Файл: Основные функции в системе менеджмента (Сущность и классификация функций менеджмента).pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
- оперативность;
- надежность;
- экономичность;
- гибкость (способность адаптироватьс.я к внешне.й среде);
- устойчивость, (неизменность свойств, целостность функционировани.я элементов системы).
Принципы проектировани.я организационны.х структур управления:
- максимально.е сокращени.е времен.и прохождени.я информаци.и до исполнителя;
- четко.е обособлени.е составны.х часте.й организационно.й структуры;
- обеспечени.е способност.и к быстро.й реакци.и н.а изменени.я в управляемо.й системе;
- приспособлени.е отдельны.х подразделени.й к системе управлени.я организацие.й и к е.е внешне.й среде.
В менеджменте обычн.о приводятс.я следующи.е основны.е признак.и рациональност.и структуры управления:
- отражени.е все.й совокупност.и информационны.х связей, обусловленных
функциональным назначение.м подразделени.й и отдельны.х работников в рамка.х исполнени.я им.и управленчески.х функций;
- соблюдени.е принципов единоначалия;
- минимальн.о необходимо.е число уровне.й управления;
- соблюдени.е обоснованног.о уровн.я централизаци.и и децентрализации;
- соблюдени.е нормы управляемости;
- адаптивность к изменениям.
Вместе с те.м главным (глобальным) признако.м рациональност.и структуры управлени.я являетс.я е.е соответстви.е требованию эффективног.о функционировани.я производственно.й структуры, отражаемого, прежд.е всего, в
Уровне реализаци.и целе.й и стратеги.и предприятия.
Процесс проектировани.я организационно.й структуры состои.т из трех
этапов:
1. анализ действующе.й организационно.й структуры (определяетс.я ра-циональность действующе.й структуры п.о оценочным критерия.м – причинам
управления, состоянию аппарат.а управления; выполнению функци.й управле-
ния; состоянию технологи.и и хозяйственно.й деятельности); выделяютс.я «уз-
кие» мест.а в системе управления: многозвенность, параллелиз.м в работе и т.п.;
2. проектировани.е организационно.й структуры с использование.м мето-
дов аналоги.й (использовани.е опыт.а сторонни.х организаций), экспертны.х ме-
тодов (рекомендаци.и специалистов), структуризаци.и целе.й н.а основе систем-
ног.о подхода, организационног.о моделирования.
В результате проектировани.я определяетс.я тип структуры, уточняются
состав и число подразделений, численность аппарат.а управления, рассчитываютс.я затраты н.а содержани.е аппарата. В конечно.м итоге устанавливаются
функци.и подразделений, поток.и информации, полномочия, прав.а и ответственность работников.
3. оценк.а эффективност.и организационно.й структуры. Оценк.а эффективност.и управлени.я може.т быть произведен.а п.о уровню реализаци.и заданий, надежност.и и организованност.и системы управления, скорост.и и оптимальност.и принимаемы.х управленчески.х решений.
Эффективность управлени.я выражают, как правило, показателем, представляющи.м собо.й отношени.е экономичност.и управлени.я Эс к эффективност.и производств.а Эп . Пр.и это.м Эс вычисляетс.я путе.м делени.я затра.т н.а управлени.е Ау н.а совокупную стоимость основны.х и оборотны.х фондов Д и выража-етс.я в затрата.х н.а управлени.е н.а единицу стоимост.и фондов. Эп определяетс.я путе.м делени.я объем.а условн.о чисто.й продукци.и Вч.п н.а численность промышленно-производственног.о персонала Ст.и выражаетс.я в количестве произведенно.й продукци.и н.а человека:
Эу= Эс/ Эп= (Ау / Д) / (Вч.п/ Ст)
В конечно.м счете вс.я работ.а п.о проектированию структуры управлени.я сводитс.я к выработке направлени.й п.о совершенствованию действующе.й организационно.й структуры, повышению эффективност.и аппарат.а управлени.я [24].
1.4. Суть мотивации как функции управления
Термин «мотивация» происходи.т о.т лат. movere − побуждени.е к действию. В само.м обще.м вид.е мотиваци.я человек.а к деятельност.и понимаетс.я как совокупность движущи.х сил, побуждающи.х человек.а к осуществлени.и определенны.х действий. Эт.и силы находятс.я вне и внутр.и человек.а и заставляю.т ег.о осознанн.о ил.и ж.е неосознанн.о совершать некоторы.е поступки. Раз-
личны.е люди могу.т совершенн.о по-разному реагировать н.а одинаковы.е воз-
действи.я со стороны одинаковы.х сил. Боле.е того, поведени.е человека, осуществляемы.е и.м действия, в свою очередь, такж.е могу.т влиять н.а ег.о реакцию н.а воздействия, в результате чег.о може.т менятьс.я как степень влияни.я воздействия, так и направленность поведения, вызываема.я эти.м воздействие.м [3].
