Файл: Разработка конкурентной стратегии предприятия (Анализ рыночных позиций ООО «Фабрика качества»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы разработки конкурентной стратегии
1.1 Понятие стратегии, ее сущность
Глава 2. Анализ рыночных позиций ООО «Фабрика качества»
2.1 Краткая характеристика ООО «Фабрика качества»
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия
2.3. Стратегические факторы развития предприятия
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии для ООО «Фабрика качества»
3.1. Характеристика предлагаемой стратегии
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
23 |
Более 10000 руб. |
87 |
17,40% |
24 |
По социальному положению: |
500 |
100,00% |
25 |
Студент |
56 |
11,20% |
26 |
Рабочий |
218 |
43,60% |
27 |
Служащий |
156 |
31,20% |
28 |
Пенсионер |
70 |
14,00% |
29 |
По возрасту: |
500 |
100,00% |
30 |
18 – 25 лет |
112 |
22,40% |
31 |
25 – 35 лет |
173 |
34,60% |
32 |
35 – 50 лет |
123 |
24,60% |
33 |
Более 50 лет |
92 |
18,40% |
34 |
По количеству членов семьи: |
500 |
100,00% |
35 |
1 чел. |
85 |
17,00% |
36 |
2 чел. |
163 |
32,60% |
37 |
3 чел. |
108 |
21,60% |
38 |
4 чел. |
97 |
19,40% |
39 |
Более 4 чел. |
47 |
9,40% |
40 |
По суммарному доходу семьи: |
500 |
100,00% |
41 |
10000 – 30000 руб. |
74 |
14,80% |
42 |
30000 – 50000 руб. |
82 |
16,40% |
43 |
50000 – 80000 руб. |
110 |
22,00% |
44 |
80000 – 120000 руб. |
174 |
34,8% |
45 |
Более 120000 руб. |
60 |
12,00% |
Величину спроса рассчитаем по данным табл. 3, предварительно определив, что уровень расходов населения на колбасные изделия в сумме годовых расходов составляет 3 %, средний годовой доход составляет 171 532 руб., численность населения г. Тольятти – 780 тыс. чел., 100 населения хоть иногда используют данный вид продукции, – коэффициент экспертной оценки изменения спроса в зависимости от влияния прочих не учтенных факторов равен 0,8:
руб.
Итак, годовая емкость рынка колбасных изделий г. Тольятти составляет 431,4 млн. руб.
Таблица 4
Исходные данные для проведения анализа спроса на продукцию ООО «Фабрика качества»
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
Букв. обозн. |
Значение показателя |
Источник информации |
1 |
Емкость рынка i-го вида товара |
Млнруб. |
Сi |
431,4 |
Расчет |
2 |
Уровень расходов населения на колбасные изделия в сумме годовых расходов |
% |
У |
3 |
Анкета |
3 |
Годовой доход потребителей |
Руб. |
Д |
171532 |
Гор. статистика |
4 |
Численность населения зоны распределения |
Чел. |
Ч |
780000 |
Гор. статистика |
5 |
Доля населения потребляющая колбасные изделия. |
% |
Dчi |
100 |
Анкета |
6 |
Коэффициент экспертной оценки изменения спроса в зависимости от влияния прочих не учтенных факторов |
Кэ |
0,7 |
Маркетинговый отчет ООО «Фабрика качества» |
|
7 |
Доля рынка, занимаемая предприятием |
% |
Др |
17,1 |
|
8 |
Объем продукции предприятия, доля которой определяется |
Млн руб. |
К |
99,9 |
|
9 |
Емкость рынка |
Млнруб. |
Е |
3325 |
Равна сумме Сi. |
10 |
Коэффициент удовлетворения спроса |
% |
Суд |
23,2 |
Расчеты |
11 |
Суммарный объем продукции, предлагаемой к реализации для потребителя |
Млн. руб. |
SПрi |
463 |
Данные городской статистики |
Исходя из этого, рассчитаем для ООО «Фабрика качества» и ПАО «Комсомольский мясокомбинат» показатель, характеризующий суммарную величину доли рынка, занимаемой предприятием:
%.
Что отличается от показателя доли рынка, который определили опрошенные в анкете на 10,9%. Это объясняется тем, что определение доли рынка расчетным методом, является более достоверным, так как отсутствует фактор субъективизма опрошенных, и присутствует эффект теории больших чисел (чем больше выборка, тем точнее результат).
Также рассчитаем уровень удовлетворения спроса:
%,
что говорит о превышении предложения над спросом на колбасные изделия на рынке г. Тольятти. Хотя превышение на 7,32% и не является особо значительным, но это уже характеризует рынок как высоко конкурентный и проблематичный для проникновения на него новых участников, и перераспределения существующих долей.
Также рассчитаем долю рынка ПАО «Комсомольский мясокомбинат»:
%.
