Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность, роль и виды прибыли
1.2 Управление распределением и использованием прибыли
1.3 Методика оценки распределения и использования прибыли
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
2.3 Оценка распределения и использования прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
3. Разработка рекомендаций по повышению прибыли в ООО «Автомама» на 2021-2022 годы
3.1 Проблемы и мероприятия по их решению направленные на повышение прибыли в ООО «Автомама»
2.3 Оценка распределения и использования прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 годы
В современном автомобильном салоне как правило существует несколько видов деятельности. Поэтому одной из обязанностей его бухгалтерии становится организация учета по всем текущим направлениям, в том числе: расходы, доходы, входной НДС (при помощи раздельного учета); отражение розничной продажи автотранспорта (операции продажи, возврата и т. д.) и другие.
Итак, рассмотрим особенности ведения бухгалтерского учета в автосалоне «Автомама». В первую очередь необходимо отметить, что компания находится на ЕНВД, то есть режиме налогообложения, при котором уплачивается единый налог на вмененный доход. Не вдаваясь в подробности режима, надо сказать, что компания обязана формировать учетную политику, как в целях бухгалтерского учета, так и в целях налогообложения [8].
С целью бухучета в учетную политику ООО «Автомама» включаются:
– рабочий план счетов;
– порядок отнесения различных показателей между субсчетами;
– формы первичной документации;
– формы регистров Учет НМА и ОС;
– учет ТМЦ и продукции;
– доходы, расходы.
Между тем бухучет можно заметно сократить. Так, в учетной политике касательно бухгалтерского учета можно указать принципы, которые упрощают учет и сдачу отчетности – сократить план счетов посредством совмещения некоторых счетов, отказаться от ряда ПБУ, сдавать отчеты в упрощенном виде.
Бухучет розничной торговли автотранспортом формируется аналогично учету движимых непродовольственных товаров. Между тем и здесь следует отметить некоторые особенности. Так, например, если существуют сложности с причислением ряда затрат к конкретному виду деятельности, то учет производится через удельный вес каждого типа прибыли к общему объему дохода автосалона [15].
При ведении бухгалтерского учета автосалон задействует счета:
90 – учет выручки и трат по всем видам деятельности;
44 – траты;
004 – учет нового авто до платежа своими средствами;
41 – учет авто для реализации после покупки его у поставщика;
69 – расчеты по соцстрахованию;
70 – зарплата сотрудникам.
НДС к вычету в компании учитывают после оплаты покупки автотранспорта и отображения этой операции на надлежащем счету обычным порядком [7].
Приведем пример формирования проводок при продаже автомобиля в ООО «Автомама»: А.Б. Дубровин (физлицо) приобретает новую машину. Бухгалтерия автомобильного салона ООО «Автомама» при реализации автотранспорта обязана показать операции типовыми проводками:
ДТ 60, КТ 51 — оплата поставщику авто.
ДТ 41, КТ 60 — стоимость поступившего авто.
ДТ 19, КТ 60 — отображение НДС по закупленному авто.
ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС.
ДТ 62, КТ 90-1 — прибыль от продажи авто физлицу.
ДТ 90-2, КТ 41 — снятие с учета себестоимости товара.
ДТ 90-3, КТ 68 — отображение НДС к уплате в бюджет.
Однако дилером при продаже авто, согласно желанию клиента, базовая комплектация может быть дооснащена. Эти затраты включены в себестоимость товара и учитываются как расходы, связанные с дооснащением. Затраты при модернизации авто в виде дооснащения, согласно договору, который заключается отдельно, учитываются обособленно.
