Файл: Методы и технологии противодействия угрозам кадровой безопасности (ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Понятие кадровой безопасности организации
1.2. Кадровая безопасность в системе корпоративной безопасности организации
1.3. Управление кадровой безопасностью в организации
ГЛАВА 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ УГРОЗАМ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1. Основные угрозы кадровой безопасности организации
2.2. Модель противодействия угрозам кадровой безопасности организации
К внутренним угрозам кадровой безопасности относят:
- переманивание конкурентами высококвалифицированных сотрудников;
- наличие лучших условий труда и мотивации у конкурентов;
- давление на сотрудников извне;
- различные виды зависимостей сотрудников (физическая зависимость: алкогольная, наркотическая;
- психологическая зависимость: сетевая, игровая и др.)[24].
К внешним угрозам кадровой безопасности относят:
- слабый персонал-менеджмент в организации;
- низкий уровень квалификация сотрудников;
- уход квалифицированных работников;
- формальная проверка кандидатов при приеме на работу;
- отсутствие (или неразвитость) системы обучения в организации;
- неэффективная программа мотивации и стимулирования (отсутствие привязки результатов труда к уровню доходов сотрудников);
- отсутствие корпоративной культуры[25].
Таким образом, эффективность обеспечения экономической безопасности организации всецело зависит от осознания персоналом важности проводимых мероприятий в данной области, а также точного выполнения им всех установленных требований.
2.2. Модель противодействия угрозам кадровой безопасности организации
При прогнозировании и оценивании влияния ожидаемых угроз кадровой безопасности организации необходимым представляется формирование механизма, способного защитить организацию от внешних и внутренних угроз со стороны персонала и в его адрес и оперативно реагировать на изменение ситуации. Это предполагает разработку и использование совокупности методов и средств противодействия угрозам кадровой безопасности в разрезе всех видов корпоративной безопасности[26].
С целью системного представления поставленной задачи обеспечение кадровой безопасности может быть изображено в виде трехмерной модели (рис. 3).
Рис 1. Трехмерная модель обеспечения кадровой безопасности организации
Такое представление безопасности позволяет для каждого объекта выявить допустимое сочетание вероятных угроз, средств и методов защиты от них.
На основе развертки модели в плоскости «объекты – угрозы кадровой безопасности» можно выделить угрозы, которые наиболее характерны для тех или иных групп персонала, а также наиболее уязвимые объекты обеспечения кадровой безопасности.
Развертка в плоскости «угрозы кадровой безопасности – методы противодействия угрозам» позволяет оценить качество системы защиты от того или иного вида угроз.
Развертка в плоскости «объекты – методы противодействия угрозам» дает возможность подобрать конкретные средства защиты применительно к специфике объекта кадровой безопасности[27].
В самом общем виде описание модели предложено в табл. 1.
Среди методов обеспечения кадровой безопасности особо следует выделить те, которые способствуют повышению благонадежности и предупреждению нелояльности работников организации. Обобщение исследовательских подходов к их содержанию позволяет выделить методы, носящие административный, социально-экономический и социально-психологический характер[28].
Таблица 1. Описание модели в развертке «объекты обеспечения кадровой безопасности – формы реализации угроз – методы противодействия угрозам»
Объект обеспечения кадровой безопасности |
Роль в обеспечении корпоративной безопасности |
Основные формы реализации угроз |
Методы противодействия угрозам кадровой безопасности |
Топ-менеджеры |
Формируют стратегию корпоративной безопасности вообще и кадровой безопасности в частности. Принимают решения о выделении необходимых ресурсов на обеспечение безопасности. |
Воровство, мошенничество, участие в рейдерских захватах компании. |
Защита от угроз и посягательств извне, отслеживание участия в другом бизнесе, связи с криминальными структурами. Формирование лояльности и долгосрочной мотивации. |
Сотрудники, обеспечивающие корпоративную безопасность (работники кадровой службы, службы безопасности, руководители структурных под- разделений, в том числе руководители функциональных направлений обеспечения безопасности и пр.). |
Реализуют стратегию и политику обеспечения кадровой безопасности, выполняют функции обеспечения безопасности. Отвечают за кадровое обеспечение системы безопасности организации. |
Низкая квалификация, вербовка со стороны конкурентов и прочих групп влияния. |
Формирование лояльности, непрерывное повышение квалификации с целью формирования необходимых компетенций в области обеспечения корпоративной безопасности. |
