Файл: Этапы внедрения проектных технологий в организацию (Основы проектной деятельности: понятие, задачи, тенденции развития в России).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 14
СОДЕРЖАНИЕ
Рост популярности проектного подхода в бизнесе связан также со следующими преимуществами и тонкостями ведения проектов:
- проект конкретен (в каждом проекте существуют строгие ограничения по срокам, бюджету и качеству) [5, с. 47];
- проект детализирован (классическая декомпозиция позволяет максимально детализировать бизнес-процесс и спрогнозировать возможные риски);
- проект интенсивен (высокая степень компетентности руководителя и команды ведёт к высокой интенсивности и качеству рабочего процесса);
- проект гибок (вышеупомянутая компетентность и детализация в декомпозиции позволяют, при необходимости, использовать как привычный вотерфолл, так и agile-методы без риска для сроков, бюджета и качества);
- наконец, проект управляем, ведь большинство методов управления пришло в проектную деятельность из IT-сферы, где строго прописанные регламенты, которых зачастую столь не хватает классическому менеджменту, применяются уже давно.
Отраслевой срез развития управления проектами в России можно исследовать как минимум по двум направлениям: по динамике рынка программного обеспечения (ПО) управления проектами и по сертификации специалистов по управлению проектами [11, с. 185].
По данным информационного портала Tadviser можно судить о тенденциях внедрения ПО управления проектами в отраслевом срезе за период с 2014 г. по 2017 г. (рис. 1). Стоит заметить, что ПО управления проектами внедряется во всех отраслях бизнес-деятельности. При этом наблюдается усложнение внедряемых информационных систем управления проектами, расширение представляемого функционала, интеграция с другими информационными системами компании.
Рисунок 2. Внедрение ПО управления проектами в разрезе отраслей
Как видно из рисунка 1, наиболее активно за исследуемый период внедряли ПО управления проектами в строительстве (50 проектов) и в органах государственного и муниципального управления (47 проектов). Далее среди наиболее активных отраслей, где втоматизируется процесс управления проектами, можно отметить сферы IT (35 проектов), финансов (34 проекта) и энергетики (30 проектов) [36, с. 173]. К прочим отраслям (207 проектов) относятся: промышленность, социальная сфера, консалтинг, транспорт и еще более 20 отраслей. Однако тенденции внедрения ПО в управлении проектами в разрезе отраслей представлены и видны.
Результативность и эффективность проектной деятельности компании также зависит от такого фактора, как компетентность менеджера проекта и его специалистов. Востребованность необходимых элементов компетентности напрямую зависит от того, в какой сфере бизнеса работает менеджер проекта [37, с. 173]. Поддерживать и развивать требуемые элементы компетентности помогают национальные ассоциации по управлению проектами. Рассмотрим результаты исследования сертифицированных специалистов по модели IPMA уровня A, B, C и D так же в разрезе отраслей. Данный анализ позволил нам сформировать рейтинг отраслей по количеству сертифицированных специалистов в области управления проектами (рис. 3 и 4).
Рисунок 3. Удельный вес сертифицированных специалистов по управлению проектами уровня А и В отраслевом аспекте [39]
Рисунок 4. Удельный вес сертифицированных специалистов по управлению проектами уровня С и D в отраслевом аспекте[39]
Анализ сертифицированных специалистов по управлению проектами в отраслевом аспекте показал аналогичные отрасли-лидеры, что и в случае внедрения ПО: промышленность, строительство, IT, финансы и энергетика.
Целью управления проектами является обеспечение достижения целей органа исполнительной власти путем планирования, организации и контроля трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта. Горизонт детального планирования – от 3 месяцев до 1 года, периодичность контроля – не реже 1 раза в месяц [41, с. 3]. В случае, если длительность проектов составляет более года, сроки, бюджет и ресурсы проекта укрупненно планируются на весь период, но детальное планирование осуществляется только на период до 1 года с последующим скользящим перепланированием [9, с. 1].