На рис. 4 представлено распределение рынка колбасных изделий по г.Тольятти. Данная диаграмма говорит о том, что рынок на 55% обеспечивается за счет продукции ПАО «КМК» и ООО «Фабрика качества», а 45% - это поставки других производителей.
Рисунок 4. Разделение рынка колбасных изделий г. Тольятти
Для анализа конкурентоспособности продукции ООО «Фабрика качества» проведено анкетирование. Ранжирование характеристик колбасных изделий (табл. 5) показало их удельный вес по значимости.
Таблица 5
Ранжирование характеристик колбасных изделий
Порядковый № ранга |
Характеристика |
Удельный вес, аi |
1 |
Вкус |
0,219 |
2 |
Запах |
0,168 |
3 |
Экологичность |
0,159 |
4 |
Цена |
0,126 |
5 |
Цвет изделия |
0,105 |
6 |
Содержание мяса |
0,1017 |
7 |
Престижность торговой марки |
0,0693 |
8 |
Дизайн упаковки |
0,052 |
1 |
Были выявлены следующие предпочтения (см. табл. 6) по торговым маркам колбасных изделий.
Таблица 6
Предпочтения по торговым маркам колбасных изделий
Порядковый № ранга |
Торговая марка |
Количество анкет, шт. |
Удельный вес, %. |
1 |
КМК |
173 |
34,6 |
2 |
ООО «Фабрика качества» |
140 |
28 |
3 |
КампоМос |
75 |
15 |
4 |
Микоян |
46 |
9,2 |
5 |
ТМК |
43 |
8,6 |
6 |
Другая |
23 |
4,6 |
ИТОГО |
500 |
100 |
Таким образом, эталоном является колбасная продукция ПАО «КМК», так как его удельный вес составил 34,6%.
Определим конкурентоспособность колбасных изделий ООО «Фабрика качества». Их параметры приведены ниже в табл. 7.
Таблица 7
Определение конкурентоспособности колбасных изделий ООО «Фабрика качества»
№ п/п |
Характеристика |
Средний балл |
Параметрический индекс, ji |
Удельный вес, ai |
Конкурентоспособность продукции ООО «Фабрика качества», Jp.c. |
|
Фабрика качества, pi |
КМК, piэ |
|||||
1 |
Цена |
2 |
2 |
1 |
0,126 |
0,9450525 |
2 |
Дизайн упаковки |
1,35 |
2 |
0,675 |
0,052 |
|
3 |
Цвет изделия |
2 |
2 |
1 |
0,105 |
|
4 |
Престижность торговой марки |
1,85 |
2 |
0,925 |
0,0693 |
|
5 |
Вкус |
1,7 |
2 |
0,85 |
0,219 |
|
7 |
Экологичность |
2 |
2 |
1 |
0,159 |
|
9 |
Запах |
2 |
2 |
1 |
0,168 |
|
10 |
Содержание мяса |
2 |
2 |
1 |
0,1017 |
|
ИТОГО: |
1,49 |
2 |
0,745 |
1 |
0,9450525 |
Итак, конкурентоспособность торговой марки ООО «Фабрика качества» составила 0,945, что ниже конкурентоспособности ПАО «КМК» на 0,055. Можно сделать следующие выводы:
- торговая марка ООО «Фабрика качества» по предпочтительности занимает 2 место;
- конкурентоспособность торговой марки ООО «Фабрика качества» составила 0,945;
- для повышения конкурентоспособности ООО «Фабрика качества» необходимо: во-первых, улучшить дизайн упаковки; во-вторых, доработать вкусовые характеристики; в-третьих, совершенствовать составляющую имиджа, а именно престижность торговой марки.
2.3. Стратегические факторы развития предприятия
Обобщенные результаты исследований, используя SWOT-анализ, определить стратегические факторы конкурентоспособности ООО «Фабрика качества». Предприятие имеет все основания для расширения доли своего присутствия на рынке за счет укрепления своих сильных сторон и активного использования возможностей (см. табл. 8), а также управления и нивелирования слабых сторон.
Таблица 8
Матрица SWOT-анализа
S-сильные стороны (потенциал) |
W-слабые стороны |
|
|
О–возможности |
Т-угрозы |
|
|
Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности ООО «Фабрика качества» является предложение широкого ассортимента продукции с оптимальным, по мнению потребителей, соотношением цена-качество.
Таким образом, проведенное во второй главе исследование позволяет сделать следующие выводы. На протяжении последних трех лет ООО «Фабрика качества» наращивает объем выпуска колбасной продукции. По результатам 2016 г. на предприятие приходится 28 % рынка колбасной продукции г.Тольятти. Основным конкурентом ООО «Фабрика качества» на рынке колбасной продукции является ПАО «Комсомольский мясокомбинат». При этом конкурентоспособность торговой марки ООО «Фабрика качества» составила 0,945, что ниже конкурентоспособности ПАО «КМК» на 0,055. Торговая марка ООО «Фабрика качества» по предпочтительности занимает 2 место.