Файл: Этапы внедрения проектных технологий в организацию (Основы проектной деятельности: понятие, задачи, тенденции развития в России).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 533
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Критерии оценки показателей:
- 0–1,49 балла – низкий уровень эффективности деятельности;
- 1,5–2,49 балла – уровень эффективности деятельности ниже среднего;
- 2,5–3,49 балла – средний уровень эффективности деятельности;
- 3,5–4,49 балла – уровень эффективности деятельности выше среднего;
- 4,5–5 – высокий уровень эффективности деятельности.
Результаты мониторинга позволили определить «точки роста» эффективности деятельности ООО «Фаворит» (см. Рис. 8). Средний балл по анкете 3,1 из 5 баллов, что говорит о среднем уровне эффективности деятельности организации. Самые низкие показатели по блокам «Создание и координация работы проектных групп и координация индивидуальной исследовательской работы педагогов» – 1,7 баллов и «Просветительская деятельность образовательного менеджера» – 1,9 баллов.
Рисунок 8. Результаты мониторинга информационной среды «Эффективность деятельности образовательных менеджеров ООО «Фаворит»»
Недостаточно использование сетевых автоматизированных и информационных систем для учета посещаемости, хранения оценок и подготовки отчетности [8, с. 12], а также электронных таблиц для анализа и представления статистических данных, что заметно на фоне информации об электронном журнале (рис. 9).
Рисунок 9. Применение ИКТ при анализе выполненных заданий и обратной связи с учениками и родителями, %
Ответы о возможности использования ИОС приведены на диаграмме рис. 10. Современная ИОС должна быть не просто техническим средством – электронным архивом и средством коммуникации, она должна обеспечивать новое качество образовательного процесса, быть способной поддерживать разные виды деятельности – учебную, методическую, научно-исследовательскую и т. д. В идеале она должна быть мотивирующей для всех участников образовательного процесса [5].
Рисунок 10. Использование ИОС в учебном процессе ООО «Фаворит», %
В 81% случаев доступ к ИОС организации предоставляется по индивидуальному паролю, что, безусловно, затрудняет свободный информационный обмен. В то же время тенденция такова, что многие ресурсы постепенно переходят из платных в открытые – энциклопедии, «онлайн- переводчики», навигации и т. д. [9] На сегодняшний день проектная технология является одной из приоритетных инновационных технологий. Ее использование направлено на решение целого ряда задач, среди которых стоит выделить следующие: развитие критического мышления; умение ориентироваться в информационном пространстве; интегрирование знаний из разных областей наук и прочее.
Основная цель оценки проблем проектного управления ООО «Фаворит» – определить соответствие системы управления современным требованиям, вытекающим из: основных законов и закономерностей методов теории управления, общих принципов управления, принципов управления на основе автоматизированных систем управления (АСУ) с использованием новых интегрированных информационных технологий управления; законов теории организации [12].
На первом этапе, исходя из этих положений используются четыре уровня оценки состояния подсистемы управления современным требованиям, вытекающим из закономерностей и принципов управления:
- первый уровень – полностью соответствует (ПС);
- второй уровень – в основном соответствует (ОС);
- третий уровень – частично соответствует (ЧС);
- четвертый уровень – не соответствует (НС).
Результаты оценки эффективности выполнения функции планирования в таблице 9.
Таблица 9
Результаты оценки уровня соответствия выполнения функции планирования
Задачи планирования |
Полнота выполнения задач |
||
В полном объеме |
Частично |
Не выполняется |
|
1. Обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений |
ЧС |
||
2. Перспективная ориентация и ранее распознавание проблем развития организации |
ЧС |
||
3. Координация деятельности структурных подразделений и участников организации с использованием всех способов координации (организация, мотивация, контроль, информационное обеспечение) |
ЧС |
||
4. Создание объективной базы для эффективного управленческого труда |
НС |
||
5. Мотивация трудовой активности участников организации |
НС |
||
6. Информационное обеспечение участников организации |
ЧС |
На втором этапе с целью исследования использования в компании ООО «Фаворит» методологии и технологий управления проектами, понимания содержания и элементов ценностно-ориентированного управления, готовности более широко применять данный подход, было проведено обследование ООО «Фаворит».
