Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия (Анализ рыночных позиций ООО «Фабрика качества»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

23

Более 10000 руб.

87

17,40%

24

По социальному положению:

500

100,00%

25

Студент

56

11,20%

26

Рабочий

218

43,60%

27

Служащий

156

31,20%

28

Пенсионер

70

14,00%

29

По возрасту:

500

100,00%

30

18 – 25 лет

112

22,40%

31

25 – 35 лет

173

34,60%

32

35 – 50 лет

123

24,60%

33

Более 50 лет

92

18,40%

34

По количеству членов семьи:

500

100,00%

35

1 чел.

85

17,00%

36

2 чел.

163

32,60%

37

3 чел.

108

21,60%

38

4 чел.

97

19,40%

39

Более 4 чел.

47

9,40%

40

По суммарному доходу семьи:

500

100,00%

41

10000 – 30000 руб.

74

14,80%

42

30000 – 50000 руб.

82

16,40%

43

50000 – 80000 руб.

110

22,00%

44

80000 – 120000 руб.

174

34,8%

45

Более 120000 руб.

60

12,00%

Величину спроса рассчитаем по данным табл. 3, предварительно определив, что уровень расходов населения на колбасные изделия в сумме годовых расходов составляет 3 %, средний годовой доход составляет 171 532 руб., численность населения г. Тольятти – 780 тыс. чел., 100 населения хоть иногда используют данный вид продукции, – коэффициент экспертной оценки изменения спроса в зависимости от влияния прочих не учтенных факторов равен 0,8:


руб.

Итак, годовая емкость рынка колбасных изделий г. Тольятти составляет 431,4 млн. руб.

Таблица 4

Исходные данные для проведения анализа спроса на продукцию ООО «Фабрика качества»

№ п/п

Показатель

Ед. изм.

Букв. обозн.

Значение показателя

Источник информации

1

Емкость рынка i-го вида товара

Млнруб.

Сi

431,4

Расчет

2

Уровень расходов населения на колбасные изделия в сумме годовых расходов

%

У

3

Анкета

3

Годовой доход потребителей

Руб.

Д

171532

Гор. статистика

4

Численность населения зоны распределения

Чел.

Ч

780000

Гор. статистика

5

Доля населения потребляющая колбасные изделия.

%

i

100

Анкета

6

Коэффициент экспертной оценки изменения спроса в зависимости от влияния прочих не учтенных факторов

Кэ

0,7

Маркетинговый отчет ООО «Фабрика качества»

7

Доля рынка, занимаемая предприятием

%

Др

17,1

8

Объем продукции предприятия, доля которой определяется

Млн руб.

К

99,9

9

Емкость рынка

Млнруб.

Е

3325

Равна сумме Сi.

10

Коэффициент удовлетворения спроса

%

Суд

23,2

Расчеты

11

Суммарный объем продукции, предлагаемой к реализации для потребителя

Млн. руб.

SПрi

463

Данные городской статистики

Исходя из этого, рассчитаем для ООО «Фабрика качества» и ПАО «Комсомольский мясокомбинат» показатель, характеризующий суммарную величину доли рынка, занимаемой предприятием:


%.

Что отличается от показателя доли рынка, который определили опрошенные в анкете на 10,9%. Это объясняется тем, что определение доли рынка расчетным методом, является более достоверным, так как отсутствует фактор субъективизма опрошенных, и присутствует эффект теории больших чисел (чем больше выборка, тем точнее результат).

Также рассчитаем уровень удовлетворения спроса:

%,

что говорит о превышении предложения над спросом на колбасные изделия на рынке г. Тольятти. Хотя превышение на 7,32% и не является особо значительным, но это уже характеризует рынок как высоко конкурентный и проблематичный для проникновения на него новых участников, и перераспределения существующих долей.

Также рассчитаем долю рынка ПАО «Комсомольский мясокомбинат»:

%.

На рис. 4 представлено распределение рынка колбасных изделий по г.Тольятти. Данная диаграмма говорит о том, что рынок на 55% обеспечивается за счет продукции ПАО «КМК» и ООО «Фабрика качества», а 45% - это поставки других производителей.

Рисунок 4. Разделение рынка колбасных изделий г. Тольятти

Для анализа конкурентоспособности продукции ООО «Фабрика качества» проведено анкетирование. Ранжирование характеристик колбасных изделий (табл. 5) показало их удельный вес по значимости.

Таблица 5

Ранжирование характеристик колбасных изделий

Порядковый № ранга

Характеристика

Удельный вес, аi

1

Вкус

0,219

2

Запах

0,168

3

Экологичность

0,159

4

Цена

0,126

5

Цвет изделия

0,105

6

Содержание мяса

0,1017

7

Престижность торговой марки

0,0693

8

Дизайн упаковки

0,052

1

Были выявлены следующие предпочтения (см. табл. 6) по торговым маркам колбасных изделий.

