Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, роль и виды прибыли
1.2 Управление распределением и использованием прибыли
1.3 Методика оценки распределения и использования прибыли
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
2.3 Оценка распределения и использования прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
3. Разработка рекомендаций по повышению прибыли в ООО «Автомама» на 2021-2022 годы
3.1 Проблемы и мероприятия по их решению направленные на повышение прибыли в ООО «Автомама»
Таким образом, прибыль показывает положительный финансовый результат, суммарное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых ООО «Автомама». Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования и расширенного воспроизводства. Прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов. Она выполняет воспроизводственную, стимулирующую и распределительную функции, характеризует степень финансового благополучия организации.
Следовательно, особое место в деятельности ООО «Автомама» должна занять реализация комплекса мер, имеющих своей целью минимизацию издержек, связанных с производством и реализацией продукции, и повышение эффективности управления затратами. Количественно в структуре цены большой удельный вес занимает себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг. По этой причине резервы роста прибыли, прежде всего, следует искать именно в данном направлении. Снижение себестоимости при прочих неизменных условиях очень существенно отражается на росте прибыли [17].
Рассмотрим методику подсчета таких резервов, которая основывается на расчете величины выручки от реализации товаров, продукции, работ и услуг на 1 тыс. руб. их себестоимости. Значение данного показателя эффективности производства связано с тем, что он учитывает не только последовательность производства потребительских стоимостей, как результат использования ресурсов и величину затрат для обеспечения объема реализованной продукции, но и устанавливает взаимосвязь показателей, характеризующих применение производственных ресурсов и производственных затрат [8].
Также этот индикатор отражает влияние всех факторов на эффективность производства, в первую очередь факторов роста производительности труда, фондоотдачи, снижения материалоемкости и, в конечном счете - себестоимости. Он позволяет обеспечить единый подход к определению факторов повышения эффективности производства, влияющих на ее показатели через использование производственных ресурсов и затрат на производство и реализацию продукции и выражает зависимость между эффектом и затратами. На втором месте по доле затрат находятся издержки связанные с содержанием и использованием основных средств. Снижения расходов по амортизации основных производственных фондов реально достигнуть путем интенсивного их использования и повышения уровня загруженности. Следующее место занимают затраты на оплату труда. Должное внимание стоит уделять и мероприятиям, направленным на сокращение и ликвидацию непроизводственных расходов и потерь [9].
Среди них можно порекомендовать совершенствование организации учета прочих расходов и потерь непроизводственного характера, введение новых систем оплаты и премирования (ввести показатель уровня материальной ответственности за брак), повышение организационно-технического уровня производства. Реализация указанных мероприятий окажет положительное влияние на снижение себестоимость продукции, увеличения спроса и, соответственно, на повышение прибыли [5].
Особое внимание руководству ООО «Автомама» следует уделять таким методам управления затратами, как управленческий учет, с помощью которого можно осуществлять контроль за издержками производства в компании. Особенно эффективным является бюджетирование, которое предполагает организацию учета по центрам ответственности. Такая схема управления затратами позволяет оптимизировать расходы, и оперативно реагировать на изменение плановой величины издержек а также передать некоторые функций по принятию решений на уровень линейных управляющих [7].
И здесь особую актуальность приобретают вопросы определения и соблюдения оптимальной величины партии закупки материалов, оптимального размера серии выпускаемой продукции, решение вопроса относительно производства и закупки у сторонних производителей отдельных деталей или комплектующих изделий.
Для повышения оперативного контроля и управления запасами необходимо применять их нормирование, которое представляет собой расчет Для повышения оперативного контроля и управления запасами необходимо применять их нормирование, которое представляет собой прогнозируемый расчет на 2021-2022 гг.
Таблица 3 - Расчет экономического эффекта от снижения стоимости оборотных средств в 2021 г.
Показатели |
Факт 2021 г. |
Расчетные значения |
Изменения (+;-) |
Коэффициент оборачиваемости оборотного капитала, число оборотов |
1,77 |
1,82 |
+0,05 |
Продолжительность одного оборота, дней |
205,68 |
200,92 |
-4,76 |
Рентабельность оборотных активов, % |
43,1 |
44,1 |
+1,00 |
Сумма высвобожденных финансовых ресурсов, тыс. руб |
21650 |
||
Прирост прибыли, тыс. руб |
17101,6 |
Сокращение продолжительности одного оборота на 4,76 дней, способствовало ускорению оборачиваемости на 0,05 раза, что положительным образом отразилось на доходности текущих активов. Если фактически в 2021 г. на рубль вложенных средств было получено 41,1 коп. прибыли, то расчетный показатель составил 44,1 коп.
В результате нормирования оборотного капитала произошло ускорение его оборачиваемости, которое способствовало высвобождению из сферы обращения финансовых ресурсов на сумму 21650 тыс. руб., что отразилось бы на конечном финансовом результате путем его увеличения на 17101,6 тыс. руб.
Следующим фактором роста финансовых результатов выступает повышение эффективности использования основных средств [4]. Для этого Обществу следует обратить внимание на анализ состояния и эффективности использования основных активов; полученную в результате оценки информацию применять при расчете потребности в увеличении основных средств, расчете резервов повышения эффективности их использования; осуществлять контроль за работой оборудования конкретными лицами в разрезе различных участков работ; бережно относиться к основным фондам, не допускать их преждевременного выхода из строя, путем своевременного проведения ремонтных работ; осуществлять анализ затрат на капитальный и текущий ремонты основных активов; своевременно их обновлять [7].