Тогда система проводок будет выглядеть так [6]:
ДТ 41 (отданные автомобили на дооснащение);
КТ 41 (купленные автомобили) — передача автомобилей на дооборудование другой организации;
ДТ 60, КТ 51 — оплата услуг организации, которая выполнила дооснащение автомобиля;
ДТ 41, КТ 60 — затраты, произведенные в связи с дооснащением;
ДТ 19, КТ 60 — НДС по дооснастке продаваемого авто;
ДТ 68, КТ 19 — вычет НДС;
ДТ 41, КТ 41 — цена продаваемого автомобиля;
Неточности и погрешности, а иногда и серьезные ошибки, довольно часто встречаются в отчетности бухгалтерской службы, не только рассматриваемого автосалона, но и любого другого. Согласно ПБУ No22 от 28.06.2010 подобное неправильное отображение фактов хозяйственной деятельности является существенным в том случае, если прямо или косвенно влияет на последующие экономические решения.
В результате формируется искаженная информация о финансовом положении дел. Приведенное Положение содержит полное описание возможных ошибок в действиях бухгалтера и способов их исправления. Поэтому бухгалтеру следует принять во внимание этот документ и руководствоваться им при исправлении допущенных погрешностей [5].
Например, если неверно подсчитаны и указаны итоговые показатели в отчетности (погрешности не связаны с ошибочными действиями в первичной отчетности и учетных регистрах), то нужно перечеркнуть неправильный показатель, рядом написать правильный вариант, добавить «Исправленному верить», расписаться, указать дату внесения поправки.
Отдельно надо сказать и об особенностях учета операций, связанных со страховыми полисами ДСАГО, ОСАГО, КАСКО. Полисы учитываются на забалансовом счете. Пример используемой проводки [4]:
- ДТ 013 «Полисы ДСАГО, ОСАГО, КАСКО» — учет полиса ДСАГО.
- КТ 013 «Полисы ДСАГО, ОСАГО, КАСКО» — списание полиса с внебалансового счета (при расторжении договора либо окончании его срока действия).
- ДТ 51, КТ 76-1 – получение от страховщика части страховой суммы.
Таким образом, особенности ведения бухгалтерского учета в автосалоне на примере «Автомама» характеризуются тем, что товары, то есть автомобили, приобретены для перепродажи, а в ходе отчуждения могут подлежать дооборудованию, как с включенными затраты на этот процесс в стоимость авто, так и с помощью сторонней организации, с осуществлением отдельных расходов. Поэтому данные операции должны учитываться раздельно, а если у компании нет возможности операции разделить и отнести к какому–то конкретному виду, то оборот средств по ним может быть учтен как доля от общего оборота.
Кроме того, как было выявлено, поскольку автосалон находится на ЕНВД, то целесообразно сократить план счетов посредством совмещения некоторых счетов, возможно не применять ряд ПБУ (например, 16/02, 18/02), сдавать отчеты в упрощенном виде [3].
Следовательно, на основании вышеуказанной финансовой отчетности, в распоряжении ООО «Автомама» остаются денежные средства, правильное использование которых может помочь организации в расширении сферы влияния, формировании так называемой «подушки безопасности», повышении уровня подготовки персонала и его мотивацию, улучшения качества предоставляемых услуг, организации успешной рекламной политики.
Данные улучшения в свою очередь неизбежно приведут к инвестиционной привлекательности организации, увеличению потока потребителей предоставляемых организацией услуг и, как следствие, к повышению чистой прибыли предприятия. Так, правильно выбранная политика использования свободных денежных средств является главным двигателем развития и совершенствования организации [4]. Механизм использования чистой прибыли ООО «Автомама» представлен на рисунке 3 [5].
Рисунок 3 - Механизм использования чистой прибыли ООО «Автомама»
Следует отметить, что оплачивать начисленные организации или предприятию штрафные санкции, а так же некоторые виды налогов и сборов уплачиваемые за счет чистой прибыли необходимо в обязательном порядке.
Оставшуюся чистую прибыль наиболее целесообразно использовать для следующих целей [2]:
1. Формирование резервного капитала (финансового резерва) – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств Если ООО создает резервный фонд, то его размер определяется исключительно уставом, пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. №14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» [31].
2. Инвестиции в развитие производства – т.е. расширение бизнеса, его усовершенствование. На наш взгляд, наиболее важный аспект. Ведь именно за счет увеличения объемов и качества продаж услуг увеличивается прибыль – главная цель любого бизнеса. Тем более, кто, как не собственник должен быть уверен в своей организации и смело в нее инвестировать [1].
