |
12. |
Как Вы относитесь к инновационным изменениям? |
А) отрицательно Б) положительно В) нейтрально |
13. |
Если Вы отрицательно относитесь к инновационным изменениям, то почему? |
А) боязнь материальных потерь Б) боязнь увеличения объема работ |
14. |
Каким Вы видите будущее организации после изменений? |
А) устойчивое развитие Б) взаимодействие всех сотрудников В) сложно ответить |
15. |
Как Вы оцениваете последствия инновационных изменений? |
А) выгодно для всех сотрудников Б) выгодно для отдельных сотрудников В) не выгодно |
Личные данные |
||
16. |
Укажите Ваш пол |
А) мужской Б) женский |
17. |
Укажите Ваш возраст |
А) 18-25 лет Б) 26-35 лет В) 36-45 лет Г) 46-55 лет Д) 56 и более |
18. |
Укажите Ваше образование |
А) высшее Б) неполное высшее В) средне-специальное |
19. |
Укажите Ваш трудовой стаж |
А) до 5 лет Б) 6-10 лет В) 11-15 лет Г) 16-20 лет |
20. |
Сколько лет Вы работаете в организации? |
А) до 2 лет Б) 2-3 лет В) более 5 лет |