Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Респонденты первой группы ищут работу, которая давала бы им возможность почувствовать себя достойным гражданином общества, что их труд нужен не только близким, но и широкому кругу людей - стране, миру в целом (обеспечение города или территории связью, электроэнергией, водой, охрана рубежей Родины, общественного порядка, природы, строительство жилья и т.д), выбирая место работы, они обычно игнорируют такой фактор, как традиционность или принципиальная новизна выполняемого труда, это достаточно гибкая позиция, далекая от крайностей.

Качественный анализ профиля второй группы выглядит следующим образом: для них в большей мере характерна внешняя мотивация профессиональной деятельности (желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.), она регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности, если эти респонденты работают из-за денег, то это является внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором; они весьма часто игнорируют выгоды, которые дают неденежные формы социального обмена.

3. Методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана.

При интерпретации результатов исследования учитывались следующие показатели. Если количество набранных баллов от 1 до 7, то у респондента диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция мотивации на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

В ходе анализа данных полученные первичные результаты исследования представлены в Приложении 3, средние значения по методики занесены в Таблицу 4.

Таблица 4 Данные по методике А.А. Реана МУН

Уровни мотивации

Первая группа

Вторая группа

Количество человек

%

Количество человек

%

Низкий уровень (мотивация на неудачу)

3

17,6%

2

13,3%

Тенденция к мотивации на неудачу

1

5,9%

6

40%

Средний уровень (неопределенность мотивации)

0

0%

3

20%

Тенденция к мотивации на успех

8

47,1%

2

13,3%

Высокий уровень (мотивация на удачу)

5

29,4%

2

13,3%

Всего по группе

12,4

9,3


В первой группе отмечена ярко выраженная тенденция мотивации на успех - (47,1%) и высокий уровень мотивации на успех (29,4), в сумме эти показатели характеризуют данную группу респондентов как сотрудников с преобладающей мотивацией на успех. Мотивация на успех относится к позитивной мотивации, при которой человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха.

У респондентов второй группы преобладающей является тенденция мотивации на неудачу (40%), а так же у двух человек (13,3%) низкий уровень (мотивация на неудачу). Это трактуется как негативная мотивация. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.

Полученные результаты по методике А.А. Реана представлены наглядно на Рисунке 3.

Рисунок 3. Данные по методике Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана

Проверка достоверности полученных данных по методике Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана проводилась при помощи U-критерия Мана-Уитни. Расчеты по критерию Мана-Уитни проводились при помощи программы Miсrоsоft Оffiсе Ехсеl. Выдвигаются гипотезы: Н0 – между выборками не существует статистически значимых различий, и Н1 – между выборками существуют статистически значимые различия. Для данной выборки N=17/15 табличное значение Uкрит. составляет 66/83.

По методике по методике Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана:

Результат: UЭмп = 81,5

UКр при p≤0.01 = 66, при p≤0.05 = 83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(81,5) находится в зоне значимости, следовательно, принимается Н1 – между выборками существуют достоверно значимые различия.

Таким образом, анализ данных по методике "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана позволил определит мотивационные тенденции у сотрудников пограничной службы, а именно: для респондентов первой группы в большей степени характерны тенденции направленности на успех, то есть такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.


Во второй группе наблюдается тенденция мотивации к избеганию неудачи, что характеризует респондентов как людей, мотивированных на неудачу, они обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому, ситуативная тревожность у них становится чрезвычайно высокой.

4. Методика "Готовность к риску" (PSK) Шуберта.

При интерпретации данных выставляется общая оценка теста, она дается по непрерывной шкале как отклонение от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску. Значение теста могут варьироваться в пределах от -50 до +50 баллов: меньше -30 баллов – респондент слишком осторожен, от -10 - +10 баллов - средние значения, свыше +20 баллов - склонность к риску.

В ходе проведенного исследования оценивались особенности поведенческих реакций сотрудников пограничной службы в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

Результаты исследования представлены в Приложении 4, анализ средних значений представлен в Таблице 5.

Таблица 5. Данные по методике "Готовность к риску" (PSK) Шуберта

Уровни мотивации

Первая группа

Вторая группа

Количество человек

%

Количество человек

%

Низкий уровень

10

58,8%

4

26,7%

Средний уровень

5

29,4%

5

33,3%

Высокий уровень

2

11,8%

6

40%

Всего по группе

-6,88

5,46

Результаты исследования позволяют выявить уровень сформированности стремления к риску в первой и второй группах.