Анализ результатов проводились при помощи: балльного оценивания. Для балльной оценки использовалась пятибалльная шкала. Слабое влияние (малая ценность и т.д.) чего-либо соответствовало 1 баллу, напротив, сильное влияние, высокая ценность фактора оценивались в 5 баллов. Например, в вопросе «Считаете ли Вы, что внедрение управления проектами в практику компании будет способствовать решению стоящих перед ней задач в части повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности?» оценка осуществлялась так [9, с. 1]:
- нет, не будет способствовать вообще — 1 балл;
- да, но влияние будет очень слабым — 2 балла;
- да, будет оказывать заметное влияние — 3 балла;
- да, будет существенно способствовать — 4 балла;
- да, в значительной степени — 5 баллов.
Для большинства других вопросов использовалось аналогичное нарастание баллов с соответствующей смысловой нагрузкой.
Далее производилось усреднение баллов, полученных по тому или иному вопросу, в целом по выборке. Как видно из приведенной выше градации, средний балл, равный или близкий 3, можно считать оценкой, показывающей начальный уровень существенного значения рассматриваемой позиции, содержащейся в вопросе.
Формат представления данных анкетирования позволял в случае необходимости рассчитывать средние баллы по группам предприятий, различающихся по размеру, количеству реализуемых проектов, численности занятых в них сотрудников. В выборку исследования вышло 65 экспертов. Большинство опрошенных представляют учебный и отдел кадров ООО «Фаворит».
Все эксперты указали, что в компании существует формализованный процесс запуска новых процессов. При этом степень участия в данном процессе несколько отличается (Рисунок 11).
Рисунок 11. Степень участия в процессе управления запуском новых процессов
Следующий по характеристике нарастания зрелости фактор — это управление проектами в сфере образования ООО «Фаворит». Как единую совокупность проектов, направленную на достижение целей, портфель проектов рассматривают примерно 57,8% экспертов компании, что является в целом результатом, близким к посредственному. Тем более что только 26,3% экспертных оценок определили бизнес-процесс «управление проектами в образовательной организации» на уровне внутренних нормативных документов (см. табл. 10). Важным условием управления проектами образовательной организации и является постановка стратегического планирования, и прежде всего определение целей деятельности. Как видно из табл. 2.9, подавляющее большинство (95%) компаний декларирует свои цели.
74% от общего количества экспертов определяют эти цели с помощью количественных показателей, что является положительным моментом.
Таблица 10
Оценка перспектив становления проектно-ориентированного управления
Вопросы |
В целом |
В том числе в организациях с количеством проектов |
|||
по выборке |
До 20 |
21-50 |
51-100 |
Свыше 100 |
|
Может ли ваша организация стать проектно-ориентированной в том смысле, что будет использовать организацию работ в виде проектов во многих или даже в большинстве видов своей деятельности? |
3 |
2,75 |
2,5 |
4,6 |
5 |
Готова ли ваша организация выделять денежные, трудовые и иные ресурсы для создания КСУП? |
2,57 |
2,2 |
3 |
3,8 |
4,3 |
Считаете ли вы, что затраты на создание КСУП будут возмещены эффектом от ее функционирования? |
2,75 |
2,6 |
3,25 |
3,2 |
2,7 |
Доли ответов экспертов, регламентирующих (документирующих) процессы управления проектами в образовательной организации, в аналогичной цепочке: 41%, 19%, 15%. Далее необходимо понять степень интеграции стратегического планирования и управления проектами в организации. В целом она оценивается не очень высоко — в 2,6 балла.
