Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
Считается, что если эмоциональная кинесика универсальна и интернациональна, то представители разных культур могут легко объясниться, даже не зная языка друг друга, так сказать «на пальцах». Но на практике такое единство не подтверждается. В процессе международного общения стало очевидным, что большинство жестов определены спецификой определенной культурной среды, которая не только не способствуют межкультурной коммуникации, но и затрудняет ее. Известно, что представители разных национальных культур (даже никогда не связанных между собой) способны по выражению человеческого лица (экспрессия) безошибочно определять эмоциональное состояние человека (страх, боль, радость, гнев, презрение). Это доказывает генетическую врождённость основных человеческих эмоций, но на практике выясняется, что одно и то же выразительное движение у разных народностей имеет совершенно различное толкование. Например, у русских движение головой из стороны в сторону означает «нет», а у болгар наоборот - «да». Американцы, информируя об успехе, показывают колечко, образованное из соединённых большого и указательного пальцев (о, кей), но тот же жест у японцев означает деньги, у французов – ноль, у греков - знак отмашки, а у мальтийцев - это характеристика человека, извращённого в половом отношении. Поднимание бровей у немцев выражение восхищения, у англичан – скепсиса.
Знакомство с особенностями национальных жестов может значительно облегчить взаимопонимание с представителями других народов. Примеры некоторых характерных жестов европейцев.
Когда итальянец постукивает указательным пальцем по носу, то этим он предупреждает, что впереди опасность, затевается что-то противозаконное. Этот же жест у голландцев означает «Я пьян» или «Ты пьян», у англичан знак конспирации и секретности.
Интересны различия в жестах, которые приняты у нас, и которые понимаются по-другому у европейцев. Так, например, мы производим счёт, загибая пальцы начиная с мизинца, европейцы, прижимают пальцы к ладони левой руки и считают, поочерёдно выбрасывая их в сторону. Если считают обеими руками, то указательным пальцем правой руки отводят от центра ладони в сторону в первую очередь мизинец, за ним по порядку следуют остальные пальцы. При счете одной рукой, большой палец выбрасывается в сторону первым, следующий указательный и т.д.
Если в наших учебных заведениях учащиеся тянут руку вверх, в европейских школах поднимают указательный палец правой руки. В конце лекций в вузах Германии студенты благодарят преподавателя стучанием кулаком по столу. В Турции и в Греции нельзя показывать официанту два пальца - это жестокое оскорбление. [7]
2.2 Физиогномика
2.2.1. Исследование и изучение физиогномики
«Физиогномика - уменье по внешности и особенно по лицу судить о внутренних качествах человека, делать заключение о его характере»[7].
Опираясь на анализ характерных особенностей строения лица и его выражения, физиогномика определяет тип личности человека и его душевные качества.
Древнегреческий учёный Аристотель изучал проявления внутреннего состояния человека, он обобщил знания античного мира о физиогномике и создал собственную психологическую систему, которую описал в труде «Физиогномика». Аристотель систематизировал знания о связи внешности человека с его характером. Учёный утверждал, что «искусство физиогномиста требует тонкой наблюдательности и глубокого ума, а также умения анализировать». В своём труде Аристотель назвал признаки, по которым можно определить характер человека: это тип тела, фигура, цвет, волосатость, гладкость, мясистость и т.д. При определении личности человека и составлении его психологического портрета физиогномисты всего мира долго опирались на выводы Аристотеля. [15]
Физиогномику изучали многие выдающиеся умы последующих веков: римский философ Цельс, политический деятель, оратор и философ Цицерон, римский ритор Квинтилиан, восточный философ, ученый и врач Ибн-Сина, итальянский учёный-универсал Леонардо да Винчи, английский философ и политик Фрэнсис Бэкон и другие. [10]
Современные учёные в результате исследований установили, что зависимость характера человека от строения его внешнего облика (тела и лица) не нашло убедительных научных подтверждений, но было общепризнанно, что в экспрессии лица ведущую роль осуществляет центральная нервная система человека. [15]
Физиогномика – наука о лице. Лицо – ведущее средство общения, центральный канал невербальной коммуникации. Мы обращаем внимание на человека в целом, но общаемся через представительство лица. Передавая посредством лицевых мышц эмоциональный и содержательный подтекст словесного сообщения, лицо регулирует процедуру общения. Лицо – главная характеристика проявления эмоций человека. Мимика (сокращение лицевых мышц) – прежде всего вызывает различное выражение лица и сигнализирует о внутреннем состоянии человека.