Целью технологической поддержки проектной деятельности является сокращение трудозатрат, минимизация ошибок и повышение скорости выполнения процессов проектного управления и процесса мотивации участников проектов органа исполнительной власти путем их автоматизации, а также накопление, хранение и обработка информации и знаний в области проектного управления. В Приложении 1 представлен анализ использования ИТ продуктов на мировом рынке для управления проектами. На основе представленных данных можно увидеть, что объем ИТ систем, которые предоставляют возможность управлять проектами, достаточно обширен. Но какие ИТ решения помогут проектной команду эффективно и качественно поддерживать коммуникации В таблице 2 представлен ТОП 10 ИТ решений для коммуникаций в проектной команде. На основе данных, приведенных в таблице 2, можно увидеть, что на все критерии, указанные в таблице, отвечают две системы: Мегаплан и SharePoint. Необходимо сравнить эти две системы по стоимости. Итоговая сумма будет высчитываться по следующим параметрам [38]:
- Стоимость внедрения;
- Годовая подписка на 1 человека;
- Наличие пробного периода.
Таблица 2
ТОП 10 ИТ решений для коммуникаций в проекте
№ |
Название |
Основные критерии |
|||||
Хранение документов и возможность работать в них |
Возможность общения (чат, видеозвонки и т.д.) |
Работа 24/7 |
Мобильность (приложения для мобильных устройств) |
Возможность отслеживать исполнение задач |
ИТ поддержка в других странах |
||
Битрикс 24 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Confluence |
- |
+ |
+ |
+/- (не на всех устройствах) |
+ |
+ |
|
Papyrs |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
|
ownCloud |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Мегаплан |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Trello |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Smartsheet |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Flowdock |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
|
SharePoint |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
TeamBridge |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
В таблице 3 приведено сравнение стоимости «Мегаплан» и «Microsoft SharePoint»:
Таблица 3
Мегаплан / Microsoft SharePoint [39]
Мегаплан |
Microsoft SharePoint |
|
Стоимость внедрения |
От 50 000 до 2 000 000 руб |
От 40 000 до 2 000 000 руб |
Годовая подписка на 1 человека |
4 560 руб |
4200 руб |
Наличие пробного периода |
2 недели |
месяц |
В приведённой выше таблице видно, что наиболее выгодным предложением станет внедрение Microsoft SharePoint. В процессе проектирования по технологии Microsoft SharePoint практически все специалисты работают над одной моделью здания. Наличие возможности удаленной и коллективной работы над одним файлом позволяет в режиме реального времени отслеживать все неувязки проекта, значительно сокращается время выполнения правок. На сегодняшний день большинство специалистов работают над общей моделью в программах от разных производителей, и это значительно снижает уровень взаимодействия между программами.
Выводы по Главе 1
Как показало проведенное исследование, в рамках управления проектом происходит постоянное взаимодействие участников проекта, к которым относятся инициатор, заказчик, менеджер проекта, инвестор и непосредственно команда проекта. Менеджеру проекта необходимо изучить основные стандарты, чтобы затем обоснованно подойти к выбору стандарта для работы в команде и методов работы. Одними из самых известных стандартов являются стандарты, разработанные Институтом управления проектами (Project Management Institute (PMI)). К ним относятся стандарты управления Standard for Program Management, Standard for Portfolio Management, стандарт описания менеджеров проектов PMCDF, а также стандарт управления проектами OPM3.
Совокупность различных стадий и явлений управления проектами рассматривается с точки зрения единой открытой системы. «Системная модель управления проектами» распространяется на субъекты, объекты и процессы управления.
Определено, что платформа Microsoft SharePoint – это программный продукт, основной задачей которого является предоставление сотрудникам компании инструмента эффективного взаимодействия.
Глава 2. Исследование проектного управления на примере образовательной организации ООО ««Фаворит». Краткая характеристика образовательной организации ООО ««Фаворит»
Негосударственное образовательное учреждение учебно-методический центр «Фаворит» (далее – Центр) г. Москвы осуществляет образовательную деятельность с сентября 2013 года. C 10.06.2013 года ЧУОО ДПО «Фаворит» оказывает образовательные услуги по дополнительному профессиональному образованию в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности серия 77Л01 № 0007548, регистрационный № 036739 от 09 ноября 2015 г, выданной Департаментом образования города Москвы. В настоящее время ЧУОО ДПО «Фаворит» динамично развивается, стараясь полностью соответствовать современным требованиям и стандартам. Обучение ведут высококвалифицированные преподаватели. Все они имеют значительный производственный и педагогический опыт и владеют спецификой обучения взрослых. Учебные аудитории оснащены по последнему слову техники.
