Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 3
Трактовка вопроса «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека в повседневной жизни» подразумевает высказывание Клода Леви-Стросса [7], которое говорит о культуре, как уже данном ответе, вопрос которому нам только предстоит задать. Мы рассмотрели вопрос невербального общения с позиции феномена культуры, того факта, что представлено зрителю посредством эстетическо-изобразительной формы; рассмотрели вопрос в контексте психодраматического представления с позиций психоаналитической практики и провели анализ языка тела как специфического метода терапевтических интерпретаций; воссоздали исторический контекст персонажей постановки и свойственных им мифологических означающих.
В данном исследовании был показан феномен невербального общения с различным эмоциональным проявлением в зависимости от того регистра (исторический, культурологический, терапевтический), в котором оно было рассмотрено. Вариативность форм проявления невербального общения между субъектами, восходит к единому источнику активности (означающего), который путем преломления под воздействием факторов из вне, принимает иные фантазийные формы, сети которых, опутывая участников коммуникации, вносят сумятицу в их действительность, в жизнь в целом.
Заключение
Из вышеизложенного материала следует вывод, что умение правильно воспринимать и использовать невербальную информацию является важнейшим фактором, который способствует коммуникативным актам, облегчает достижение собеседниками взаимопонимания, создает благоприятные, устойчивые взаимоотношения и определяет шансы для достижения успехов. Средства невербальной коммуникации такой же продукт общественного развития, как и язык слов. Все виды невербальных сигналов находятся в постоянном взаимодействии, иногда дополняя друг друга, а иногда противореча.
Определение эмоциональности через невербальную коммуникацию должно учитывать характер и силу её переживания и непременно включать неврологический и экспрессивный компоненты. Практическое применение невербализации эмоциональности не должно ограничиваться наблюдением преходящих состояний, а иметь в виду устойчивые индивидуальные различия в той частоте, с которой люди находятся в различных эмоциональных состояниях, и эти различия должны анализироваться в соответствии с учетом национальный черт или эмоциональных порогов.
Эмоциональность человека, как проявление высшей нервной деятельности, сложна и междисциплинарна. Невербальная коммуникация напрямую связана с эмоциональностью.
«Психологи личности подсказали пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я-концепция и психологические потребности, и увеличила наше знание о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопатологии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций».[17]
Растёт интерес к изучению языка тела, потому что стало очевидным, что невербальные средства связи помогают получить больше информации о состоянии партнера исходя из его физического и психического состояния, узнать точнее об эмоциональном отношении человека к субъекту и объекту деятельности, к которым он обращается посредством коммуникационного акта, и найти самые оптимальные варианты поведения в той или иной ситуации.
Трактовка, понимание и правильное использование невербальных посланий тела — творческий процесс, который требует от его участников наблюдательности, интереса и внимания к людям. Всё это служит улучшению качества жизни.
Список используемой литературы
- Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003.
- Андреева Г.М. «Социальная психология», Издательство Московского университета, 1980.
- Багдасарова Н.А. «Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное» Изд-во МГИМО, 2006.
- Гибш Г. и Форверг М. «Введение в марксистскую социальную психологию». Изд.Прогресс, 1972.
- Изард Кэррол «Эмоции человека». Изд-во Московского университета, 1980.
- Лабунская В.А. и др. «Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. Издательский центр»Академия», 2001.
- Лебедева, Л. В. Социальная психология : учеб. пособие / Л. В. Лебедева.— М. : ФЛИНТА, 2013.
- Пиз Аллан «Язык телодвижений». Изд. Эксмо, 2007.
- «Словарь практического психолога». Сост. С.Ю. Головин», Минск, изд. Харвест. 1998.
- Соловьева О.В. «Обратная связь в межличностном общении». Изд-во Московского университета, 1992.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. МГУ, 1979.
- Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. — М, 2007.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 2006. – 378 с
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.— М.: ИНФРА-М, 2006.
- Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. — М., 2000.
- Клиническая психология / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — Санкт-Петербург: Питер, 2010.
- Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 2007.
- Кляйн М., Детский психоанализ. — М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2010.
- Lacan J. Le séminaire // Livre VII: L'Ethique de la psychanalyse. Paris: Edition du Seuil, 1986.
- Zupancic A. Ethics and tragedy in Lacan // The Cambridge Companion to Lacan, edited by Jean-Michel Rabateio Cambridge University Press, 2003.
- Nasio J.D. Cinq leçons sur la theorie de Jacques Lacan. Rivages: Paris: Rivages. 1992.
- Roudinesco E. Jacques Lacan: His Life and Work. / Translated by Bray B. New York, Columbia University Press, 1997.
- Lacan J. The Four Fundamental Concepts of Psycho-Analysis / Book XI, trans. Alan Sheridan. London: The Hogarth Press and the Institute of Psychoanalysis, 1977.
- Chodorow N. J. The Body as Symbol: Dance\Movement in Analysis. // The body in Analysis. Chiron Publications. 1986.