Исследования Пола Экмана и Кэррола Изарда, посвящённые проблемам восприятия экспрессии, дали доказательные результаты о возможностях распознавания эмоций по мимике человека. Экман и Изард выявили наличие мимических паттернов, характерных для основных эмоций. Пол Экман установил шесть эмоций: радость, горе, отвращение – презрение, удивление, страх и гнев; Кэррол Изард - девять: интерес, удовольствие – радость, удивление, горе – страдание, отвращение, гнев, стыд, страх и презрение. Таким образом, описав мимические паттерны в терминах движения (сокращения или растяжения) определенных групп лицевых мышц, Экман и Изард независимо друг от друга определили эталоны мимических выражений ряда эмоций, отличающихся высокой степенью точности независимо от расовых, национальных, половых и культурных различий. [13]
Выражение лица особенно важно в распознавании характера человека. Улыбка (доброжелательность), нахмуренные брови, сжатые губы (нерасположенность к контакту), морщины у бровей (упорство), складки кожи на лбу (сосредоточенность), тонкие линии у рта (сдержанность).
Выражение лица относится к системе паралингвистических явлений. Паралингвистические средства (физические движения) нужны человеку для восполнения пробелов в вербальной коммуникации. Если пантомимика – это выразительные движения всего тела, то выразительные движения лица относятся к мимике. Мимика приводит в движение мышцы лица, выражающие эмоции, и бывает разнообразной в зависимости от темперамента человека. Мимика складывается из противоположных параметров: сильная – слабая, неопределённая – выразительная, непонятная – гармоничная, стереотипная – индивидуальная; с дополнением разнообразных нюансов, присущих конкретному индивиду. Положительные эмоции вызывают приятную мимику: лицевые мышцы не напряжены, на лице улыбка, уголки губ приподняты, взгляд открытый и спокойный, доброжелательный, устремлен прямо. При интересе к чему-либо или в состоянии возбуждения зрачки значительно расширены (в четыре раза по сравнению со спокойным состоянием).
Чарльз Дарвин отмечал («Выражение эмоций у человека и животных». 1872), что мимика «не зависит от расы и культуры и не различается у человеческих существ во всём мире». Следовательно, выражение эмоций у всех народов универсально. Известный американский психолог Пол Экман (и У. В. Фризен) подтвердил утверждение Ч. Дарвина относительно врожденных жестов после изучения выражения лиц представителей пяти различных культур. Психолог обнаружил, что для демонстрации эмоций эти представители использовали совершенно идентичные выражения лиц. Учёный сделал вывод, что такие жесты являются врожденными. [16]
2.2.2 Мимика. Механизмы проявление эмоциональности
Переживаемые человеком эмоции вызывают работу лицевых мышц, и, наблюдая спонтанные и произвольные мимические реакции, можно с уверенность судить о том или ином эмоциональном состоянии человека. Мимика усиливает эмоциональность словесного содержания и придаёт ему выразительность и силу. Такие мимические проявления эмоций, как радость, гнев, удивление, страх, стыд, презрение, страдание являются универсальными и характерно-типичными для представителей всех народов и культур.