Обучение проводится как на территории Учебного центра, так и на территории Заказчика. Возможно дистанционное и очно-заочное обучение.
В Учебном центре обеспечивается высокое качество обучения за счет:
- профессионализма преподавателей центра;
- уникальных методик, адаптированных к профессиональным потребностям обучающихся;
- обеспечения участников всеми необходимыми учебно-методическими материалами;
- использования современных технических средств обучения.
Центр ориентирован на обучение граждан, способных к активному труду, руководителей и Фаворитов организаций. В соответствии с программой развития Центра в 2014 году усилия администрации и педагогического коллектива были направлены на реализацию цели, поставленной перед Центром – создание оптимальных условий для подготовки квалифицированных рабочих и повышению квалификации руководителей (Фаворитов) организаций. Организационная структура учебного центра образовательного центра ООО «Фаворит» представлена на рис. 5.
Генеральный директор
Главный инженер
Бухгалтерия
Учебно-методическое управление
Отдел кадров
АХО
Технический отдел
Методический отдел
Учебная часть
Рисунок 5. Организационная структура учебного центра образовательного центра ООО «Фаворит»
Органами управления Центра являются:
- Общее собрание учредителей — высший орган управления;
- Директор — единоличный исполнительный орган.
При этом основной формой взаимодействия органов управления и педагогического коллектива является обмен информацией, консультации, собеседования. Управленческий аппарат сформирован, распределены функциональные обязанности между руководством Центра. Директор и его заместители, помимо исполнения должностных обязанностей, имеют учебную нагрузку, определяемую расписанием занятий. Все члены руководства Центра имеют высшее образование; стаж педагогической работы свыше 10 лет (кроме главного бухгалтера). Функциональные обязанности, распределенные среди руководства, обеспечивают режим жесткого функционирования и гибкого развития, однако все члены руководства владеют всеми основными вопросами, в случае необходимости осуществляют замену. Это обусловлено достаточным уровнем управленческой культуры, владением современными информационными технологиями.
Целостная работа механизма управления, координирование деятельности преподавателей осуществляется через:
- Четкое определение уровня управления, их функционала и связи между ними;
- Построение работы на перспективной, прогнозируемой основе по программе развития.
Руководство Центра своевременно и оперативно корректирует свою деятельность и деятельность преподавательского состава в соответствии с новыми требованиями к процессу обучения.
Показателями эффективного управления являются результаты деятельности Центра по следующим составляющим:
- Критерии факта – отсутствует количество обучающихся, не сдавших квалификационный экзамен по причине не качественной подготовки [9, с. 1].
- Критерии отношений - нет конфликтов между участниками образовательного процесса;
- Критерии качества – позволяют проследить взаимосвязь между процессом управления и личностным ростом участников образовательного процесса.
ООО «Фаворит» организует обучение по таким направлениям как:
- Промышленная безопасность;
- Обучение электробезопасности;
- Экологическая безопасность;
- Охрана труда;
- Пожарная безопасность.
Показателями результативности образовательной деятельности являются качество знаний и обладание твёрдыми практическими навыками обучающихся, результаты итоговой аттестации.
Качество подготовки обучаемых Центра является одной из основных целей деятельности образовательного учреждения. Результаты освоения программ дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки в рамках самообследования Центра показывают, что ни одной рекламации со стороны физических лиц, организаций, которые обучали своих сотрудников в Центре не поступало. Ни одна из организаций, которая начала работать с Центром, не прекратила своего сотрудничества в 2017 году. Ряд ведущих организаций в своей области, заключают Договора об оказании платных образовательных услуг сроком на год с его дальнейшей пролонгацией