- Stewart, L. H. 1984. Play-eros. In Affects and archtypes II.
- Philip Marchand. Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger. — Cambridge: MIT Press, 1998.
Приложение
Хроника событий постановки «Послеполуденный отдых Фавна»
Пробуждение
- Фавн медленно просыпается в своём логове на скале. Поднимаясь, он впервые показывает гибкость и силу своего тела, движения которого точны, выверены, пластичны.
- Полуподнявшись, опустив тело на руку, прислоненную к камню, и выдвинув заостренное колено вперед при вывернутой к зрителю стопе, он фиксирует свое тело в анималистической позе «готовности к действию», как животное, группирующее все мышцы тела для совершения акта движения..
- Замирая при игре на флейте, он изящным поворотом тела, опираясь на нижние конечности, входит в позу «готовность к прыжку», свойственную животным,
- Вытянув длинные руки и держа тело в статистической позиции, фавн берет первую гроздь винограда. Дальше, делая всего один шаг, он берет вторую гроздь, поднося ко рту, мнет ягоды пальцами, жадно пьет струившийся сок.
- Используя реверсивные движения, Фавн принимает исходную позицию, которая отличается от первоначальной лишь вытянутой рукой, которую он фиксирует на колене, как на опоре.
Появление нимф
- Нимфы появляются на сцене поочерёдно двумя группами. В первой группе три нимфы, их движения легки, руки распростерты горизонтально, а лица повёрнуты в одну сторону, как на изображениях античных амфор. Фавн, погружённый в собственные мысли, не замечает их. Первая группа нимф останавливается перед ним и поступательно-медленно поворачивая головы, призывают взглядом другую группу нимф.
- Выходят ещё две нимфы и останавливаются по обе стороны от ложа Фавна.
- Появляется третья нимфа из второй группы, она исполняет танец путем резких движений и присоединяется к своей группе.
- На сцену выходит главная нимфа. Её движения стремительны, она занимает место между двумя группами и тем самым заставляет Фавна обратить на себя внимание.
- Занимая позицию в центре, главная нимфа исполняет танец на фоне двух пересекающих групп своих прислужниц. В руках у нее струящаяся шаль. Шаль играет заметную роль в танце главной нимфы. Нимфа играет с шалью, она наклоняется с ней к земле, опираясь на одно колено, держа корпус в полуразвороте, голова поднята. Шаль выпадает из рук в момент, когда группа нимф на заднем плане, держась за руки, меняются местами.
Фавн включается в действие
- Фавн, решительно меняет положение тела на позицию «упор при старте», задействовав все конечности, тем самым показывая, что внимательно наблюдал за происходящим, но только поджидал момент.
- Когда главная нимфа в танце роняет шаль на землю, Фавн выпрямляется во весь рост, выставляя могучий стан на всеобщее обозрение, и снисходит со скалы мелкими, равномерными шажками, спиной назад, по склону вниз.
- Танец нимф продолжается. Их руки направлены вверх, зафиксированы в полусгибе. Главная нимфа очерчивает руками пространство, держа вес тела на одной ноге.
- Фавн медленной поступью движется позади них, словно сливаясь с фоном. Шаги его коротки, стан выпрямлен, руки, в полусогнутом состоянии, ладонями устремлены вниз. При появлении Фавна в центре сцены Главная нимфа отходит в сторону, держа направленные в стороны и согнутые в локтях руки.
- Нимфы подбирают шаль и, выстроившись в ряд, производят маятниковые перемещения по сцене строго по одной линии.
- Фавн, повторяя движения нимф, доходит до противоположного края, разворачивает корпус и в упор разглядывает близко стоящую к нему нимфу. Несколько мгновений нимфа также смотрит ему в глаза, окидывая взглядом его сильную и упругую фигуру, и, испугавшись, убегает. Фавн смеется, довольный произведённым впечатлением.
- Остальные нимфы также убегают. Фавн удивлен подобным поведением нимф. Вставая на носки, он всем корпусом подается вслед убежавшим, вопрошающе вытянув руки.
- Фавн, оставаясь в прежнем положении, смотрит вдаль убежавшим. Продолжает танец лишь главная нимфа, движущаяся в обратном направлении от убежавших – к Фавну. Развернув корпус и заметив Фавна, он стремительно приближается к месту, где лежит её оброненная шаль. Подняв её и прижав к груди, она быстрой, семенящей поступью отходит на прежнюю позицию, не сводя с Фавна глаз.
Танец Фавна и нимфы
- Фавн чувствует присутствие за своей спиной. Грациозно развернувшись, он замечает нимфу. Улыбаясь в предвкушении наслаждения, он направляется к ней. Завороженная видом Фавна, нимфа движется к нему..
- Сблизившись, они на некоторое время замирают, словно оценивают друг друга, затем Фавн берёт инициативу на себя. Он вскидывает в направлении нимфы руки, и она, не в силах сопротивляться, обессиленно опускается к его ногам. Нимфа преклоняет голову, то ли освобождая себя от его импровизированных объятий, то ли не в состоянии спастись от его вожделенного взгляда.
