Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 3
Невербальному (бессловесному) общению, как кинесическому способу обмена информацией, помогало не только использование языка тела, но и всех органов чувств. С появлением речи невербальное общение не исчезло, а укрепилось, так как стало дополнительным средством к словесному общению. Люди расселялись по планете, а это ещё больше способствовало укреплению невербальных коммуникационных связей как необходимое дополнение к словесному общению.
Особое значение в общении первобытных людей имели эмоции. Они дополняли движения тела, выражая дружелюбие, агрессию, страх, удовольствие, радость, горе, давая таким образом оценку происходящим событиям.
Ко времени созревания речевого аппарата и создания словесного общения невербальная коммуникация (паралингвистика) достигла высокого уровня, который сохранился до настоящего времени. Невербальное искусство общения – главное достижение человечества. Не все умеют общаться словами в силу разных причин, тем более не все умеют владеть красноречием, есть люди, которые по той или иной причине не пользуются словами, но общаются невербально-коммуникативно, потому такое общение естественно, непроизвольно и не поддаётся контролю со стороны сознания.
Человечеству невозможно прожить без общения. Процесс обмена результатами психической и духовной деятельности постоянен и актуален, особенно в современном мире, и большую роль (если не главную) в этом обмене играют человеческие эмоции.
«Невербальное общение – наиболее широкое и абстрактное понятие. Невербальное общение – это средство передачи информации, организации взаимодействия, формирования собственного образа, представления о партнере, осуществления влияния на другого человека невербальными средствами. Невербальное общение в понимании социальной психологии влечет за собой изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности в области отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способах обращения к другим людям»[3]
Общение посредством невербальных форм было основным средством коммуникации у первобытных людей. Их быт, условия существования, отсутствие вербальных средств общения, но необходимость контакта для выживания рождали и укрепляли невербальные способы общения. С появлением и использованием речи невербальный язык не исчез, а стал необходимым дополнением к словесному общению и даже украшением повседневной жизни.
К примеру, невербальный язык успешно использовался в Древней Греции в спектаклях древнегреческого театра масок. Для показа эмоционального состояния персонажей актёры надевали маски, изображающие основные человеческие переживания: радость, гнев, отчаяние. По ходу действия маски периодически менялись, что создавало впечатление живой текучести изображаемого действа.
Древние учёные и философы придавали большое значение невербальным средствам общения и подробно описывали в своих трудах искусство владения невербальным языком: мимикой, жестами позами. Древние ораторы с большим мастерством использовали невербальные методы для привлечения внимания во время своих выступлений. Древнегреческие ваятели придавали своим скульптурам живописные позы, что также привлекало внимание и способствовало воспитанию чувства прекрасного.
Реалии современного мира вызывают к жизни новые средства невербального поведения, такие как хронемика или понимание и использование времени, а также личностное образование, наделенное когнитивно-регулятивной функцией.
Вербальное и невербальное поведение отличаются друг от друга, но на практике их трудно выделить в две самостоятельные категории, поэтому разделение двух главных видов общения принято считать условным. Невербальное общение настолько дополняет и усиливает вербальное общение, насколько противоречит ему и ослабляет.
Изучение языка тела в исследованиях
Исследованием невербального поведения (изучение «языка тела»), занимался английский натуралист, путешественник и учёный Чарльз Дарвин. Свои наблюдения и выводы Дарвин изложил в работе «Выражение эмоций у людей и у животных», опубликованной в 1872 году. На идеи Дарвина опираются исследователи и психологи всего мира и в настоящее время.
«Язык тела» (телодвижений) в 70-х годах 20 века тщательно изучал австралийский писатель Аллан Пиз (мистер «язык тела»). Свои исследования он изложил в книге-бестселлере «Язык телодвижений». Автор утверждает, что каждый человек воспринимает 7% информации вместе со словами, остальные 97 % - с помощью невербальных сигналов. [8]
Изучением «языка тела» занимались и другие исследователи. Большую работу в этом направлении проделал психолог Альберт Мейерабиан. Его открытие о передаче информации, изложенное процентно, стало классическим примером при определении невербальных критериев. Так, Мейерабиан установил, что передача информации происходит: за счет вербальных средств на 45% (слов – 7%, звуки, включая тон голоса и интонацию – 38%), за счет невербальных средств на 55%. [17]
Рэй Бердвистел, американский антрополог, наблюдая жизнь индейского племени «ктунаха», заметил, что поведение членов племени, владевших английским языком и общающихся на нём, отличалось от поведения сородичей, которые общались посредством родного языка. Это наблюдение натолкнуло Бердвистела к изучению языка телодвижений. Это исследование позже легло в основу науки кинесики. [10]
Здесь интересно вспомнить об особенностях отношения к телу представителей «белой расы» (европейцев) и представителей «жёлтой расы» (восточных народов). Европейцы относятся к своему телу отстранённо, как к чему-то «рядом» и отрицают связь психического состояния и физического, то есть практикуют форму «я и тело». Восточные народы не разделяют «я» от тела, их формула жизни – я есть моё тело, то есть психическое (эмоциональное) состояние личности и его тела тесно взаимосвязаны.
Современные учёные в области социальной и общей психологии [В.А. Лабунская, К.В. Судаков, Н.А. Багдасарова и др.] продолжают изучать особенности невербальной коммуникации как прошлого века, так и нынешнего. Эта тема (единение и различие вербальности и невербалики) интересует и учёных психолингвистов и лингвистов [Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов, СВ. Воронин]. В связи с новыми исследованиями появилась новая наука - «невербальная семиотика», изучающая систематику невербального поведения человека.
