Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия (Анализ рыночных позиций ООО «Фабрика качества»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы разработки конкурентной стратегии
1.1 Понятие стратегии, ее сущность
Глава 2. Анализ рыночных позиций ООО «Фабрика качества»
2.1 Краткая характеристика ООО «Фабрика качества»
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия
2.3. Стратегические факторы развития предприятия
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии для ООО «Фабрика качества»
3.1. Характеристика предлагаемой стратегии
Введение
Актуальность. Стратегическое управление как вполне определённая разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX века менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это, по моему мнению, не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но и с тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.
Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, особенно резко возросло в последние десятилетия.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющейся окружающей среде.
Если раньше считалось, что большой имеет лучшие шансы победить в конкуренции по сравнению с маленьким, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.
Практика бизнеса показывает, что не существует стратегии, единой для всех компаний, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма по своему уникальна, и процесс выработки стратегии для каждой фирмы индивидуален и уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики её развития, её потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и ещё многое другое.
В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Всегда следует помнить, что стратегическое управление - это, прежде всего продукт творчества высшего руководства, но можно говорить и о теории стратегического управления, знание которого позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.
Целью курсовой работы является разработка конкурентной стратегии для ООО «Фабрика качества».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты разработки конкурентной стратегии;
2) провести анализ рыночной позиции ООО «Фабрика качества»;
3) разработать конкурентную стратегию для ООО «Фабрика качества».
Предметом исследования являются конкурентная стратегия.
Объектом исследования является ООО «Фабрика качества».
Глава 1.Теоретические основы разработки конкурентной стратегии
1.1 Понятие стратегии, ее сущность
Исследователи и практики хозяйственной деятельности предприятия часто используют понятие «стратегия» по-разному, полагая, что это общий термин, не нуждающийся в специальном определении, хотя его содержательная составляющая, как правило, предполагает некие различия. Такое отношение ведет к путанице, подмене смысловых содержаний. Каждый исследователь считает, что его вариант дефиниции наиболее верный.
Термин «стратегия» (от греч. stratis – войско + ago – веду [9] или strategos – искусство генерала [11; с. 91]) взят из военного лексикона, где он обозначает планирование и проведение в жизнь политики страны или военно-политического союза государств с использованием всех доступных средств [11; с. 119].
В общем смысле это понятие употребляется для обозначения широких долгосрочных мер или подходов, как правило, применительно к предприятию: стратегия предприятия. Помимо использования понятия стратегии в военной практике, его употребление можно услышать и в политике. Так, Л. М. Куликов – как «общий план достижения каких-либо (обычно крупных, общественно значимых) целей» [14; с. 54]. В лексиконе делового управления оно стало употребляться для обозначения того, что раньше называлось политикой, или деловой политикой [11; с. 120].
Примеры использования стратегического подхода к управлению деловыми организациями начали прослеживаться еще в 20-30-х годах 20 века. Начиная с 1926 г., под стратегией подразумевалось управление ресурсами, когда было установлено, что при каждом удвоении производства затраты на единицу продукции падают на 20% [11; с. 121]. Понятие «стратегия» вошло в число управленческих терминов в 50-е годы 20 века, когда проблема реакции на неожиданные изменения во внешней среде приобрела большое значение. Вначале смысл этого понятия был неясен. Следуя военному словоупотреблению, словари все еще определяли стратегию как «науку о ведении войны, искусство ведения боя» [20; с. 88], «науку и искусство развертывания войск для боя» [3; с. 112], «высшую область военного искусства» [27; с. 109].
В результате исследования и анализа экономической литературы выявлены (табл. 1) следующие определения понятия «стратегии».
Таблица 1
Определения понятия «стратегия»
Автор |
Определение |
1 |
2 |
И. Ансофф [2] |
Стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. |
Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Б. Б. Стародубцева [20] |
Стратегия – это долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты. |
П. Дойль [6] |
Стратегия – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. |
В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова [17] |
Стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. Это своего рода «нить времени», связывающая прошлое и будущее и одновременно указывающая путь к развитию. |
Э. А. Уткин [25] |
Стратегия – это совокупность главных целей предприятия и основных способов достижения данных целей. |
О. С. Виханский [4] |
Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. |
М . X. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [18] |
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
Р. А. Фатхутдинов [28] |
Стратегия – это программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности. |
А. А. Томпсон, А. Дж. Ш. Стрикленд [27] |
Стратегия – это управленческий план, направленный на укрепление позиций организации, удовлетворение потребностей ее клиентов и достижение определенных результатов деятельности. Стратегия – это обязательство осуществлять одну совокупность действий, а не другую. |
А. Д. Гительман [5] |
Стратегия – это общее направление, генеральная линия развития предприятия. |
Таким образом, на основании вышеизложенного авторы предлагают следующую формулировку: стратегия представляет собой совокупность действий, необходимых для достижения поставленных целей путем рационального использования ресурсов экономической системы. Цель стратегии – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат производственной системе высокую рентабельность и жизнеспособность.
