Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Понимание языка тела (жестов, мимики, пантомимики и др. невербальных сигналов, идущих от партнёра), помогает точнее определить его позицию и тем самым способствовать установлению правильного процесса взаимодействия. Также знание языка тела поможет вовремя изменить собственное поведение для достижения нужного результата.

Глава 3. Невербальные проявления эмоциональных состояний человека в жизни

3.1 Невербальное общение в жизни человека

Рассмотрим примеры использования невербального общения в следующих жизненных ситуациях: при деловом общении, посредством врачебной практики, посредством терапевтической помощи (лечения).

Невербальное общение при деловом общении

Наиболее важным в деловом общении является доверие. Именно на доверии строится сотрудничество, основанное на взаимопонимании и общности интересов. Установление доверительного контакта зависит не столько от сути высказывания, сколько от поведения в момент вербального акта, то есть речь идёт о необходимости самоподачи, самопрезентации.

Контакт-доверие складывается из трех основных компонентов (трёх умений):

- Умение видеть - замечать вербальные и невербальные формы поведения, чтобы понять партнёра и стать понятным ему.

- Умение понимать - предугадывать намерения партнёра по его эмоциональному состоянию посредством «расшифровки» невербальных сигналов, не поддающихся контролю сознания.

- Умение слышать - вслушиваться в слова партнёра, одновременно анализируя его жесты, мимику, интонации, пантомимику.

Важно обращать внимание на дистанционные зоны и соблюдать их. Дистанционная зона – это расстояние между партнёрами. Оно может быть различным в связи с коммуникативными традициями разных стран. Следует помнить, что нарушение привычного расстояния вызывает негативную реакцию (раздражение). Существуют проверенные расстояния дистанционных зон, которые надо знать, чтобы не испытывать затруднений в общении.

- Интимное расстояние (до 0,5 м) – интимные доверительные отношения между близкими людьми, друзьями. Также может иметь место в спорте, где допустимо телесное соприкосновение.


- Межличностное расстояние (от 0,5 м — до 1,2 м) – комфортное расстояние во время дружественной беседы, где допускаются прикосновения друг к другу.

- Социальное расстояние (от 1,2 м – до 3,7 м) – неформальное взаимодействие в социуме, во время деловой встречи. Чем больше расстояние, вплоть до крайней границы, тем отношения формальней.

- Публичное расстояние (более 3,7 м) – комфортное расстояние для лектора, который совершает публичное выступление перед большой группой людей. [14]

Применение врачом невербальных средств коммуникации в контакте с пациентом

Древние врачи, не обладающие арсеналом современных медикаментозных средств, тем не менее добивались значительных успехов в излечении больных. Понимая значение невербальных сигналов, врачи составляли подробный анамнез, на основе которого получали точный диагноз. Основные невербальные методы успешного врачебного приёма: словесное, мимическое и пантомимическое внимание к пациенту.
В ситуации «пациент-болезнь», когда присутствуют тревога, страх, паника, разумнее всего начинать лечение с психотерапевтического воздействия. Использование психотерапевтом различных невербальных приемов в ходе работы с пациентом существенно расширяет её содержание и улучшает качество обратной связи.

Невербальное поведение практически не поддается контролю, оно спонтанно и поэтому в большей степени отражает внутренние побуждения. Врач должен обладать высоким уровнем развития эмпатии и рефлексии и в своей деятельности пользоваться следующими навыками невербального общения:

1) Визуальный контакт. Глазные реакции непроизвольны, поэтому взгляд сможет сообщить врачу, как тому выстраивать свое поведение.

2) Кинесика (мимика, жесты, поза) 
3) Пространственно-временные компоненты общения (дистанция, место общения, взаимное расположение, время)
4) Внешний вид. Физические характеристики (рост, вес, состояние кожи, лица, рук), вид одежды, причёска, манера одеваться, причесываться. Например, форменная одежда (белый халат) вызывает доверие к врачу. Следовательно, форма одежды сообщает пациенту, что перед ним профессионал, значит, «все будет в порядке».