В современно.м менеджменте существуе.т нескольк.о подходов к определению поняти.я «мотивация», отличающихс.я своим.и акцентам.и и степенью детализации. Мотиваци.я рассматриваетс.я прежд.е всег.о как:
− совокупность движущи.х сил, побуждающи.х человек.а к осуществлению определенны.х действий;
− совокупность внутренни.х и внешни.х движущи.х сил, которы.е побу-
ждаю.т человек.а к деятельности, задаю.т границы и формы деятельност.и и придаю.т это.й деятельност.и направленность, ориентированную н.а достижени.е определенны.х целей;
− процесс побуждени.я себя и други.х к деятельност.и дл.я достижения
личны.х целе.й ил.и целе.й организации;
− деятельность, имеюща.я целью активизировать трудово.й коллектив и
каждог.о работающег.о в организаци.и и побудить и.х эффективн.о трудитьс.я длявыполнени.я целей, сформулированны.х в планах;
− органическа.я часть процесса управления, посредство.м которог.о че-
ловеческа.я энерги.я преобразуетс.я в определенно.е поведение, ожидаемым ре-
зультато.м этог.о поведени.я являютс.я эффективны.е совместны.е действия, на-
правленны.е н.а реализацию планов организации.
Мотиваци.я − функци.я процесса управления. Работник мотивирован −
следовательно, он заинтересован, создан.а ситуация, пр.и которо.й , реша.я об-
щи.е цел.и организации, он те.м самым удовлетворяе.т свои личны.е потребности, сознательн.о выбира.я то.т ил.и ино.й тип поведени.я Мотиваци.я в процессе
управлени.я человеко.м предстае.т в вид.е дву.х подсистем. Перва.я из ни.х обес-
печивае.т рассмотрени.е побуждени.я к деятельност.и подчиненным самог.о себя, т.е. осуществлени.е самомотивации, друга.я − вынужденно.е (принудительное) побуждени.е человек.а за сче.т внешнег.о воздействия. В процессе мотиваци.и подчиненный выступае.т одновременн.о и как объект, и как субъект мотивационног.о управления. В.о второ.м случае процесс носи.т названи.е «стимулирование». Составно.й частью мотиваци.и человек.а являетс.я мотиваци.я труда, т.е. побуждени.е работник.а к трудово.й деятельност.и [19].
Мотиваци.я трудом, как важнейши.й элемент системы общественныхценностей, формируетс.я частичн.о до начала профессионально.й деятельности
путе.м усвоени.я соответствующи.х морально-этически.х норм, а частичн.о − в
результате личног.о участи.я в ней. В т.о ж.е врем.я эт.о може.т иметь мест.о тольк.о тогда, когд.а труд являетс.я основным источнико.м получени.я блага. Есл.и таковым служа.т статусны.е различия, принадлежность к привилегированно.й социально.й группе и т.д., формируютс.я ины.е мотивы поведени.я людей. Реальна.я производственна.я сред.а част.о приводи.т к трансформаци.и трудовы.х ценностей,снижению и.х роли, когд.а работник.и предпочитаю.т меньше работать и меньше получать. Причино.й этог.о част.о служа.т высока.я интенсивность и плоха.я организаци.я труда, неблагоприятны.е социально-гигиенически.е услови.я ег.о осуществления, общественны.е установки.
Основны.е задачи мотивации:
− формировани.е у каждог.о сотрудник.а понимани.я сущност.и и значени.я мотиваци.и в процессе труда;
− формировани.е у каждог.о руководител.я демократически.х (коллегиальных) подходов к управлению персонало.м с использование.м современны.х методов мотивации. Дл.я решени.я эти.х задач необходи.м анализ: процесса мотиваци.и в организациях; индивидуально.й и группово.й мотивации, есл.и такова.я имеется, и зависимост.и между ними;
− изменений, происходящи.х в мотиваци.и деятельност.и человек.а пр.и переход.е к рыночным отношениям.
Дл.я решени.я указанны.х задач применяютс.я различны.е методы мотивации. Самым первым и наиболе.е распространенным методо.м был метод на-
казани.я и поощрения, так называема.я политик.а «кнут.а и пряника». Это.т метод использовалс.я дл.я достижени.я желаемы.х результатов и просуществовал до- вольн.о долг.о в условия.х командно-административно.й системы. Постепенн.о /TT1он.и стимулов. Тако.й метод был эффективен пр.и повторяющихс.я рутинны.х операциях, незначительно.й содержательно.й част.и работы, возможност.и поменять мест.о работы (п.о разным причинам), а такж.е в условия.х бригадны.х и коллективны.х подрядов, гд.е действовал.и регламентированны.е надбавк.и и удержани.я к заработно.й плате [2].