Оценим, какое влияние окажет в 2021-2022 гг. изменение фондоотдачи на формирование прибыли ООО «Автомама».
Таблица 4 - Расчет эффекта от изменения фондоотдачи
Показатели |
2021 г. |
2022 г. |
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. |
517501,5 |
738219,5 |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
1307466 |
1659337 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
299907 |
721507 |
Фондоотдача, руб. |
2,53 |
2,25 |
Рентабельность основных средств, % |
57,95 |
97,74 |
Относительная экономия (потеря) основных фондов в результате роста фондоотдачи, тыс. руб. |
280118,60 |
|
К стоимости фондов, % |
37,95 |
|
Прирост продукции за счет роста фондоотдачи, тыс. руб. |
-206701,46 |
|
К общему приросту продукции, % |
58,74 |
На основании расчетов можно сделать вывод о том, что снижение фондоотдачи в ООО «Автомама» в 2021-2022 гг. на 0,28 руб. привело к снижению объема выпуска продукции на 206701,46 тыс. руб., или 58,7% по сравнению с ее первоначально ожидаемым уровнем и относительному снижению потребности организации в средствах труда, т.е. к относительной экономии основных фондов на сумму 280118,6 тыс. руб., что от их фактической стоимости в 2022 г. составляет около 38%. Произошедшие изменения оказали отрицательное влияние на величину прибыли. К сожалению, определить уровень влияния на снижение прибыли невозможно, т.к. основные средства характеризуются длительным сроком использования [11].
В заключение стоит продемонстрировать таблицу эффективности мероприятий, направленных на повышение прибыли в ООО «Автомама» на 2021-2022 гг. (Приложение 1).
Необходимо сделать выводы о том, самым эффективным мероприятием в плане повышения прибыли ООО «Автомама» является увеличение роста числа потенциальных потребителей в виде модернизации рекламной кампании, укрепления отдел маркетинга, повышения популярности товаров и услуг на рынке, а также по мере увеличения числа потенциальных потребителей возрастает и количество реальных сделок и повышение количества реальных клиентов в том формате, когда рекламная компания должна заинтересовывать клиента, мотивировать на приобретение товара, помимо знакомства покупателя с продуктом. Достижение возможно с помощью уникальных предложений, низкой ценовой политики или лучших рекламных акций [14].
Таким образом, более эффективное использование основных средств в организации способствует получению дополнительной прибыли. Реализация предложенных мероприятий в деятельность ООО «Автомама» будет способствовать более эффективному использованию экономических ресурсов, повышению размера получаемой прибыли, приведет к росту рентабельности организации и прибыльности его продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, необходимо сделать выводы о том, что в современных условиях развития экономики прибыль выступает в качестве одного из ключевых показателей для оценки эффективности деятельности предприятия. Именно это и побуждает предприятие искать рациональные и экономически обоснованные методы управления прибылью. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку ее наличие создает предпосылки перспективного развития субъекта хозяйствования, а ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, который имеет место при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Автомама».
В условиях рыночной экономики каждый предприниматель должен стремиться не просто к увеличению прибыли, а к такому объему прибыли, который позволил бы обеспечить предприятию развитие в конкурентной экономической среде. На основании проанализированных теоретических источников следует выделить ряд возможных источников получения прибыли для предприятия [18].
Процесс получения прибыли ООО «Автомама» раскрывается через его функции:
– прибыль выступает в роли показателя, который описывает конечный финансовый результат деятельности;
– прибыль выполняет стимулирующую функцию – та часть чистой прибыли, которой руководитель может распоряжаться после выплаты обязательных налоговых платежей, должна обеспечивать финансирование расширенного воспроизводства, материальное поощрение собственников, а также давать резервы для научно-технического и социального развития субъекта хозяйствования;
– прибыль выступает в роли одного из основных источников создания бюджетов разных уровней, так как она вместе с другими государственными поступлениями, составляющими доходную часть бюджета, может быть направлена на удовлетворения общественных потребностей граждан, выполнение государством своих обязанностей и функций по финансированию научно-технических и инвестиционных программ, мероприятий социального развития государства [19].
В современных условиях развития экономики государственные органы не устанавливают определенных нормативов распределения конечного финансового результата, но при помощи налоговых льгот могут стимулировать направление части прибыли на капитальные инвестиции производственного и непроизводственного характера, использование ее в благотворительных и социальных целях или направление на финансирование экологических и социальных мероприятий.
В конечном счете собственник и высшее руководство предприятия принимают решение касательно направлений использования массы прибыли, которая остается в их распоряжении после выплаты налогов и других обязательных платежей. Часть прибыли, которая остается в распоряжении руководителей предприятия, делится на два направления. Одна доля прибыли направляется на потребление. Вторая часть идет на увеличение стоимости предприятия и принимает участие в накоплении финансовых запасов [20].
Необязательным является полное расходования накопленной прибыли, так как данная часть прибыли имеет важное резервное значение и может быть использовано на покрытие дополнительных затрат по развитию предпринимательской деятельности, на пополнение оборотных средств, на покрытие возможных финансовых убытков.