О пребывании человека в состоянии радости можно судить по его губам, территории глаз и лба. Губы в состоянии радости растянуты в стороны (улыбка), уголки губ подняты кверху, рот либо закрыт, либо широко раскрыт, возле глаз собираются морщинки, а на лбу возможны горизонтальные складки. Особенностью выражения радости является улыбка. Чем шире и естественней на лице улыбка, тем больше она показывает выражение искренней радости. При удивлении брови максимально подняты вверх. На лбу горизонтальные морщины-складки, глаза широко открыты. Рот либо приоткрыт либо открыт широко в форме буквы «о» (в зависимости от степени удивления). При сильном удивлении рот открывается максимально и сопровождается широко раскрытыми (выпученными), всё выражение лица показывает непонимание. Для выражения различных чувств человек активно использует брови.
Отрицательные эмоции выражаются общей специфической мимикой: мышцы лица неподвижны, рот приоткрыт (плотно закрыт), уголки губ опущены, глаза раскрыты или прищурены, брови нахмурены либо подняты вверх, на лбу у переносицы вертикальные морщины, глаза тусклые, прикрыты ресницами. Важную отрицательную информацию могут передать глаза, так как взгляд не подлежит контролю и передаёт точную информацию о внутреннем состоянии. При отрицательных эмоциях зрачки расширены (страх) или сужены (гнев, презрение), неподвижны (страдание, апатия). Находящийся в гневе человек имеет нахмуренные брови, напряжённые мышцы лба, собранные в складки, глаза прищурены или широко раскрыты, ноздри раздуты и напряжены, губы плотно сжаты или принимают изогнутую форму углами вниз, либо растянуты в стороны в виде четырёхугольника, так что видны зубы, кожа лица бледная или красная. При сильной форме гнева рот щелеобразно растягивается в стороны, открывая стиснутые зубы, сквозь которые воздух проходит с шипящими или свистящими звуками. Бессильный гнев выражают напряжённо сжатые губы. [6]
Стыд вынуждает человека либо залиться краской, либо закрыть лицо ладонями. Движения глаз либо беспокойны, взгляд либо отведён в сторону, либо потуплен. Брови и губы неподвижны, лицо в оцепенении.
Эмоции страдания делают лицо похожим на маску. На лице застывшая гримаса. Брови сведены к переносице, рот изогнут, углы губ опущены.
Выражающий презрение человек изгибает одну бровь и поднимает её ко лбу; лицо вытянуто; голова приподнята, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз, подбородок вперёд; рот закрыт, уголки губ либо опущены либо правая или левая часть рта приподнята и сведена в сторону соответствующей щеки. Глаза прищурены. При активной форме презрения (отвращения) уголки рта оттянуты вниз с большим напряжением.
Смешанное эмоциональное состояние характеризуется широко открытыми глазами, поднятыми бровями, открытым ртом, приподнятыми уголками губ, взгляд зависит от того, в какой эмоциональности (положительной или отрицательной) находится человек.
Выше описанные состояния помогают в познании людей, для которых используются следующими механизмами - идентификацией, эмпатией и рефлексией.
Идентификация (от лат. identifico - отождествление, уподобление) помогает понять другого человека посредством уподобления себя ему[8].
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) помогает человеку понять эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания. При этом состояние другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется.[9]
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – ощущение обратной связи, знание, что партнер понимает моё отношение к нему, как отражённое в зеркале[10].
Интерпретируя невербальные знаки, посылаемые собеседником, надо учитывать следующие обязательные факторы:
а) узнать национальность собеседника (чтобы не ошибиться в различиях жестов).
б) поинтересоваться состоянием здоровья (у заболевших людей меняются взгляд, голос, наблюдается слабость жестов или наоборот наблюдается повышенная возбудимость и эмоциональность)
в) обратить внимание на профессию, уровень культуры, статус, возраст, сочетание невербальных знаков и актерские способности собеседника (многие не ограничиваются только игрой слов, но осуществляют влияние посредством умелого использования невербальных знаков);
г) иметь возможность воспринять невербальные средства общения при физических затруднениях, например, через расстояние и преграды (разговор по телефону и т.п.).