С повышение.м рол.и человеческог.о фактор.а появились психологиче-
ски.е методы мотивации. В основе эти.х методов лежи.т утверждение, чт.о ос-
новным мотивирующи.м факторо.м являютс.я не тольк.о материальны.е стимулы, н.о и нематериальны.е мотивы, таки.е как самоуважение, признани.е со стороны окружающи.х членов коллектива, морально.е удовлетворени.е работо.й и гор дость за сво.е предприятие. Таки.е методы мотиваци.и базируютс.я н.а изучени.и потребносте.й человека.
Изучени.е потребносте.й человек.а привело к появлению дву.х основных
групп теори.й мотивации: содержательны.х и процессуальны.х (и.х содержани.е рас крыт.о ниже). В эволюци.и управленческо.й мысл.и эт.и теори.и рассматриваютс.я в рамка.х школы человечески.х отношени.й и поведенчески.х наук. Авторы процессуальны.х теори.й показал.и внутрифирменный мотивационный механизм.
Мотиваци.я как психологическа.я категори.я имее.т сложную структуру.
Результативность мотиваци.и в.о много.м зависи.т о.т понимани.я руководителе.м структуры процесса побуждени.я человек.а к деятельност.и (рис. 1).
Рисунок 1 –Элементы мотивации
Сред.а − са.м человек и все то, чт.о ег.о окружает. Физиологические, физические, химические, природны.е и други.е факторы есть то, чт.о изначальнвключае.т в себя набор регуляторов, направляющи.х процессы обмена.
Инстинкт − первична.я врожденна.я форм.а побуждени.я живо.й актив-
ности. Инстинкты формируютс.я в результате биологическо.й эволюции, в ос-
нове которо.й лежи.т приспособлени.е к сред.е обитания. Главно.е назначение
инстинктов − выживани.е организм.а в условия.х борьбы за существование. Инстинкты порождаю.т безусловный (врожденный)рефлекс организм.а человека. Среди важнейши.х безусловны.х рефлексов выделяю.т пищевой, поло-
вой, оборонительный, ориентировочный и др. Последовательна.я зависимость
«инстинкт − безусловный рефлекс − стимул − реакция» составляю.т сущность
биологическо.й мотивации, являющейс.я осново.й бихевиоризма. Эт.а зависи-
мость присуща любому живому организму. Биологическа.я мотиваци.я состав-
ляе.т определяющую часть человеческо.й мотивации. Н.а это.м уровне возмож-
ност.и человек.а в выборе и регулировани.и довольн.о ограниченные. Отклоне-
ни.я о.т биологическог.о равновеси.я нор.м вещественного, энергетическог.о или
информационног.о обмен.а вызываю.т стремлени.е к восстановлению этог.о рав-
новесия. Эт.о стремлени.е н.а первично.й стади.и называетс.я нуждой.Первичным ответо.м организм.а н.а нужду являетс.я формировани.е потребности, т.е. конкретног.о ощущени.я недостатк.а чего-либо. Потребность −
осознанна.я нужда, принявша.я специфическую форму в соответстви.и с культурным уровне.м и личностью индивида. Потребность являетс.я исходным этапо.м дл.я формировани.я интереса, страха, ожиданий, восприятий, направленности, мировоззрени.я и установк.и личности.
Человек.а побуждае.т к активным действиям, в то.м числе к труду,необходимость удовлетворени.я различны.х потребностей. Под потребно-
стям.и понимаетс.я внутренне.е состояни.е человека, отражающе.е физиологически.й ил.и психологически.й дефици.т чего-либо, который вызывае.т ощущени.е дискомфорта. Последне.е влияе.т н.а чувства, поведени.е и мышление
людей.
Экспериментально.е изучени.е потребносте.й начал К. Левин. Одну изпервы.х классификаци.й потребносте.й предложил в 1938 г. психолог Г. Мюррей, выдвинув идею об и.х четыре.х основны.х типах:
1) первичны.е (обеспечиваю.т выживаемость человека) и вторичные(способствую.т развитию личности);
2) позитивны.е и негативные;
3) явны.е и неявные;
4) осознанны.е и неосознанные.
Н.а основе этог.о он сформулировал 37 видов потребносте.й и показал, чт.о у все.х люде.й он.и одн.и и те же, тольк.о специфическ.и выраженные. Потребност.и нельзя непосредственн.о увидеть и измерить. Об и.х существовани.и можн.о узнать тольк.о п.о поведению людей, приче.м зачастю лишь в определенно.й ситуации. Нужн.о иметь в виду, что, хотя в каждый данный момент обычн.о доминируе.т одн.а какая-т.о потребность, деятельность человек.а стимулируетс.я не тольк.о ею, н.о и многим.и другими, которы.е поро.й трудн.о идентифицировать.
П.о происхождению потребност.и могу.т быть врожденным.и и приобре-
тенным.и в результате воспитания. П.о характеру бываю.т естественным.и (в пище, вод.е и т.п.) и социальным.и (в признании, славе), а исходя из содержани.я материальным.и и нематериальными.