«Содержание общения включает в себя определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: а) заражение, б) внушение, в) убеждение, г) подражание»[11]

а) Заражение. Бессознательная, подражающая способность человека поддаваться примеру общего психического настроя. Заражение заразно тем, что люди верят умело распространяемым слухам («сарафанное радио»), повторяемой рекламе, рекомендациям («знакомый знакомого сказал»), и чем правдивее выглядит эта информация, тем в больше она овладевает сознанием людей. Яркий пример общего заражения – участие в финансовых пирамидах.


б) Внушение. Целенаправленное эмоционально-волевое воздействие одного человека на другого, причем не нуждающееся в доказательствах и логике. Внушение, при котором информация принимается покорно и некритично, называется суггестией. Сопротивление насильственному внушению (воздействию) называется контрсуггестией. Пример: одним из методов внушения являются ссылки на чей-то авторитет, часто используемые в рекламе или в торговле. Ключевые слова для подобного внушения «ученые всего мира доказали», «исследования британских врачей установили», «союз диетологов рекомендует», «доказано, что» и так далее.

в) Убеждение. Является интеллектуальной формой воздействия, направленной на сознание личности путем воззвания к ее собственному критическому суждению. Построенное с помощью логического обоснования, убеждение имеет целью добиться согласия от человека, принимающего информацию. Иными словами, «человек скорее примет то, что как минимум не противоречит, а как максимум подтверждает его собственные установки…»[12]

Пример убеждения: «голос слаб, повысьте голос /У. Черчиль/»

г) Подражание. Воспроизведение поведения, характерных черт и образов других людей. Так как подражание происходит по предложенным образцам поведения, то существуют два вида подражания: конкретный человек или норма поведения какой-либо группы людей. Пример подражания: существуют тысячи подражателей американскому певцу Элвису Пресли и русскому певцу и музыканту Виктору Цою. Эти люди отказались от собственной индивидуальности в пользу своих идолов, детально копируя их, включая внешность, одежду, манеру двигаться и говорить.

3.2 Положение тела в контексте психоаналитической практики. Тело как знание. Эмоция как проявление. Симптом как знак

Рассуждая о положении тела в психоанализе, Ж. Лакан скажет «Даже посредством собственного тела субъект произносит речь, которая как таковая имеет отношение к истине. Причем сам он не воспринимает ее как речь, как нечто значимое. Ведь говорит он всегда больше того, что хотел сказать, всегда больше, чем ему известно». [19]


С самого рождения человек сталкивается с фактором недостаточного удовлетворения. Исследования М. Кляйн [18] в отношении младенцев во взаимоотношении с окружением показали, что только одного кормления ребенку недостаточно. Нужно что-то большее. То, из чего сложится фантазм как наслаждение от требования – грудь, голос, отношение со стороны, внимание. Именно на то, что лежит за пределами тела ребенка, он пытается реагировать, реагировать не опосредованно, импульсивно, бесцельно, реагировать именно своим телом, еще слитым с окружающим пространством без различения собственного Я от Другого.

Именно тело, слитое с Другим, не подчиняется удовлетворению потребностей ребенка, так как оно ему еще не дано. Данность ребенку собственного тела (его фантома, иллюзии) будет передана посредством окружения, которое, воспитывая, ухаживая, реагируя на импульсивное проявление его побуждений, сформирует его Я, проведет телесные границы и осуществит акт признания. Первичный нарциссизм, который был до осуществленного акта разделения, та иллюзия единства между желанием и действием (его проявлении путем активности) и собирается через Другого - его голоса, реакции, прикосновений.

Первым Другим в жизни ребенка, по общению тела с которым он и формируется, является материнским Другим, так как именно мать воспринимает крик как сообщение, который становится для нее Значением. Ребенок, показывая криком свою потребность, катализирует его беспорядочными двигательными реакциями, придающими значение потребности не меньше самого вербального послания. Невербальное сообщение, совмещенное в связке с вербальным, говорит о том, что ребенок пользуется языком как бы на ощупь, подавая сигналы в надежде на их принятие, сигналы которые являются Означающими. Именно подобные означающие и пройдут в связке с любой невербальной активностью через всю человеческую жизнь, так как их применение будет характеризовать проявление потребности.