Таблица 6

Предпочтения по торговым маркам колбасных изделий

Порядковый № ранга

Торговая марка

Количество анкет, шт.

Удельный вес, %.

1

КМК

173

34,6

2

ООО «Фабрика качества»

140

28

3

КампоМос

75

15

4

Микоян

46

9,2

5

ТМК

43

8,6

6

Другая

23

4,6

ИТОГО

500

100


Таким образом, эталоном является колбасная продукция ПАО «КМК», так как его удельный вес составил 34,6%.

Определим конкурентоспособность колбасных изделий ООО «Фабрика качества». Их параметры приведены ниже в табл. 7.

Таблица 7

Определение конкурентоспособности колбасных изделий ООО «Фабрика качества»

№ п/п

Характеристика

Средний балл

Параметрический индекс, ji

Удельный вес, ai

Конкурентоспособность продукции ООО «Фабрика качества», Jp.c.

Фабрика качества, pi

КМК, piэ

1

Цена

2

2

1

0,126

0,9450525

2

Дизайн упаковки

1,35

2

0,675

0,052

3

Цвет изделия

2

2

1

0,105

4

Престижность торговой марки

1,85

2

0,925

0,0693

5

Вкус

1,7

2

0,85

0,219

7

Экологичность

2

2

1

0,159

9

Запах

2

2

1

0,168

10

Содержание мяса

2

2

1

0,1017

ИТОГО:

1,49

2

0,745

1

0,9450525

Итак, конкурентоспособность торговой марки ООО «Фабрика качества» составила 0,945, что ниже конкурентоспособности ПАО «КМК» на 0,055. Можно сделать следующие выводы:

  • торговая марка ООО «Фабрика качества» по предпочтительности занимает 2 место;
  • конкурентоспособность торговой марки ООО «Фабрика качества» составила 0,945;
  • для повышения конкурентоспособности ООО «Фабрика качества» необходимо: во-первых, улучшить дизайн упаковки; во-вторых, доработать вкусовые характеристики; в-третьих, совершенствовать составляющую имиджа, а именно престижность торговой марки.

2.3. Стратегические факторы развития предприятия

Обобщенные результаты исследований, используя SWOT-анализ, определить стратегические факторы конкурентоспособности ООО «Фабрика качества». Предприятие имеет все основания для расширения доли своего присутствия на рынке за счет укрепления своих сильных сторон и активного использования возможностей (см. табл. 8), а также управления и нивелирования слабых сторон.

Таблица 8

Матрица SWOT-анализа

S-сильные стороны (потенциал)

W-слабые стороны

  • наличие в ассортименте товаров-лидеров в товарных группах, а также монопольных товаров, признанных потребителями;
  • формирование группы приверженцев торговой марки среди потребителей.
  • непостоянство вкусовых качеств;
  • проигрышный товарный вид продукции по сравнению с конкурентами;
  • повышенное содержание жира;
  • маленький срок хранения;
  • ограничения по объемам поставки;
  • недостаточное информационное обеспечение;
  • отсутствие агентской сети, обеспечивающей полный охват рынка.

О–возможности

Т-угрозы

  • отсутствие у конкурентов фирменного оформления мест продаж в розничной сети;
  • готовность к расширению сотрудничества со стороны торговых организаций по совместному комплексному продвижению товара;
  • наличие производственных возможностей, технологий, технологов с высоким уровнем квалификации.
  • наличие сильных конкурентов, расширение конкурентного присутствия;
  • усиление крупных розничных магазинов в городе и развитие ими своих внутрифирменных марок;
  • угроза противодействия как формальными, так и неформальными методами со стороны конкурентов.

Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности ООО «Фабрика качества» является предложение широкого ассортимента продукции с оптимальным, по мнению потребителей, соотношением цена-качество.

Таким образом, проведенное во второй главе исследование позволяет сделать следующие выводы. На протяжении последних трех лет ООО «Фабрика качества» наращивает объем выпуска колбасной продукции. По результатам 2016 г. на предприятие приходится 28 % рынка колбасной продукции г.Тольятти. Основным конкурентом ООО «Фабрика качества» на рынке колбасной продукции является ПАО «Комсомольский мясокомбинат». При этом конкурентоспособность торговой марки ООО «Фабрика качества» составила 0,945, что ниже конкурентоспособности ПАО «КМК» на 0,055. Торговая марка ООО «Фабрика качества» по предпочтительности занимает 2 место.