Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Глава 1. Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 179
Скачиваний: 3
Существует многообразие эмоциональных проявлений, но среди них выделяют четыре основных вида – это эмоции гнева, радости, тоски и страха. Если положительные эмоции людьми приветствовались и поощрялись, то отрицательные эмоции вызывали раздумья над их происхождением и вынуждали людей искать способы их предотвращения и лечения.
В древнейшей книге человечества «Библии» описан пример психического расстройства у вавилонского царя X халдейской династии Навуходоносора (605—562 до н. э.), который семь лет пребывал в состоянии тяжёлой депрессии и избегал общества людей. [6]
Отец медицины Гиппократ изучал эмоциональные нарушения и описывал их, например, он заметил, что в зависимости от эмоционального состояния работа сердца у человека может иметь до 60 оттенков. Состояние тоски, печали и тревоги Гиппократ назвал «меланхолией». [7]
Считалось, что меланхоликам покровительствует планета Сатурн, а в древнем Египте существовал храм Бога Сатурна (ныне музей), молитвы в котором помогали излечиться от меланхолии.
Врачи древнего Египта заметили, что многие заболевания, в том числе психические расстройства, имеют в своей основе эмоциональные нарушения, и лечили больных с помощью заговоров и гипноза: тексты подобных магических заговоров описаны в папирусе Эберса, а гипнотические методы изложены в так называемом «папирусе гностиков» (II век). [15]
В книге «Премудрости Иисуса сына Сирахова» (около 290 г. до н.э.) автор подчёркивал, что лечить должно не только тело, но и душу, так как отрицательные эмоции истощают душу, разрушают тело, ввергают его в болезни и приводят к преждевременной смерти. Поэтому автор советовал всеми возможностями избегать тоски и печали.
Из гомеровской «Одиссеи» известно, что дочь Зевса Елена угощала гостей напитком «непентессом» - своего рода антидепрессантом. Зелье готовилось из травы «непенф» (трава забвения), происходящей из Египта и считавшейся лекарством от грусти.
Средневековый персидский учёный, философ и врач Ибн-Сина (на западе Авиценна) в своём фундаментальном труде «Канон врачебной науки» описал эмоциональные расстройства и привёл рекомендации по их излечению.
В 1621 году английский священник, писатель и учёный написал трактат «Анатомия меланхолии», где приведено описание всех видов и проявлений меланхолии (по данным XVII века).
В том же 17 веке французский философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт, изучая человеческий мозг, пришёл к выводу, что за эмоции «отвечает» шишковидная железа, хотя современные учёные считают, что Декарт преувеличил значение этой железы в возникновении эмоций. Кстати, Декарт был сторонником дуализма и считал тело и душу самостоятельными субстанциями. [15]
Ошибочность мнения Декарта давно была эмпирически установлена ещё в древнем Китае. Связь тела и эмоций была неоспорима, и это обстоятельство использовалось в древнекитайском судопроизводстве для определения вины. Во время судебного разбирательства подозреваемому давали подержать во рту горсть риса. Если после прослушивания рис во рту оставался сухим, то подозреваемый считался виновным, так как считалось, что сильное эмоциональное напряжение вызывает прекращение деятельности слюнных желез, а это доказывает связь эмоций с работой желез внутренней секреции.
В средние века люди жили в условиях крайне неустойчивого равновесия, из-за слабости экономики и техники любой неурожай мог привести к катастрофе, поэтому люди жили в состоянии постоянной угрозы голодной смерти. В настроении людей господствовали отрицательные эмоции, что находило отражение в искусстве. Например, великие художники средневековья Альбрехт Дюрер (в 1514 г.) и Лукас Кранах Старший (в 1532 г.) изобразили в своих одноимённых работах «Меланхолия» аллегорическое состояние печали и страха.
Французский учёный-биолог Жан-Батист Ламарк в своём труде «Философия зоологии» (1809 г.), рассматривая законы эволюции, определил, что эмоции человека зависят от внешних причин (физические раздражители) и от внутренних (умственные процессы). [15]
Чарльз Дарвин в труде «Выражение эмоций у человека и животных» подчеркнул, что среди эмоциональных проявлений человека и животных есть сходство, и эмоции человека есть инстинктивные формы поведения, заимствованные им у животных.
Теории изучения эмоций
Рассмотрим различные теории по отношению к возникновению эмоций.
Биологическая
Чарльз Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, при которой эмоции рассматривались как рудимент инстинктивных действий, сохраняющих биологический смысл для особей не только своего, но и других видов, то есть в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух.
Теория Зигмунда Фрейда
Зигмунд Фрейд, в своей первичной теории (первая топика), считал, что эмоции возникают от избытка психической энергии в мозге, а возникает эта энергия посредством активности подсознания (либидо). Активность подсознания объясняется тем, что мотивация запускается сигналом из внутренней среды организма (внешним фактором). А ткани организма для мозга такая же внешняя среда, как и окружающий мир.
Психоанализ
Психоанализ основывался на центральном понятии взаимоотношениях врача и пациента – «перенос». У Фрейда понятие «переноса» означало, что пациент подсознательно переносит на врача свой болезненный опыт детства, который он, например, приобрёл в общении с родителями (матерью или отцом). Дальнейшее накопление психоаналитического опыта показало, что изображённые пациентами образы родителей определяются его собственными домыслами, которые скрывают истинные личностные конфликты. На это всегда следует ориентироваться при проведении лечения, чтобы исключить прямолинейный подход в оценке состояния пациента в связи, например, с некоммуникабельностью в отношениях с людьми. Болезнь – симптоматика проблемной ситуации раннего опыта и отношений в семье.