Высокий уровень склонности к риску в первой группе отмечен у двух (11,8%) опрошенных, во второй группе – у 6 (40%) респондентов.

Средний уровень склонности к риску в первой группе отмечен у пяти (29,4%) человек, во второй группе – так же у пяти (29,4%) человек.

Низкий уровень склонности к риску в первой группе выявлен у десяти (58,8%) опрошенных, во второй группе – у 4 (26,7%) респондентов.

Сравнительный анализ данных показал, что в первой группе зафиксирован отрицательный вариант, что говорит об отсутствии готовности к риску в данной группе. Во второй группе выявлен положительный средний балл, что свидетельствует о тенденции в данной группе к риску.


Наглядно полученные данные представлены на Рисунке 4.

Рисунок 4. Данные по методике "Готовность к риску" (PSK) Шуберта

Проверка достоверности полученных данных по методике "Готовность к риску" (PSK) Шуберта проводилась при помощи U-критерия Мана-Уитни. Расчеты по критерию Мана-Уитни проводились при помощи программы Miсrоsоft Оffiсе Ехсеl. Выдвигаются гипотезы: Н0 – между выборками не существует статистически значимых различий, и Н1 – между выборками существуют статистически значимые различия. Для данной выборки N=17/15 табличное значение Uкрит. составляет 66/83.

По методике "Готовность к риску" (PSK) Шуберта:

Результат: UЭмп = 63,5

UКр при p≤0.01 = 66, при p≤0.05 = 83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(63,5) находится в зоне значимости, следовательно, принимается Н1 – между выборками существуют достоверно значимые различия.

Выводы

Таким образом, анализ данных по методике "Готовность к риску" (PSK) Шуберта показал, что в первой группе преобладает низкая готовность к риску, то есть опрошенные первой группы не склонны рисковать в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

Во второй группе преобладает высокая готовность к риску, то есть для этих людей не составит труда в своих поведенческих реакциях проявить склонность к риску в ситуациях, сопряжённых с неопределённостью для жизни, требующих нарушения установленных норм, правил.

Итак, в ходе проведенного эмпирического исследования по методике "Мотивация профессиональной деятельности" К. Замфир были сформированы две группы: в первую группу вошли респонденты, у которых выявлены высокие показатели внутренней мотивации профессиональной деятельности, а так же присутствует внешняя положительная мотивация – 17 человек, вторую группу составили респонденты, у которых по методике выявлены низкие и средние показатели внутренней мотивации, а так же высокие показатели внутренней отрицательной мотивации – 15 человек.

Анализ полученных данных по методике "СТМ" А.Г. Шмелева, А.И. Зеличенко позволяет сформировать мотивационный профиль по каждой группе респондентов.

Для сотрудников первой группы характерны такие особенности мотивации, как: внутренняя мотивация, интерес к процессу, включенность в команду, служение обществу, деньги и следование традициям.


Для сотрудников второй группы присущи в большей степени внешняя мотивация, деньги и связи. Анализ данных по методике "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (МУН) А.А. Реана позволил определит мотивационные тенденции у сотрудников пограничной службы, а именно: для респондентов первой группы в большей степени характерны тенденции направленности на успех, то есть такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Во второй группе наблюдается тенденция мотивации к избеганию неудачи, что характеризует респондентов как людей, мотивированных на неудачу, они обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах, стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому, ситуативная тревожность у них становится чрезвычайно высокой. На сегодняшний день практика стимулирования на предприятии основана на некотором внутреннем ощущении руководителями мотивационной направленности своего персонала. Это ощущение основывается на следующем:

  • на видении отношения работников к труду, выполнения своих задач и трудовых функций;
  • на оценке количественных и качественных результатов труда;
  • на восприятии различных высказываний работников относительно существующей системы стимулирования, и прежде всего оплаты труда.

Поэтому для повышения эффективности деятельности предприятия необходимо перейти от ощущения мотивационной среды к ее систематическому изучению и в связи с этим к повышению эффективности системы стимулирования.

Заключение

Таким образом, подводя итог работы, можно сделать следующие выводы; Деятельность всегда имеет мотив ("немотивированная" деятельность — та, мотив которой скрыт от самого субъекта или внешнего наблюдателя).

Однако между мотивом и потребностью, между мотивом и деятельностью, а также между потребностью и деятельностью нет отношений строгой однозначности. Воздействие на мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).