Файл: Проектирование организации (Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры организации).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры организации
1.1. Структура и содержание организационной культуры
1.2. Факторы, влияющие на культуру организации
Глава 2. Принципы и составляющие корпоративной культуры ПАО «ГАЗПРОМ»
2.1 Формирование корпоративного духа в ПАО «Газпром»
2.2 Анализ имиджа ПАО «Газпром» как комплексного показателя корпоративной культуры организации
Глава 3. Характеристика корпоративной культуры ПАО «Газпром»
3.1. Анализ корпоративной культуры ПАО «Газпром»
3.2. Исследование влияния корпоративной культуры ПАО «Газпром» на организационную эффективность
Инсайдерской является существенная информация о деятельности ПАО «Газпром», акциях и других ценных бумагах компании и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг компании. В ПАО «Газпром» осуществляется контроль за использованием инсайдерской информации, в том числе путем принятия внутреннего документа по использованию инсайдерской информации.
При заключении договоров с должностными лицами и работниками ПАО «Газпром» с последних берется обязательство о неразглашении инсайдерской информации. Должностные лица, работники компании, члены Ревизионной комиссии или аудитор не вправе использовать инсайдерскую информацию о компании не в ее интересах.
В соответствии с действующим законодательством для предотвращения наступления невыгодных для ПАО «Газпром» последствий и обеспечения защиты интересов акционеров и иных заинтересованных лиц Общее собрание акционеров и Совет директоров компании осуществляют контроль за заключением сделок, в совершении которых имеется заинтересованность лиц, участвующих в управлении ПАО «Газпром» или имеющих возможность иным образом влиять на принимаемые компанией решения.
ПАО «Газпром» признает важность предоставления акционерам и иным заинтересованным лицам достоверных и объективных сведений о компании. В качестве главных принципов, лежащих в основе раскрытия информации о компании, следует назвать регулярность и оперативность ее предоставления, а также доступность такой информации для акционеров и иных заинтересованных лиц, достоверность и полнота ее содержания, соблюдение разумного баланса между открытостью компании и соблюдением его коммерческих интересов.
Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, должна быть защищена. При раскрытии информации должна быть обеспечена ее нейтральность, то есть исключено преимущественное удовлетворение интересов одних групп получателей информации перед другими. Информация не является нейтральной, если выбор ее содержания или формы предоставления имеет целью достижение определенных результатов или последствий. Информационная политика ПАО «Газпром» должна предоставлять возможность свободного доступа к информации о компании.
ПАО «Газпром» издает внутренний документ об информационной политике компании, в которым определены документы и информация, подлежащие раскрытию и предоставлению акционерам и потенциальным инвесторам, а также процедура их предоставления, издания и публикации.
Политика ПАО «Газпром» в сфере связей с общественностью направлена на обеспечение регулярного и полного информационного обмена между инвесторами и компанией через все современные средства связи и массовой информации, включая электронные. Акционеры компании обладают правом на получение беспрепятственного доступа и получения информации о деятельности компании в соответствии с действующим законодательством.
Учредительные документы ПАО «Газпром», документы, подлежащие предоставлению акционеру в порядке подготовки Общего собрания акционеров компании, и информация согласно перечню, установленному внутренним документом об информационной политике компании, подлежат обязательной публикации на официальном корпоративном сайте (представительстве) компании в сети интернет. Любые ограничения на получение указанной информации и документов недопустимы. Режим корпоративных коммуникаций, определяемых кодексом корпоративного поведения, поддерживается таким образом, чтобы не возлагать на компанию неоправданных расходов.
Рассмотрев кодекс корпоративного поведения ПАО «Газпром», мы можем судить о степени вовлеченности сотрудников акционерного общества в систему управления организацией, что в свою очередь вместе с социально-экономическим содержанием ее деятельности отражает корпоративный дух.
2.2 Анализ имиджа ПАО «Газпром» как комплексного показателя корпоративной культуры организации
Анализ имиджа ПАО «Газпром», проведенный Российским Центром экономических исследований, дополняет и обобщает информацию, полученную на основании изучения истории становления и развития предприятия, а также в ходе анализа формирования корпоративного духа предприятия [11].
