Файл: Закономерности речевого развития в онтогенезе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2023

Просмотров: 210

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным опытом детей, что отражается на формах речи. Для неё характерны не полные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему с всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность не является абсолютной принадлежностью возраста ребёнка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями общения.

Вывод А.М.Леушиной нашел подтверждение в исследовании М.И.Лисиной и её учеников. Учёные доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня общения у детей. Форма высказывания зависит от того, как понимает ребёнка собеседник. Речевое поведение собеседника влияет на содержание и структуру речи ребёнка. Например, в общении со сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку им надо что-то объяснить, в чём-то убедить. В общении со взрослыми, легко понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью.

Наряду с монологическою речью продолжает развиваться и диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и используются в зависимости от условий общения.Дети 4-5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают о игрушкам и картинкам. Сказки являются важнейшим воспитательным средством ,обогащающим фантазию ребенка ,учат детей отделять зло от добра, они легки и доступны для младшего и среднего дошкольника. Одновременно устное народное творчество и авторские сказки обогащают активный словарь ребенка ,помогают делать речь более связной. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения в нутрии рассказа часто связанным лишь формально (словами: ещё, потом).

Обогащение и расширение словаря ребенка шестого года жизни осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом) [9]


Таким образом подводя итог теоретической можно сказать , что речь является основным средством коммуникации ,помимо этого она выполняет еще функции обобщения и абстрагирования, а также сигнификативную функцию По видам речи выделяется внешняя( устная - монологическая и диалогическая и письменная ) и внутренняя речь , также выделяется социализированная «речь для других»  и «эгоцентрическая речь для себя» , каждая из которых выполняет важную функцию в ходе развития детской речи. При нарушениях органов слуха используется кинетический вид речи. Анализируя работы педагогов и психологов по развитию детской речи более других обращают на себя внимание работы Ушинского, который говорил ,что устное народное творчество и авторские сказки являются очень эффективным средством развития детской речи. В своем развитии речь ребенка проходит закономерно несколько этапов( Закономерности фонетико- фонематической стороны речи, закономерности лексико - грамматической стороны речи, закономерности развития связной речи .) Используя классификацию Леонтьева можно выделить четыре этапа : подготовительный, преддошкольный , дошкольный и школьный. Углубляясь в каждый этап можно заметить , что развитие речи происходит постепенно ,вместе с развитием мышления ,Выгодский на первое место ставит мышление , а затем речь. Но как и во всем здесь есть свои исключения. Все зависит от социального окружения и от общения детей со взрослыми. На процессы развития речи можно эффективно повлиять путем специально разработанной методической программы . использующей дидактические игры, сказки , обучающие игры, пересказы. Одна из таких программ используется в нашем исследовании, цель которого , определить влияние сказки на развитие активного словарного запаса и связность речи детей четырех - пяти лет

Глава 2 Исследование влияния сказки на уровень словарного запаса и связность речи детей 4-5 лет

2. 1 Организация исследования

От того , насколько правильно развивается ребенок можно судить по его словарному запасу. В возрасте полутора лет в активном словаре ребенка насчитывается по мнению специалистов не более 50 слов , а в возрасте пяти лет дети оперируют уже 2000 - 2500словами.Но важен не только количественный , но и качественный состав слов. Качественный состав слов - это то, насколько ребенок понимает смысл слов, которые употребляет в своей речи. Иногда случается так,что ребенок знает слова , но не использует их в своей лексике, так как не знает их значений, то есть слова находятся в пассивной памяти ребенка. Необходимо следить за развитием словаря детей, объяснять малышу значение слов , показывать на примерах для того ,чтобы он мог активно использовать слова в своей речи. Переступая порог 4 - 5 лет дети начинают активно использовать уменьшительно - ласкательные слова такие ,как папочка ,мамочка ,слова обозначающие качества предметов - большой, красивый, легкий, слова обозначающие переживания и чувства- грустный, веселый ,образовывать слова ,обозначающие детенышей животных - кот-котенок, курица - цыпленок, лошадь - жеребенок .Охотнее всего дети используют существительные и глаголы ,менее охотно прилагательные.


Для возраста 4 - 5 лет очень важно развитие внутренней эмоциональной жизни ребенка .Ребенок не может анализировать жизненные события, он может только играть .Для этой цели сказки являются наиболее подходящим средством, так как являются доступными и понятными для малышей

Базой для экспериментального исследования стал детский сад №10"Солнышко" города Бузулука. Было сформировано две группы экспериментальная №1 , контрольная №2 Возраст детей 4-5 лет, с ноября 2014года по апрель 2015года в средней группе детского сада. Количество детей и в той и в другой группе составило 10 человек. Список прилагается (Приложение 1)

 В соответствии с поставленной целью – определение влияния сказок ,как когнитивного компонента, на повышение уровня активного словарного запаса и связной речи детей среднего дошкольного возраста были выбраны методики Немова Р.С. при помощи, которых определили уровень запаса слов,который хранится в активной памяти ребенка, а также связность речи:

Методика 1«Назови слова» и Методика 2. «Расскажи по картинке»(Приложение2)

Методика 1«Назови слова» Немов [11,с.116]

Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.а называние каждой из перечисленных ниже групп слов отво­дится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек

1. Животные.2. Растения.3. Цвета предметов.4. Формы предметов.5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.6. Действия человека.7. Способы выполнения человеком действий.8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затруднялся начать перечисление нужных слов, то взрослый помогал ему, называя первое слово из данной группы, и просил ребенка продолжить перечисление.

