Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические и методические подходы к механизмам распределения и использования прибыли на предприятии

1.1 Сущность, роль и виды прибыли

1.2 Управление распределением и использованием прибыли

1.3 Методика оценки распределения и использования прибыли

2. Анализ и оценка механизмов распределения и использования прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 годы

2.1 Экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ финансового состояния ООО «Автомама» за 2017-2019 годы

2.3 Оценка распределения и использования прибыли в ООО «Автомама» за 2017-2019 годы

3. Разработка рекомендаций по повышению прибыли в ООО «Автомама» на 2021-2022 годы

3.1 Проблемы и мероприятия по их решению направленные на повышение прибыли в ООО «Автомама»

3.2 Оценка эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования механизмов распределения и использования прибыли в ООО «Автомама»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

1.2 Управление распределением и использованием прибыли

Спустя некоторое время после открытия организации, появляется возможность оценить его эффективность в цифрах [5]. Одним из главных показателей эффективности является прибыль предприятия. Прибыль – это разница между доходами фирмы и ее расходами. Прибыль организации – это разница между выручкой и себестоимостью продукции или предоставляемых услуг [23, с. 21].

Доход формируется преимущественно от реализации товаров и услуг, на продаже которых специализируется фирма, а расходы – это затраченные при производстве товара или услуги средства и другие финансовые отчисления. Прибыль организации имеет свою классификацию:

1. Валовая прибыль;

2. Чистая прибыль;

3. Балансовая прибыль.

1. Прибыль (убыток) от основной реализации – продажа продуктов, для которых и создавалось предприятие, его основная деятельность по Уставу;

2. Прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия (прочая реализация, не предусмотренная Уставом – продажа имущества, числящегося на балансе предприятия, например);

3. Внереализационная прибыль (убыток) – сдача в аренду помещения, инвестирование в паевые фонды, вклады [15, с. 24].

Прибыль является важным экономическим показателем, служащим для отображения эффективности предпринимательской деятельности. Что касается внешних факторов, то на них руководство повлиять не может. Перечислим их:

– местоположение предприятия;

– экологическая ситуация в регионе;

– природные особенности;

– поддержка бизнеса государством;

– политическая ситуация в стране и мире;

– особенности экономики (страны и мира);

– обеспечение транспортом и необходимыми ресурсами [5].

Управляющие, руководители, генеральные директоры, которые не понимают этого, как правило, не способны правильно распределять ресурсы и проводить необходимую оптимизацию. В лучшем случае их действия приводят к неоптимальным результатам, в худшем - неумышленно наносят ценности непоправимый вред. Поэтому руководителю следует знать, как формируется прибыль компании, чтобы осознавать способы ее искажения [9].

Создать прибыль невозможно, но ее можно перераспределить из одного отчетного периода в другой. Здесь у компании есть несколько вариантов. Например, чтобы повысить прибыль текущего года, компания может:

1. Увеличить продажи, получив дополнительные сделки;

2. Сократить расходы или другие доходы, исключив существующие сделки;


3. Изменить способ учета существующих сделок, увеличив активы, сократив обязательства, уменьшив прибыль за прошлый период.

Последний способ считается оптимальным и самым простым. С помощью данного способа легко влиять на результаты текущей прибыли. Впрочем, увеличивать можно не только прибыль, но и оборот. Одна из ведущих проблем с показателем прибыли возникают в результате смешения операционной, инвестиционной и финансовой деятельности организации [1].

Так, например, убытки по операционной деятельности, когда выручка не покрывает издержки, связанные с производством и реализацией продукции, могут быть завуалированы прибылью от продажи активов или полученными штрафными пенями от контрагентов. Чрезвычайные расходы и доходы могут также искажать эффективность операционной деятельности. В связи, с чем инвестору важно отделять единовременные операции (возмещение ущерба, реструктуризация), не являющиеся типичными для организации.

При этом управление прибылью не обязательно связано с ее завышением. Исследования показали, что в 1/3 случаев манипуляции с прибылью связаны с ее уменьшением. Уменьшение прибыли, на первый взгляд, кажется нелогичным, но оно позволяет руководству компании создать иллюзию роста. Основной способ, который используют для этого – это увеличение резервов [2].