Таблица 2.9
Характеристики стратегического управления в ООО «Фаворит»
Доля компаний в выборке, давших утвердительный ответ на вопрос, % |
||
Параметр |
Определены ли и продекларированы цели организации? |
Определены ли цели организации с помощью количественных показателей? |
Среднее по всем |
95 |
74 |
Среднее значение для крупных компаний |
100 |
86 |
Среднее значение для средних компаний |
100 |
71 |
Среднее значение для малых компаний |
77 |
54 |
Необходимо отметить, что экспертами высоко оценивается необходимость и значимость управления проектами в части его влияния на результаты деятельности. Так, касательно влияния на конкурентоспособность и эффективность деятельности (а это характеристики ценностей) средняя балльная оценка составляет 3,5 с небольшим разбросом по типам предприятий. Также достаточно высоко оценивается наличие проектного мышления у сотрудников компаний — 3,54 балла, причем в малых организациях такая оценка оказалась выше, чем в крупных и средних. Таким образом, управление проектными технологиями и проектами в целом на уровне исследуемой образовательной организации находится на среднем уровне и нуждается в совершенствовании.
Выводы по Главе 2
Исследование проектного управления проведено на примере образовательной организации ООО ««Фаворит» Обучение проводится как на территории Учебного центра, так и на территории Заказчика. Возможно дистанционное и очно-заочное обучение. В Учебном центре обеспечивается высокое качество обучения за счет: профессионализма преподавателей центра; уникальных методик, адаптированных к профессиональным потребностям обучающихся; обеспечения участников всеми необходимыми учебно-методическими материалами; использования современных технических средств обучения.
Органами управления Центра являются: общее собрание учредителей — высший орган управления и директор — единоличный исполнительный орган. Главная задача ООО «Фаворит» заключается в раскрытии потенциала всех участников педагогического процесса, создании оптимальных условий для проявления их творческих способностей.
На сегодняшний день проектная технология является одной из приоритетных инновационных технологий. Ее использование направлено на решение целого ряда задач, среди которых стоит выделить следующие: развитие критического мышления; умение ориентироваться в информационном пространстве; интегрирование знаний из разных областей наук и прочее.
Глава 3. Внедрение проектных технологий MS SharePoint в организацию. Функциональные и организационные требования к проекту
Проведенный анализ в первой главе выявил эффективность среди проектных технологий такого программного комплекса как Microsoft SharePoint. Данный комплекс, предназначен для построения самых разнообразных систем управления бизнесом: от корпоративных порталов до комплексных систем проектного, программного и портфельного управления. Это удобный инструментарий и базовая платформа для построения совместной работы.
ООО «Фаворит» нужно долгосрочное и надежное решение, которое обеспечит платформу для внутрикорпоративного и проектного взаимодействия, предоставит средства интеграции с множеством существующих информационных систем и будет иметь невысокую стоимость владения, в связи с этим выбрано MS SharePoint (Приложение 2).
Рисунок 12. Гибридная среда SharePoint
Цели внедрения MS SharePoint в ООО «Фаворит»:
- Быстрый старт – MS SharePoint обладает богатой встроенной функциональностью, которая позволяет решить многие задачи корпоративного и проектного управления быстро и без существенных затрат.
- Возможности совместной работы и социализации – платформа MS SharePoint постоянно развивается в сторону поддержки разнообразных социальных функций: совместная работа с данными и документами, вики, форумы, блоги, доски обсуждений, личные страницы и страницы проектов, облака тэгов, - все эти широкие возможности позволят сделать проектные коммуникации, хранение и распространение знаний наиболее эффективными [36, с. 173].
- Точное соответствие нуждам бизнеса - архитектура платформы делает SharePoint своеобразным конструктором функциональных модулей и позволяет создавать решения, точно соответствующие бизнес-задачам. При этом продукт позволяет легко масштабировать и расширять систему под возникающие изменения в бизнес-процессах [9, с. 1].
- Персонализация и обеспечение безопасности – MS SharePoint позволяет эффективно работать с пользователями и их ролями, разграничивать доступ к данным и функциям системы, а также обеспечивает гибкие возможности по настройке персонифицированных интерфейсов.
- Интеграция – MS SharePoint позволяет использовать средства MS Project Server, MS Office, MS SQL Server (включая MS Reporting и MS Analysis) и пр. Кроме того, платформа MS SharePoint обеспечивает простые и надежные средства интеграции с другими информационными системами.