Исследователи вышли за рамки чистого психоанализа для объединения глубинно-психологического подхода к соматическому заболеванию с естественнонаучной потребностью медицины.
Рассмотрим различные теории.
Теория «Психофизиологический параллелизм» Вильгельма Вундта
Вильгельм Вундт исследовал, что изменения психических состояний протекают параллельно движениям, но подобные движения Вундт считал лишь следствием чувств. По Вундту, возникающие в сознании человека эмоции вызывают определенные мимические движения соответствующие эмоциональным ощущениям, например, выпячивание нижней губы вперед при выражении презрения. Это физиологическое проявление тела сходно с движением человека, отторгающим что-то неприятное, попавшее ему в ротовую полость.
«Периферическая» теория Джемса – Ланге
Из этой теории следует, что эмоции возникают вследствие изменений органических процессов (дыхания, пульса, мимики), то есть эмоции – это совокупность органических ощущений. («Человеку грустно, потому что он плачет, а не на оборот»). [1]
«Познавательная» теория М. Арнольда – Р. Лазаруса
Оценка ситуации вызывает стремление действовать. Переживание эмоции приводит к действию. Например, «мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают». [3]
Биологическая теория П.К.Анохина
Эта теория рассматривает эмоции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат превышает ожидаемый, а несовпадение желаемого с результатом (можно характеризовать как фрустрацию) ведет к отрицательным эмоциям.
Информационная теория эмоций П.В.Симонова
Информационная теория рассматривает сенсорную природу эмоций. Согласно этой теории, эмоция – это отражение мозгом человека (и высших животных) величины потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
Теория дифференциальных эмоций Кэррола Изарда
Кэррол Изард определил эмоции как систему с нейрофизиологическими, нервно-мышечными и чувственно-переживательными аспектами. Он полагал, что источники эмоций - нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны, нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация). [5]
Исследуя эмоции, Кэррол Изард установил, что те эмоции можно называть базовыми, которые имеют в своей основе филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных, и выделил признаки базовых эмоций:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации. [5]
Сам Изард признавал, что некоторые из базовых эмоций, не обладают вышеперечисленными признаками. И, хотя, базовые эмоции определены как врожденные, но по мере взросления практически любой человек может научиться управлять своей врожденной эмоциональностью, то есть трансформировать её по своему желанию. Например, врожденные невербальные сигналы состояния гнева явно демонстрируют готовность нападения на противника (оскал, сжатые кулаки, поза), но современные люди научились сдерживать свои эмоции и маскировать их более позитивными.
Теория У. Б. Кеннона
Американский психофизиолог и физиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон в своей работе «Мудрость тела», (1932) отметил, что «Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными. Что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. [6]
Теория У. Джеймса
В 1884 г. Вышла статья американского психолога У. Джеймса «Что такое эмоция?», в которой он (а позже Г. Ланге) сформулировал теорию, согласно которой эмоции возникают в связи с изменениями, которые происходят как посредством произвольной двигательной сферы, так и в сфере, не подчиненной сознанию (работа сердца, дыхание, секреция) и то, что человек ощущает при этих изменениях, и есть эмоциональные переживания, передающиеся посредством невербальных сигналов.
Невербальные средства и методы приходят на помощь, когда для точного выражения чувств не хватает слов. Использование невербальных сигналов помогает достичь наиболее глубокого взаимопонимания.
Эмоции присущи человеку с незапамятных времён, и если они сохранились до настоящего момента, то, значит, необходимы современному человеку в целях выживания и совершенствования. От ненужных излишков природа избавляется, как, например, избавила человека от ненужного ему хвоста, но сохранила эмоции, потому что они так же необходимы как зрение, слух или речь. Общение с человеком, лишённого эмоций создаёт большие трудности для взаимопонимания, так как информация, переданная только словами (не окрашенная эмоционально), не способствует пониманию смысла.
В современном мире умение распознать характер человека по невербальным сигналам, вытекающим из его эмоциональности, принимает важное значение для правильной оценки и выработки нужного поведения, что повышает эффективность общения. Даже когда человек по какой-то причине не владеет словами, его намерения «выдают» сигналы тела: выражение лица, мимика, жесты, позы. Невербальные посылы в общении помогают понять, что общающиеся скрывают за словами. Иногда правильно выстроенное поведение может спасти жизнь.
Воспринимая информацию одновременно по вербальным и невербальным сигналам, следует помнить, что невербальный язык менее зависим от сознания и потому более правдив. Если есть подозрения, что информация, поступающая по вербальному каналу недостоверна, то верить следует невербальной.
Понятие невербального общения. Подходы к пониманию вопроса невербального общения в контексте исторического развития
Человечество имеет два вида общения – вербальное и невербальное. Вербальное – процесс обмена информацией посредством речевых средств, таких как голос, речь слово. Невербальное общение — это общение при помощи бессловесного взаимодействия – знаками, мимикой, жестами, позами, и другими телодвижениями. Отношения между людьми зародились в первобытно-общинном строе. На заре человечества люди жили кучно, стадами, в племенных сообществах, и чтобы сохранить человеческий род как вид, люди ощущали потребность контакта друг с другом для лучшего взаимодействия в условиях выживания. Так появились невербальные методы общения.
Невербальные средства общения напрямую сообщают о чувствах (эмоциях) собеседника. Среди невербального способа общения выделяются основные:
1. Жесты, мимика, пантомимика
2. Паралингвистика или просодика (изучение передачи смысловой информации путем совместного невербально-вербального акта)
3. Проксемика (изучение пространства и времени как важного компонента знаковой системой общения)