- Подчинённая животной силе страсти Фавна, нимфа, стоя перед ним на колене, внезапно вскидывает голову и наблюдает, как Фавн совершает свой танец-ухаживание. Раскачиваясь словно перед прыжком, переминаясь с ноги на ногу, он летит в сторону, совершая прыжок на одной ноге – баллоне.
- Нимфа отскакивает в сторону, повторяя движения Фавна, и, ринувшись обратно, встречает его в центре. Теперь Фавн опускается на колено, показывая, что их роли в любовной игре равны.
- Медленно вытягиваясь во весь рост, показывая своё мощное тело и скрывающуюся в нём физическую силу, Фавн пугает нимфу. Она выгибается в стороны, пытаясь избежать сближения.
- Нимфа отходит в сторону, но Фавн следует в ногу за ней. Она отстраняет его рукой, но он сам тянет к ней руки, желая заключить её в объятия.
- Плассируя из стороны в сторону, они объединяются в одно движущееся тело. Руки Фавна охватывают шею нимфы. Её руки согнуты в локтях и разведены в стороны. Фавн точно также складывает свои руки и фиксирует их в этом положении. Они выглядят как огромные крылья, распростертые над маленькими крылышками.
- Нимфа не согласна, она выскальзывает из объятий Фавна, отбегает в сторону и роняет шаль. Фавн, медленной, но грациозной поступью неумолимо приближается к ней. Они скрещивают руки, переведя их из прямолинейного положения в изогнутое, очертя полукругом пространство. Соприкасаясь кистями рук, образуют своеобразный крест, держась друг за друга, оба склоняются к земле.
- Фавн ощущает победу над нимфой и, побуждаемый желанием, впадает в сладострастные мечты. Он пытается окончательно увлечь нимфу, но она освобождается от его объятий..
- Фавн, очнувшись от сладких мечтаний, медленно и неумолимо снова направляется к объекту своего вожделения. Его поза, призывно вытянутые руки, взор, направление движения говорят о том, что он не отступит от своей цели. Нимфа в испуге убегает.
Фавн и шаль
- Оставшись в одиночестве, Фавн замечает лежащую на земле шаль. Он с ликующей радостью сознаёт, что шаль принадлежала нимфе.
- Изящно повернувшись, медленно и крадучись, он приближается к предмету вожделения.
- Подняв шаль, Фавн, не веря своему счастью, перетягивает ее через руки, словно проверяя догадку – не вымысел ли это?
- Поняв, что шаль реальна, Фавн воображает, что у него в руках сама нимфа, он коротко, но удовлетворённо смеётся.
- Внезапно появляются прислужницы нимфы, им нужна потерянная шаль. Они пытаются заполучить её из рук Фавна, но отбрасывается в сторону и пугает их резкостью движений. Нимфы убегают.
- Фавн смотрит на шаль, разворачивает её, как победное знамя, и, не сводя с неё глаз, медленной поступью движется к скале. Его руки широко разведены, голова чуть склонена, он прощупывает ступнями каждый шаг по поверхности земли. Шаль для него является субститутом самой нимфы, ее нематериальным присутствием.
- Фавн входит в состояние экстаза. Он движется на мысках из стороны в сторону, подбрасывает шаль, играет с ней, пробует на вкус словно гроздь винограда. Нимфы снова пытаются завладеть потерянной драгоценностью, но Фавн оберегает её и прижимает к груди. Его руки в полусогнутом состоянии, ладонями он накрывает шаль так, что, кажется, будто Фавн поддерживает себя на весу.
- Фавн продолжает находиться в состоянии любовного одухотворения. Зигзагообразной поступью он движется к месту своего обитания на скале, прижимая шаль к груди, словно тело возлюбленной.
- Медленно и высоко поднимая колени, резко отталкиваясь от земли вверх, словно воспаряя, он поднимается по склону.
- На ложе он снова играет с шалью, словно расточает ласки живому телу. Взяв шаль рукой, подносит её к лицу в одну руку, вглядывается в складки, потом опускает на ложе, снова поднимает, но уже рывками – выше и выше, пока не опрокидывает к себе на лицо. Целует шаль и расстилает её на земле во всю ширину.
- Нежно раскладывая шаль, Фавн целует место воображаемого лица. Не сводя глаз с шали, приподнимается над ней на своих сильных руках, взор его полон томления.
- Руки Фавна начинают сгибаться, тело опускается на ткань, рот широко захватывает воздух. Медленно ведя руки по шали, будто по реально лежащему под ним телу, он фиксирует их в упоре рядом с бедрами. Шея напряжена, тело подается вперед, на миг выгибается, но вновь принимает начальное положение.
- Фавн опускает тело с согнутыми в локтях руками на шаль и совершает несколько рывков нижней частью тела. Резко вскинутая вверх голова с широко разверзнутым ртом медленно опускается. Любовное напряжение завершается.