Цель исследования:
1. Выявление изменений в восприятии ПАО «Газпром» по сравнению с началом исследований имиджа компании. Изменения фиксируются по следующим наиболее существенным аспектам:
- восприятие деятельности Газпрома;
- оценки отношений Газпрома с правительством;
2. Обобщение рекомендаций экспертов по формированию имиджа Газпрома, оценки рекламной кампании.
3. Анализ восприятия руководителя ПАО «Газпром» Р.И. Вяхирева.
Методика опроса. Свободное углубленное личное интервью.
География опроса. 5 регионов Европейской части РФ: Московская, Ленинградская, Самарская, Нижегородская, Свердловская области.
Средняя продолжительность одного интервью – 40 минут
Участники опроса
Представители региональной хозяйственной и информационной элиты.
Всего в опросе приняли участие 90 экспертов, в том числе:
45 руководителей государственных и негосударственных производственных структур – промышленных предприятий, коммерческих структур, предприятий малого бизнеса (в дальнейшем руководители)
Методы анализа. Квантификация суждений экспертов, высказанных в ходе интервью, для выявления максимально полного поля суждений. Как правило, на каждый вопрос эксперты давали больше чем один ответ; все они учитывались в соответствующих разделах. Поэтому число суждений больше, чем число опрошенных.
Ответы группировались исходя не из заранее заданной схемы, а из набора тем, выявившихся в ходе анализа. При формировании каждой темы сходные по смыслу высказывания объединялись в группу, а затем подсчитывалось число ответов, вошедших в данную группу. Чтобы было понятно, какие ответы объединены в группу, практически по каждой теме приведены (в таблицах) типичные или наиболее яркие высказывания.
В ходе анализа мнения экспертов двух групп – руководителей и журналистов – учитывались раздельно, чтобы зафиксировать различия в их оценках.
Респонденты этих групп представляют собой достаточно большой слой социально активного населения в регионах. Их позиции по отношению к корпорации могут иметь как самостоятельное значение в различных сферах сотрудничества с местными отделениями Газпрома, так и опосредованное – они способны формировать общественное мнение на местах. Однако механизм их влияния разный. Журналисты апеллируют в первую очередь к ценностному и эмоциональному компонентам общественного мнения – соответственно, для них значимы эти аспекты информационно-пропагандистской кампании. Что касается хозяйственных руководителей, то для них важнее познавательные составляющие информации о Газпроме. Да и сами они являются в первую очередь носителями авторитетного мнения, основанного на компетентности, знании объективного положения вещей.
Конечно, все три аспекта информации о Газпроме – познавательный, ценностный, эмоциональный – важны для экспертов обеих групп. Отличие состоит лишь в удельном весе каждого компонента. Это общее соображение следует иметь в виду, формируя информационные материалы для разных групп местной элиты.
Деятельность Газпрома
В этом разделе анализируются ответы на вопросы: «Как Вы полагаете, сегодня дела Газпрома идут успешно или нет? На основании чего Вы так думаете?».
Всего получено 127 суждений, в которых названы причины успешности (неуспешности) деятельности Газпрома либо приведены основания для вывода об успешности (неуспешности). Число утверждений об успешной деятельности Газпрома составляет 80% от общего числа суждений по этому поводу.
Таким образом, по сравнению с началом работы по формированию имиджа Газпрома доля мнений об успешности компании практически не изменилась: все предыдущие опросы также фиксировали преобладание мнений экспертов об успешности Газпрома.
Однако изменилась структура аргументов в пользу успешности, и это, безусловно, позитивное для имиджа Газпрома изменение. В частности, в предыдущих опросах удельный вес ответов, в которых успешность Газпрома связывалась с не зависящими от его усилий причинами (торговля естественными ресурсами, валютная выручка, монопольное положение, и пр.), был значительно больше. В последнем опросе, напротив, стало больше высказываний о том, что успешность Газпрома предопределена усилиями его работников. В частности, впервые появились упоминания об эффективном управлении компанией, о том, что Вяхирев – «хороший руководитель на своем месте». Впервые отмечено также, что снижается задолженность Газпрома поставщикам и подрядчикам, что стали больше работать с живыми деньгами, а не пользоваться взаимозачетами.