Особо ценные (ключевые) сотрудники. |
Вносят существенный вклад в повышение экономической и интеллектуальной безопасности организации, достижение ее целей. |
Обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда, поэтому могут быть объектом переманивания со стороны конкурентов. |
Поддержание и повышение лояльности, в том числе посредством формирования конкурентоспособного вознаграждения за результаты труда, повышение квалификации и развитие персонала, формирование среды для развития талантов, поощрение инициативы. Удержание посредством отслеживания мотивационных ожиданий. |
Сотрудники, имеющие доступ к информационным ресурсам. |
Их действия могут нести угрозу ин- формационной и интеллектуальной безопасности организации, сами они могут стать объектом вербовки и шантажа. |
Умышленное и неумышленное нарушение правил обеспечения информационной безопасности. |
Защита от угроз и посягательств извне, контроль персонала, заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны. |
Сотрудники, владеющие коммерческой тайной и конфиденциальной информацией. |
Их действия могут нести угрозу информационной и интеллектуальной безопасности организации, сами они могут стать объектом вербовки и шантажа. |
Передача конкурентам и другим за- интересованным лицам информации, составляющей коммерческую тайну. |
Защита от угроз и посягательств извне, контроль персонала, заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны. |
Работники, имеющие доступ к материальным активам и финансовым Ресурсам. |
Представляют угрозу имущественной безопасности организации |
Хищение денежных средств и имущества, небрежное отношение к имуществу, сознательное его повреждение. |
Защита от угроз и посягательств извне, заключение договоров о материальной ответственности, кадровый контроль. |
Работники, владеющие фрагментарной информацией о деятельности организации (курирующие клиентские группы, имеющие доступ к информации с грифом конфиденциальности и т. д.). |
Их действия могут нести угрозу безопасности организации, но не наносят непоправимого ущерба. |
Утрата клиентской базы, распространение конфиденциальной информации. |
Защита от угроз и посягательств извне, кадровый контроль. |
Остальной персонал организации. |
Действия персонала, как правило, не наносят существенного вреда и не имеют серьезных негативных последствий. |
Воровство, мошенничество, увольнение и т. д. |
Кадровый контроль, мероприятия по сокращению текучести кадров, увольнение в случае проявления различных форм нелояльности. |
К административным методам можно отнести:
- проведение всестороннего отбора кадров, при котором не допускается прием на работу лиц, имеющих деструктивную направленность личности, социальные связи, порочащие их; биографию, свидетельствующую о наличии у них морально-нравственных дефектов;
- проведение периодической оценки степени защищенности жизненно важных интересов работников, особенно тех из них, кто занимает должности с повышенным уровнем риска кадровой безопасности;
- информирование персонала о том, какое наказание может следовать в случае нарушения конкретных норм дисциплины (выговор, лишение премии, понижение в должности, лишение определенных льгот, увольнение и др.);
- обучение персонала правилам и нормам обеспечения безопасности. Развитие определенных духовно-нравственных качеств у персонала возможно также посредством специального обучения, направленного на определение ориентиров в трудовой деятельности, развитие этической эрудиции, формирование способности давать непредвзятую оценку своим действиям и поступкам в случае конфликта интересов;
- обеспечение эффективного контроля над деятельностью персонала;
- формирование локальной нормативно-правовой базы обеспечения кадровой безопасности организации, которая предусматривает разработку и утверждение норм и правил поведения, в том числе этических, обязательных для соблюдения.
К числу основных регламентирующих документов следует отнести правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры, договоры о материальной ответственности, договоры о неразглашении конфиденциальной информации, коммерческой тайны, персональных данных, регламенты использования средств коммуникации и доступа в Интернет и пр. В качестве дополнительного инструмента регулирования социально-трудовых отношений, которые не охватили в своем регулировании локальные нормативные акты, может использоваться этический кодекс;
- увольнение работников за грубые нарушения правил и норм кадровой безопасности. При этом «расставание» должно быть мирным, а со стороны кадрового менеджмента должны быть приняты доступные и приемлемые с точки зрения закона меры для того, чтобы после ухода из компании работник не предпринимал попыток отомстить или причинить вред[29].