1.2. Классификации стратегий
Выделяются три уровня стратегии. Первый уровень «военная стратегия», как наиболее зримая, ощутимая, грубая стратегия. Второй уровень корпорации — это более тонкая стратегия. И третий уровень – уровень проектов – это еще более тонкая стратегия.
Современная теория менеджмента различает несколько типов стратегий (рис. 1) [18; с. 99].
Базовая стратегия
описывает общее
направление роста
производственной
системы, развития
ее производственно-
сбытовой деятельности
Конкурентная стратегия
производственной системы
нацелена на достижение
конкурентных преимуществ
Функциональная стратегия разрабатывается специально для каждого функционального подразделения производственной системы
Рисунок 1. Виды стратегий экономического развития
Базовая стратегия – это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, развития его производственно-сбытовой деятельности (таблица 2).
Таблица 2
Базовая стратегия предприятия [19; с. 111]
Виды |
Развитие |
Выживание |
|
Революционное развитие |
Эволюционное развитие |
||
Доминирующий признак |
Внутренний рост — расширение ассортимента товаров, услуг; внешний рост — слияние компаний |
Долгосрочное функционирование на рынке предприятий, прочно стоящих на ногах |
Поддержание стабильного положения на рынке и адекватная реакция на изменения |
Диверсификация продукта |
Присутствует |
Обязательна |
Может быть |
Диверсификация производства |
Присутствует |
Обязательна |
Может быть, но чаще всего происходит обратный процесс – дедиверсификация |
Изменение организационной структуры |
Обязательно (в сторону увеличения подразделений) |
Может быть |
Обязательно (в сторону уменьшения подразделений) |
Востребованность в инвестициях |
Да |
Может быть |
Нет (нечем будет отдавать) |
Она показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг [13; с. 65]. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия.
В дополнение к базовой стратегии, которая определяет комбинации различных стратегических областей деятельности организации, конкурентные стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна действовать в каждой такой области. В литературе конкурентную стратегию иногда называют деловой стратегией (В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова [17]), бизнес-стратегией (В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова [17]).
Деловая стратегия нацелена на достижение конкурентных преимуществ. Если фирма занята только одним видом бизнеса, деловая стратегия является частью общей стратегии фирмы. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую стратегию (рис. 2 [20; с. 111]).
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ
Р. А. Фатхутдинов [28]:
1. Стратегия поведения фирмы на рынке
2. Стратегия охвата рынка
3. Разработка новых товаров
4. Ресурсная стратегия
5. Стратегия ценообразования
6. Стратегия стимулирования сбыта
7. Стратегия рекламы товара
Виханский О.С. [4]:
1. Виолентная стратегия
2. Патиентная стратегия
3. Коммутантная стратегия
4. Эксплерентная стратегия
И.Ансофф [2]:
1. Снижение себестоимости
2. Дифференциация продукции
3. Сегментирование рынка
4. Внедрение новшеств
5. Немедленное реагирование на потребности рынка
Рисунок 2. Виды конкурентной стратегии
Третьим типом стратегий являются функциональные стратегии, которые разрабатываются специально для каждого функционального пространства организации. В. Д. Маркова и С. А. Кузнецова понимают под функциональными стратегиями стратегии, которые разрабатываются на основе корпоративной и деловой стратегии [17; с. 113].
Многие организации разрабатывают стратегию управления персоналом (человеческими ресурсами), с помощью которой решаются проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, аттестации персонала, поддержания такого количества занятых на предприятиях и типов рабочих мест, которые соответствуют эффективному ведению бизнеса.
Также можно выделить такие виды стратегий как: стратегии роста; диверсифицированные; моностратегии; мультиатрибутивные.