В дальнейшем если организация будет бороться за достижение целевых показателей, то эти резервы можно будет сократить и показать это восстановление как доход. Главная задача – нужно декомпозировать весь бизнес-процесс получения прибыли на составные элементы – более мелкие бизнес-процессы. По каждому выделить ключевые показатели, назначить ответственных сотрудников и прописать их мотивацию [3].

Работа над увеличению прибылью, чаще всего связана с:

– оптимизацией затрат – сокращение ненужных кадров, избавление от ненужных трат;

– повышением цен – работа над маржинальностью для получения дополнительной прибыли в краткосрочном периоде.

В основном управление формированием прибылью организации проходит в три этапа:

Первый этап – сбор капитала для финансирования активов. Данный этап предполагает привлечения капитала для финансирования активов. Возможные пути привлечения денег [4]:

– предоплата от покупателей;

– договоренность об отсрочке платежа с поставщиком;

– взятие кредита;

– вложение собственных средств.

Второй этап – превращение активов в доходы. Это самый главный бизнес-процесс получения прибыли, который приводит к увеличению продаж, выручки для торговых организаций. Ключевым показателем будет являться оборачиваемость активов. Например, можно продать товар один раз в месяц с маржинальностью 50% и заработать 50 рублей, а можно обернуть товар три раза в месяц с маржинальностью 20% и заработать 60 рублей прибыли [7].


Третий этап – превращение доходов в прибыль. На данном этапе начинается работа с маржой за счет гибкой ценовой политики. Маржинальная прибыль – это разница между ценой закупки и ценой продажи. Вывод. Российские организации получают все меньше прибыли и платят все меньше налогов. Нагрузка на федеральный бюджет растет - без его помощи регионы начнут сворачивать инвестиционные и социальные программы. Необходимость управления прибылью в условиях рыночной экономики велика.

Главная задача управленческой системы – максимизировать доход предприятия. Для этого необходимо правильно подобрать комплекс методов оптимизации доходов. Составление и корректировка схемы управления бизнесом связано с огромным риском. Малейший просчет может оказаться фатальным для предприятия. Чтобы деятельность компании были прибыльной, необходимо регулярно проводить финансовый и факторный анализ, рассчитывать конечные результаты, сравнить их с показателями прошедших периодов [5].

Порядок распределения прибыли имеет свою актуальность, поскольку полученная прибыль как конечный результат обеспечивает достижение требуемого уровня результативности и финансовой устойчивости в любой организации. Наличие у предприятия положительного финансового результата деятельности, то есть прибыли, свидетельствует об успешном и эффективном функционировании организации на рынке.

В частности, экономисты Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. рассматривают финансовое состояние организации на основе распределения и управления финансовыми ресурсами предприятия [1]. В научных работах отмечено, что прибыль, полученная организацией, обеспечивает устойчивость финансового состояния организации только при достаточности формируемых денежных средств. В экономическом смысле прибыль представляет собой часть добавленной стоимости организации, которую она получает в результате реализации товаров, работ, услуг, в качестве вознаграждения за вложенные финансовые и иные ресурсы и риск предпринимательской деятельности [21].

При этом на характер прибыльности деятельности организации могут оказывать влияние различные факторы такие, как эффективность производственной деятельности предприятия, структура постоянных и переменных затрат, ценовая политика организации, политика организации при определении объемов реализации продукции, наличие у компании доходов от не связанной с производством деятельности, эффективность финансовой и инвестиционной деятельности хозяйствующего субъекта, результативность проводимой маркетинговой политики, производительность труда на предприятии, а также ряд внешних факторов, связанных со сложившейся макроэкономической ситуацией в стране (рис. 1) [23].


Рисунок 1 - Факторы, влияющие на величину прибыли

Следует отметить, что субъекты хозяйственной деятельности в одних и тех же условиях принимают различные решения, опираясь на практический опыт, интуицию и т.п, а значит, и характер финансовых рисков зависит от множества факторов [22]. Основным звеном в рыночной экономике в современных условиях являются коммерческие организации, создающие обществу товары и осуществляющие необходимые работы и услуги, если это не запрещено местным законодательством. Финансовые результаты хозяйственной деятельности организации определяются на счетах бухгалтерского учета путем сопоставления суммы доходов и суммы расходов [4].