Последующий, уже сформированный образ тела проявляет свой амбивалентный характер, а именно в форме необходимости (для жизни) и иллюзии (для внутренней жизни, ее предположения).

Ребенок, привнося означающее (в форме метафоризации, т.е. то, что означается) в свою жизнь, всегда оказывается чем-то другим, отличным от потребности в изначальной форме, отличной от интерпретированного сигнала, полученного матерью. Требование со стороны ребенка трансформируется в новую форму – желание, которое является сцепкой требования с означающим. Если раньше потребность была окрашена в первичные, архаические формы, то теперь, когда потребность прошла через стадию обозначения означающим требования, встреча с удовлетворением требования становится для ребенка невозможным. Сформированное желание никогда не достигнет своей цели и не будет должным образом интерпретировано, так как входит в язык, является языком (например, в форме двигательной активности), разбиваясь на тысячу иных форм, которые, становясь искаженными, терпят крушение о субъективную интерпретацию со стороны объекта желания (матери). Примером может служить требование ребенка, что он голоден, требование материнской груди даже в момент насыщения, когда грудь из настоящей, физической переходит в фантазматическую и переживается в момент сна (как указывает Кляйн, мы можем это увидеть по проявлению эмоций на лице ребенка или в форме двигательной активности рта, который напоминает процесс сосания, например, во время сна). [20]


Поэтому тело, как форма проявления языка, всегда оказывается вписанным в язык, соотносясь с Другим, и построенные с ним отношения, определяющиеся посредством означающего.

«Бессознательное структурировано как язык» — такова максима Лакана, в которой говорится о проявлении бессознательного по принципу формирования языка, в данном случае языка тела, которое, выступая в форме желания, посылает сообщение вовне с целью быть понятым. [23]

Подобный опыт ребенка, представленный путем проб и ошибок с различными означающими вписываются в психическую и телесную память, что впоследствии хорошо известно по формам истерии и психосоматическим болезням.

Следует подробнее рассмотреть роль психосоматики вне психоаналитической практики, которую будем трактовать как невербальное проявление эмоций у человека и трактовку данного явления в контексте истории.

Психосоматоз (греч. psyche – душа и soma – тело) – психоматические заболевания, проявляющиеся в результате реакций тела на внутренний душевный конфликт и способствующие возникновению патологических нарушений в различных органах[13].

Психосоматозы и сопутствующие им психосоматические расстройства подразделяются на три группы: 1) органические психосоматические заболевания (гипертоническая, язвенная болезни, бронхиальная астма и др.) 2) психосоматические функциональные расстройства, вегетативные неврозы; 3) психосоматические расстройства, связанные с особенностями эмоционально-личностного реагирования и поведения (алкоголизм и др. вредные привычки)[14].

В основе психоматического направления в медицине лежит изучение психологических механизмов и факторов возникновения болезней, а также поиск связей между характером переживаемых стрессов и их влиянием на поражение определенных органов в организме. [16]

Практически все органы тела находятся в зоне риска, определяемой генетической предрасположенностью. Любой орган тела напрямую связан с соответствующим отделом мозга, и лечение возникающих психоматозов осуществляется при помощи различных методов психотерапии и альтернативной медицины (транквилизаторы или антидепрессанты).

Пусковым механизмом для включения психосоматических заболеваний являются острые или хронические психотравмы. Степень тяжести заболевания зависит от эмоциональных особенностей той или иной личности, у кого-то заболевание начинается внезапно, у кого-то в связи с длительным накоплением стрессов, то есть, если стрессовый фактор имеет место быть продолжительно и часто, то нарушение работы органов и систем организма может иметь органический и необратимый характер.