3. Стимулирование персонала. Персонал является основой любого предприятия или организации, так как без него попросту невозможно их функционирование. На наш взгляд, стимулирование нужно проводить по двум направлениям – духовное и материальное.
Таким образом, поднятие морального состояния работников, укрепление корпоративного духа – важнейшие аспекты формирования правильной целевой установки на качественную и продуктивную работу. Это может достигаться путем проведения совместных культурных мероприятий, например, празднование какой-либо важной даты или совместной поездки на природу. При этом обязательным условием будет полностью бесплатное посещение таких мероприятий для работников. Так, затраты на их организацию будут отчисляться за счет чистой прибыли. Материальное стимулирование – неотъемлемая часть трудовой деятельности. Ничто так не настраивает на работу, как сулящее дополнительное вознаграждение в ООО «Автомама».
3. Разработка рекомендаций по повышению прибыли в ООО «Автомама» на 2021-2022 годы
3.1 Проблемы и мероприятия по их решению направленные на повышение прибыли в ООО «Автомама»
Важной задачей ООО «Автомама» является получение прибыли, поэтому средства для ее увеличения связаны с приоритетными задачами управления финансово-хозяйственной деятельностью.
Она служит источником финансовых ресурсов для развития бизнеса, в связи с этим данный показатель является жизненно необходимым и актуальным [12]. Прибыль является важнейшей категорией экономики и основной целью любого коммерческого субъекта, в рамках которого прибыль является отражением чистого дохода, генерируемого в сфере материального производства, выполняя ряд следующих функций:
1) прибыль отражает финансовые результаты всей деятельности организации;
2) прибыль отражает стимулирующую функцию;
3) прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и доходной части бюджетов всех уровней.
Прибыль приобретает все большее значение при формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов, а также является источником обеспечения внутрифирменных потребностей фирм [17, С.24]. Она также выполняет часть обязательств компании перед банками и другими учреждениями. Факторы, определяющие величину прибыли, делятся две группы: зависимые и независимые от предприятия.
Первая группа включают в себя:
1) уровень управления бизнесом;
2) компетентность руководства и менеджеров;
3) конкурентоспособность продукции;
4) организация производства и работы в компании;
5) объем продаж продукций, их ассортимент и качество;
6) себестоимость продукции;
7) уровень цен на продаваемую продукцию.
Ко второй группе относится:
1) рыночная конъюнктура;
2) уровень цен на используемые ресурсы;
3) амортизационные отчисления.
Соотношение вышеперечисленных факторов к прибыли является прямым, за исключением затрат, уменьшение которых приводит к увеличению прибыли. В качестве составляющих выступают внешние факторы. Факторы второго порядка оказывают непосредственное влияние на результат продаж и, следовательно, на общую сумму прибыли [15].
В текущих и будущих периодах целью управления прибылью является максимизация доходов компании. Поэтому пути ее увеличения связаны с вопросами финансового и производственно-экономического управления. Для достижения этой цели предприятие решает задачи, обеспечивающие увеличение прибыли:
1. Максимизировать прибыль в зависимости от ресурсов компании и ситуации на рынке.
2. Оптимизировать соотношение между уровнем прибыли и риском.
3. Повысить качество получаемой прибыли путем выявления резервов для их увеличения, роста выручки и рациональных инвестиций в хозяйственный комплекс предприятия. Основной упор делается на увеличение объемов производства, разработку новых видов продукции и снижение затрат.
4. Обеспечить рост инвестированного капитала.
5. Создать достаточный объем финансовых ресурсов для решения текущих и будущих проблем, связанных с получаемой прибылью, которая должна доминировать в финансовой структуре предприятия [14].
6. Обеспечить эффективное участие персонала компании в формировании, распределении и использовании прибыли с целью повышения их заинтересованности в увеличении размера положительного финансового результата предприятия.