К основным социально-экономическим методам можно отнести:
- создание условий, при которых работнику будет невыгодно осуществлять действия, наносящие ущерб организации;
- введение системы материального и иных видов стимулирования, дополнительно «привязывающих» работника к компании, которые он не сможет получить в конкурирующих организациях. Такая система может включать поощрения за добросовестную работу, соблюдение трудовой дисциплины и лояльность компании (вручение премий, ценных подарков или иных наград, туристических путевок и др.);
- предупреждение ситуаций, при которых работник или близкие ему люди могут оказаться в безвыходном или критическом положении при возникновении острых жизненных проблем. Профилактика таких ситуаций (в частности, долгов, материальных затруднений) должна осуществляться путем кредитования работников, создания кассы взаимопомощи и др.[30]
Социально-психологические методы включают в себя:
- формирование корпоративного духа, включая принятие мер по созданию у работников чувства принадлежности к организации, сплоченности коллектива, по созданию такого социально-психологического климата, который способствовал бы восприятию организации как референтной для каждого работника, а также препятствующего действиям и поступкам, направленным на причинение ущерба организации;
- формирование в организации такого стиля работы руководителей любого ранга, который не будет жестко авторитарным, не станет приводить к унижению, задевать чувство собственного достоинства подчиненных, с тем чтобы не провоцировать обратную негативную реакцию.
Стоит отметить, что методы обеспечения кадровой безопасности должны конкретизироваться с учетом индивидуально-личностных характеристик персонала, быть нацелены на восприятие каждого конкретного работника как потенциального субъекта угроз безопасности организации.
2.3. Методы противодействия угрозам кадровой безопасности
С целью оценки степени распространенности методов обеспечения кадровой безопасности и особенностей ее обеспечения в 2015 г. был проведен экспертный опрос Межрегиональной Общественной Организацией «Московская Ассоциация Предпринимателей»[31] 133 предпринимателя Москвы.
Основные методы противодействия угрозам со стороны персонала, используемые работодателями региона, представлены в табл. 2.
Таблица 2. Степень распространенности методов противодействия угрозам со стороны персонала организации, % от общего числа ответов
Стадия жизненного цикла |
Численность работников организации |
|||||||||||
Метод |
Вся выборка |
Создание |
Рост |
Зрелость, стабильность |
Угасание, кризис |
Выход из кризиса |
До 50 чел. |
От 50 до 100 чел. |
От 101 до 200 чел. |
От 201 до 500 чел. |
От 501 до 1000 чел. |
Более 1001 чел. |
Постоянный контроль деятельности сотрудников, учет, проверки |
12,5 |
0,0 |
16,9 |
11,3 |
0,0 |
0,0 |
16,2 |
13,3 |
20,0 |
8,1 |
15,6 |
8,8 |
Системы штрафов в случае нарушения |
6,9 |
0,0 |
6,2 |
6,3 |
20,0 |
16,7 |
8,1 |
6,7 |
20,0 |
8,1 |
6,3 |
2,9 |
Договор об ответственности сторон (в письменной форме): о материальной ответственности, о неразглашении коммерческой тайны и т. д. |
16,9 |
0,0 |
18,5 |
16,3 |
40,0 |
0,0 |
13,5 |
13,3 |
20,0 |
21,6 |
18,8 |
14,7 |
Профилактическая работа: внимание к сотрудникам со стороны руководства, создание и поддержание хорошего социально-психологического климата в коллективе |
12,5 |
25,0 |
13,8 |
11,3 |
0,0 |
16,7 |
18,9 |
20,0 |
20,0 |
8,1 |
3,1 |
14,7 |
«Показательные» наказания виновных |
3,1 |
0,0 |
3,1 |
3,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
6,7 |
20,0 |
5,4 |
3,1 |
0,0 |
Воспитание желания следовать корпоративной культуре |
10,6 |
25,0 |
7,7 |
12,5 |
0,0 |
16,7 |
10,8 |
6,7 |
0,0 |
8,1 |
6,3 |
20,6 |
Дисциплинарные взыскания, депремирование |
8,8 |
25,0 |
6,2 |
8,8 |
20,0 |
16,7 |
5,4 |
0,0 |
0,0 |
13,5 |
12,5 |
8,8 |
Моральное давление |
2,5 |
0,0 |
0,0 |
3,8 |
0,0 |
16,7 |
2,7 |
0,0 |
0,0 |
2,7 |
0,0 |
5,9 |
Личное собеседование руководителя с сотрудником |
13,1 |
0,0 |
15,4 |
12,5 |
0,0 |
16,7 |
13,5 |
26,7 |
0,0 |
5,4 |
15,6 |
14,7 |
Испытательный срок |
12,5 |
25,0 |
12,3 |
12,5 |
20,0 |
0,0 |
10,8 |
6,7 |
0,0 |
18,9 |
15,6 |
8,8 |
Другие |
0,6 |
0,0 |
0,0 |
1,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
3,1 |
0,0 |