В процессе исследований невербальных (образных) способов передачи информации учёные-психологи установили, что отрицательными и положительным эмоциям соответствуют те или иные цвета в шкале спектра. Эксперименты американского психолога Лоренса Маркса (1975) и советского (позже британского) психолога Александра Эткинда (1978) показали, что чувству грусти соответствует синий цвет, страху коричневый, эмоционально-спокойному – зелёная часть спектра, проявления положительной эмоциональности окрашены красно-жёлтой гаммой цветов. [10]
В 1981 году доктор медицинских наук Е.В. Бажин в процессе изучения переработки информации на образном уровне провёл подобное исследование. Цель исследования – получение основания опознавания эмоций с помощью цветового теста. Е.В. Бажин (и др.) посредством цветового теста Люшера провели исследование. Испытуемым давали прослушать голос дикторов, пребывающих в различных эмоциональных состояниях. Испытуемые должны были расположить карточки, окрашенные в разные цвета, в соответствии с эмоциями диктора. Результат показал, что нормальному эмоциональному фону соответствует зеленый цвет спектра (первое место) и фиолетовый (второе место). Красный и желтый цвета характеризовали повышенное положительное настроение, а серый, синий и коричневый - депрессию, тревогу или апатию. [13]
Зная эти нюансы, можно понять эмоциональное состояние человека по его одежде, а так как выбор одежды это невербальный бессознательный сигнал, то одежда точно укажет на настроение собеседника и поможет построить разговор в нужном направлении.
Психолог Е. В. Фетисова (1981) провела эксперимент с целью изучения бессознательности невербальных сигналов. Испытуемые должны были дорисовать рисунки с изображением фрагментов различных поз, соответствующих отрицательным эмоциональным состояниям: ужаса, отчаяния, гнева и агрессивности. 71,5% испытуемых сумели правильно угадать эмоцию, воспринятую ими по фотографии. Этот эксперимент показал также, что быстрее всех опознают эмоции те люди, у которых невербальные инстинкты преобладают над интеллектом. Психолог В. А. Лабунская подтвердила мнение, что люди, эмоционально неустойчивые и более старшие по возрасту, но с развитым образным мышлением, успешно распознают отрицательную эмоциональность, опираясь на невербальные сигналы своего тела. [6]
Изучение невербального поведения помогает человеку лучше понять себя и других, улучшить взаимодействие и общение с другими людьми и создать коммуникабельные связи в любой обстановке.
Глава 2. Изучение кинесики и физиогномики в целях применения их на практике
2.1 Изучением невербальных средств выражения эмоционального состояния человека занимаются дисциплины: 1) кинесика и 2) физиогномика.
Все виды кинесики и физиогномики являются формой непосредственного выражения эмоционального состояния человека.
2.1.1 Кинесика
Кинесика (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) изучает поведение человека посредством демонстрации определенных невербальных форм, к которым относятся: выражение лица, мимика (мышечные движения лица), пантомимика (движения всего тела), жестикуляция, позы, визуальная коммуникация (движение глаз, взгляды), голосовая мимика (интонация, тембр, ритм, вибрация голоса), перемещения в пространстве и экспрессия (выразительность и проявление чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации словесных высказываний.
Годом рождения кинесики, как науки о языке тела, следует считать 1952 год, когда свет увидела монография американского антрополога Рея Бирдвистела «Введение в кинесику, аннотированная система записи движения рук и тела».
Изучение языка тела (коммуникативных функций телодвижений) выделилось в качестве отдельной ветви научного знания (кинесики). Считается, что существует около 50 до 60 основных типов телодвижений, являющихся базисом невербального языка тела. [6]
Основные единицы тела используются одновременно, для выражения различного смысла, во многом подобно тому, как звуки, сочетаясь между собой, образуют, наполненные значением, слова. Кинесика помогает воспринимать весь диапазон движений, которые в общении выполняют экспрессивно-регулятивную функцию. К ней относится не только язык тела (основа), но и другие средства невербальной коммуникации, как-то: манера одеваться, причесываться, почерк, скрип стула под тяжестью тела, хлопанье дверью и т.д.
Поза – сразу характеризует человека. Манера стоять, держать корпус, голову, руки и ноги подсказывает возраст, воспитание, испытываемые на тот час чувства и эмоции (заинтересованность, доброжелательность, уважение, высокомерие, неприятие).
Чаще всего для определения невербальной информации, как выражение эмоционального состояния человека, используется наблюдение за движением лица и рук. В этом случае исследователи пользуются таким понятиям, как экспрессия, паралингвистика и выразительные движения. Особенно стоит отметить экспрессию, она заметна и впечатлительна, и наиболее полно и выразительно показывает состояние человека (для детального понимания понятия «экспрессия» можно рассмотреть относящиеся к ней, но относительно самостоятельные области: выразительные движения и физиогномику).
Функциональная экспрессия, как целенаправленное действие, была выделена психологами на основе исследования Ч. Дарвина о выразительных движениях как «рудиментах когда-то целесообразных действий, направленных на удовлетворение определенной потребности»[4].
Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.
В процентном содержании на долю невербальных отношений приходится большая часть (на слова тратится всего до 40% информации), поэтому велико значение невербального общения для улучшения взаимопонимания людей. Интернациональность невербальных средств общения всё более направляет людей к овладению искусством «языка тела», потому что кинесика, например, жестикуляции у разных народов, может привести к непониманию и неправильному суждению о поведении и культуре народа в целом.