Оценка результатов

Методика 2. «Расскажи по картинке» [11,с.117]

Эта методика предназначается для определения активного запаса слов и связности речи ребенка. Ребенку показывают серию картинок ( Приложение 2) Далее ребенку давали 2 мин для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвле­кался или не мог понять, что изображено на картинке, то экс­периментатор разъяснял и специально обращал его внимание на это.После того, как рассмотрение картинки было закончено, ребенку предлагал рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводилось еще по 2 мин. Психолог, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксировал результаты в таблице 1 (Приложение 3), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.


2.2 Эмпирические исследования влияния сказки на уровень словарного запаса и связность речи детей среднего дошкольного возраста .

Констатирующий эксперимент Цель эксперимента :изучение активного словарного запаса детей среднего дошкольного возраста .Экспериментальное исследование проводили в соответствии с методикой 1«Назови слова»

Результаты диагностики заносились в таблицу 1

Таблица 1

Результаты диагностики уровня словарного запаса в активной памяти ребенка

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Имя

ребенка

Колли-чество

слов

Балл

Уро-вень

Имя

Ребенка

Колли-чество

Слов

Балл

Уро-вень

1

Аня

17

1

О.н

1

Соня

35

8

В

2

Денис

27

5

С

2

Вася

18

1

О.н

3

Артем

30

6

С

3

Никита

25

4

С

4

Лера

38

9

В

4

Даша

37

9

В

5

Алина

28

5

С

5

Маша

17

1

О.н

6

Ксюша

39

9

В

6

Андрей

26

4

С

7

Захар

24

3

Н

7

Полина

23

3

Н

8

Антон

15

1

О.н

8

Даня

16

1

О.н

9

Петя

26

4

С

9

Саша

22

2

Н

10

Настя

21

2

Н

10

Миша

38

9

В

Среднее

26,5

4,5

С

Среднее

25,7

4,2

С


Распределение детей в % с очень низким - О.н. ; низким - Н.; средним - С ; высоким - В ; очень высоким - О.в уровнем запаса слов представлен в таблице 2

Таблица 2

Распределение детей в % по уровням запаса слов

Эксперементальная группа

Контрольная группа

Уров-ни

О.н

Н

С

В

О.в

О.н

Н

С

В

О.в

Коли-чество

детей

2

2

4

2

0

3

2

2

3

0

%

20

20

40

20

0

30

20

20

30

0

Теперь необходимо определить , различаются ли группы по уровню словарного запаса, Для этого применим непараметрический критерий Манна- Уитни [18,с.49] Uэмп Uкр 43,5 ≥ 19 , 43,5 ≥ 27 ( Приложение 5) .

Рис.1 Распределение детей по уровням запаса слов

Методика2 Данные обследования детей по данной методике занесены в таблицу 4 и 5. 1-Существительные ; 2- Глаголы; 3- Прилагательные в обычной форме ;4 - Прилагательные в сравнительной степени ; 5 - Прилагательные в превосходной степени; 6 - Наречия ; 7 - Местоимения ; 8 - Союзы; 9 - Предлоги ; 10 - Сложные предложения и конструкции

В данной диагностике по определению связанности речи детей с очень высоким баллом нет как в экспериментальной , так и в контрольной группах. В экспериментальной группе детей с высоким уровнем развития речи- 10%, со средним - 40%, с низким - 30%, с очень низким - 20%. В контрольной группе : с высоким уровнем развития речи - 30%, со средним - 30%, с низким - 20%, с очень низким -20%

Таблица 3

Результаты диагностики активного запаса слов и связности речи экспериментальной группы

Имя

Ребен-ка

Частота употребления

Балл

Уро-вень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Аня

+

1

О.н

2

Денис

+

+

+

3

Н

3

Артем

+

+

+

+

+

+

6

С

4

Лера

+

+

+

+

+

+

+

7

С

5

Алина

+

+

+

+

+

+

6

С

6

Ксюша

+

+

+

+

+

+

+

+

8

В

7

Захар

+

+

+

3

Н

8

Антон

+

1

О.н

9

Петя

+

+

+

+

+

5

С

10

Настя

+

+

2

Н

Среднее

4,2

С

%

100

80

60

30

60

20

20

40

10