При этом распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, включая штрафные санкции, уплачиваемые в бюджет и внебюджетные фонды. Вместе с тем прибыль, которая остается после уплаты налогов и иных платежей находится в распоряжении предприятия, которое вправе самостоятельно направить на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, в частности, фонд потребления и резервный фонд [6].

Руководство компании распределяя прибыль руководствуется прежде всего внутренним положением, в частности: - рассматривается конкурентоспособность предприятия, т. е. возможно ли расширение производственной деятельности, обновление производственного потенциала предприятия, - выявляются масштабы финансирования инвестиций, повышения уровня технологий и оборудования. Следует отметить, организация распределяет прибыль исходя из своей организационной структуры. Например, чистая прибыль товарищества может распределяться в фонд накопления, фонд потребления, а также между учредителями. На рисунке 2 представлена модель распределения прибыли для акционерных обществ [21].

Рисунок 2 - Модель распределения прибыли в акционерных обществах

В акционерных обществах чистая прибыль распределяется в следующие фонды: резервный, накопления, потребления, дивидендный фонд и остается остаток нераспределенной прибыли. При этом государство и иные органы управления не имеют право вмешиваться в распределении чистой прибыли, находящейся в распоряжении организации [7].

В частности, из оставшейся прибыли предприятие выплачивает единовременные поощрения и пособия, уходящим на пенсию, а также надбавки к пенсиям и т.п. Вместе с тем денежные средства могут быть направлены на материальное стимулирование, на социальное обеспечение, на подбор и развитие персонала. Следовательно, эффективное распределение прибыли является интересом самой организации. В случаях утаивания прибыли от налогообложения или взносов во внебюджетные фонды также взыскиваются штрафные санкции, источником уплаты которых является чистая прибыль [20].


1.3 Методика оценки распределения и использования прибыли

На современном этапе, в период экономического кризиса, вопрос анализа и оценки методического расчета эффективности управления финансами приобрел новую значимость. Анализ финансов и экономического состояния производится для внутреннего использования, с целью привлечения инвестиций, для формирования отчетности, составления бизнес-планов, все это с точки зрения самой организации. Также, анализ и оценку финансов могут производить и внешние структуры: государственные органы, коммерческие банки, инвесторы [19].

И стоит отметить, что и для внешних и для внутренних пользователей важно применять эффективные методики анализа и оценки эффективности управления финансами, с целью получения достоверной информации [8, с. 9].

Основной показатель финансовых результатов деятельности организации, это прибыль, которая служит определяющим фактором финансового и социального развития не только лишь для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому, экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение. Планирование прибыли производится отдельно по видам деятельности компании. Отдельное планирование определяется различиями в методологии исчисления и налогообложения прибыли от разных видов деятельности [8, с. 11]. Методика анализа управления финансами на современном этапе расширяется. Связано это, прежде всего с активным появлением компаний, их слияний, движением денежных потоков, инвестиций, и т.д. С целью не снизить эффективность управления финансовыми потоками, организациям необходимо применять различные современные инструменты управления финансами [18].

Следует отметить, что многомерный финансовый анализ чаще всего используется крупными холдингами, так как он позволять произвести финансовый анализ дочерних компаний, филиалов. Все компании, для оценки управления финансами, и определения ее эффективности используют анализ финансово – хозяйственной деятельности, различные финансовые показатели, коэффициенты. Что такое анализ и оценка методического расчета эффективности управления финансами? [17]

Это итоговые финансовые показатели деятельности, которые показывает насколько эффективно управление финансами, и методика их определения в конкретной организации. Существуют различные методики анализа управления финансами, подразумевающие анализ по различным направлениям, в связи с чем, в целях повышения результативности применения аналитических процедур при решении задачи оценки качества управления финансами, следует исходить из возможности их комплексного использования [19, с. 23].