Стоит отметить, что в высказываниях журналистов позитивная оценка Газпрома встречается несколько чаще, чем в суждениях руководителей. Это общая тенденция – она прослеживается по всем группам ответов. Вероятно, ее можно объяснить тем, что среди руководителей немало таких, чьи предприятия являются должниками Газпрома.
Эксперты стали отмечать отсутствие в Газпроме скандалов – возможно, потому, что общественность была неприятно поражена взаимными разоблачениями в высшем руководстве ПАО ЕС.
Больше стало отсылок к выступлениям Р. Вяхирева и публикациям в СМИ (упоминаются, в частности, журнал «Профиль», «Коммерсант», «Известия»). Вероятно, работа со средствами массовой информации, проделанная газпромовской службой по связям с общественностью, не осталась незамеченной.
В таблице 1 (см. Приложение 1) приведены три группы аргументации успешности. Первая – причины успешности. Это ответы, в которых идет речь о ресурсах Газпрома, позволяющих ему быть успешным. Вторая – основания для выводов об успешности. Здесь фиксируются разные аспекты деятельности Газпрома. Третья – источники информации, на основании которых эксперты делают вывод об успешной работе Газпрома.
Утверждения, характеризующие деятельность Газпрома как неуспешную, составляют 20% от общего числа высказываний на данную тему. Основную причину трудностей эксперты видят в неплатежах, большом числе должников, а также в том, что у Газпрома нет резервов для развития, поскольку большую часть выручки за газ он вынужден отдавать в бюджет. Все это – внешние обстоятельства, причины трудностей, находящиеся вне самого Газпрома. Нет ни одного высказывания, в котором неуспех напрямую связывался бы с некомпетентным руководством или злоупотреблениями. А в предыдущих экспертных опросах подобные высказывания встречались, хотя и нечасто. Такое благоприятное для Газпрома изменение можно отчасти связать с политикой большей информационной открытости компании. В последние месяцы в СМИ поступало много информации о работе и проектах развития Газпрома, и это не осталось незамеченным. Эксперты отмечают и телевизионные выступления Вяхирева, называя конкретные передачи с его участием, и информационые материалы в прессе.
В контексте анализа деятельности Газпрома изучалось мнение экспертов о международных проектах корпорации. Для этого экспертам задавался вопрос: «Как Вы оцениваете роль Газпрома в мире, международные контракты Газпрома?»
Стоит отметить выросшую по сравнению с первым (декабрьским) опросом информированность экспертов по данному аспекту деятельности компании (см. Табл. 2. Приложение 2). Так, в ходе интервью упоминались конкретные проекты, связанные с поставками газа в Западную Европу, на Украину, в Белоруссию, взаимодействие с Туркменистаном.
Большинство экспертов одобряет экспортные поставки газа, отмечая, впрочем, что ближайшие соседи являются должниками Газпрома. Кроме того, в ответах стало больше деталей, почерпнутых из средств массовой информации. В частности, отмечается активность, целенаправленность, дальновидность экспортной политики Газпрома, позволяющей упрочить политическое и экономическое влияние России. Лишь один эксперт (представляющий коммунистическую газету) заявил, что международные проекты Газпрома ведутся в интересах германского капитала.
Таким образом, изменение восприятия деятельности Газпрома можно считать позитивным. Компания стала чаще восприниматься как производственная структура, которая не только эксплуатирует природные богатства России, но и вкладывает труд квалифицированных специалистов, управленцев в развитие отрасли.
Оценка международной деятельности Газпрома также в целом позитивна: не встретилось ни одного высказывания о «распродаже богатств Родины». Даже наличие государств-должников большинство экспертов оправдывает политическими интересами России.